ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№6 2005 г.         

Перейти в раздел [ Миссионерство ]

Православные татары


Неверующих людей у нас теперь найти сложно. В Бога верят все. А если человека спросить о его вероисповедании, то почему-то этот главный вопрос жизни многие связывают со своей национальностью: если татарин – значит мусульманин, если русский – значит православный, если поляк – значит католик. При этом татары спокойно пьют водку, что запрещено Кораном, а православные не ходят в храм, не носят на себе крестика. Можно ли назвать их истинно верующими?

Нет, не зависит вера от национальности. Что касается татар, то никто не считал, кого среди них больше – мусульман или православных. И те, и другие внесли свой вклад в историю нашего общего Отечества. Многие татары принимали и принимают христианскую веру, и это продолжается не одно столетие. Сегодня одна из страниц нашей газеты посвящена православным татарам.




Е.Е. Бухарев. Нас объединяет Христос – Алла Улы




Многие татары исповедуют Православие. Однако, не многие знакомы с историей и нынешними позициями Православия среди татарского народа, с обычаями и традициями православных татар.

Как известно, основные предки татар – это кыпчаки, вернее сказать, три потока кыпчакского движения – куманы (можары), заволжские татары (новые болгары), мангыты (ногаи). Куманы – западные кыпчаки и кыпчакизированные нетюркские племена (угро-финские, славяно-балтские), расселившиеся от Волги до Днепра и далее, от реки Кума (Кубань) и Кавказских гор до реки Москвы и далее. Заволжские татары – кыпчакские и кыпчакизированные некыпчакские племена (чувашские, угро-финские, возможно, славяно-балтские), расселившиеся ниже реки Камы до Каспия, от реки Волги до реки Урала (Яика). Мангыты - кыпчакские племена, расселившиеся от реки Урал далее на восток и юго-восток. Именно эти три потока сошлись в государстве Золотая Орда, которое они и создали, получив общее название – татары или нугаи.

История Православия среди всех предков татар берет свое начало с апостольской проповеди. Особенно успешной в Прикаспии была христианская миссия в V-VI вв., когда предки татар и вместе с ними многие кавказские народы входили в Православные Церкви Зихии и Алании. Также многие жители Средней Азии издревле приняли христианство или в истинном – православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства. Иными словами, все предки татар до VII-IX вв. были частично язычниками, а частично – христианами. Лишь потом появились группы мусульман, и то сначала среди заволжских татар, в то время как среди куманов и мангытов ситуация была прежней – либо христиане, либо язычники, о чем есть многочисленные свидетельства. Но и среди заволжских татар (новых болгар) были православные общины, характерный пример – святой мученик Авраамий Болгарский. Как известно, в Золотой Орде была относительная веротерпимость до правления Узбек хана. В этот период многие татары исповедовали Православие, например, об этом свидетельствуют письма Константинопольского Патриархата. До самого распада Золотой Орды православных татар окормляла Сарайская епархия, хотя после правления хана Узбека исповедовать Христа, не опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, татарам было не просто. Казалось, что после его правления все татары стали мусульманами, но факты существования групп православных татар, предки которых не имели никакого отношения к мусульманам, говорят нам об обратном. Такие группы встречаются не только среди татар-кряшен, но и среди других татарских общностей. Например, среди крещеных татар Рязанской и Тамбовской губерний (православных касимовских татар) есть интересная группа – бордаковские татары. Документы фиксируют полное отсутствие следов мусульманской культуры среди бордаковских татар. С другой стороны, многие татары, рождаясь в исламской среде, принимали и принимают Православие, эта традиция имеет свою более чем тысячелетнюю историю. Кроме мученика Авраамия Болгарского, есть святые татары и потомки татар, также прославленные в лике святых. Это и святой преподобный Петр Ордынский, и святые мученики Стефан и Петр Казанские, и святой Серапион Кожеозерский, и святой Пафнутий Боровский, и другие. Особого разговора требует история православного христианства среди татар после распада Золотой Орды и образования татарских государств…

Так как татарская культура чрезвычайно многообразна, состоит из многих субкультур, то нельзя, говоря об общетатарской культуре, подразумевать только одну из них, например, казанско-татарскую, а нужно учитывать все татарское культурное пространство.

Традиции и обычаи православных татар можно подразделить на собственно православно-христианские и народные, не противоречащие христианству, органично вписавшиеся в православно-татарскую культуру.

Православные татары отмечают все церковные праздники, величайшим из которых является Воскресение Господа нашего Иисуса Христа – Пасха Кён (Оло Кён, Бяйрямнен Бяйряме, Кызыл йомырка Бяйрям).

