|
||
|
Статьи
Иерей Вадим Коржевский. Пятидесятница - день рождения Церкви |
О любви
Проповедь за Акафистом Божией Матери
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Радуйся начальнице мысленного наздания1, - взываем мы каждый раз к Богородице словами Акафиста. Но, взывая так, задумываемся ли мы отцы, братья и сестры, о том, почему Она именуется начальницей воссоздания мыслей, и мыслей, очевидно, правильных? Именуется Она так, видимо, потому что представляет собой пример правильного образа жизни, а правильный образ жизни рождается из правильного образа мыслей. Интересно, что все Учителя Церкви указывают на Богородицу, как на наставницу и учительницу рода человеческого, хотя на всем протяжении Евангелия мы не слышим ни одного поучения из Ее уст. Почему же они называют Ее и наставницей, и учительницей человечества, тогда как Она не произнесла ни одного наставления и никогда никого ничему не учила словом, хотя наверняка имела что сказать, прожив столько лет с Божественным Учителем, уже в детстве превосходившим ученых книжников - учителей израильского народа? Так называют Богоматерь по той причине, что Она показала совершенную форму воспитания, которая заключается в том, чтобы "учить не уча", т.е. назидать своим жизненным примером. Какой же пример подает Божия Матерь нам? Можно сказать в общем, не вдаваясь в подробности - Она являет Собой пример точного следования учению Христа и пример истинной ученицы такого Учителя, учение которого приводит многих в удивление (Мф. 7;28); но которое не многими понимается (Мк. 1;27), а многими не принимается (Ин. 6;66). В особенности, как сказано, этого учения не будут принимать во времена последние, но по своим прихотям будут избирать учителей (2Тим. 4;3). Об учении Спасителя, как во время Его земной жизни, так и сейчас говорили и говорят разное. Одни говорили Ему: знаем, что истинно пути Божию учишь (Мк. 12;14); другие настаивали на том, что Он своим учением возмущает народ (Лук. 23;5), а Его ученики не чтут законов - не хранят субботу, не соблюдают положенных постов и т.п. (Мк. 2; 18,24). Вообще, нужно заметить, что как в те времена, так и в наши некоторые считают, что важнее всего в религиозной жизни точное и неукоснительное исполнение обрядовых постановлений. В массе этих мелких обрядовых правил и предписаний многими теряется то главное и основное, чему учил всегда Бог людей. Не внешние дела и не поведение Господь выдвигает на первый план, а сердце (Притч. 23; 2), главным чувством которого является любовь. Этому одному и учит нас Спаситель и словами и жизнью; этому же научились и Божия Матерь и все истинные ученики Христовы; это же Господь поставляет единственным признаком, по которому можно узнать, вступил ли кто в разряд Его учеников или нет. Не потому будут узнавать учеников Христа, т.е. христиан, когда они будут горы переставлять и воскрешать мертвых; не потому будут узнавать христиан, когда они будут знать все догматы христианские и выступать с проповедью о Христе; не потому будут узнавать христиан когда они будут изображать на себе крестное знамение и регулярно посещать церковное богослужение; не потому будут узнавать христиан, когда они будут поститься двукраты в неделю (Лук, 18;12) и прочитывать различные молитвенные правила, а по тому будут узнавать истинных христиан, когда они, по слову Христа, будут иметь любовь между собою (Ин. 13;35). Конечно, это не означает, что кроме любви не нужно ни в чем ином упражняться. Нет. И то нужно делать, но и сего не оставлять (Лук. 11;42), и то нужно делать, но это главное. Без любви все прочее теряет значимость и цену. "Что мы делаем без любви к Богу и ближнему, - говорит св. Иоанн Златоуст, - там Христос уже не имеет где главы подклонити"2. В исполнении заповеди любви к ближнему состоит основная обязанность человека по отношению к человеку. Более того, только любовь делает человека человеком. "Если я любви не имею, то я ничто", - сказал совершенный в любви и познавший ее значимость Апостол (1Кор. 13;2). К тому же любовь никогда не перестает (1Kop. 13;3), т.е. не прекращается здесь, а переходит в вечность, доставляя блаженство имеющему ее. Без любви же вечность невыносима; без любви вечная жизнь состоит в вечной муке.
Вспомним, как однажды, авва Макарий, идя по пустыне, наткнулся на человеческий череп. Коснувшись его, он спросил: Действительно, св. Макарий молился о усопших язычниках, побуждаемый к тому самим образом жизни своей. Ведь он, как и многие египетские отшельники того времени вынужден был жить в капищах и гробницах этих самых язычников, где единственно можно было ему отдохнуть от трудов и укрыться от невыносимо палящего солнца. Заходя в гробницы, святый подвижник, естественно натыкался на усопших, которые довольно долго сохранялись благодаря искусству бальзамирования и начинал молиться о их вечном упокоении, доставляя им какое-то облегчение и утешение.
