В мае православным туристическим братством «Ермак» при храме Святой Троицы в пгт. Пойковский Ханты-Мансийского благочиния был проведён поход по реке Иртыш на четырёх надувных катамаранах от города Тобольска до Ханты-Мансийска общей протяженностью 605 км. В походе участвовали представители храмов Ханты-Мансийска и Пыть-Яха. Всё снаряжение было приобретено благочинием и его количество рассчитано на довольно значительную группу. У нас же всего было 14 человек. Надеемся, что, прочитав эту статью, инициативные люди на приходах заинтересуются и будут сотрудничать с нами в организации подобных походов.
5 мая в 4:30 утра две ГАЗели, заполненные вещами, рюкзаками и людьми выехали из Пойковского. В Пыть-Яхе на остановке нас ждал Александр – участник нашей команды. Мы благополучно приехали в г. Тобольск, где было холодно и шёл мокрый снег. Выгрузили вещи, игрушки, продукты – пожертвования, которые собрали пойковчане. К нам присоединился выпускник Свято-Тихоновского Богословского института города Москвы Николай. У нас был час свободного времени, и мы разошлись рассматривать достопримечательности Кремля. Потом мы поехали ниже по течению искать место для лагеря за мостом, так как лёд ещё не сошёл, а у мостов обычно образуются ледяные заторы, могущие значительно отсрочить наше отправление. В районе тобольских дач мы нашли речушку под названием Ламайка, где и разбили лагерь. Шёл снег. Была среда - на ужин приготовили суп с рыбными консервами и рисовую кашу. Вечером прочитали вечерние молитвы, но спать никто не пошёл – все грелись у костра и пели песни под гитару.
6 мая. Утро было пасмурным, но к обеду выглянуло солнце, стало ясно и тепло. Мы собрали и надули катамараны, разделились на группы и первый раз встали на воду. Спустились вниз по Ламайке до Иртыша, лёд ещё стоит – значит, будем ждать.
7 мая. Устанавливали паруса на некоторые катамараны, ловили рыбу.
8 мая. На Иртыше полным ходом идет лёд. Собрали вещи и отправились в путь. Идти было сложно, т.к. дул сильный встречный ветер и если не гребли вёслами, то нас относило назад. По реке плыло много льдин, и мы придумали способ, как отдыхать, не останавливаясь: протискивались между льдинами, а они толкали нас вперёд по течению. В 7 часов вечера причалили, попили горячего чаю, отдохнули, погрелись у костра и пошли дальше. В 23 часа остановились на ночлег. После чтения вечернего правила многие гребцы уснули, не поужинав.
9 мая. День Победы. На молитве помянули усопших воинов, скушали по частице просфоры. В 10:30 снялись с лагеря. Шли по ветру – кто на вёслах, кто под парусами, то маневрируя между большими льдинами на основном течении, то проходя по чистым участкам реки вдоль одного из берегов на излучинах (поворотах) реки. Но к 15 часам, недалеко от деревни Надцы, наш «караван» подошёл к крутому повороту. Правый берег поднимался на высоту около 150 метров. Левый же был пологим и в тальнике. На повороте был наш первый затор. Пришлось коротать время на берегу за ранним ужином или поздним обедом!? Чуть позже мы услышали звук моторов, и подплывшие рыбаки сообщили, что затор прошёл.
Прошли Надцы, поздравляя жителей с Воскресением Христовым. Дальше путь был спокойным: то плыли все вместе, то разъединяли катамараны и играли в догонялки. Вечером мы благополучно причалили к берегу.
10 мая. Южный ветер принёс тепло. Шли ходко – лёд не мешал. По-видимому, мы шли прямо за основным потоком льда, ломавшим пробки на плёсах и крутых поворотах, так что нередко нагоняли его и упирались в очередной затор.
После обеда встретили большое скопление льда – здесь нас ждало одно из самых сложных испытаний похода. Катамаран «Святитель Николай» вовремя пристал к берегу, а три других катамарана уже ничего не могли поделать с течением. Лёд стремительно стягивало на стремнину. Попытки соединиться, чтобы быть зажатыми льдом всем трём катамаранам вместе, что было бы безопаснее, не увенчались успехом, и пришлось прорываться назад против течения и идущего по нему льда. «Ледотоп» и «Ставрос» с большими усилиями выбрались на тихую воду, а «Фрегат», оказавшийся на стремнине, был зажат капитально.
Команда «Фрегата» самоотверженно боролась, расталкивая лёд, и с превеликим трудом, благодаря удаче, упорству команды и помощи Божией, они всё же смогли выбраться!!! Собравшись вместе, через час уже могли двигаться дальше.
11 мая. Нашли горячий источник минеральной воды, бьющий из трубы. Все приняли ванну, смыв грязь первой недели похода. После минерального купания все чувствовали себя хорошо, но чрезвычайно расслабленно.
Зацепившись за льдину и соединив катамараны, мы в первый раз обедали на воде, идя по течению. На ужин была уха из стерлядки, которой нас угостили рыбаки.
12 мая. Утро было ясным и тёплым, день прошёл хорошо. Многие загорали, неспешно погружая вёсла в воду. Перед Уватом выстроились цепочкой и так прошли всё село. Иртыш теперь только местами радовал нас льдом. Мы позволили себе расслабиться, однако, на одном из поворотов течение сносило огромные льдины к правому берегу. Караван пересекал ледяную полосу, уходя в чистую воду. Два катамарана прошли благополучно, а «Ледотоп» на середине зажало. Но впереди лёд шёл уже прямо, и там катамаран должен был прорваться. А вот «Ставрос» так и не прошёл ледовый поток и находился у правого берега. Он оказался в западне: огромная льдина размером с футбольное поле шла по инерции к берегу, и «Ставрос» должно было зажать среди других льдин между этим «футбольным полем» и берегом..! Мы начали беспокоиться, а чуть позже не поверили своим глазам, так как два человека из команды этого катамарана, в том числе и батюшка, вышли на находящуюся рядом с ними относительно большую льдину и затаскивали на неё своё судно поближе к центру. На этой льдине они мчались по течению между «футбольным полем» и берегом. Когда же поворот кончился, «Ставрос» смог сняться с льдины и плыть дальше спокойно. Близ деревни Осинник встали лагерем.
13 мая. На отметке 340 км произошел неприятный инцидент. «Святитель Николай» не успел протиснуться в свободное «окошко» среди льдов очередного небольшого затора и встал под берегом, у которого проходило течение. К нему присоединился «Ставрос» с отцом Григорием, и оба катамарана вместе ожидали проход затора, люди держались за толстую ветку затопленного дерева. Одна большая льдина шла к затору своим чередом, и казалось, что она проходит мимо. Но в последний момент течение и другие льдины толкнули её к берегу. «Ставрос», который был прямо по центру её хода, успел благодаря мощным гребкам отскочить в сторону, а другой катамаран эта льдина ударила боком так, что чуть не сломала его, а ветка чуть не пропорола правый баллон. Однако всё обошлось: люди удержались за ветку, а льдина ушла по течению. Батюшка сказал, что эти катамараны, хоть и тяжелее других аналогичных, но зато чрезвычайно «толстокожи», что и помогало нам весь поход – другие, наверное, давно уже были бы пропороты льдами.
Попутный ветер натолкнул на интересный ход. Сначала «Фрегат», распустив парус, взял на буксир «Ставрос». Потом «Ледотоп» зацепил катамаран «Святитель Николай», соединившись дополнительными гибкими жердями, и мы поплыли в связке все вместе.
14 мая. Ко всеобщему огорчению, мы попрощались с Александром и Алексеем, которые возвращались домой. Нас осталось 12 человек в команде. В этот день на скреплённых по двое четырёх катамаранах мы прошли значительный путь.
15 мая. В этот день мы соединились в одно судно, состоящее из четырёх связанных два по два катамаранов. Идти стало веселее. По пять человек гребло с каждого борта, один отдыхал, а бессменный рулевой – о.Григорий – направлял ход корабля.
Вошли в пределы Ханты-Мансийского автономного округа. На ночлег остановились на песчаном береге острова за деревней Цингалы. Вечер был тёплым, так что некоторые решили искупаться – вода холодная, но бодрящая.
16 мая. Дул сильный северный ветер. Помолившись, позавтракав, с Божьей помощью мы отправились в путь. Льдин, которые толкали бы нас перед собой, больше не было, так что пришлось порядком поработать вёслами. Хотели пересечь Иртыш в одном месте, но валы (волны) были настолько сильны, что стало страшновато. Еле выгребли назад – ветер и волны не давали, зато впечатлений море. В этот день прошли 40 километров, немного не дойдя до Батово.
17 мая. Утро было таким же безрадостным для нас. Ветер оставался противоположным направлению движения. Идём дальше, пытаясь подходить ближе к берегу, где ветер слабее. Прошли посёлки Батово, Сибирский, Реполово и около 12 часов ночи остановились на ночлег за деревней Тюли. На следующий день необходимо было дойти до Ханты-Мансийска, а оставалось ещё 70 км, и северный ветер не стихал.
18 мая. После положенного молитвенного правила (надо сказать, что утренние и вечерние молитвы мы не сокращали никогда, сколько бы времени не было) и завтрака двинулись в путь. Так начался наш предпоследний день.
Днем вошли в протоку р.Иртыш, которая оказалась очень длинной, доходящей почти до самого города. Здесь на песчаном берегу немного отдохнули и искупались, так как день был тёплый.
Однако не таков был вечер… В скором времени ветер стал нагонять значительные валы и препятствовать нашему движению настолько, что наша гребля и течение не давали результата – катамараны стояли на одном месте. Вот тут-то мы и вспомнили про бурлаков на Волге… Потом ещё некоторое время шли на вёслах, а когда огни столицы Ханты-Мансийского округа показались в 10 километрах, решили остановиться, так как при встречном ветре, без сил, посреди ночи это расстояние можно было бы проходить всю ночь.
Это была наша последняя трапеза у костра. В 4 утра 19-го мая стали собирать вещи и мыть катамараны, чтобы прийти к финишу не слишком грязными. Сделав последний общий фотоснимок в спасжилетах с вёслами, отошли от берега. В 8 часов, несмотря на сильный встречный ветер, подошли к причалу города. Этот день был днём отдания Пасхи. Пока разбирали катамараны, упаковывали все вещи, подъехал Андрей из Пойковского, уложили всё в машину, побывали в гимназии города Ханты-Мансийска и поехали домой. Наш поход закончился… До следующего похода!
|