Далее идут великие двунадесятые праздники и воскресные дни:

Ходай Иисус Христоснын тыуыуы (Раштуа бяйрям, Раштыва бяйрям, Роштва) – Рождество Христово;

Ходайыбыз Иисус Христоснын Чумылыуы (Качману) – Крещение Господа (Богоявление);

Ходай Иисус Христосны карышы алыу – Встреча Господа (Сретение);

Ходай Иисус Христоснын Иерусалимга кереуе (Бермянчек, Вирбя бяйрям, Вирмя бяйрям) – Вход Господа в Иерусалим;

Изге Кыз Марияга арыу хабяр айтелеу – Возвещение архангелом Джабраилом Пресвятой Богородице Деве Марии воплощения от нее Бога Слова (Благовещение);

Иисус Христоснын кюккя кютярелеуе – Вознесение Господа;

Троицын кён (Тройсын, Трисун, Жапрак бяйрям) – день Пресвятой Троицы (День сошествия Духа Святого на святых апостолов);

Ходай Иисус Христоснын жактырылыуы (Спас) – Преображение Господа;

Алланы Тыудырган изге Кыз Мариянын дёньядян кючеуе – Успение Пресвятой Богородицы;

Изге Кыз Мариянын тыуган кёне – Рождество Пресвятой Богородицы;

Ходайнын кадерле Качын кютяреу – Воздвижение Креста Господня;

Алла Анасы изге Кыз Мариянын келяу ойоня кереуе – введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Воскресение кён (Якшямбе) – каждый воскресный день празднуется Воскресение Господа Иисуса Христа.

После великих двунадесятых праздников и воскресных дней идут другие церковные праздники. Также празднуется период Святок – дни между Рождеством Христовым и Крещением Господним, татарское название святок – Нардуган (Рождение Света). Во время празднования Питрау (св. апп. Петра и Павла) проходят широкие народные гуляния, особенно в сельской местности. Многие православные татары празднуют Сабантуй.

Что касается имен – то здесь царит многообразие и творчество. У православного татарина бывает сразу несколько имен. Первое – имя, данное человеку в Святом Крещении, соответствующее имени какого-либо святого. Например, это может быть святой Димитрий, святой Роман, или же святой Омир, святой Ахмед, святой Азат, святой Абу – есть такие православные святые. Второе – имя по паспорту, оно может соответствовать первому имени, а может и не соответствовать. Можно встретить православного татарина с именем по паспорту Марат, в Крещении – Димитрий, а в кряшенской деревне его будут звать Метрей, Метук или Метрах. А можно встретить православного татарина с именем по паспорту Ахмет, в Крещении Ахмед, и звать его везде будут тоже Ахмет.

Что объединяет представителей татарских этнических общностей? Нас объединяет Христос – Алла Улы. Нас объединяет Православие. Основы православной веры кратко изложены в православном Символе веры. Здесь мы приведем его текст на богослужебном татарском (церковно-татарском) языке.

1.Ышанамын бер Алла Атага, буган нястялярне Тотоучы диб, кюкне, жирне, кюреня торганны, кюренмей торганны барысын да Ул булдырган диб. (Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого же всего и невидимого).

2. (Жяня ышанамын) бер Ходай Iисусъ Христоска, Алланын жангыз тыуган, жактыдан чыккан жактыдый, чын Алладан тыуган чын Алла диб, тыуган, жаратылган тёгёл, У‘зе Ата белян бер, барын да Ул булдырган диб. (И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного, Который рожден от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, одной сущности с Отцом, Которым все приведено в бытие).

3. Без кешеляр ёчён, безне коткарыр ёчён кюктян ин‘еб, Святый Тын кыуаты белян Марiя Кыздан тяннянеб кеше булган диб. (Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воспринявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком).

4. Понтiй Пилатъ багытында безнен ёчён качка кадакланыб, азабланыб, у‘леб кюмелгян диб. (Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного).

5. О‘чёнчё кёнёндя у‘лгян жиреннян Алла княгясендягеча терелеб торган диб. (И воскресшего в третий день согласно Писаниям).

6. Кюккя кютярелеб, Атанын ун‘ жагыннан утырган диб. (И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца).

7. Терелярне, у‘лгяннярне тикшереб айырырга ололок белян тагы килясе, падшалыгы ич тя бетясе тёгёл диб. (И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца).

8. (Жяня ышанамын) Святый Тынга, тере итеу‘че Ходай диб, Атадан чыга диб, Ата белян, Ул белян тин‘ табыныулы, тин‘ даннаулы диб, Пагамбярляр арткылы Ул сёйлягян диб. (И в Духа Святого, Господа, творящего жизнь, от Отца исходящего, совместно с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков).

9. (Ышанамын) церковькя, апостоллар арткылы бётён жиргя куйылган бер гня арыу жыйын диб. (В Единственную Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь).

10. Чумылдырыу бер диб, жазыкларны кичертя диб а‘йтямен. (Провозглашаю вслух Одно Крещение для уничтожения грехов).

11. У‘лгянняр терелеб торасы диб, (Надеюсь на воскресение мертвых),

12. мянге тормош буласы диб кётямен, аминь. (и жизнь будущего века. Аминь (истинно так).

За последнее время позиции Православия среди татарской нации еще более окрепли. Это проявляется: в увеличении числа татар, принявших Православие в сознательном возрасте; в увеличении числа приходов, где богослужение проводится на татарском языке; в увеличении числа татарских православных общин; в активности кряшенских и нагайбакских культурных организаций; в издательской деятельности; в увеличении числа сайтов в Интернете. В Москве, например, действует татарская православно-христианская община, проходят молебны на татарском и славянском языках, проводятся занятия по изучению Библии (Изге Китаб, Изге Княгя, Алла Княгясе).

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.