Так вот, самым интересным в этом эпизоде является ответ жреца Макарию на его вопрос: а в чем состоит это утешение? Его ответ был таков: Вот что такое ад! Полное одиночество; никого невидение и ничего неслышание; состояние совершенного отчуждения. В это состояние приходит всякий, не исполняющий заповеди о любви и не желающий замечать рядом находящегося человека. Чтобы избежать этого состояния, от нас требуется, пока мы здесь на земле, научиться видеть и слышать ближнего своего; любить его как самого себя (Лев. 19;18) и заботиться о нем с нежностью матери, по мысли преп. Серафима Саровского.4 Требуется, в буквальном смысле слова, родственная любовь, чтобы стать родным Богу, ибо "тот Мне брат и сестра и матерь, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного" (Мф. 12;50), - говорит Сын Божий, а воля Отца такова, чтобы мы любили друг друга так, как Он возлюбил нас (Ин. 13;34). Господь в воплощении Своем явил нам совершеннейшую любовь, претерпев все неудобства земной жизни и саму смерть, ради нас и нашего ради спасения. Совершил Он это единственно с той целью, чтобы люди и, в особенности, мы, христиане, шли по следам Его (1Петр. 21;21). А Он, как говорит Евангелист5, по устроению души таков, что трости сокрушенной не переломит, т.е. души, надломленной страданиями, угнетенной скорбью, сокрушенной обидами и неправдами людскими не отягчит новыми искушениями, скорбями и не скажет: "добейте ее", "так ей и надо", но поддержит, вразумит, подкрепит, утешит. Он льна курящегося не угасит, т.е. не презрит тех, кто имеет хоть малую искру веры, хоть слабое желание исполнять Его святые заповеди и бороться со своими страстями, но поощрит, возбудит и поможет разгореться возникшей искре в жаркое пламя6. И не скажет при этом, что "мне некогда", "я не обязан", "пусть это делают другие". Такого же душевного устроения добивались и все истинные Его ученики, которые так любили, что готовы были удовлетворять не только нужды ближних своих, но даже и их прихоти, как это сделал, к примеру, один пресвитер7, сходивший из пустыни в Александрию за пастилой8, для пожелавшего ее больного отшельника9. В особенности, святые подвижники, узнавшие на своем блаженном опыте истинную цену любви и видевшие свое спасение в ближнем, все делали для того, чтобы как-то не обидеть и не опечалить ближнего. Когда у одного старца некий брат, посетивший его, просил прощения, за то, что отвлек его от совершения правила, то неожиданно услышал мудрый ответ: "Мое правило таково, чтобы успокоить тебя и отпустить с миром"10. Другой брат, жаловавшийся на не дававший ему покоя помысл о требовании возвращения долга от своего должника, услышал из уст святого старца подобный ответ: "Предоставь помышлениям угнетать тебя, но ничем не опечаль своего брата".11 И Пимен Великий на вопрос: разбудить ли брата уснувшего за богослужением в Церкви, ответил так: "Что касается до меня, то я, если увижу брата моего дремлющим, положу голову его на колени свои и успокою".12 Одним словом, истинный христианин не имеет права не только делать несчастным рядом с ним находящихся, но и оставлять таковых без внимания своего и соучастия. К сожалению, эта обязанность большинством современных христиан не сознается. Какое мне дело до другого? Разве я сторож брату моему (Быт. 4;9)? - говорят многие если не словами, то делами. И как первые христиане удивляли современных им язычников своею любовью, так ныне мы, к стыду своему и горю, удивляем современных нам язычников своим жестоким равнодушием. "Равнодушие к ближнему, ужасающее, тупое равнодушие - это наш общий грех", - говорил один из наших современников, недавно причисленный к лику святых13. Равнодушие, очевидно, и есть та болезнь которой, по свидетельству Великого Антония, заболеют христиане времен последних. Увидев же не подверженного этой общей болезни, они "восстанут на него, говоря: "Ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам"14. Этому одному, как замечает eп. Игнатий надо очень остерегаться помыслов ложного смиренномудрия, которые предъявят ему демоны и люди, говоря, "неужели ты один прав, а все или большая часть людей ошибаются!" Такое возражение не имеет никакого значения, ибо всегда немногие шествовали по узкому пути, а в последние дни мира этот путь до крайности оскудеет".15
Со всею тщательностью рассмотрим себя, отцы, братья и сестры и определим, находимся ли мы в числе учеников Господа Иисуса Христа; знаем ли мы учение Его, не тем знанием, которое надмевает, но тем которое назидает (1Кор. 8;1) т. е. имеем ли мы то опытное знание любви, которого требует от нас Учитель. Если нет в нас этого, то есть возможность исправить положение и начать учиться любви, беря уроки из жизни Спасителя и святых учеников Его, обращаясь при этом за помощью к Божией Матери, преуспевшей в любви более всех, живших на земле людей. Аминь.
| |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |