Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • О чтимой в граде Тюмени иконе Божией Матери «Знамение»

  • Икона рождества господа нашего Иисуса Христа

  • Встреча с чудом

  • Ишимское чудо

  • Икона Пресвятой Троицы

  • Умное постижение иконы

  • Символика иконы

  • Символический реализм иконы

  • Поклонение иконам

  • Обожение

  • Косинская

  • Иконография Христа

  • Иконография рая

  • Икона вознесения Господня

  • Икона - Школа для неграмотных

  • Догмат о иконочитании

  • Вход Господень в Иерусалим

  • В Москву на поклон к Владимирской

  • Абалацкая Знаменская икона

  • Икона "Вознесения Господня"

         1.(Лук.24:50-53)"И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.И пребывали всегда во храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь." (Деян.1:9)"Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо,во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо."
         2. Эти тексты обходят молчанием присутствие Божией Матери. Но на иконе Она занимает центральное место среди апостолов и ангелов. Внешне ничем не оправдано здесь и противоречит историческим данным и присутствие апостола Павла (он не имел еще никакого отношения к христианству и был еще Савлом), который изображается во главе апостольского круга вместе с апостолом Петром. Евангелисты Лукак и Марк из числа 70-ти, хотя и были в числе присутствующих, к кругу собственно двенадцати апостолов не приадлежат; однако они изображаются именно в числе двенадцати. Евангелия, которые держат евангелисты на иконе, еще не были написаны ит.д.
         3. Но икона - это образное выражение Священного Предания Церкви, живущего в Священном Писании и богослужебных текстах. Поэтому вне службы праздника в целом невозможно ни понять, ни разобрать ни одной праздничной иконы.
         4. Богослужение Вознесения подчеркивает присутствие Богоматери в завершительном акте присутствия на земле Ее Сына. Например,"...пришел еси со ученики Твоими на гору Елеонскую, имея Рождшую Тя Творца и всех Содетеля..."(стихира литийная на Слава и ныне). Или что может быть выразительнее прямогог обращения к Ней:"Се Сын Твой,Богородице,...востече к небесным"(тропарь 8-й песни канона).Причина ЕЕ присутствия здесь вытекает очевидно из Ее роли в деле воплощения. Николай Кавасила:"Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но и делом воли и веры Девы Марии. Без согласия Пречистой, без содействия веры, оно было бы также неосуществимо, как и без содействия самих трех Лиц Божества. Бог делает Ее Своей Матерью лишь научив и убедив Ее, и принимает от Нее плоть, которую Она дает Ему по Своей воле". В Ее лице человечество дало свое согласие на воплощение Искупителя, на то, чтобы Слово стало плотию. Поэтому, будучи необходимым условием спасения со стороны человеческой, Она "рождшая всех Творца и всех Содетеля", и изображается на иконе Вознесения КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ. Именно Ей,"матерски паче всех болезновавшей,подобаше славою плоти Его премногия насладиться радости"(стихира литийная на Слава и ныне),видеть Его преславное Вознесение, торжество принятого от Нее человечества, обоженного и поставленного превыше небес одесную Отца.
         5. Будучи в самом прямом смысле храмом невместимого Бога, храмом предуготованным ветхозаветным человечеством, Она изображается здесь как образ обновленного во Христе человечества, как образ Церкви.
         6. Как в Вознесении , так и в Пятидесятнице, мы сталкиваемся с одним и тем же явлением соответствия иконы службе праздника: богослужение Вознесения утверждает присутствие Богоматери среди учеников при Вознесении Христове и икона этого праздника изображает Ее, помещая в центре всей композиции, несмотря на то, что в новозаветных текстах нет на это ни малейшего намека.
         В Пятидесятнице наоборот: из текста первой главы Деяний вытекает, что Она присутствовала в Сионской горнице; служба же, в связи с Сошествием Святого Духа, нигде Ее не упоминает и традиционная икона праздника Ее не изображает. (120)
         7. В иконе Сошествия Святого Духа апостолы изображаются благословляющими. Это тот жест благословения, источником которого является благословение возносящегося Христа, переданное Им апостолам, а через них их преемникам и всем тем, котого они благословляют.(129)
         8. Если Вознесение Господне обусловило пришествие святого Духа в мир, то пребывание третьей ипостаси в Церкви обуславливает и подготавляет в мире второе и славное пришествие Спасителя, когда 12 апостолов воссядут на престолах судить 12 колен Израилевых. В этом смысле Церковь ведет нас к эсхатологическому свершению, к явлению того, что показывает нам икона Вознесения: Спаитель "такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо" (Деян. 1:11). СПАСИТЕЛЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ЕСТЬ СПАСИТЕЛЬ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ.
         9. Апостолы изображаются благословляющими. Это тот жест благословения, источником которого является благословение возносящегося Христа, переданное Им апостолам, а через них их преемникам и всем тем, котого они благословляют.(129)
         10. В иконе Вознесения, праздника "завершенного спасения", Богоматерь находится в центре и во главе группы, которая есть достояние Спасителя, стяжанное Его кровью, оставляемое Им телесно на земле, Церковь, которая через обетованное сошествие Святого Духа в наступающую Пятидесятницу, получит всю полноту своего бытия. (133)
         26.* Церковь основана на ДВОЙНОМ СХОЖДЕНИИ В МИР: Сына Божия и Духа Святого. В цепи двунадесятых праздников Пятидесятница имеет особое значение, как начало домостроительства третьего Лица Святой Троицы. В Вознесении "кончились дела Христовы телесные<...>", говорит святой Григорий Богослов. Что же относится ко Христу? - спрашивает он и отвечает:"Дева, рождение, ясли...", то есть то, к чему Богоматерь имеет непосредственное отношение как Осуществительница воплощения с человеческой стороны, то, что имеет отношение к нашей природе, воспринятой Христом. С Пятидесятницы "начинаются дела Духа", продолжает святой Григорий Богослов, начинается земной путь Церкви в полноте ее благодатной жизни. (133-134)
         * Мы не приемлем римакатолического догмата о непорочном зачатии , пресекающем связь Пресвятой Богородицы со всем человеческим родом, делающим из Нее особое, сверхъестественное существо, отличное от других. Не приемлем мы и учения об обожении Богоматери в Благовещении. В этом смысле Евангелие категорично, и притом именно Евангелие, читаеммое на Литкргии первого дня Пятидесятницы:"Не у бе Дух Святый (то есть еще не был в мире), яко Иисус не у бе прославлен"(Ио.7:39); то до прославления Сына Божия, до Его вознесения, не моглло совершиться Сошествие Святого Духа и следовательно невозможно было обожение человека, то есть почивание Духа святого во святых, в том числе в первой из них - Богоматери.


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.