Умное постижение иконы.
"Ведь это возможно каждому человеку: стоит только
по-безмолвнее углубиться в свое сердце, да побольше
призывать просвещающее имя Иисуса Христа, то сейчас же
каждый почувствует внутренний свет, и ему будет все
понятно, даже и некоторые тайны Царства Божия он увидит
в свете сем. Да уже и это глубокая просветительная
тайна, когда человек узнает сию способность
самоуглубляться, видеть себя внутри, наслаждаться
самосознанием, умиляться и сладостно плакать о своем
падении и испорченной воле. Благоразумно рассуждать и
говорить с людьми дело не очень трудное и возможное, ибо
ум и сердце произошли прежде, нежели ученость и
премудрость человеческая. Коли есть ум, то можно его
обработать, наукою ли, или опытностию; а если нет
разума, то никакое воспитание не поможет. В том-то и
дело, что мы далеки от
самих себя, да и мало желаем,
чтобы приближаться к себе, а все убегаем, чтобы не
встретиться с самим собою и промениваем истину на
безделушки да думаем: рад бы заняться духовным делом да
молитвою, да некогда, хлопотыи заботы о жизни не дают
времени к сему занятию".
"Откровенные рассказы странника духовному отцу своему"
(45:84)
В этой главке попытаемся понять христианскую гносеолгию на
примере иконы православного храма, увиденной "умными глазами"
прихожанина.
Стоит заметить, что искусство на служение Богу есть искусство
вообще, как таковое: его основа - не способность или мудрость
человеческая, а премудрость Духа Божия, дух смышления и дух
ведения, дарованный Самим Богом: "и в сердце всякого мудрого вложу
мудрость, чтобы сделали все , что Я заповедал тебе" (Исх.31:6)
Переход от созерцания телесного к созерцанию духовному помогает
осуществить икона как "вещный зрак" мира духовного: ибо "как глаз
в теле, так и ум в душе - одно и то же" (св.Иоанн Дамаскин 2:153).
Икона изображает с в я т о г о, и на святость икона указывает
так, что святость эта не подразумевается и не дполняется нашей
мыслью или воображением, а очевидна для нашего телесного зрения.
Будучи образом преображенного человека, она указывает на ту
реальность, которая открыта нам в преображении Господнем на
Фаворе.(67:130) Художник не рисует святого, но лишь кистию
помогает ему явиться в святой иконе, он отверзает завесу своих и
моих глаз, и Тот, Кто за завесой - обретается.
Ныне христиане твердо говорят о напоминательном значение
икон: логика проста - иконы напоминают молящимся о своих
первообразах, и взирая на иконы, верующие "возносят ум от образов
к первообразам". Но чаще всего толкуют это в смысле
субъективно-психологическом и коренным образом ложно, до основания
извращая мысль святых отцов. Вспомните иконоборцев, они, говоря по
современному, как раз указывали на субъективно- ассоциативную
значимость икон, но отрицали в них онтологическую связь с
первообразами, и тогда все иконопочитание - лобызание икон,
молитва им и т.д. - не могло не расцениваться как преступное
идолопоклонство.
Икону должно или недооценивать, сравнительно с ходячим
позитивистическим полупризнанием, или переоценивать, но не в коем
случае не останавливваться на психологической, ассоциативной ее
значимости, то есть на ней как на изображении. Всякое изображение,
по необходимой символичности своей, раскрывает свое духовное
содержание не иначе, как в нашем духовном восхождении "от образа к
первообразу", то есть при онтологическом соприкосновении нашем с
самим первообразом; тогда, и только тогда, чувственный знак
становится жизненным и, тем самым, неотделимый от своего
первообраза, делается уже не "изображением", а передовой волной
или одной из передовых волн возбуждаемых реальностью. В иконе это
реальность мира духовного: здесь мы всегда общаемся с энергией
сущности и через энергию - с самой сущностью, но не
непосредственно с сущностью.
