Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта

    Статьи

  • О справедливости.

  • Знамения от икон в наши дни

  • Молва и безмолвие

  • Иерей Вадим Коржевский. Пятидесятница - день рождения Церкви

  • Иерей Вадим Коржевский. О вере, всех спасающей

  • иерей Вадим Коржевский. О гражданских обязанностях

  • Пути спасения христианина №12 [о терпении скорбей]

  • Время - деньги! (Размышления перед наступающим Новым годом)

  • Пути спасения христианина №11 [о молитве]

  • Пути спасения христианина №10 [о милосердии]

  • Пути спасения христианина №9 [о целомудрии]

  • Пути спасения христианина №8 [о чадородии]

  • Пути спасения христианина №7 [о памяти смертной]

  • Пути спасения христианина №6 [о трезвении]

  • Пути спасения христианина №5 [о чтении]

  • Пути спасения христианина №4 [о любви]

  • Пути спасения христианина №3 [о смиерении]

  • Пути спасения христианина №2 [о плаче]

  • Пути спасения христианина

  • Опять этот пост!

  • О «дисциплине любви»

  • О принципиальных основах христианской культуры

  • О психологии и ее истоках

  • Уроки милосердия из жизни одного святого

  • Неожиданность

  • Сосуд немощный. Очерк по женской психологии

  •    Урок в неделю Ваий
    (Проповедь за Литургией)
    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

         "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах. 9;9), - восклицает ветхозаветный Пророк, за много лет предвидя в Духе Святом событие ныне совершающееся. Незадолго до своей смерти, Господь торжественно вступает в Иерусалим, окруженный бесчисленной толпой, среди радостных криков и общего восторга. Дорогу перед ним устилают одеждами, под ноги осла, на котором Он едет, бросают пальмовые ветви. Со всех сторон тысячи уст радостно восклицают: "Осанна! Благословен грядый во имя Господне!", показывая этим, что все принимают Его как Бога, а не как простого человека, ибо "осанна" означает "спаси", спасать же свойственно одному Богу. Все множество народа велегласно славят Его за чудеса, какие видели и вопиют: "Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах, ибо прежняя вражда человечества с Богом заменилась на перемирие и слава в вышних, то есть, видя это, Ангелы ликуют на небесах, радуясь о нашем единодушии (Лук. 19;38). Наконец, вся многочисленная толпа народа, ослепленная предрассудками национальной гордости, предполагая, что ныне сбываются ее чаяния, готова провозгласить Его царем и как безумная кричит: "Благословенно грядущее во имя Господа Царство отца нашего Давида! Осанна в вышних"! Фарисеи, взбешенные как невиданным почитанием Галилеянина, так и своим бессилием остановить это почитание, требуют от Христа, чтобы он запретил ученикам своим славословное пение. На что Господь им отвечает: "Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют", то есть к этому славословию побуждают их все те знамения и чудеса, которые они видели и особенно чудо воскресения Лазаря.

         Однако, не смотря на такой торжественный Вход в Иерусалим, устроенный народом Спасителю, лик Его скорбен и печален, а в очах слезы. Господь в такой многочисленной толпе совершенно одинок. Его никто не понимает, не понимают даже Его ближайшие ученики, увлеченные общим энтузиазмом. Смотря на город и на народ, Господь плачет и плачет очень сильно, навзрыд (????????). "О, если бы и ты, хотя в сей твой день, узнал, что служит миру твоему! - говорит Он сквозь слезы, - если бы ты хотя бы сейчас узнал, что служит к твоей пользе и ведет к миру и спокойствию, а именно, что нужно уверовать в Меня и удалиться от злого умысла против Меня. Но сие сокрыто ныне от глаз твоих" (Лук.19,42-43)1. Господь знает, что пройдет немного дней и эта самая толпа отвернется от него как от обманщика за то, что Он не оправдал ее ожиданий. Те самые люди, которые сейчас с восторгом кричат "осанна", через четыре дня будут яростно вопить: "Распни, распни Его", возненавидев Его за свое разочарование, за неисполнение своих суетных надежд.

