Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Славянский ход - 2005

  • Миссионерский листок

  • Православные татары

  • Клуб «Встреча»

  • Славянский ход -2004. Миссионерский дневник

  • Крестный ход на самолете

  • Сибирь-матушка, Иртыш-батюшка…

  • Быть православным интересно. На вопросы молодых христиан отвечает диакон Андрей Кураев

  • Бремя выбора

  • Юродивый миссионер

  • Миссия “меридиан”

  • Христианский имидж

  • Разрушить образ гетто

  • Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви

  • Миссия в молодежной среде

  • Изучайте... китайский язык!

  • Доклады на съезде епархиальных миссионеров

  • Лучший способ выйти из секты - это туда не попадать

  • Избрание нового предстоятеля американской Православной Церкви

  • Обитель милосердия

  • «Мне захотелось жить...»

  • Миссия под знаменем Святых Кирилла и Мефодия

  • Конференции

  • Разрушить образ гетто


         На съезде православной молодежи в Тобольске присутствовали гости из Москвы: дьякон Михаил ПЕРШИН, руководитель информационно-издательского управления и учебно-методического кабинета Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, ст. преподаватель кафедры биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета, и Евгений Юрьевич ПЕТРОВСКИЙ, руководитель организационного управления, пресс-секретарь Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, руководитель центра дальневосточных исследований при Московской Духовной академии и семинарии. Они поделились своими впечатлениями и предложениями с читателями "Сибирской Православной газеты".

         М.П.: По приглашению его высокопреосвященства архиепископа Димитрия мы приехали, чтобы принять участие в съезде региональной молодежной организации "Сибирь Молодая Православная", рассказать об опыте молодежного служения и формах работы с молодежью, которые имеются в нашем Отделе по делам молодежи и в других регионах страны, познакомиться с той работой, которая ведется в епархии и принять участие в выработке итоговых документов съезда. Кроме того, нами был прочитан курс лекций и проведены семинары по вопросам педагогики, досуговой работы, молодежной работы, культурологии и по ряду проблем биомедицинской этики.

         - Есть интересный опыт в регионах?

         Е.П.: Безусловно, например, в Воркутинско-Сыктывкарской епархии, откуда совсем недавно вернулся отец Михаил. При том, что эта епархия не из самых благополучных в экономическом отношении, тем не менее, местное духовенство нашло возможности обратить внимание в первую очередь именно на молодежь.

         М.П.: Мы обобщаем интересный опыт по всей стране и свой собственный, анализируем его и готовим учебно-методические пособия, издаем журнал "Сретенье". Концептуально есть три основных подхода при работе с молодежью. Первое - воцерковление через участие. Нужно создать пространство активной деятельности для ребенка, молодого человека. Это может быть туризм, скаутское движение, клубы по интересам. Через определенное дело, которое ребенку интересно, он встречается с людьми, с миром Церкви, потому что эти занятия, спортивные, культурные, ведут люди верующие. Из опыта общения с этими людьми через программу катехизации ребенок начинает приобщаться к Православию, потому что просто рассказывать о Православии детям не всегда продуктивно. Узнать они узнают, а жить этим не будут.

         Второй важный подход - система работы при приходе, епархии должна быть многоуровневой, чтобы для каждого возраста была своя сфера приложения интересов, для каждого таланта было место, где бы он мог раскрыться. В нашем Отделе, например, сложилась такая система. Для детей - это братство православных следопытов - детская организация Русской Православной Церкви, действующая по скаутскому принципу. Далее ребенок подрастает и может участвовать в туристических программах, спортивных секциях, исторических кружках и т.д. При нашем Отделе есть церковно-историческое общество, куда входят студенты и учащиеся старших классов школы. В этом году общество провело большую экспедицию по Екатеринбургской епархии. Они объехали много древних храмов, описали их и сейчас готовят сборник, в котором будут подробно описаны и сама поездка, и то, каким образом такие поездки могут осуществить другие молодые люди, и храмы. То есть и научная ценность, и практическая.

         Далее студенты заканчивают обучение, у них появляются семьи. Они еще молоды, важно им помочь в семейной жизни. Для этого существует система семейных клубов, куда они могут прийти с детьми. Так цикл замкнулся - с раннего детства до создания семьи человек охвачен программами Церкви. Кому они интересны, тот может принять в них участие.

