|
||
|
Быть православным интересно. На вопросы молодых христиан отвечает диакон Андрей Кураев Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви Избрание нового предстоятеля американской Православной Церкви |
Лучший способ выйти из секты – это туда не попадать Поводом для нашей встречи с главным сектоведом нашей страны, автором беспрецедентного труда “Сектоведение” профессором Александром Дворкиным послужил выход третьего издания этой книги, которая уберегла очень многих людей от духовной смерти, неминуемо настигающей всякого, кто попадает в железные тиски той или иной тоталитарной секты. А если учесть, что секты эти удачно маскируются под различные общественные организации , завлекающие вроде бы гуманными , общечеловеческими и даже религиозными идеями, на деле же - как волки в овечьей шкуре прельщающие неискушённых, –ценность “Сектоведения” Дворкина тем более возрастает. Третье, дополненное издание книги доктора философии, кандидата теологии, вице-президента Международного “Диалог-Центра”, заведующего информационно-консультативным центром св. Иринея Лионского профессора Александра Дворкина “СЕКТОВЕДЕНИЕ. Тоталитарные секты” вышло в Нижнем Новгороде, в издательстве братства во имя св. князя Александра Невского. Еще второе издание первой и пока единственной книги, представляющей собой бесценный опыт систематического исследования тоталитарных сект на русском языке, стало важнейшей вехой на пути развития отечественного сектоведения. Учебник Дворкина стал настольной книгой для всех, кого волнует проблематика тоталитарных сект. Но, увы, в силу его неимоверной популярности, в последнее время достать эту книгу было практически невозможно. Выход третьего издания не только разрешает эту проблему, но и предоставляет читателю дополнительную информацию об угрозе XXI века — тоталитарных сектах. И первый вопрос профессору Дворкину - о том, чем кардинально отличается третье издание от второго . - Если сравнить второе издание и третье , то даже объём говорит о многом, потому что книга увеличилась процентов на 60. Все главы были пересмотрены , неточности выправлены, соответственно, информация увеличилась. Плюс добавлена информация об очень многих новых сектах в той или иной степени: о некоторых в виде подробного разбора, о других – в виде упоминания в определенном контексте. Естественно, книга не резиновая, поэтому о всех сектах написать в принципе невозможно, и моя задача - дать в руки читателя инструментарий, с помощью которого он сможет дальше разбираться с теми сектами , которые в книге не упомянуты, по аналогии. Зная, к какой категории та или иная секта относится, читатель сможет иметь о ней представление. Есть ещё такой момент , что сектоведение всегда отстаёт – предмет исследования слишком изменяется, поэтому мы всегда в лучшем случае в полшаге позади происшедших событий, потому что, пока книга готовилась к печати и уже ничего нельзя было в нее вносить, что-то изменилось. И меняться будет постоянно. Поэтому каждое новое издание будет всё время уточняться и всё время переделываться. - Примерно, как операционные системы Windows? -Операционные системы Windows просто уточняются и делаются более удобными, что касается “сектовой” реальности- она не меняется. Меняются сами секты – они перетекают из одной формы в другую, происходят какие- то новые события, ради которых они выстраивают новую систему защиты и поэтому какие-то вещи неизбежно всегда устаревают. Таков наш предмет исследования и сделать с этим ничего нельзя. - Какие секты сейчас наиболее развиты и опасны? - Самая опасная секта - та, в которую попал ваш близкий.Опаснее её нет и поэтому, если ко мне приходит мать и говорит, что её сын попал , скажем, в секту Петра, и если бы я этой матери сказал: “Знаете, эта секта не очень опасна, потому что у неё не больше 30-40 последователей, поэтому вероятность того, что кто-то другой в неё попадёт, не столь велика" - это было бы очень странное утешение. Именно в эту секту попал её сын и поэтому она для неё самая опасная. Другое дело - есть секты более распространённые, более влиятельные. На сегодняшний момент самая распространённая и влиятельная – это, несомненно, неопятидесятническое движение веры, которое представлено различными сектами, такими, как “Слово жизни”, “Живая вера”, “Живая вода”, “Церковь нового поколения”, Христианский центр по названию города (например, Сургутский ) и так далее. Они сейчас по численности номер один и по своему растущему влиянию, несомненно, тоже номер один. Потом по численности за ними следуют “Свидетели Иеговы” и дальше - меньше по численности , но не меньше по влиянию: это сайентологи, мормоны, муниты, различные псевдовосточные секты- такие, как общество сознания Кришны, которая успешно оправилась от тяжёлого кризиса и сейчас поднимается довольно активно, наши отечественные секты -секта Виссариона, Богородичный центр, секта последователей Порфирия Иванова, очень активно растёт новая складывающаяся секта культа Анастасии