ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

        

№6 2003 г.         

Икона Пресвятой Троицы


Икона Ветхозаветной Святой Троицы

Сюжет иконы основан на библейском рассказе о том, как столетнему старцу Аврааму и его супруге Саре явились три Ангела. Ангелами были три Лица Троицы, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Когда византийские и русские иконописцы писали ветхозаветную Троицу, они обычно передавали явление Божества Аврааму со всеми подробностями. Изображались Авраам и Сара, а также дерево – дуб Мамврийский, под которым и произошла встреча, дом – как символ всего рукотворенного человеком мира, и скала как символ мира нерукотворенного.

Иконописцы показывали, как Авраам велел заколоть теленка и как он с женой угощает ангелов, догадываясь о пребывании в своем доме Бога.

«Троица», написанная преп. Андреем Рублевым, отличается от этих икон.

Преподобный Андрей Рублев родился около 1360 г., происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев.

Вся жизнь его связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к XVI в., видит в нем духовного сына прп. Никона Радонежского, по духу св.Андрей является, несомненно, учеником прп.Сергия Радонежского.

Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.


Летопись сообщает, что в 1408 г. прп. Андрей, вместе со своим старшим сопостником и соработником Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня — «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.

На протяжении XVI—XVII вв. память прп. Андрея была окружена почитанием. Можно найти свидетельства о духовном признании святости его в строгановском иконописном подлиннике: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные...»

Согласно поздним источникам, святые мощи его почивают в Андрониковом монастыре.

Канонизирован прп. Андрей в год 1000-летия Крещения Руси на основании святости жизни, подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом.

Именно учение преп. Сергия Радонежского, великого молитвенника об объединении земель русских, и легло в основу написанной иконы. Преподобный Сергий основал Троицкий монастырь для того, чтобы «воззрением на святую Троицу побеждался ненавистный страх розни сего мира».

На иконе преп. Андрея фигуры Авраама и Сары не написаны сознательно, это не икона гостеприимства, здесь выражена идея единства и нерасторжимости трех Лиц Троицы.

Именно поэтому фигуры трех Ангелов на иконе вписываются в правильный круг – фигуру, символизирующую бесконечность и единство.

Таким образом на иконе представлены равнозначно Три Лица Святой Троицы. Здесь происходит диалог – мысленная, но мыслимая нами беседа: Отец обращается к Сыну и указывает на необходимость искупительной жертвы, и Сын отвечает согласием на волю Отца. И в этом иной смысл иконы, это не только образ Триединого Божества, но и изображение таинства Евхаристии.

Евхристическим символом иконы является чаша на престоле, вокруг которого восседают Ангелы. В чаше видна голова тельца, которым Авраам угощал Ангелов. Этот телец – прообраз новозаветного агнца.

Левый и средний ангелы благословляют чашу: Отец благословляет Сына на подвиг, на смерть на кресте ради спасения человека, а Сын, освящая чашу, выражает готовность принести Себя в жертву. На светлом фоне престола отчетливо рисуется и правая рука третьего Ангела, но он не благословляет чаши и не принимает участия в беседе, а присутствует здесь как Утешитель, как вечно юное и неумирающее начало, как символ грядущего воскресения. Эта спасающая жертва Христа явлена нам еще и в том образе, что фигуры боковых ангелов образуют большую чашу, в которой помещен средний Ангел.

Воскресающий Христос дается нам в чаше Причастия, чтобы и мы могли вкусить бессмертия.

Но, вероятно, наиболее значительная и сердечная мысль, которая владела преподобным Андреем, когда он писал Троицу, была мысль о необходимости и благотворности любви, союза, основанного на доверии одной личности другой.

Любовь – вот основа христианской жизни. Как говорит Писание, любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, взирая на икону Святой Животворящей Троицы, по молитвам преподобных Сергия Радонежского и Андрея Рублева, преодолевать ненавистный страх розни мира сего.

ред.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.