Десять заповедей Божиих
1. Я — Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня.
Первой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его как единого истинного Бога, и, кроме Него, никому мы не должны воздавать Божеского почитания. Первой заповедью Бог нас учит правильному Богопознанию и правильному Богопочитанию.
Богопознание — значит правильно знать Бога. Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшую нашу обязанность.
Для приобретения Богопознания мы должны: 1. Читать и изучать Священное Писание 2. Регулярно посещать Божий храм, вникать в содержание церковных служб и слушать проповедь священника. 3. Думать о Боге и о цели нашей земной жизни.
Богопочитание означает, что мы должны всеми своими поступками выражать свою веру в Бога, надежду на Его помощь и любовь к Нему как к нашему Создателю и Спасителю.
2. Не делай себе идола и никакого подобия того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею. Не кланяйся и не служи им.
Идолопоклонством является чрезмерная привязанность к деньгам и богатству. Идолопоклонством является постоянное чревоугодие, т.е. когда человек только о том и думает, только тем и занимается, чтобы много и вкусно поесть. Наркомания и пьянство тоже относятся к греху идолопоклонства. Нарушают также вторую заповедь гордые люди, которые хотят всегда быть центром внимания, хотят, чтобы все их почитали и беспрекословно слушались.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Имя Божие произносится напрасно, когда употребляется в пустых разговорах, шутках, играх. Этой заповедью запрещается вообще легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию.
4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.
В Ветхом Завете праздновалась суббота в воспоминание окончания сотворения Богом мира. Слово “суббота” по-еврейски значит покой. В Новом Завете со времени св. апостолов стал праздноваться первый день после субботы - воскресенье — в воспоминание Воскресения Христова.
Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Священного Писания и Закона Божия, размышления о Боге и о цели своей жизни, благочестивые разговоры о предметах христианской веры, помощь бедным, посещение больных и другие добрые дела.
Нарушают четвертую заповедь те, кто ленится и в будние дни не работает или не исполняет своих обязанностей. Нарушают эту заповедь те, кто по воскресеньям продолжает работать и не идет в церковь. Нарушают эту заповедь и те, что хотя и не работает, но проводит воскресенье в одних забавах и играх, не думая о Боге, о добрых делах и о спасении своей души.
5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, не оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в повседневных трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу как при их жизни, так и после смерти.
6. Не убей.
Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей, а также и у самого себя (самоубийство) каким бы то ни было образом.
7. Не прелюбодействуй.
Седьмой заповедью Господь Бог запрещает нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую связь.
8. Не кради.
Восьмой заповедью Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим. Грехами против этой заповеди могут быть:
обман (т.е. присвоение чужой вещи хитростью), например: когда уклоняются от платежа долга, утаивают найденное, не разыскивая хозяина найденной вещи; когда обвешивают при продаже или дают неправильную сдачу; когда не дают положенную плату рабочему;
воровство — похищение чужой вещи;
грабительство — отнятие чужой вещи насилием или при помощи оружия.
Нарушают эту заповедь также те, кто берет взятки.
9. Не произноси на другого ложного свидетельства.
Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь. Эту заповедь нарушают те, кто:
сплетничает — пересказывает другим недостатки своих знакомых;
клевещет — сознательно говорит о других людях ложь с целью им повредить;
осуждает — производит строгую оценку человека, причисляя его к плохим людям.
10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.
Десятой заповедью Господь Бог запрещает не только делать что-либо плохое другим, окружающим нас ближним, но запрещает плохие желания и даже плохие мысли по отношению к ним. Грех против этой заповеди называется зависть.
Символ Веры
Символ веры – это краткое изложение основ православной христианской веры. Символ веры читается во время совершения Таинства Крещения. Кроме того, он поется в церкви во время Божественной литургии и его следует читать ежедневно во время утренних молитв. Внимательное чтение Символа имеет большое влияние на нашу веру. Это происходит потому, что Символ веры не просто вероисповедная формула, но молитва. Говоря с молитвенным настроением слова Символа, мы оживляем и укрепляем нашу веру в Бога и во все те истины, которые в нем содержатся.
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день, по Писанием.
6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. И жизни будущаго века. Аминь.
Мы начинаем Символ словом “верую”, а не «веруем», потому что содержание наших религиозных убеждений зиждется на нашем личном духовном опыте, принятии лично нами Богооткровенной истины. Чем больше человек преуспевает в духовной жизни, например: чем больше он молится, думает о Боге, делает добра, тем больше развивается в нем личный внутренний духовный опыт и тем яснее и очевиднее делаются для него религиозные истины.
