ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№11 2005 г.         

Перейти в раздел автора

Знамения от икон в наши дни

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Образ Богоматери, явленный в Казани в 1579 году, считается чудотворным по причине множества сверхъестественных явлений и обстоятельств, с ним связанных. Само обретение сего образа было весьма чудесным. Ведь невероятным делом было найти посреди пепелища в целости и сохранности написанный на древе образ, завернутый в сукно. Множество больных получило и получает у этой иконы исцеление. Кроме того, по вере в ее силу в 1612 году Московское государство было очищено от поляков, в память чего и установлено нынешнее празднество. Подобное заступничество было явлено и в Великую Отечественную войну, как бы в подтверждение слов св. Митрофана Воронежского, сказавшего некогда Петру I о том, что пока Казанская икона Божией Матери в городе ап. Петра, и есть молящиеся ей, враг не войдет в город. Только этим можно объяснить тот факт, что г. Ленинград не был захвачен врагом. Тем более, что есть свидетельства о том, как совершался Крестный ход вокруг города с Казанской иконой Божией Матери. И Москва, и Сталинград так же не были сданы немецким войскам по вере к Казанскому образу Божией Матери. Матерь русских городов, Киев, был освобожден от оккупации врага в день празднования Казанской иконы Божией Матери.

Воистину все эти чудеса есть чудеса Божии как имеющие все признаки Божественных действий. Ибо во-первых, как в ветхозаветное время Господь иногда действовал через священные изображения (Исх. 25;22), так Он вполне может действовать и ныне через иконы Своей Матери по плоти. И в этом нет ничего удивительного, потому что если Он еще в те времена, когда малоупотребительны были изображения, дал чудесную силу медному змию, сделанному Моисеем, так что всякий смотревший на него с верой, оставался живым, несмотря на змеиные укусы (Числ. 21;9), тем более Он может сообщить чудодейственную силу собственным изображениям или изображениям Честнейшей херувимов. Ведь и ковчег с херувимами, символизировавший Божию Матерь, был тоже чудотворным, ибо Иордан расступился, когда его коснулись ноги священников, несших ковчег (Нав. 3;15), а стены Иерихона пали, оттого что евреи обошли с ним вокруг города несколько раз (Нав. 6; 5-7). Во-вторых, чудеса Божии всегда преисполнены определенностью и смыслом, т.е. не загадочны и понятны для самых простых людей, приводя их к вере или оживляя ее, а то и просто помогая им в скорбях и болезнях. Чтимая ныне икона Божией Матери явилась в Казани потому, что необходимо тогда было укрепить ослабевшую веру христианскую перед магометанством, а людей крепких духом и словом недоставало, ведь знамения Божии должны содействовать Слову Божию, а иначе в них нет смысла.1 Во времена апостолов были являемы многоразличные чудеса, и все они подкрепляли проповедь о Христе (Мк. 16;20). Более того, апостолы иногда молили Господа о даровании чудесного знамения, подтверждавшего истинность проповедуемого ими Слова Божия (Деян. 4; 29-30). И чудеса действительно совершались Богом там, где нужно было содействие проповедуемому Слову (Лук. 4;36). Там же, где Слово Божие принимается, чудесные чувствительные подтверждения становятся ненужными. Мало того, они могут даже повредить, ибо все необычное, случающееся с нами, не может не подать мысль о собственной необычности и избранности. Желание чудес обнаруживает не что иное, как «живущее в душе и овладевшее душею самообольщение, основанное на самомнении и тщеславии»,2 и кто без нужды желает чудесной помощи или чудесного дарования, тот «искушается в уме своем ругателем демоном, и оказывается хвастливым и немощным в своей совести».3 Желание чудес распаляется невидимым, но реальным врагом рода человеческого, который часто пытается обольстить ученика Христова имитацией Божественных чудес. Еще в ветхозаветные времена он старался подделывать чудеса Божии, чтобы отвлечь от Бога. Так, когда жезл Моисея силой Божией превратился в живого змия, то волхвы силой вельзевула сумели сделать нечто подобное и отвлечь тем внимание фараона от слов Божиих. За этим последовали чудеса Божии, имевшие характер наказания и направленные на подрыв в глазах египетского народа значения его богов. Первое чудо в виде казни было прямо нацелено против главного божества страны, Озириса, олицетворявшего собой реку Нил. Жрецы, не сумев остановить превращение воды в кровь, своими чарами только смогли увеличить бедствие, обращая также воду в кровь (Исх. 7;22). Когда Господь через Моисея наслал жаб, подрывая культ богини Хект – «гонительницы жаб», волхвы своим искусством опять смогли сделать то же самое. И хотя не все, что делал чудесного Моисей, сумели повторить и волхвы (Исх. 8;18), тем не менее, сам факт возможности подделки Божественных чудес ими доказывается определенно.