Икона, будучи, в ответом на молитву - я в л е н и е м, энергией,
светом некоторой духовной сущности, а точнее сказать, благодатию
Божией есть больше, чем хочет считать ее мысль, выдающая себе
аттестат "трезвости", или же, если этого прикосновения к духовной
сущности не произошло, она не есть вообще что-либо познавательного
значения. Икона всегда сознается как некоторый факт Божественной
действительности.
Икона может быть мастерства высокого и невысокого, но в основе
ее непременно лежит п о д л и н н о е восприятие потустороннего,
п о д л и н н ы й духовный опыт. Икона напоминает о некотором
первообразе, то есть пробуждает в сознании духовное видение: у
того , кто ярко и сознательно созерцал это видение, это новое,
вторичное видение, посредством иконы, само ярко и сознательно. А в
другом икона утверждает что е с т ь такое восприятие, и дает
почувствовать или приблизить к сознанию собственный опыт такого
рода. (7:22)
Итак, пассивная активность созерцания преображается в практике
молитвенного предстояния иконе: делание становится опытом.
Евагрй Понтийский (IV век) учит, что делание (praxis) приводит
человека в конце концов к бесстрастию (apateia), к независимости
от своей природы, которая больше не подвергается страстям, которую
ничто больше не возмущает. Бесстрастие - не пассивное состояние. В
области духовной жизни, где оно проявляется, нет больше
противоположения активного и пассивного: оба эти противоположные
состояния соотвествуют искаженной, плененной грехом природе.
Ум, восстановивший свою целостность, уже ничем не может
возмутиться, он уже ничему "не подвержен"; но он также и не
"активен" в обычном смысле этого слова: "доколе ум наш, сей
яростный и сластолюбивый пес, через простоту, глубокое безгневие и
прилежание, не сделается целомудренным и люборассмотрительным"-
описывает это состояние святой Иоанн Лествичник (24:4).
Аскетическое и мистическое предание Восточной Церкви не проводит
резкого различия между активными и пассивными состояниями на
высших ступенях духовной жизни. Ум человека в своем нормальном
состоянии не активен и не пассивен: он - бдителен. "Трезвение"
(nepsis),"сердечное внимание" (kardiake prosohe), способность
различения и суждения (diakrisis) характеризуют человека в его
целостности. Состояния же активные и пассивные указывают,
наоборот, на внутреннюю разодранность: они - последствия греха.
Вводить их в духовную жизнь - значило бы искажать перспективы
духовной жизни или создавать беспорядок.(51:153-154)
Ум, какой бы великий он ни был, не в силах постигнуть
Божественное. "Бог, Который может быть постигнуть разумом, не
есть Бог,- пишет святой Иосиф Волоцкий,- если уж мы природы
ангельской и даже души своей тварной не можем постичь или описать,
то тем более не постичь нам Творца всяческих! И все, тщетно
пытавшиеся постичь Бога, тщились тем самым бездну измерить горстию
и, только начав вникать в сии глубины, совращались в ереси, ибо
тайна сия неизреченна и несказанна. не спрашивай ""как?" - она
выше всяких "как". И не испытывай: "каким образом" - выше всякого
образа Божественный образ".(19:84)
Вспомните евангельское повествование о исцелении расслабленного
из второй главы Евангелия от Марка. Четверых, спустивших больного
к Господу через крышу, святой Григорий Палама объясняет так:" он
(покаявшийся) бывает приносим ко Господу сими четырьмя: презрением
к себе, исповедью согрешения, обещанием на будущее не
воздерживаться зла и молитвой к Богу. Но они не могут приступить к
Богу, если только не раскроют крышу, разметав черепицы, глину и
иной материал. КРОВЛЕЙ же в нас является МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ДУШИ,
как все в нас покрывающая, заключает же она в себе как бы
многочисленный, нагроможденный материал, имеющий отношение к
страстям и к земному. И вот, когда это состояние станет расцеплено
и уничтожено сими вышереченными четырьмя, тогда действительно мы
сможем быть спущенными, то есть истинно смириться и припасть и
приступить ко Господу, и просить и получить у него исцеление"
(53:101) Сам Палама исповедовал исихастическое делание для
