ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

         С И Б И Р С К А Я    П Р А В О С Л А В Н А Я    Г А З Е Т А

№3 2003 г.         

Перейти в раздел [ Проблемы насущные ]

Христианский имидж

В редакцию нашей газеты пришло письмо от жительницы поселка Ханымей (возле г.Ноябрьска) Н.Н.Ковиной. Она возмущена вообще содержанием нашей газеты и особенно статьей " Не участвуйте в делах тьмы", опубликованной в №9 за 2002 год. В статье иерей Геннадий Бодрягин с сердечной пастырской болью за своих подопечных - православных христиан обратился к ним, призывая их не участвовать в делах тьмы - то есть не ходить на сектантские собрания, не посещать просмотров фильма "Иисус" и вообще активнее участвовать в общественной жизни страны, защищая Русскую Православную Церковь, свою веру и Отечество. Сектантов отец Геннадий отнес в один ряд с другими врагами России. Это и возмутило нашу читательницу, хотя четкого представления о том, к какому религиозному движению она относится сама, похоже, у нее нет (впрочем, такова тактика всех сект - скрывать до последнего сведения о своей организации или учении). Она, "истинная христианка", относит себя и к харизматам, пятидесятникам, и к протестантам, в то же время говорит, что ходит в "церковь" "Слово жизни" в г.Ноябрьске. Эта секта с попустительства государственных городских чиновников, как известно, свила себе чрезвычайно уютное гнездо в этом северном городе. Н.Н Ковину возмущает, что их "обзывают сектантами", и пишет, что могла бы подать на автора статьи в суд за оскорбление своих религиозных чувств. Надо сказать, что в конце 1996 года ряд сект подавал уже в суд иск к А.Л.Дворкину (главному специалисту по сектам в Русской Православной Церкви) за его брошюру "Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным". Этот судебный процесс А.Л.Дворкин выиграл, кстати, дав определение на суде понятию "тоталитарная секта". Он также считает, что "тоталитарные секты не имеют ничего общего с христианством, и использование ими христианской символики и терминологии, вплоть до называния себя "церковью", для нас не просто кощунственно. Мы видим в этом еще одну сознательную попытку создать более приемлемый для общественного мнения имидж своей организации и ввести в заблуждение искренне ищущих Христа людей. Деструктивность или тоталитарность сект определяется не их верованиями, а их методами деятельности".

Мы не приводим на страницах нашей газеты все письмо Н.Н.Ковиной, потому что, во-первых, оно написано на 14,5 страницах, во-вторых, оно наполнено ссылками на Священное Писание (это характерная черта сектантов христианского толка). В-третьих, наша читательница критикует то, чем живут православные люди, - почитание икон, святых, поминовение усопших, крещение водой, а "не Духом Святым", что дает таким, как она, "дар говорения иными языками". Всем этим ересям уже не один век, и тот, кого интересуют эти вопросы, может легко найти сейчас подходящую литературу. Характеристика же секты, в которую входит Н.Н.Ковина, дается в книге А.Л.Дворкина "Сектоведение", в части пятой "Псевдобиблейские (псевдоевангельские) секты" (в конце этой статьи мы приведем некоторые выдержки из нее).

Хотелось бы лишь немного остановиться на двух местах из письма Н.Н.Ковиной. Она пишет: "В нашей церкви люди исцеляются от рака, бесплодия и других, практически всех болезней. Поэтому и идут люди к нам, в надежде получить исцеление, ведь физическое здоровье для людей тоже немаловажно. Лично меня Господь исцелил от мастопатии, по молитве сестер нашей церкви, хотя я ходила с этим в православную церковь, но безрезультатно. Наоборот, там мне становилось только хуже". Она связывает свое выздоровление, конечно, с тем, что обрела "истинную" веру.

К сожалению, сейчас немало появилось в православных храмах подобных Н.Н.Ковиной искательниц физического здоровья. Люди не задумываются о грехе, о воздаянии, о покаянии, о смирении - главных понятиях православной веры, но идут к Богу за одним - получить здоровье. А не получив желаемое, могут свернуть в любую сторону, - к сектантам, экстрасенсам и так далее. Конечно, православные люди тоже просят у Бога исцеления, но предают это воле Божией. Ему одному известно, что лучше для спасения нашей души, - болезнь или здоровье, жизнь или смерть. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф., 16:26).

И еще одно место в письме Н.Н.Ковиной привлекло внимание - тем, что я с ней в этом согласна. Она пишет: "Господь сказал: "Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!". Что-то я не вижу радости на лицах православных служителей, у старосты нашей православной церкви... вид какой-то замученный, а глаза потухшие. Если ты Господу служишь, ты гордиться этим должен, радоваться, что Бог избрал тебя для Своего служения! Кстати, и во всех трех номерах вашей газеты я не увидела ни одного счастливого, одухотворенного лица, у всех священников вид какой-то замученный, заупокойный. Иисус воскрес, Он жив, Он принес спасение миру, так радоваться надо, сообщая об этом миру, людям!".

