|
||
|
Статьи
Иерей Вадим Коржевский. Пятидесятница - день рождения Церкви |
О вере спасающей
Проповедь за Литургией Неделя Антипасхи
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе! - Такими или подобными этим, словами приветствовали друг друга апостолы, передавая радостную весть о воскресении Христа! Первыми эту весть услышали жены-мироносицы от ангела, когда пришли рано утром на гроб. "Он воскрес, - сказал им ангел, - Его здесь нет". Весть была настолько поразительной и необыкновенной, что они как неготовые к принятию такой вести убежали, никому ничего не сказав. С трудом в это поверили и апостолы, как слышали мы сегодня в Евангелии. Господь явился ученикам в самый день Своего воскресения, вечером, проникнув в горницу сквозь запертую дверь. Апостолы, боясь иудеев, закрылись накрепко, пребывая в страхе, в опасении и недоумении из-за всех происшедших событий. Явившись посреди них Господь позволил им осязать Себя, показал им раны на руках, на ногах, на ребрах. Апостол Фома в это время отсутствовал и когда ученики сообщили ему о воскресении Христа, то он приведенный в недоумение радостной вестью, ответил: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин. 20;25). Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику Своему желанное удостоверение. По прошествии неделя, когда Фома был вместе с учениками. Он опять явился им и, обратясь к Фоме, сказал: "Подай перст свой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (Ин. 20;27). Этими словами Господь показал, что Он присутствовал как Бог, среди апостолов и в то время, как Фома высказал свое недоумение. И Фома после этих слов воскликнул: "Господь мой и Бог мой"! Этим восклицанием он засвидетельствовал, что удостоверился не только в Воскресении, но и признал Иисуса Христа Богом. А Господь ему на это ответил:"Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие, но уверовавшие" (20;29). Здесь Господь сказал о всех нас, не видевших Его телесными очами. Блаженны не те, которые видели Его, но те, которые веруют в Него и исповедуют Его Богом. Сущность дела - в вере. Она приближает нас к Богу, усвояет Ему и делает чадами Его. Веровати подобает приходящему к Богу, - наставляет св. Апостол (Евр.11,6). Вера - это орудие, которым Бог спасает человека. Мы погибли, потому что поверили льстивым словам врага Божия и нашего. Праотцы поверили змию и были изгнаны из Рая. Снова войти туда возможно только тому, кто поверит Богу, и будет внимать словам Его1. Слова Его, будучи словами Божиими превышают разумение человеческое и являются непостижимыми для ограниченного тварного ума. Принять и постигнуть Слова Божии невозможно иначе, как верой. "Вера, - говорит св. Игнатий Брянчанинов, - по естественному свойству своему, способна принять и усвоить уму и сердцу то, что непостижимо для ума - не может быть принято обыкновенным путем суждения".2 Но не только непостижимые познания усваивает вера человеку; она еще усваивает ему гораздо большее - праведность."Праведность от веры (Рим. 9;30), - убеждает апостол Павел, доказывая эту истину различными примерами и доводами3. И в ветхозаветные времена, и во времена новозаветные только через веру люди получали оправдание. Рождается вопрос: почему же тогда Откровение говорит о малом числе спасаемых (Мф. 7;13)? Ведь вера присуща всем; она с самого сотворения вложена Богом в природу человеческую и подчинена произволению каждого. "Вера есть дар всеблагого Бога, дарованный нашему естеству, - говорит св. Симеон Новый Богослов, - ... почему скифы и варвары естественно имеют веру и верят словам один другого", и верят в Бога, хотя по-своему5. Спасает ли их такая вера? На этот вопрос церковь и Ветхозаветная, и Новозаветная всегда отвечала однозначно - Нет? Любой другой ответ будет богохульным, ибо Церковь всегда признавала одно средство спасения - Искупитель и вера в Него! "Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься", - ответили апостолы вопросившему их темничному страже (Деян. 16;31). "Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден" (Ин. 3;18), - говорится в Писании. По учению святых Отцов, "признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и может быть, не ведая того, впадает в тяжкий грех богохульства6. Это богохульство заключается в той мысли, что Искупление и Искупитель