         Обратим внимание на это, братья и сестры, и возьмем для себя урок. Не может ли совершаться нечто подобное и с нами при всей видимой торжественности? "Тогда, - говорит св. Феофан Затворник, - видимость была торжественна, но Господь смотрел на то, что было в душах невидимо, и видел его достойным плача. И у нас видимость на праздниках всегда празднественна; но таково ли бывает 2"?

         Почему толпа, обоготворявшая Христа, так скоро изменила Ему? Главная причина этого разочарования, как можно видеть из самого Евангелия, заключалась в том, что от Спасителя ожидали того, чего Он не мог дать. Они ожидали от Него осуществления своих мечтаний и надежд; ожидали от Него удовлетворения своей национальной гордости, и когда увидели, что Господь не подчинился им, то разгневались и возненавидели Его. Так бывает и в духовной жизни. Вступая на религиозный путь, люди часто при этом ставят себе собственные цели, не пытаясь узнать чего хочет от них Бог. Одни обращаются к вере и жизни религиозной, думая, что их материальное благополучие будет от этого пользоваться Божиим покровительством, и их дела будут успешнее идти. Другие смотрят на религию, как на средство сделать карьеру или возможность как-то устроиться в жизни. Третьи мечтают о славе, почестях и влиянии в качестве религиозных деятелей. Некоторые же если и не подходят к религии с такими грубыми материальными расчетами, то желают, может быть, поскорее достичь святости и даже получить дар чудотворений. Во всех этих и подобных случаях человек, строго говоря, отводит Всемогущему Богу недостойную роль - роль служебную, требуя от Него исполнения своих эгоистических желаний. Можно сказать определенно, что вступающий на путь религиозной жизни с такой предвзятой целью ничего не получит. Более того, разочарование вызовет в нем даже вражду к Богу и приведет к конечной гибели и будет для него последнее горше первого.

         Сколько есть случаев, когда люди, кажется, обращаются к Богу, начинают ходить в храм и даже подвижничать, потом вдруг разочаровываются, начинают сомневаться в правильности выбранного пути, пытаются объяснить свою неудачу внешними причинами и, наконец, совершенно отрекаются от Христа. Хотя, правда, больше случаев, когда человек не отрицает прямо Христа, но отрицает Его на каждом шагу своей жизни; отрицает равнодушным или даже пренебрежительным отношением ко всему религиозному и церковному. Такой человек не делает ни малейшей попытки направить жизнь свою по заповедям Христовым: Бог Богом, а он живет сам по себе и при этом искренно верует в свое спасение. А ведь этот грех в большей или меньшей степени каждого из нас. И это нас холодных, равнодушных и беспечных обличал, сам горевший духом и ревновавший об истинной жизни во Христе, святой праведный Иоанн Кронштадтский, говоря: "Думают ли нынешние христиане-лицемеры, что они лицемерно молятся и лицемерно живут? - Не думают. Они молятся ежедневно, может быть, долго, молятся по привычке, устами, а не сердцем, без сердечного сокрушения, без твердого желания исправления, чтобы только исполнить заведенное правило и мнят службу приносити Богу (Ин. 16;2), тогда как молитвою своею они навлекают на себя только гнев Божий"3. И неудивительно, если Господь, говоря по человечески, плачет, глядя на наше внутреннее состояние, в то время как мы, стоя в ярко освященном храме за торжественным богослужением, издаем не менее торжественные гласы. Может быть Господь плачет и говорит нам сейчас тоже, что говорил тогда еврейскому народу: "О, если бы и ты, хотя в сей день, узнал: что служит к миру твоему и твоему спасению"!

         Вдумаемся, братья и сестры, в эти слова Христа и рассмотрим себя внимательно: стремимся ли мы к тому, чтобы исполнить то, чего хочет от нас Господь или же, требуем от Него исполнения своей воли, губящей нас? Вдумаемся, не исполняются ли на нас слова Господни: "Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком,... но тщетно чтут Меня" (Мф.15; 8-9). Вдумаемся, братья и сестры, пока еще есть время и пока Господь долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2Петр. 3;9), от которого спасение. Аминь.

    Примечания:

    1.Блаж. Феофилакт. Благовестник.
    2.Св. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. Нед. 27-я. Понед. М., 1991. С. 169.
    3.Св. Иоанн Кронштадтский // Св. Василий Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М., 1996. - С. 179.

    Коржевский В. Н.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.