Я не говорю о том, чтобы православным христианам ходить как с наклеенной улыбкой на лице (что тоже нередко является чертой сектантов, особенно тех, кто занимается вербовкой на улицах), но правда в словах читательницы есть - радости у нас маловато. Часто ли мы вообще произносим слова Бог, Христос в среде наших неверующих соседей, родных, друзей? Мы стесняемся проповедовать свою веру. Своей озабоченностью, сосредоточенностью, отсутствием радости часто без слов отталкиваем от Православия своих знакомых - они не идут в церковь, потому что видят там нас. Грехов, конечно, у нас у каждого предостаточно, но ведь Господь и пришел спасти грешных. А уж нам ли, православным, вообще жаловаться, когда мы имеем такое сокровище, как наша Православная Церковь с ее Таинствами Исповеди и Причастия. Так что будем радоваться, братья и сестры! А нашей читательнице, пожелавшей нам в конце письма благословения Божьего, мы тоже желаем милости Господней, здоровья душевного и телесного!

ниже мы приводим выдержки из книги профессора Александра леонидовича Дворкина "Сектоведение"

...Может быть, вам приходилось видеть по телевизору странные молитвенные собрания, когда проповедник вещает со сцены, а весь зал отвечает "аминь!", "аллилуйя!", потом включают музыку, на сцене пританцовывает группа девиц, припевая простенькие слова типа: "О Господь Всемогущий!" или "Я люблю тебя, Иисус" - и все вслед за ними начинают притоптывать с поднятыми вверх руками, выкрикивая молитвы, постепенно переходящие в нечленораздельные звуки? Затем проповедник спускается в зал и начинает накладывать руки на голову людям: "Я тебя излечиваю", "Я из тебя изгоняю бесов", и человек тут же падает и либо начинает биться в конвульсиях, либо вопит и катается по полу, либо просто лежит, "отрубившись". Это и есть "Теология процветания", известная также под другими названиями: "Евангелие процветания", "Движение веры", "Проповедь веры". К нам это движение пришло через шведскую организацию "Слово жизни", и поэтому многие ради удобства называют так все движение, хотя на самом деле в разных городах принадлежащие к "Теологии процветания" секты носят разные названия: "Живая вода", "Новая жизнь", "Живой родник", "Слово истины", "Церковь Завета", "Живая вера" и т.д.

"Движение веры", в отличие от других тоталитарных сект, не выстроено в виде жесткой структуры, но внутри каждой секты, основанной каждая в своем городе, контроль не меньший, чем если бы они входили в централизованную структуру. Местные секты поддерживают связь друг с другом, обмениваясь проповедниками, оказывая взаимную помощь.

...Часто "словожизневцев" относят к пятидесятникам. На самом деле это не совсем корректно, так как при сходстве некоторых внешних признаков (и то относительном: у "традиционных" пятидесятников все проходит гораздо более чинно) богословие у них совершенно различное. Сами пятидесятники не слишком признают их за своих и часто не принимают в свои объединения, поэтому более корректно было бы отнести "Слово жизни" к неопятидесятническому, или неохаризматическому движению.

Однако в маскировочных целях неопятидесятники стремятся выдавать себя за протестантов и в случае периодически возникающих у них сложностей с законами того или иного государства тут же начинают шумную кампанию о "гонениях на протестантов". В России, стремясь обойти требования нового закона "О свободе совести и религиозных объединениях", они объединились в "Российский объединенный союз христиан веры евангельской" (РОСХВЕ), название которого, по "странному" совпадению, почти дословно совпадает с названием объединения "традиционных" пятидесятников "Российский союз христиан веры евангельской" (РСХВЕ).

...Если спросить у сектантов, на основании чего они выкрикивают бессмысленные звуки, трясутся в истерике и катаются по полу в экстазе, делая то, что определенно не одобрялось апостолом Павлом, они ответят, что Павел был всего-навсего человеком, который мог ошибаться, в отличие от Иисуса Христа, Который был Богом и ошибаться не мог.

Вообще глоссолалия, то есть полусознательное истеричное бормотание и выкрикивание нечленораздельных звуков (то, что харизматики называют "говорением языками"), известна с древности и является непременной принадлежностью многих языческих культов - шаманских плясок, трясений шиваитских монахов, "пророчеств" древнегреческих сивилл и пифий...

Харизматикам, утверждающим, что "говорение языками" является знаком реального присутствия Святого Духа, можно напомнить о глоссолалии язычников и спросить, каким же образом Святой Дух может являть себя в языческих антихристианских культах и зачем нужна была жертва Христа, если спастись Святым Духом можно и через, скажем, религию древних греков или шаманизм? Если же они начнут ссылаться на тот факт, что апостолы говорили языками в день Пятидесятницы, то можно легко объяснить, где они заблуждаются: апостолы, не зная других языков, проповедовали Евангелие так, что их понимали уроженцы самых разных народов, а не бормотали никому не понятные нечленораздельные звуки среди говорящих на одном с ними языке людей.