не была необходимостью для людей и, что люди могут удовлетворить своему спасению собственными средствами7. "Невозможно спастись никому, кто не имеет непостыжающей и твердой веры во Христа", - говорит св. Симеон Новый Богослов8. Но в других местах тот же святой Отец, как бы противореча себе заявляет, что не должно думать, будто бы для спасения достаточно нам лишь веровать в истинного Бога и исповедовать Христа. Можно послушать хотя бы эти его слова: "Кто именуется христианином, и, говоря, что исповедует Христа Богом и верует в Него, в силу одного такого исповедания думает, что есть христианин и имеет сподобиться царствия Христова, тот обманывается"9. Впрочем, с ним нельзя не согласиться, потому что действительно, многие верят в Бога и даже многие правильно исповедуют Христа Богом, но далеко не все из них спасаются. Доказательством чего являются те же верующие бесы, которые не только верят в Бога, но и открыто исповедуют Христа Господом, говоря: вемы, кто еси, Святый Боже (Мк. 1;24. Лук. 4;34) или прямо заявляя: Ты Сын Божий (Мк. 3;11). Однако эти верующие осуждены в геенну огненную. От такой веры нет никакой пользы, по той причине, что она, по слову апостольскому, мертва (Иак. 2;20), а это равносильно тому, что ее не существует, ее просто нет. Впрочем, вера как свойство бессмертной разумной сущности и умирает, подобно ей - не по бытию, а по образу бытия. Известно, что всякая человеческая душа, когда умирает, то лишается не бытия, а благобытия. Смерть, есть разделение или отделение одного от другого: смерть телесная состоит в разлучении души от тела, а смерть душевная - в разлучении души от Бога. При этом смерть расторгает только их взаимный союз, но не лишает бытия: тело продолжает жить своими элементами, душа замыкается в себе и начинает жить своим существом, а Бог остается в своем неприступном свете. Жизнь - явление противоположное смерти. И если смерть есть разделение, то жизнь - соединение10. Кроме того, присутствие жизни узнается по двум характерным для нее признакам. Этими признаками являются чувствительность и движение. Где есть чувство и действие, там, очевидно, присутствует жизнь, а где этих признаков нет, там налицо присутствие смерти. Вера живая не может быть без сочувствия истинам веры и без дел по вере.Вера без дел мертва есть, - говорит Апостол (Иак. 2;20), вспоминая слова Христа, говорившего некогда к народу: что Мя зовете: Господа. Господи, и не творите яже глаголю (Лук. 6;46). Веру свою надо не только исповедовать устами, хотя бы и от избытка сердца, но и выражать, доказывать ее жизнью по заповедям. "Покажи ми веру твою от дел твоих, - говорит опять Апостол, признающему Христа одним умственным убеждением. Одной школьной теоретической веры недостаточно для спасения, ибо она не охватывает всех сил человеческой души, а является принадлежностью одного только ума. Нужно, чтобы уму еще сочувствовало сердце (Рим. 10;9) уяснением истин христианских и содействовала воля, исполнением евангельских заповедей (Ин. 14;21). Когда, таким образом, ум, сердце и воля, совокупившись воедино, устремятся к Богу, и к вере естественной, умовой присоединится еще вера сердечная и деятельная, тогда Христос - Бог, обещавший быть там, где соберутся воедино двое или трое во Имя Его, таинственно явится в горницу человеческой души и оживит (воскресит) мертвую ее веру, вдунув в нее Духом Своим Святым дыхание жизни. С этого момента умовая, сердечная и деятельная вера получит оживление и спасительное качество, через соединение с Богом животворящим, ибо где Бог, там жизнь и спасение, а где Его нет, там смерть и пагуба.
Потрудимся, братья и сестры, над приобретением живой и спасительной веры. Позаботимся стяжать не только веру от слуха (Рим. 10;17), но и веру от дел (Иак. 2;18). Осяжите Мя через исполнение заповедей Моих, говорит нам Господь подобно тому, как некогда говорил Апостолам; осяжите Меня через деятельную веру; рассмотрите Меня умным оком сердца своего и видите (Лук. 24;40) Меня невидимого духовным ощущением. Всякий таким образом видящий и осязающий Меня, уверится во Мне, признает Меня Спасителем Своим, и, ощутив надежду на спасение свое, воскликнет вместе с возлюбленным апостолом Моим: Господь Мой и Бог Мой (Ин. 20;28). Аминь.
| |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |