Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Иерей Сергий Тарасов, Благочинный Югорского благочиния. Сретение Господне

  • Рецепты от бабы Вари

  • 10-летие учреждения московского Подворья Православной Церкви в Америке

  • Визит на Алтай

  • 29 октября - осенний святительский день

  • Празднование 250-летия со дня рождения преп. Серафима Саровского

  • 14 (1) августа начинается Успенский пост. Как проводить дни Успенского поста

  • Рождественский пост

  • Праздник славянской письменности и культуры

  • Пятидесятница - день рождения Церкви

  • Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

  • Постимся постом приятным

  • Иерей Евгений Пуртов. Пост - мать благочестия

  • Наступил великий пост. Интервью с Высокопреосвященнейшим Димитрием, архиепископом Тобольским и Тюменским

  • О соблюдении Рождественского поста

  • Торжества в Америке

  • 19 декабря - праздник святителя Николая Чудотворца

  • Еще раз про рождественский пост

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы

  • Рождественский пост - средство стяжания любви и милосердия

  • Успенский пост

  • Традиционный Крестный ход на День святой троицы в Тюмени

  • Петров пост

  • Пасха в Чечне

  • Пасха в Чечне

  • Вознесение Господне

  • Пасха - светлое Христово Воскресение

  • Пасха - главный праздник года

  • Масленица веселая

  • Как провести Великий Пост

  • Рождественские радости

  • Календарь постов на 2002 год

  • Праздники декабря

  • Пост - деятельное начало

  • Сретенье Господне

  • Рождественский пост

  • Покров

  • Митр. Антоний: Сретенье

  • Рождество Христово

  • Петров пост

  • Как праздновать Рождество

  • День богоявления

  • Вознесенье Господне

  • Рождественские радости

    24/6 Навечерие Рождества Христова. Рождественский сочельник В навечерие Рождества Христова, известное под именем Сочельника или Сочевника, народ русский исстари наблюдает у себя особенные благочестивые обычаи, которые служат у него своего рода приготовлением к празднику Рождества Христова. К Сочельнику хозяйки заканчивают начатую накануне уборку, мытьё и беление изб, варку и приготовление различных яств и напитков для разговения своей семьи и угощения праздничных гостей.

         По заведенному обычаю, русский народ в Рождественский сочельник постится до позднего вечера, именно до появлений звезды. В западной и южной России, по старому патриархальному обычаю, как только является на небе вечерняя заря, все семейства приступают к святой рождественской вечери. Пред самым началом этой трапезы хозяева дома затепляют лампаду у образов, ставят пред иконами восковые свечи, читают вслух молитвы, и затем все семейство, заключив молитву благопожеланиями, принимается угощаться; от обильного угощения Рождественский сочельник иногда называется Щедрым вечером или Богатою кутьею.

         Важнейшею принадлежностью стола на Рождественский сочельник служат кутья и взвар. Первая обыкновенно приготовляется из зерновой вареной пшеницы, ячменя, рису с сытом; взвар состоит из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Самый стол, на котором располагается трапеза, устилается сеном или соломой. Можно думать, что кутья и взвар как главные принадлежности на Рождественский сочельник имеют символическое значение: кутья есть неотъемлемая вещь при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении дитяти. Легко отсюда заключить, что наши предки в вечери Рождества Христова этими двумя блюдами думали, быть может, соединить воспоминание о рождении и смерти Спасителя, вспомним, что и смирна, которую волхвы принесли в дар новорожденному Христу, также знаменовала смерть Христову. Сено или солома, которыми устилается стол и прилавок, напоминают собою те ясли, в которых положен был Спаситель.

         Наши предки старались Рождественский сочельник ознаменовать делами христианской благотворительности. Так, по крайней мере, царь Алексей Михайлович накануне Рождества Христова рано утром ходил тайно в тюрьмы и богадельни, раздавая там щедрую милостыню; он делал такие же подаяния на улицах нищим и разного рода бедным.

         Но рядом с указанными благочестивыми обычаями у наших предков совершались и такие обряды, которые были остатком дохристианской древности. Так, например, в Стоглаве говорится, что «в навечерии Рождества Христова... мужи и жены и дети в домах по улицам отходя и по водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными». Нет сомнения, что эти беснования и игры были остатками празднества языческой Коляды, - празднества, которое с разными пиршествами и весельем совершалось 24/6 и 25/7 декабря. В конце XVII столетия патриарх Иоаким сильно восставал против этого празднества и даже указом своим запрещал скверные и бесовские действия и игрища, которые совершались в Москве и других городах в навечерие Рождества Христова. (15, 70-72)

         25/7 Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова, как важнейший и радостный день церковный, играет солнце. Важнейшим из обычаев, относящихся к празднику Рождества Христова, бесспорно, был обряд славления, сохранившийся до сих пор; он состоял в хождении причтов по домам с молитвой и пением. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Миряне в праздник Рождества Христова имели обычай посещать друг друга. Петр Великий сам с великою охотою следовал этому обычаю и ходил к своим боярам и придворным.

         Славильщиков дарили каким-либо подаянием; так, даже в позднее время, в царствование императрицы Екатерины II, о Рождестве Христове давалась певчим дача, известная под названием славленной дачи. В расходной книге Чудова монастыря на 1645 г. записано, что «в праздник Рождества Христова много роздано денег рождественским славильщикам, придворным певчим и крестным дьякам».

         В южной Руси славлением на праздник Рождества Христова особенно занимались школьники, которые при этом имели обычай приветствовать хозяев дома латинскими и греческими рацеями и виршами. В начале XVII в. к обряду славления присоединено было ношение так называемого вертепа, или ящика, в котором представлялись в лицах события и обстоятельства рождения Иисуса Христа. Гораздо чаще можно было увидеть в руках у славильщиков и так называемую вифлеемскую звезду — плоское или в виде шара подобие звезды, всегда украшенное, яркое. Звезду укрепляли на древке и несли впереди процессии как своего рода праздничное знамя, символ Рождества.

         Сразу же после службы в Рождественскую ночь миряне расходятся по домам, разговляются в семейном кругу и отдыхают. Ранним утром дети, которых на ночное богослужение не брали из-за малолетства, начинают бегать по избам и славят: «Рождество Твое, Христе Боже наш…», «Дева днесь…» и т.д.

         Днём группами в 5-10 человек взрослые и дети ходят со «звездой» и поют «Виноградье». Накануне, чтобы соорудить «звезду» надо было внести денежный вклад и разучить длинное «Виноградье». Эта былинная песнь исполнялась запевалой при поддержке хора. Подойдя к дому, запевала учтиво спрашивал хозяина:
    — Прикажи, сударь-хозяин, Виноградьё спеть!
    Хор:
    — Виноградьё красно-зелёное!
    Запевала:
    — Если прикажешь, мы споем, Не прикажешь — отойдем.
    Хор:
    — Виноградьё красно-зелёное!

         Когда славильщиков впускали в дом, пение продолжалось в том же порядке: запевала начинал, а хор на каждый стих припевал: «Виноградьё красно-зелёное».

         В песне этой идет речь о чудесном корабле Ильи Муромца с церквями, банями и базарами, который путешествовал по синю морю 12 с половиной лет. Турецкий хан вознамерился было полонить Илью, да услышав его боевые приготовления, испугался и убежал. Заканчивается «Виноградие» пожеланием хозяевам многих лет жизни. (3, 90)

         Получив вознаграждение деньгами, печеньем, сладостями и другой всевозможной снедью, компания благодарит и направляется в следующий дом. Собранные деньги славильщики и колядовщики делят между собой. Подаяния натурой (овечка, курица) иногда меняли на орехи или мед. Так проходят первые 2-3 дня после праздника, пока не обойдут всю родню и знакомых.

         Ближе к Васильеву дню на святки молодежь собирается уже по домам вечеровать. Поются подблюдные (застольные) песни, затеваются веселые добрые игры, в ходе которых юноши и девушки ближе узнают друг друга. Накануне нового года с 31/13 на 1/14 января собирались за праздничную трапезу, которая от обилия пирогов, печения и другой пищи превращала этот вечер в Щедрый вечер. С наступлением нового года наши предки ожидали от него счастья, исполнения желаний своих: земледельцы мечтали о хорошем урожае, девушки — о добрых женихах. Оттого и пели за столом:

    Секи, мати, капустку, пеки пироги,
    Свят вечер. Свят вечер.
    К тебе, мати, гости, ко мне - женихи.
    Свят вечер. Свят вечер.
    К тебе, мати, в лаптях, ко мне - в сапогах.
    Свят вечер. Свят вечер.
    Кому мы поем, тому добро будет.
    Свят вечер. Свят вечер.
    Тому сбудется и не минуется.
    Свят вечер. Свят вечер.

    Дополнительная литература:
    1. Большая книга Рождества, составленная Наталией Будур и Иваном Панкеевым. — М.: ОЛМА—ПРЕСС, 2000.
    2. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря ХVI —ХIХ вв. — М., 1990.З

    иерей Евгений Пуртов



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.