Итак, наряду с истинными чудесами, приводящими к Богопознанию, бывают чудеса ложные, увлекающие в пропасть погибельную. И нужно быть осторожным в отношении всего чудесного и необычного. Тем более нужно быть осторожным в наше время, которое недалеко от того времени, когда «должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес»,4 и когда люди, «потеряв благоговение и уважение ко всему священному, потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более нежели когда-либо».5

На основании этого не должны ли у нас вызывать более опасения, чем доверия, различные необычайные явления встречающиеся в нашей жизни? Как, например, нам нужно относиться к многочисленным, но порой бессмысленным случаям мироточений от икон в наши дни? Уверены ли мы, что это именно чудеса Божии? Не могут ли эти чудеса быть подделываемы лукавым и нечистым духом? Ведь для него вряд ли является сложным произвести из воздушной материи некоторое подобие елея, или слез, или крови? Кроме того, не должны ли нас настораживать подобные массовые чудеса, совершающиеся в католическом мире? Все эти мироточащие изображения, плачущие статуи и кровоточащие Распятия Католической Церкви не указывают ли скорее на нетрезвую и нездоровую духовную атмосферу, чем на Божие благоволение? А если присмотреться к нраву людей, живо интересующихся различными влагоистечениями от икон и стремящихся к соприкосновению с подобными чудесами, то мы не можем не заметить в них некоторой экзальтированности и повышенной разгоряченности. Подобное состояние свидетельствует о действии самомнения и наличии плотского мудрования сопряженного с разгорячением крови и пленением страстными помыслами и мечтаниями.

Воистину, только род лукавый и прелюбодейный выбирает сообразно своему настроению душепагубный и ошибочный способ к познанию Бога, ища знамения (Мф. 16;1), хотя бы и от икон. Тем более, что иконы сами по себе не могут предохранить от прелести бесовской и ложных чудодействий. Сколько было случаев, когда подвижники повреждались, приняв происходящие от икон ложные бесовские чудеса за чудеса истинные. И не дивно: сам бо сатана преобразуется во Ангела светла (2Кор. 11; 14) и даже способен бывает воспроизводить, хотя и в воображении, образ (икону) Самого Христа. В Откровении св. Иоанна Богослова вообще есть упоминание об иконе, от которой силой диавола будут совершаться обольстительные чудотворения (Откр. 13;15).

Но давайте посмотрим, есть ли в истории Церкви примеры елеоточения от икон. Как свидетельствует церковное предание, за все столетия существования Православной Церкви было несколько икон, источавших святой елей.

Из жития преподобного Феодора Сикеота известно, что когда ему было десять лет, на его родине явилась смертоносная язва, которой заразился и он, так что был близок к смерти. Тогда его отнесли в ближайшую Церковь св. Иоанна Крестителя и положили при входе в алтарь, вверху которого над местом, где помещался крест, стояла икона Спасителя нашего Иисуса Христа. И когда он, страдая от болезни, лежал там, вдруг с иконы упали на него две капли росы и он тотчас получил исцеление.6 Это было во второй половине шестого столетия по Рождестве Xристовом. Из его же жизнеописания известно, что в Малой Азии в писидийском городе Созополе славилась великими чудесами икона Божией Матери, источавшая миро. Преп. Феодор, уже будучи епископом Анастасиупольским, проезжая через город Созополь, зашел в храм для поклонения этой иконе. Простерши руки в молитве наподобие креста, он устремил очи свои к дивной иконе и вот елей, Божиим изволением исторгшись, пал на очи его и оросил их. Все, видевшие это Божественное знамение, сказали: «Воистину велик этот раб Божий». К слову сказать, этот случай в славянской Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского опущен. И опущен, как нам кажется, не потому что вызывает сомнения, ибо он не вызвал никакого сомнения в своей подлинности на VII Вселенском Соборе,7 а потому что непоучителен.

Согласно историческим данным в ХIII веке после усердной молитвы блаженного Прокопия и людей о спасении от каменного града Великого Устюга по иконе Благовещения потекло миро как знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери.8 Так же, когда в 1592 году разбойники похитили с Афона образ «Похвалы Пресвятой Богородицы», она покрылась благовонным миром, вызвав у них раскаяние. Еще известен случай мироточения копии чудотворной иконы «Споручницы грешных» в 1848 году, в Москве, в доме полковника Д.Н. Бонческула на Пасху. Через помазание чудной влагой больные получили исцеление, а впоследствии этот образ прославился и другими чудотворениями.