         И третий важный момент: цель всех этих программ - превратить человека из потребителя информации о вере в человека, для которого миссионерское отношение к жизни становится личностной позицией. Человек, который отстаивает свою веру, не становится сектантом, который пристает ко всем, но если в его жизни возникнет момент, когда надо свидетельствовать об истинности Православия, он этот момент не упустит, скажет то, что считает нужным, причем, не на уровне эмоций, а аргументированно. Поэтому очень важной задачей является формирование этой позиции, готовность спокойно, без навязывания, отстаивать веру, Церковь. Для этого необходима система образования. Не просто ликбезы, на уровне катехизиса или Закона Божьего, а серьезная работа по воцерковлению ума, сознания, поэтому мы считаем необходимым просветительскую работу - работу, когда книги по современному богословию, эстетике, культурологии, философии должны современной молодежью читаться. Поэтому это важное предложение вошло в итоговый документ съезда в Тобольске - создание библиотечных фондов при школах, при районных и городских библиотеках. Надо, чтобы приходы изыскивали средства, подбирали литературу - Священное Писание, святоотеческие творения, лучшие образцы мировой и русской литературы, миссионерские работы, периодические издания Русской Православной Церкви, которые с одной стороны, интересны молодежи, затрагивают волнующие ее темы, а с другой - дают молодежи аргументы отстаивать свою веру и быть православными.

         - Какие впечатления от съезда в Тобольске?

         М.П.: С большой радостью мы увидели, что в епархии, где 17 лет назад было буквально несколько храмов, немного священства, за прошедшие годы проделана колоссальная работа, и многое из того, что нам кажется необходимым для работы с молодежью, уже сделано, а многое делается. Создана многоуровневая система образования - гимназия, духовное училище, семинария. В семинарии прекрасно поставлено не только образование (с большой радостью для себя я открыл, например, что здесь идет работа по переводам древних отцов), но и такая важнейшая миссия церковная, как хоровое пение, иконописная школа. В этой школе ориентируются на древнерусские, византийские образцы, на то, что является гордостью России. Благодаря русской иконе Запад узнал Православие. Именно эта древнерусская традиция возрождается в Тобольске.

         Наконец, съезд был интересен тем, что это был съезд именно молодежи - не только взрослых функционеров, священства, а именно молодых людей, которые всерьез живут своим делом, которым интересно. Мы обсуждаем какие-то темы - они готовы общаться, задают вопросы. Хотелось бы, чтобы это продолжалось, чтобы наши методические пособия доходили сюда, чтобы опыт, который здесь накоплен, удалось распространить в масштабах страны. Поэтому одним из наших предложений было обмен информацией, чтобы в московских, общероссийских изданиях можно было прочесть о вашем опыте.

         Еще важная тема была затронута на съезде - работа со светским студенчеством. В сентябре этого года в Москве прошел фестиваль православной молодежи "Обретенное поколение", там была учреждена ассоциация студенческих храмов, православных студенческих общин при вузах России. Координатором деятельности этой ассоциации является протоиерей Максим Козлов, настоятель Татьянинского храма при МГУ. Вузам Тобольско-Тюменской епархии участие в работе этой ассоциации могло бы помочь в вопросе регистрации домовых храмов.

         - Сколько студенческих общин в России?

         М.П.: Тридцать. Причем, при тюрьмах домовых храмов - сто. А при вузах - всего тридцать. Конечно, при тюрьмах храмы нужны, но и при вузах - тоже. Сейчас мы готовим к изданию сборник по итогам этого фестиваля, посвященный работе с вузовской молодежью.

         Наконец, важным моментом является то, что этот съезд, как мы надеемся, станет вехой в развитии отношений между государством и Церковью. Сейчас наступил момент, когда государство осознало, что без Церкви Россию - молодежь, детей - не поднять. Без нравственного стержня это невозможно. А стержень для России - это Русская Православная Церковь.

         На съезде отмечались три этапа в отношениях Церкви и государства на территории России за последние 20 лет: от взаимного недоверия через эпоху сотрудничества в борьбе с пороком - наркоманией, пьянством - мы пришли к тому, что сейчас Церковь и государство сотрудничают в программах положительных - по воспитанию, образованию. В Центральном федеральном округе уже принято решение о поддержке Московских Духовных академии и семинарии. Надеемся, что этот опыт удастся распространить и по России, потому что тот уровень образования, который дает семинария в рамках государственного стандарта, государство должно поддерживать. Именно уровень развития гуманитарных наук в стране определяет ее место в мировой культуре.

         Е.П.: Государство действительно поняло, что у Церкви и государства в сфере образования и воспитания одни и те же цели и задачи. Скажем, если человек религиозно образован, то он никогда не вступит ни в какую секту, которая является деструктивной не только в отношении личности человека, но и в отношении всего государства в целом. Это современной новейшей историей доказано. Секты действуют не только на психологию личности, но и на государственный строй, пытаясь его разложить изнутри и подорвать. Доказательством того, что у Церкви и государства общие задачи в сфере воспитания и образования молодежи и детей может служить конференция, состоявшаяся в администрации Президента РФ в Москве. Она прошла 10-11 октября по инициативе трех полпредов - полномочных представителей в Центральном федеральном округе (Г.С.Полтавченко), в Приволжском федеральном округе (С.В.Кириенко) и в Южном (В.Казанцев). Конференция называлась "Государство и религия: сотрудничество в сфере образования". Помимо Русской Православной Церкви, в ней участвовали представители традиционных религиозных объединений. Был принят беспрецедентный, с моей точки зрения, документ, в котором говорится о том, что проблема духовно-нравственного воспитания и образования, проблема духовной безопасности является частью проблемы национальной безопасности. Было принято решение, что полпреды обратятся с соответствующими предложениями к Президенту России, в частности, по вопросу поддержки богословского, духовного образования и финансирования его из государственного бюджета в той части, которая входит в государственный стандарт "теология". Эта часть не только может, но и должна финансироваться государством. С.Кириенко интересно сказал, что в основе всего высшего образования до сих пор лежит атеистическая идеология, она сквозит в каждом учебнике по любому предмету, поскольку эта система была сформирована в советское время. Но с другой стороны, атеизм ведь не является наукой, научным мировоззрением, это тоже религия, где на место Бога поставлено Его отсутствие. Так если государство находит средства и возможности финансировать атеистическое религиозное мировоззрение, то оно в соответствии с конституцией обязано финансировать и собственно религиозное мировоззрение - то образование, которое строится на православном мировоззрении.

         Было также принято решение о поддержке и необходимости распространения опыта Москвы в создании национальных школ и школ с этно-культурным компонентом в образовании, что, думаю, придаст мощный импульс развитию среднего образования и введению в государственные программы предмета "основы православной культуры". Это действительно необходимо. Обычно ссылаются, что помимо православных, в школах учатся и представители других вероисповеданий. В Москве была найдена возможность создания национальных школ, которые собирают по большей части тех, кто по вероисповеданию православные люди, русские по национальности, вместе с тем нет никаких препятствий вести в одной школе для тех, кто желает, основы мусульманской культуры и пр.

         Еще один важный тезис прозвучал на конференции - религиозное воспитание и образование предотвращает то страшное зло, с которым мы столкнулись в последнее время, свидетелями которого оказались, когда в Москве в течение нескольких дней были в заложниках несколько сотен человек. Человек с правильными религиозными взглядами, безусловно, не может быть экстремистом. Экстремизм не имеет ни национальности, ни религии. На конференции были приняты важные итоговые решения, заявления, с которыми согласились представители всех религиозных объединений, в том числе и мусульмане.

         - Нет ли опасности заформализировать молодежное движение, повторить комсомол? Язык многих формулировок, документов очень напоминает его.

         М.П.: Опасность такая есть, но дело в том, что без формализации нет возможности работать с государством. Этот формальный язык - язык чиновников, которым молодежь не говорит, не пользуется. Если мы хотим, чтобы наши съезды поддерживало государство, чтобы наша власть осознала, что в той же Тюменской области - масса православного народа, который платит налоги, и власть обязана их интересы соблюдать, отстаивать, мы должны говорить с властью на ее языке. Принцип миссионерский: с эллинами - эллин, с иудеями - иудей. С чиновниками приходится говорить на языке чиновников. Раз эти люди понимают только очень конкретные, хорошо проработанные документы, где есть обоснование, план, перспектива развития, то Церковь должна быть готова такие планы, такие документы создавать. Мне кажется, что съезд разработал большую содержательную программу работы на ближайшие годы в епархии. В ней есть просто даже перечень возможных инициатив, которые можно реализовать на любом приходе. Пакет документов подготовлен. Это я считаю достижением. Он поможет приходам, молодежным организациям что-то делать на местах, позволит обращаться к губернатору, полпреду, имея на руках серьезные обоснования.