Мы верим в то, что Бог есть полнота совершенства: Он есть Дух всесовершенный, безначальный, вечный, всемогущий и премудрый. Бог всюду находится, все видит и знает раньше, чем что-либо произойдет. Он бесконечно добрый, справедливый и всесвятой. Он ни в чем не нуждается и есть первопричина всего существующего.
Мы верим в то, что Бог — един по существу и троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой есть Троица единосущная и нераздельная. Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын предвечно родился от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца.
Мы верим в то, что все Лица, или Ипостаси Бога, равны между Собой по Божеским совершенствам, величию, власти и славе, а именно — мы верим, что Отец есть истинный всесовершенный Бог, и Сын есть истинный всесовершенный Бог, и Дух Святой есть истинный всесовершенный Бог. Поэтому в молитвах мы одновременно прославляем Отца, и Сына, и Святого Духа как единого Бога.
Мы верим в то, что весь видимый и невидимый мир сотворен Богом. Сначала Бог сотворил невидимый ангельский мир, или так называемое в Библии “небо”, потом — наш материальный или физический мир (в Библии — “землю”). Физический мир Бог сотворил из ничего, но не сразу, а постепенно в течение периодов, именуемых в Библии “днями.” Бог сотворил мир не по необходимости или нужде в нем, но по Своему всеблагому желанию, чтобы и другие созданные Им существа наслаждались жизнью. Будучи бесконечно добрым, Бог все сотворил добрым. Зло в мире происходит от злоупотребления свободной волей, которой Бог наделил ангелов и людей. Так, например, дьявол и бесы когда-то были добрыми ангелами, но восстали против Бога и добровольно стали злыми. Эти непокорные ангелы, ставшие бесами, были изгнаны из рая и образовали свое темное царство, именуемое адом. С тех пор они подстрекают людей на грех и являются врагами нашего спасения.
Мы верим в то, что Бог все содержит в Своей власти, то есть Он всем управляет и все ведет к благой цели. Бог любит нас и заботится о нас, как мать о своем ребенке. Поэтому ничего плохого не может произойти с человеком, надеющимся на Бога.
Мы верим в то, что Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, для нашего спасения сошел с Небес на землю и воплотился от Святого Духа и Девы Марии. Он, будучи Богом от вечности, во дни царя Ирода воспринял наше человеческое естество — душу и тело, и поэтому Он есть одновременно истинный Бог и истинный человек, или Богочеловек. Он в одном Божеском Лице соединяет два естества - Божеское и человеческое. Эти два естества навсегда пребудут в Нем без изменения, не сливаясь и не превращаясь одно в другое.
Мы верим в то, что Господь Иисус Христос, живя на земле, Своим учением, примером и чудесами просветил мир, то есть научил людей, во что они должны верить и как должны жить, чтобы наследовать жизнь вечную. Он победил дьявола, искупил мир от греха и смерти. Своим воскресением из мертвых Он положил начало нашему воскресению. Вознесшись с плотью на Небо, что произошло на 40-й день после воскресения из мертвых, Господь Иисус Христос сел “одесную (по правую сторону) Бога Отца,” то есть принял как Богочеловек одну власть со Своим Отцом и с тех пор вместе с Ним управляет судьбами мира.
Мы верим в то, что Дух Святой, исходя от Бога Отца, от начала мира вместе с Отцом и Сыном дает тварям бытие, жизнь и всем управляет. Он есть источник духовной благодатной жизни как для ангелов, так и для людей, и Духу Святому подобает слава и поклонение наравне с Отцом и Сыном. Дух Святой в Ветхом Завете говорил через пророков, потом через апостолов, а ныне действует в Христовой Церкви, наставляя в истине ее пастырей и православных христиан.
Мы верим в то, что Иисус Христос для спасения всех верующих в Него создал на земле Церковь, ниспослав на апостолов Духа Святого в день Пятидесятницы. С тех пор Святой Дух пребывает в Церкви, в этом благодатном обществе или союзе верующих христиан, и сохраняет ее в чистоте Христова учения. Кроме того, благодать Духа Святого, пребывающая в Церкви, очищает кающихся от грехов, помогает верующим преуспевать в добрых делах и освящает их.
Мы верим в то, что Церковь есть единая, святая, соборная и апостольская. Она едина потому, что все православные христиане, хотя и принадлежат к разным национальным поместным церквям, но составляют одну семью вместе с ангелами и праведниками на Небе, Единство Церкви зиждется на единстве веры и благодати. Церковь свята потому, что во главе ее стоит Сам Иисус Христос, и верные чада ее освящаются словом Божиим, молитвою и священными Таинствами. Церковь именуется соборной потому, что предназначена для людей всех времен и всех национальностей; Церковь именуется апостольской потому, что она хранит апостольское учение и апостольскую священническую преемственность, которая с древних времен непрерывно до нашего времени передается от епископа к епископу в Таинстве рукоположения. Церковь, по обещанию Господа Спасителя, пребудет неодолимою от врагов ее до конца существования мира.