И, наверное, самым сильным свидетельством против нынешней глоссолалии неопятидесятников является то, что "говорящие языками" иностранные проповедники в нашей стране общаются со своими единоверцами через переводчиков...

Святой Дух - Дух истины - дает дар разумения. А выкрикивание нечленораздельных, никому непонятных, бессмысленных звуков - не дар, а наказание Божие, которое посылается на гордых, заносчивых людей, посчитавших себя равными Богу...

"Слово жизни" восприняло от New Thought идею, что устное слово обладает громадной творческой силой, нужно лишь научиться эту силу употреблять. Уроки начинаются с типичных методов контролирования сознания: "Очисти полностью голову от своих собственных мыслей и наполни ее словом Божиим! А затем провозгласи это слово, и случится чудо!"...Поэтому, скажем, если вы идете на собрание "словожизневцев" и вам говорят, что сейчас вас будут исцелять и что вы не можете не исцелиться, то далее все зависит от вас. Вы жаждете исцеления, и вот вам накладывают руки на голову или, скажем, бьют пиджаком. Если после этого вы скажете, что чувствуете себя плохо, то так вам и будет - по вашему слову. Если же вы скажете, что исцелились, то и будете исцелены. Всякие негативные заявления, учат сектантские пасторы, чрезвычайно опасны, потому что, произнося их, мы сами вносим болезни и несчастья в собственную жизнь...Отечественный проповедник-неохаризматик Алексей Ледяев выражает это еще проще: "Вера - это хорошее настроение", - заявляет он во время молитвенного собрания, а громадный зал отвечает ему: "Аминь!". Нет больше плача о своих грехах, ни сострадания к ближнему, ни грусти о потерянном рае, ни серьезной сосредоточенности на молитве, ни светлой печали Великого поста, ни даже сияющей Пасхальной радости. Есть только "хорошее настроение", искаженное гримасой намертво прикленной к нему улыбки лицо...

Структура "Слова жизни" строго авторитарна. Никакая критика внутри организации недопустима; если какой-то член организации начинает высказывать критические замечания в ее адрес, ему объясняют, что критика исходит от духа критики, который называется также "духом Иезавели", - демонического духа.

Групповое давление и всевластие лидера зачастую приводит к трагическим результатам: в конце 1998г. мир был потрясен, когда по обвинению в избиениях и убийствах членов неопятидесятнической секты в джунглях Бразилии был арестован лидер секты. Он заявил, что таким образом изгонял бесов из своих последователей. Несколько месяцев спустя та же ситуация повторилась в далеком якутском городе Алдан, где сектанты захватили здание местной администрации...

Многие члены секты страдают депрессивными состояниями, среди них нередки попытки самоубийства... По данным, опубликованным в Швеции..., 85% обследованной группы, состоявшей из членов "Слова жизни", заявили о резком сокращении контактов с семьей и старыми друзьями и о резком ухудшении личного благосостояния из-за крупных пожертвований в секту и выплаты десятины; 93% сообщили, что они подвержены приступам панического страха и расстройству сна; 25% всерьез предпринимали попытки самоубийства...

Одна из причин серьезных психических расстройств - род исповеди, обязательной для всех членов секты. Исповедь основана на том же главном принципе "Теологии процветания": всякое слово обладает творческой силой, поэтому человек не имеет права исповедоваться в своих грехах, иначе он навсегда останется грешником; можно исповедоваться лишь в том, что свят и всесилен. Таким образом, человек остается один на один со своими внутренними проблемами и слабостями, которые он должен в себе подавлять, не имея права их высказать. Но он не может не замечать их присутствие в себе - и это при том, что, как он видит своими глазами, все остальные члены секты уверяют, что давно уже стали святыми и избавились от своих грехов. Опять эффект платья голого короля! В конце концов это приводит адепта к раздвоению личности, шизофрении, депрессивным состояниям. Человек даже не может сам себе признаться в своих ошибках, потому что винить он может только себя - Бог уже дал ему все, что мог, и больше Ему дать нечего.

Молитвенные собрания вводят сектантов в иррациональный экстаз, при котором они переходят в другой мир, наполненный демонами, беспокойством, стрессом и отчаянием. Вместе с тем они делаются своеобразными наркоманами переживаемых на собраниях состояний и уже не могут жить без индуцированной эйфории от "языкоговорения", "молитвы мук рождения" или пиджака Бенни Хинна, - только они спасают сектантов от черной бездны отчаяния. Таким образом происходит контролирование сознания членов секты ее руководством...

"Теология процветания" не может считаться христианским движением - это грубая магически-оккультная система с элементами психического манипулирования и контролирования сознания. Прикрываясь псевдохристианской фразеологией, она отрицает практически все положения исторического христианства. Само название "Теология процветания" кощунственно, ибо основывается на том, что христианская вера гарантирует ее носителю богатство и процветание, а это противоречит словам Христа: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня" (Мф., 5:11); "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф., 16:24).По существу процветанцы отрицают Крест Христов, без которого христианство теряет всякий смысл и делается лишь кощунственной пародией на самое себя...

Татьяна Федорова

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.