среди читателей книг Владимира Пузакова под псевдонимом “Мегрэ”, секта “Радостея” и новый феномен, очень быстрорастущий, динамичный- это неоязыческие нативистские секты, которые говорят о возрождении древней славянской языческой традиции. На самом деле это никакое не возрождение, а такой постмодернистский новодел - они сами придумывают свою славянскую религию. Тем не менее это такой феномен, с которым мы постоянно сталкиваемся, пока он ещё не столь многочисленен, но очень быстро растет. - Информация об этих и многих других сектах находится, как известно, в интернете на сайте информационно- консультационного центра св. Иринея Лионского, адрес которого - http://iriney.vinchi.ru/ . Расскажите поподробнее об этом центре. - Осенью, 5 сентября, в день святого Иринея Лионского мы будем отмечать наше 9-тилетие. Центр информационно-консультационный , он же одновременно является кафедрой сектоведения при Православном Свято- Тихоновском Богословском институте. Мы собираем информацию о сектах и её распространяем. Главным образом центр занимается не реабилитацией а профилактикой, то есть принцип нашей работы следующий - “лучший способ выйти из секты – это туда не попадать”. Но поскольку у нас почти никто не занимается консультациями по выходу из секты, то по необходимости этим занимаемся и мы, хотя нам очень хотелось бы заниматься только тем, к чему у нас наибольшее призвание, а именно профилактикой. Вообще реабилитацией, то есть помощью человеку, вышедшему из секты, в нашей стране организованно не занимается никто. Это серьёзная проблема, серьёзная боль, об этом надо говорить, необходимо это положение исправлять. В наш центр можно обратиться через сайт в интернете по электронной почте - iriney@vinchi.ru или договориться о встрече по телефону (095) 246-25-35, если телефонной консультации будет недостаточно. - Что вы можете посоветовать нашим читателям или их знакомым, которые, находясь в секте, начинают прозревать. Куда можно обратиться, где, в случае необходимости, найти защиту? -Если человек понял, что он в секте, тогда 90 % дела сделано.Тогда рано или поздно он выйдет, если , конечно, его там не удерживают шантажом или какими-то другими аморальными методами. Но коль скоро есть шантаж , если вы боитесь , что с вами расправятся или вам очень сложно придётся, всегда нужно помнить, что дальше будет только хуже. Поэтому, чем скорее вы выйдете, чем скорее сможете сделать этот шаг, тем лучше будет для вас. Ближайший к ХМАО информационно- консультационный центр находится в Новосибирске, это достаточно далеко, поэтому – обратитесь в ближайший православный храм. Любой священник базовой информацией о сектах владеет, и я уверен, он сможет оказать вам необходимую помощь. В Новосибирске же очень хороший, активный информационно-консультационный центр святого Александра Невского , который с радостью окажет вам помощь. Есть подобный центр и в Екатеринбурге - там, в миссионерском отделе Екатеринбургской епархии работают активные и грамотные люди. - Как вы можете оценить существующее законодательство в отношении сект? Или его вообще нет? - Законодательства по отношению к сектам нет, потому что у нас не существует такого юридического понятия как секта. Законодательство по отношению к религиозным организациям крайне слабое, недоработанное. Имеет множество дыр. И главная, основная концептуальная дыра в том, что у нас не определено , что такое религия, что такое религиозная организация, что такое религиозная деятельность. Даётся “круговое” объяснение, что религиозная организация- та, что занимается религиозной деятельностью. Что такое религиозная деятельность, не поясняется. Поэтому несмотря на совершенно очевидное нарушение всех нравственных норм, иск управления юстиции к неопятидесятнической Ярославской организации был проигран. Дело в том, что там церковь “Новое поколение” создала свою прикрывающую структуру, которая была зарегистрирована, как общественная организация - “Центр творческой молодёжи”. Хотя фактически это был филиал секты. Члены этого центра ходили по школам, говорили, якобы, о вреде наркотиков и приглашали школьников на собрание в клуб, где уже вовлекали их в молитву и во всю прочую религиозную деятельность. Отец одного из школьников случайно зашёл в этот клуб, увидел, что его ребёнок участвует в молитве, возмутился и написал в управление юстиции. Оно вынесло предупреждение организации в том,что она занимается неуставной деятельностью. Организация “Центр творческой молодёжи” выиграла дело, поскольку действительно в законе не прописано, что молитва – это религиозная деятельность. Они смогли торжествовать. Это явное несовершенство закона, когда очевидные вещи в суде оказалось доказать невозможно. Нужно менять ситуацию, но те попытки, которые сейчас делаются, далеки от финальной фазы. Поэтому очень важно то, что будет делаться в регионах.
Если что- то будет происходить в регионах, будут поступать какие-то сигналы, то в конечном итоге и центр зашевелится.
|