созерцания Бога. Исихия (молчание) не что иное, как собираение
сил, концентрация усилий, духовных и физических, с целью
осуществления прорыва к Богу и людям. "Наш ум, - отмечает Григорий
Палама,- рассеивается, когда уклоняется ко злу, которое по
существу многообразно. Наш ум направляет наше вожделение Единому и
Истинному Богу, Единому Благому, дающему наслаждение, свободное от
всякого страдания. А при расслаблении ума душевное стремление к
истинной любви сбивается с верного направления, разрываемое на
разные сладострастные влечения". (66:184)
С точки зрения психологи творчества большой интерес представляют
предупреждения исихастов против бесплодных мечтаний (fantasiai),
образных видений. Это связано, прежде всего , с естественным
неприятием творческим волевым началом всего того, что может лишь
расслаблять, деконцентрировать внимание, повергать мечтательные
натуры в соблазн. С другой стороны, важным принципом исихазма
всегда было "трезвение ума", стремление постоянно контролировать и
проверять свой мистический опыт. Творчество, согласно исихастам,
имеющее первопричиной Святую Троицу, есть соединение божественных
логосов с энергиями Святого Духа , одухотворение, воплощение идей,
удержание усилием творческой воли огнедышащей плазмы в совершенных
логосных формах, как это имеет место во фресках Феофана грека или
в иконах Андрея Рублева. Особенность этого мистико-аскетического
творчества заключается в том, что его субъект и объект совпадают.
На Руси в 80-90 годы XV века, благодаря "Посланию иконописцу"
святого Иосифа Волоцкого, исихастские концепции кладутся в основу
теории иконописания. Исихастское "умное делание" признается
необходимым не только для написания икон, но и для их восприятия,
которое тоже есть творческий процесс. Непременным условием
действенного восприятия иконы автор "Послания" считает спокойное
сосредоточение: "все земное от помыслов изгнав, и злопамятство и
гнев, ярость же и ненависть, и плотские вожделения, и очи к слезам
понудим, и всего себя к небесам приложи".(66:186)
Итак, гносеология предстояния иконе выходит за пределы
формально-логической системы философии. Но ведь так оно и должно
быть. Философия есть наука о границах познания и в случае с
иконой, мы начинаем ощущать эту границу.
Уже в посланиях апостола Павла говорится о н о в о м
з н а н и и как результате доверия и любви к Богу, как о
спасительном единении со Христом (1 Кор. 1:20,8:5, 2 Кор.5:7,
Римл.4:18, Фил.3:8-12 и др.) Однако императив паулинистского
гносиса звучит так: "ВЕРОЮ ПОЗНАЕМ"(Евр.11:13)7 На первом месте
должны быть вера и Евангелие, а не отвлеченное умозрение, ибо
разум без веры не способен к Богопознанию (1 Кор.13:9 и след.)
( Заметим, что александрийские гностики тогда еще перевернули
отношение веры и разума, будучи убеждены, что спасительно знание
само посебе. Их опора на разум показывает, как мало они поняли
суть нового учения и насколько пребывали еще во власти античного
рационализма. Этот "перевернутый" александрийский гнозис и стал
основой западного рационализма вообще , сделав философию
инструментом, расчленяющим веру. Как справедливо замечает
современная исследовательница иконы Языкова И.К., беда языческого
мира и вина культуры Нового времени состоят в том, что
люди,"познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не
возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих... И славу
нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и
птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся...заменили истину ложью и
поклонились и служили твари вместо Творца"(1Кор.1:21-25))
Апостол Павел говорит, что он проповедует Христа"не в
убедительных словах человеческой мудрости"(1 Кор.2:4-6), поскольку
"безумием пред Богом"(1 Кор.3:19) является общепринятая философия.
Даже те христианские писатели,которые придерживались более
позитивного взгляда на греческую философию, например святой
Климент Александрийский, всегда приоритетное значение придавали
Откровению: они приписывали философии лишь чисто пропедевтическую
роль, считая, что философия сама по себе не может вести людей ко
спасению. Да это и не входит в ее задачи.