Мы верим в то, что в Таинстве Крещения прощаются верующему все грехи и что через это Таинство верующий становится членом Церкви.
Мы верим в то, что перед концом мира Иисус Христос, сопровождаемый ангелами, опять придет на землю в славе. Тогда все, по Его слову, воскреснут из мертвых, то есть произойдет чудо, и все умершие оживут. При всеобщем воскресении тела праведников обновятся и станут одухотворенными по образу воскресшего тела Христова. После воскресения все люди предстанут на суд Божий, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, когда жил в своем теле, доброе или худое. После суда пойдут нераскаявшиеся грешники в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную. Так начнется царство Христово, которому не будет конца.
Заключительным словом “Аминь” мы свидетельствуем, что мы всем сердцем принимаем и признаем истинным это исповедание православной веры.
Таинства Церкви
Словом «таинство» обозначается особое действие Промысла Божия на верующих, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается им через видимые действия священника. В Таинствах Бог служит спасению человека, и человек в ответ проникается решимостью служить Богу и людям. В Таинствах Царство Небесное приближается к человеку, сообщая ему благодатную силу. В Православной Церкви существует семь Таинств. В Таинстве Крещения прощаются верующему все грехи, и крещеный становится членом Церкви Христовой. Тогда открывается ему доступ и к другим спасительным Таинствам. Так, в Таинстве Миропомазания дается верующему благодать Святого Духа; в Таинстве Покаяния или Исповеди прощаются грехи, сделанные в зрелом возрасте после крещения; в Таинстве Причащения, совершаемом во время литургии, верующие причащаются истинного Тела и Крови Христовой; в Таинстве Брака (венчания) устанавливается нерасторжимый союз между мужем и женой; в Таинстве Священства рукополагаются служители Церкви: дьяконы, священники и епископы; а в Таинстве Елеосвящения (соборования) подается исцеление от духовных и физических болезней.
Таинство Крещения
В Крещении человек получает, вместо прежнего ветхого бытия, новое бытие и жизнь, становится чадом Божиим, членом тела Христова, то есть Церкви, и наследником вечной жизни. Принимая Крещение, он получает новое понимание жизни.
«Принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие… святую одежду Христову», - предупреждает преподобный Симеон Новый Богослов.
Когда человек принимает Крещение, он духовно рождается. Но если он не будет участвовать в жизни Церкви: молиться, каяться в грехах, исповедоваться, причащаться, то он духовно умрет, то есть снова попадет во тьму, во власть сатаны, будет страдать и мучиться.
Таинство Миропомазания
Обычно Таинство Миропомазания совершается непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин. Через помазание Святым Миром запечатлеваются и утверждаются на крестившемся дары Святого Духа.
Во время Таинства Миропомазания Святой Дух освящает все наше существо: через помазание чела освящает наш ум и мысли, чтобы мы думали о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Флп. 4,8). Через помазание груди освящает наши чувства и желания, чтобы мы любили не мир и то, что в мире, а Бога и Божие. Через помазание органов чувств освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали только доброе. Через помазание рук и ног освящает все дела, все поведение человека.
Таинство Покаяния, или Исповеди
Таинство Покаяния есть благодатное священнодействие, в котором после принесения верующим раскаяния в грехах дается отпущение грехов Богом через посредство священника. В Таинстве Покаяния врачуются духовные болезни человека, снимаются нечистоты души, и христианин, получив разрешение грехов, снова становится невинным и освященным, каким он вышел из вод Крещения. Поэтому Таинство Покаяния называется «духовной врачебницей». Грехи, влекущие человека вниз, притупляющие его ум, сердце и совесть, ослепляющие его духовный взор, обессиливающие его христианскую волю, уничтожаются, и восстанавливается вновь его живая связь с Церковью и Господом Богом.
Таинство Покаяния состоит из двух основных действий: 1) исповедания перед пастырем Церкви своих грехов и 2) молитвенного прощения и разрешения их священником.
Чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать, ибо Христос для них закрыт пеленой их грехов.
Покаяние – это не только сознание своей греховности и сожаление о ней, но это решимость бороться со своими дурными наклонностями, решимость не повторять свои грехи впредь. Вот тогда подается кающемуся помощь и милость Господня, Который принимает грешника в свои объятия, как Отец блудного сына.