         Опасность формализации есть, но все проблемы такого рода решаются личностью. Если человек горит, живет своим делом, то даже говоря с чиновниками на языке чиновников, он не станет от этого меньше православным. У чиновников России есть небесный покровитель - святитель Филарет Московский. Человек, который жил в тяжелейшей ситуации в России, терпел много скорбей. Благодаря ему Россия получила Священное Писание на пушкинском языке. Он писал на блестящем чиновничьем языке, но при этом писал и блестящим литературным, богословским языком. Я думаю, наша задача - не отказываться от работы с государством, как это делают старообрядцы или некоторые тоталитарные секты, а идти ему навстречу. Помните Византию? Церковь сумела в свое время показать государству, Римской империи, что христианство - это спасение, и империя стала христианской благодаря тому, что императоры, чиновники приняли веру. Если такой труд удастся совершить сейчас в России, расцерковленной, безбожной, то это будет не потеря, а приобретение.

         А дальше, конечно, будут проблемы, как это не формализовать, не потерять. Мы об этом и раньше думали, и сейчас думаем. Ведь за эти годы у нас были не только достижения, но и потери. Сколько детей, молодежи пришло в храмы, православные гимназии, даже семинарии и ушло оттуда! Почему? Я считаю, что этот съезд важен не только тем, что на нем разбирались победы, но там анализировался опыт поражений. Чего следует избегать, чтобы не потерять детей? Как следует работать с молодежью, чтобы она не стала дальше от Церкви? Задача молодежного движения, миссионерства - быть честным, трезвым, смиренным, не стремиться всех сразу катехизировать, сделать чадами Русской Православной Церкви. Задача гораздо более скромная - чтобы человек, встретившись с православным верующим, не стал дальше от Церкви. Это уже большой успех. Следующие шаги - чтобы он для себя открыл какие-то новые вещи, и это его приблизило к вере православной. А дальше надеемся на Господа, что благодать Божия обратит его, он услышит Его зов и придет сам. А тащить его на веревке, давать разнарядку по привлечению новых членов, количеству воцерковленных, невоцерковленных, причащающихся, исповедующихся было бы трагедией для нашей Церкви.

         Е.П.: Молодежь, конечно, пугается таких слов, как резолюция, проект резолюции, но я думаю, что само слово съезд накладывает какие-то обязательства в этом смысле. Должен быть итоговый документ. А на приходах должна быть яркая живая работа.

         М.П.: Формализация будет тогда, когда вся работа с молодежью будет сводиться к резолюциям и отчетно-перевыборным собраниям. Тогда будет выхолащивание движения. А если резолюции и собрания будут как приложения, как итоговые документы, то ничего в этом страшного нет.

         Е.П.: Если хочется совсем неформальное что-то провести, то это можно назвать, например, фестивалем. Там нет формальных решений, резолюций. Всегда нужно заранее продумать, что мы хотим от мероприятия. Резолюция нужна, если мы хотим получить итоговый документ, прийти с ним в администрацию, заявить, что есть православная молодежь. Можно сказать по-американски, мы тоже налогоплательщики, давайте учитывать наши интересы.

         М.П.: В стране рыночной экономики этот аргумент начинает звучать все сильнее. Действительно, почему мы должны финансировать, например, государственные затраты на производство абортов в России? Восемь миллионов детей каждый год убивают за наш с вами счет. Государство оплачивает. Раз уж не можем это запретить, то вынести это хотя бы за рамки госбюджета. Не вкладывать государственные деньги в то, чтобы убивать детей, калечить женщин и потом лечить их от последствий абортов. То же самое касается и молодежи. В конце концов, в России есть Православная Церковь, доминирующая в стране, есть верующие люди, и государство должно учитывать их интересы.

         Хотелось бы в связи с рыночной экономикой сказать еще одно. Мы должны донести до наших читателей, слушателей, молодежи, чад Русской Православной Церкви, что если мы хотим видеть Православие в России, чтобы книги православные издавались, чтобы были православные передачи по телевидению, чтобы дети были воспитанные, культурные и грамотные, мы должны инвестировать в это деньги. Должны покупать православные книги, газеты, спонсировать, жертвовать на это. Делать это сознательно, потому что деньги, вложенные в эти книги, помогут издательству. Сейчас картина печальная. Большинство православных изданий - журналы "Альфа и Омега", "Татьянин день", "Фома" - существуют с трудом, люди не получают зарплаты, стоит вопрос об их закрытии, только потому, что на них не подписываются. Все понимают, что это нужно, но никто не хочет реально поучаствовать. Должно быть понимание, что Церкви нужно помогать. Сознательно, не потому, что понравилось - купил, а потому что купил свечку, книжку - помог Церкви реально, вложил копеечку. Нужно, чтобы сами прихожане помогали. Раньше на Руси была десятина церковная. А сейчас, в условиях рыночной экономики, это шанс для нашей Церкви выжить, шанс для наших детей не стать скинхедами, экстремистами, наркоманами и т.д. Может ведь обеспеченный человек потратить десятую часть своих доходов и купить хорошую библиотечку в детский сад или школу. Для него это не обременительно, а сколько детей, педагогов смогут этими книгами пользоваться.

         Е.П.: В дни съезда состоялся довольно откровенный разговор с владыкой Димитрием. По многим вопросам мы обменивались мнениями. Один из них - может ли православная молодежь заниматься коммерцией, зарабатывать деньги на то, чтобы проводить свои мероприятия, осуществлять свое молодежное служение? Мы сошлись на мнении, что не только может, но и должна. Сейчас епархия тянет молодежь, а надо, чтобы молодежь помогала епархии, поскольку молодежь - самая активная, перспективная часть любой православной общины. Во Всероссийском православном молодежном движении есть комиссия, секретарем которой я являюсь, - комиссия по православному просвещению в политике и бизнесе. Одно из заседаний этой комиссии прошло в Государственной Думе, оно называлось "Молодежь и религия: политика, бизнес". Там обсуждался широкий спектр вопросов, связанных с отечественным предпринимательством. Многие православные люди в России были богатыми, тот дар, талант, который им дал Господь, они умножали, приносили сторицей и делали это не для себя, а для страны, для народа. Кроме теоретических, обсуждались и практические вопросы. В частности, было принято решение о создании клуба молодых православных политиков, предпринимателей. Сейчас он уже действует. Правда, было интересное замечание отца Максима Козлова, что как только православный бизнесмен становится по-настоящему православным, он стремительно начинает разоряться. И это говорит не он один. Действительно, это так, но я думаю, что время хищнического капитализма, мошеннического, который процветал в России, проходит. Понятно, что если богатый человек стал богатым неправедным путем, то, став искренно православным, он начнет разоряться. Это очевидно. Сейчас, я считаю, общий вектор развития экономики, рыночных отношений в России изменился. Все больше начинают ценить профессионализм, порядочность, деловую этику. Сами бизнесмены говорят, что им остро не хватает менеджеров не просто умных, грамотных, а честных. Приходят специалисты, изучают деятельность компании изнутри, а потом могут спокойно продать все секреты конкурентам. Так что даже в сфере бизнеса остро стоит вопрос деловой этики, того же духовно-нравственного воспитания человека. Это с одной стороны.

         А с другой стороны, молодежному движению важно создать образ, к которому хотелось бы стремиться, дать пример. Конечно, главным примером в жизни христианина является жизнь Иисуса Христа, жизнь святых подвижников, выдающихся людей в истории России, но важен и пример в современности, чтобы человек мог стремиться к этому образцу жизни во Христе и в то же время жизни, наполненной смыслом, в которой человек себя реализовал как специалист. Это важно для молодого человека. Нужно разрушить образ гетто, в который православных обычно помещают, считая, что в Церковь ходят люди пожилого возраста либо люди с несложившейся судьбой. Действительно, Церковь является врачебницей, местом, куда в первую очередь и должны приходить люди обездоленные, немощные, больные, и Церковь никогда от этого своего служения не откажется. Но в Церкви есть место всем, в том числе людям, успешным в жизни, - бизнесменам, политикам, выдающимся спортсменам.

         М.П.: Такова сейчас концепция журнала "Сретенье", в котором мы из номера в номер приводим примеры того, что можно быть бизнесменом или выдающимся хоккеистом, как Владислав Третьяк, или известным дирижером, как Александр Ведерников, и при этом глубоко верующим человеком. Подвиг христианский возможен в любом служении, если это служение не противно заповедям Божиим. Можно исполнять свое профессиональное, жизненное призвание, при этом путь христианский открыт всем, в мирской, обыденной жизни. Если это донести до людей, думаю, многие с облегчением узнают, что стать православным не означает отказаться от спорта, увлечений, карьеры и т.д. Если отдать ребенка в православную гимназию, он не потеряет от этого, а наоборот приобретет. К радостям, которые он имел в жизни до того, добавится радость, которую он получает в Церкви, а не получалось бы так, что он приходит из солнечного верха в мрачный каземат. Иногда такой образ рисуется в средствах массовой информации. Все радостное, что Богом дано человеку, сохранить и приумножить еще и радостью церковной.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.