Из всего этого можно сказать определенно, что за всю историю Церкви вплоть до ХХ века мироточение было крайне редким и необычайным явлением. И, кроме того, оно само по себе никогда не было тем чудесным событием, на основании которого икона считалась бы чудотворной, а служило лишь знамением, указывающим или на избранность иконы, проявлявшей впоследствии свою исцеляющую силу, или на последующее событие, сообразное со смыслом, придаваемым елею, (т.е. указывающим на имеющую последовать милость Божию), или служило поводом для рождения веры у неверующих и закоренелых грешников. Большей же частью и почти всегда миро от икон собиралось и употреблялось именно для исцеления душевных и телесных недугов по подобию использования чудесного мира, проистекающего от мощей св. угодников Божиих. Именно это свойство и входит в определение самого понятия «мироточивый».9

Исходя из этого, можно сказать, что не совсем понятны цель и смысл современных случаев мироточения от икон, ибо мало того, что никогда еще Православная Церковь не встречалась с таким массовым источением мира, оно еще и ни на что не указывает и не производит никаких исцелений! Единственное, с чем ассоциируются современные явления мироточений – это со случаем из Ветхозаветного времени, когда Гедеон, разрушив капище и низвергнув жертвенник Ваалу, возобновил служение Богу, а потом, собравшись избавить израильтян от внешних врагов, испросил у Бога знамение о действительном заступничестве Божием, сказав: «Вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты» (Суд. 6;37). Правда, он произвел и другое испытание, сказав Богу: «Пусть будет теперь сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса» (Суд. 6;39). Господь укрепил его маловерие, сотворив по просьбе его. И вот ныне, словно роса покрыла всю землю православную в виде мира на иконах, особенно на иконах Богородицы. Тем более, что руно означает Божию Матерь, как об этом говорится в Акафисте: «Радуйся, Руно орошенное, еже Гедеон, Дево, прежде виде». И яко же дождь с Небесе на руно сниде (Пс. 71;6), не повредив его, так и Христос воплотился от Девы, двери девства не вредив.

Но что это? – Действительно благодатная «роса любви, роса защищения, роса утешения, роса исцеления, роса устрашения врагов, роса озарения смыслов, роса избавления от слез, роса узорешительства, роса прогнания лукавых духов, роса исправления человеков, роса ниспадения бесов, роса прозрения слепых, роса благодеяния, роса надежды ненадеждным, роса воскресения», о которой говорит святитель Димитрий Ростовский,10 или это ловкая подделка лукавого?

Гедеон через посланное Богом знамение познал Бога и убедился в собственной избранности. Эти ли цели достигаются современными мироточениями? Для содействия ли Богопознанию нужно совершаться сему чуду? Но Богопознание напрямую связано со смирением, которое вряд ли может появиться при обнаружении чуда на иконах, перед которыми мы молимся. Скорее может укрепиться гордая и тщеславная мысль об угодности нашей молитвы или даже о нашей особенной святости, подобно той, которая вкореняется в уме и сердце католических стигматиков. А что сказать о разного рода паломничествах к местам обильного мироточения с тайным желанием стать причастником подобного чуда и почувствовать свою праведность, как это подумалось в случае с преп. Феодором Сикеотом. Ибо если не для этого, то для чего другого нужна православно верующему человеку не просто икона, а икона мироточивая? Но если это служит удовлетворению тщеславия и самомнения, то не лучше ли отказаться от подобных «знаков» Божественности? Ведь важно, в конце концов, не то, чудотворна ли икона, перед которой мы молимся или нет, а имеем ли мы веру, способную горы переставлять (Лук. 11;23)! Для этой-то цели и являются чудотворные иконы, которые сами по себе не содержат чудодейственной силы, но Господу угодно от них или в присутствии их являть то или иное чудо для возбуждения в нас большей веры и духовных чувств.11

Будем, братья и сестры, помнить об этом и стремиться не к видению чудес, а к укреплению себя в вере в силу и спасительность Божественной благодати. Облечемся смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Пет. 5;5), способную облечь нас в Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 13;14). А когда мы уподобимся Богу, тогда Он признает нас Своими в день испытания и скажет нам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25;34).

Литература:

  1. Св. Игнатий Брянчанинов. М., 1993. Т. 4. С. 309.
  2. Там же. С. 317.
  3. Св. Исаак Сирин. Слово подвижническое. Сл. 36. С. 154.
  4. Св. Игнатий Брянчанинов. Т. 4. С. 329.
  5. Там же. С. 328.
  6. Четьи-Минеи. Апрель. День 22. С. 323.
  7. Деян. Вселенских Соборов. VII, 350.
  8. Евгений Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. В 2 кн. Изд. Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Кн. 2. Коломна, 1993. - С. 450.
  9. «Мироточивый - источающий чудотворное миро во исцеление болезней». (Дьяченко Григорий, свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. – С. 325).
  10. Свят. Димитрий, митрополит Ростовский. Руно Орошенное. Оглавление. С.-Пб. 2003.
  11. Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 6. № 951. М., 1994. - С. 31.
[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.