Таинство Евхаристии, или Причащения
Православная Церковь есть поистине небо на земле, так как в ней мы имеем доступ к трапезе Христовой в Его Царстве. В Таинстве Евхаристии (букв. «благодарение») под видом хлеба и вина подаются человеку истинные Тело и Кровь Христовы.
Евхаристия является стержнем, венцом, высшей точкой всей церковной жизни. В этом Таинстве Церковь как новое творение, искупленное Христом, примиренное с Богом, получившее доступ к небесам, исполненное божественной славы, призвано и способно к участию в Божественной жизни путем причащения Тела и Крови Христовых.
С особенным трепетом мы взираем на священника, когда он, в сверкающих ризах, выходит к нам из алтаря, держа в руках Святую Чашу. В ней – Бог, желающий даровать нам в этом церковном Таинстве исцеление души и тела во оставление грехов и жизнь вечную! Ради этой святыни мы сотворены, ради нее приняли Крещение, ради нее ходим в храм, постимся, молимся, каемся – все ради главного: соединения с Господом.
Таинство Священства
В этом Таинстве избранным из среды верующих сообщается духовная власть и сила совершать церковные Таинства и пасти стадо Христово. Без священника невозможна жизнь Церкви, невозможна христианская жизнь. «Таинством Священства спасен мир и просвещена тварь… Им устраняется с земли беззаконие, им водворяется на земле целомудрие, через него приведен в бездействие диавол, развращенные стали сосудами освященными, блудники – чистыми и нескверными, неразумные сделались вождями правды, беззаконники – добрыми и благочестивыми. Через него упразднена держава смерти, ад утратил силу, разрешена Адамова клятва, Небесный чертог уготован. Им человеческая природа возводится на степень бесплотных…», - сказал о Таинстве Священства преподобный Ефрем Сирин.
Таинство Брака
Брак есть Таинство, в котором, при свободном обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности перед священником и Церковью, благословляется их супружеский союз – во образ духовного союза Христа с Церковью, испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. В Таинстве Брака совместная жизнь двух людей благословением и молитвами Святой Церкви объединяется в единый супружеский союз, чтобы двое стали «одной плотью» (Быт. 2, 24) и имели «одно сердце и одну душу» (Деян. 4, 32). Церковь призывает помощь Божию брачующимся в христианском воспитании детей, в том, чтобы супруги стали примером благочестия для окружающих, чтобы они в терпении и смирении переносили неизбежные скорби и страдания, посещающие семейную жизнь.
Таинство Елеосвящения
В этом Таинстве человеку по молитвам Церкви даруется благодать Божия, врачующая душевные и телесные недуги для плодотворного его участия в жизни Церкви. Это Таинство открывает попечение Церкви о немощных и больных. Когда человек совершает грехи и нечистосердечно раскаивается в них, то в его душе могут «застареть» некоторые грехи, может умножиться их вредоносная сила, их пагубное действие на человека. Присутствие таких грехов вместе с грехами невольными и забытыми создает в душе человека болезненное состояние, отдаляет его от Церкви, от Бога. Чтобы остановить этот разрушительный процесс, обновить жизненные силы христианина Божественной благодатью, Святая Церковь предлагает своим чадам Таинство Елеосвящения. В нем болезнь христиан врачуется молитвами Церкви при помазании тела болящего святым елеем (маслом). Через это Таинство христианин вновь прививается, как ветвь к дереву, к благодатной лозе – Господу Иисусу Христу.
Устройство храма
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто он имеет в основании форму креста, ибо крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по бурному морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест - во славу главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы - три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые готовились к принятию Таинства Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен, панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.
Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.
Самая важная часть храма - алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня - престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается Таинство Причащения Тела и Крови Христовой. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю — из белого полотна и верхнюю — из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.
Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для Таинства Причащения.
Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.
Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Иконы также размещаются по стенам храма в рамах - киотах, лежат на аналоях - особых столиках с наклонной крышкой.
Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой — полукруглый выступ перед царскими вратами — именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении (прошения) и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.
По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при Крестных ходах.
В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.
Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.
Поведение в храме
Православный храм — особенное место присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно. Приходить к службе лучше заблаговременно, за 5-10 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой, стерев губную помаду, им не стоит надевать в храм короткие юбки, брюки. Одежда должна быть пристойной и опрятной. В храме нельзя говорить громким голосом, хохотать, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму.
Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не мешать другим молящимся. Разговоры в храме ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом. Придя в храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, лучше выйти с ребенком из храма. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными или птицами, с мобильными телефонами.
|