Христианские мыслители дают отчетливо понять, что христианские
догматы не вмещаются в категории языческой философии: они "для
Еллинов безумие"(1 Кор.1:23). По выражению Бибихина В.В., святые
отцы знали, что место, будто бы оставленное философией для
именования первого начала, в действительности занято полнотой
опыта не неспособности, а законченной невозможности что-либо
по-человечески сказать ; то есть что философия в своем молчании
перед Началом уже сказала все, и дальше говорить Богу. (118:41)
Например, Дионисий Ареопагит, хорошо сознавая несоизмеримость
земного и небесного уровней бытия, полагал, что применяемая для
описания нижнего уровня формально-логическая система не работает
применительно к уровню Первопричины:"Бог пребывает выше всякого
знания и выше всякого бытия", и, следовательно, всякое
интеллектуальное знание недостаточно и даже вообще не не нужно для
приобретения высшего знания. Он четко формулирует важнейшую в
христианской философии антиномию: познать и увидеть Бога можно
только через не-познавание(не-знание) и не-видение. "И по
преимуществу совершенное незнание есть высшее знание того, что
превышает все доступное знанию"(Ер. I,1065 АВ) Здесь христианская
теория познания приходит практически к своему логическому
завершению: высшее знание достигается посредством отказа от
всякого знания, утверждение - посредством отрицания. Спекулятивное
мышление снимается на путях мистического опыта. Апофатическое "не"
в системе "Ареопагитик" становится высшим "да", чем подчеркивается
принципиальная несоизмеримость уровней бытия и сверхбытия. Однако
Бог, по убеждению Ареопагита, Сам стремится быть познанным и
являет себя по мере возможности на уровне бытия в виде
божественных сил, энергий - божественных "разделений" (DN II 4,
649 D), изливающихся <в том числе> через икону в ответ на молитву
предстоящего: "и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет
сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе"(Фил.4:7). Пред
иконой ум смолкает и душа погружается в мистическое постижение
полного знания в акте сверхчувственного и сверхразумного единения
с Богом.
Божественный Дионисий приходит к выводу:" Бог познается во всем и
вне всего, познается ведением и неведением... Он, будучи всем во
всем и ничем в чем-либо, всеми познается из всего и никем - из
чего-либо", то есть познается (разумом) в творениях, силой любви
исходя в мир, и не познается в своей сущности, в
своем "сверхбытии".
Таким образом, христианская гносеология предстает специфической
системой познания, которая не выводит свое "знание" на уровень
формально-логических конструкций, но стремится пережить его в
формах особого душевного опыта. Истинный богослов, по словам
Ареопагита, "не только учит божественному, но и сам переживает
его"(DN II 9,648 B), получая духовное наслаждение от созерцания
неописуемого совершенства и мудрости.(На высшей ступени познания
должно наступить обожение).
В самом деле, если любое знание - это знание о сущем и сущим
ограничено, то какое бы то ни было познание потустороннего Сущего
- невозможно. Ум, сильно стараясь выйти за пределы телесного,
всюду оказывается бессильным. Вера делает его сильным. Та вера,
по слову архимандрита Льва (Жилле), которая не есть крик во тьму,
адресованный неизвестно кому и неизвестно куда направленный. Вера
- это порыв к Кому-то, Кого мы никогда не познаем в совершенстве,
к Кому-то, Кто превышает нас, как бесконечность превышает конечную
величину. И все же вера имеет в себе самой как бы приманку для
этого Неуловимого. В вере одновременно есть и присутствие, и
отсутствие. Есть присутсвие, разумеется, несовершенное, но
реальное. Есть и отсутствие реальное, ведь мы веруем в Кого-то
потому, что у нас нет научно обоснованного, достоверного познания
этой Личности или того, что эта Личность говорит (в противном
случае не осталось бы места вере). Вера предполагает недостаточность
разумного понимания. В ней есть что-то, что прочно связывает нас
с фактом, непроверяемым научно. Любой акт веры как бы бросает нас
в море, и необходимо доверие с нашей стороны. Мы верим, что не
будем поглощены, но напротив, достигнем цели - спасения и
Спасителя. (118:82-83) А святой Исаак Сирин говорил:
"Дом веры есть младенчествующая мысль и простое сердце."
(120:119)
Бакулин М.Ю.