Современное студенчество, даже та его часть, что считает себя воцерковлённой, полагает, что для того, чтобы быть верующим и жить церковной жизнью, надо знать слишком много правил и норм поведения. Надо изменить свой образ жизни, отказать себе во многих пристрастиях и увлечениях. Запретить себе то, что всегда считал важным, то, что тебя интересовало. Иными словами, считается, что, приобретая церковный опыт жизни, надо непременно отказаться от своего. Естественно, молодых людей это пугает. Они говорят так: „Мне еще слишком рано жить церковной жизнью, я не готов(а) к этому“, подразумевая, что для того, чтобы быть в Церкви, надо соответствовать неким требованиям. Видимо, надо быть лучше, чище, святее. Надо знать, как правильно крестится, как правильно молиться, говорить и думать.
Само же церковное общество только укрепляет такую позицию, относясь к молодежи с предубеждением, считая, что она (молодежь) ведет не тот образ жизни: выглядит не так, слушает и смотрит не то, одевается не как положено и вообще всё делает неправильно. Причем „неправильность“ обычно состоит именно в том, что молодые живут иначе, чем старшие, которых в нашей Церкви большинство.
Вот и видишь, как пришедшие в храм юноша или девушка либо бегут прочь, напуганные тем, что здесь надо вести себя как-то по особенному. Либо пытаются говорить и выглядеть так, как их учат бабушки. В результате это приводит к тому, что их поведение и духовная жизнь по крайней мере неестественна, а часто просто губительна для них. Не приобретя и не подтвердив свой опыт Богообщения, такой человек пытается копировать чужой, ему не свойственный опыт. Церковь всегда предостерегала от этого, называя такой „опыт“ старчеством во младенчестве.
И получается, что проблема прихода молодежи в Церковь — не столько церковная проблема, сколько извечная проблема отцов и детей. Те воцерковленные люди, что осуждают молодежь за их аморальность, впрочем, как и сами молодые, боящиеся прийти в храм, не помнят евангельского учения. Апостол Павел говорит нам о том, что он был «с иудеями как иудей; для чуждых закона — как чуждый закона; для немощных был как немощный; для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых…» (1 Кор.9,20-23). То есть Церковь принимает любого человека, любой народ или общество таким, какое оно есть, не отменяя традиции и привычки, но воцерковляя их. Таким был миссионерский опыт церкви на протяжении многих веков.
Бог любит и ждет любого вне зависимости от национальности, цвета волос или его стиля одежды. Главное, что необходимо мне, как человеку, пришедшему к Нему, — это не сменить джинсы на черные брюки, а брюки на юбку. Главное — это принять Христа всем своим сердцем и открыть Ему доступ к своей жизни и тогда Сам Бог будет вести нас по ней. Не надо отказываться от своего прежнего опыта, надо приобретать новый. И новый опыт общения с Богом, возможно, изменит мою прошлую жизнь. Не перечеркнет ее, а осветит внутренним сиянием, показывая новые грани привычных вещей. Даря более глубокое понимание того, что происходит со мной и вокруг меня.
Иными словами, если мы слушали любимую музыку, не надо сразу отказываться от нее и слушать только церковные песнопения, хотя слушая их, нельзя не удивляться их красоте и глубине смысла. Если мы читали важные для нас книги, не надо их прятать в шкаф на дальнюю полку и читать только Новый Завет и творения святых Отцов. Но не читая Евангелия и не открывая для себя Христа, мы не сможем понять Его Истины, которые открывали авторы на страницах знакомых нам книг. Нам будут не до конца понятны миры Достоевского, Толкиена, Льюиса, Коэльо. Мы не проникнемся по-настоящему текстами Гребенщикова, Шевчука, Цоя и Кинчева. Не говоря уж о том, что мы потеряем великую русскую музыку прошлых веков. Не понимая и не видя «Троицы» Андрея Рублева, мы вряд ли всерьез сможем называть себя художниками.
Естественно, что, входя в Церковь, мы во многом меняемся. Но это происходит не от того, что мы пытаемся подражать по указке нормам жизни других, но каждый раз делаем свой выбор. «Все позволительно, но не все полезно…» (1Кор.10,23) — говорит нам Апостол. Учась выбирать то, что полезно, мы учимся жить в Церкви. Наша свобода выбора не отменяется, но подтверждается опытом. Зачастую наш прошлый опыт (каким бы он ни был), будучи воцерковлённым, помогает нам уже в новой жизни. Но даже если мы осознаём в себе что-то грязное, мешающее нам, обличающее нас судом внутренней совести, но в то же время не можем отречься от него, так как находимся в плену у нашей страсти — это не значит, что дорога к Господу закрыта. Если мы не можем отказаться от своих привычек, иногда даже греховных, то из этого не следует, что мы не можем идти к Богу, искать Его и в Нём своё избавление. Не надо забывать, что Господь «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк.5,32).
Это должны помнить как уже пришедшие в Церковь люди, так и только решающие переступить через порог. Ведь Церковь — это Тело Христа здесь, на земле. А Бог пришёл не к молодым или старым, не к сантехникам или академикам, не к слушающим рок или классическую музыку, а к каждому, кто ищет себя и свой путь в этом мире. Нашедшие — помогите обрести ищущим, откройте им дверь. Ищущие — стучите в эту дверь, не бойтесь. И она обязательно отворится, и вы сможете войти в свой дом, где вас всегда ждут.
Священник Сергий Титов
sobranie.org
|