Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Покаяние - самый красивый цвет человеческой честности. Интервью с сербским епископом Афанасием (Евтичем)
  • Слово на Сретенье Господне
  • Святой Праведный Иоанн Крондштадтский
  • Подвиг любви Христовой (или Божественной).
  • Как Жить, чтобы спастись
  • Проповедь о телевизоре.
  • О мировой язве и спасении
  • Терпение и кротость в духовной жизни
  • Добродетель любви — матерь всех благ
  • Слово о Божией Матери. Проповедь архимандрита Зосимы (Горшунова), наместника Абалацкого мужского монастыря
  • Слово о Божией Матери. Проповедь архимандрита Зосимы (Горшунова), наместника Абалацкого мужского монастыря

    Начался для нас, братия и сестры, новый церковный учебный год, в котором будут открыты для нас не только богословские знания для нашего ума, но и благодатные уроки для нашего сердца. И первым примером на этом пути преображения и обновления нашего ума и сердца является для нас пример Богоматери. Вся ее жизнь от рождения до успения была посвящена Богу. Примечательно то, что в годичном круге церковных праздников Рождество Пресвятой Богородицы и Ее славное Успение являются началом и окончанием всего годичного Богородичного круга. Таким образом Богоматерь как бы начинает и оканчивает и освящает примером своей жизни путь человека-христианина к Богу от рождения до кончины. В этом для нас немалое утешение, располагающее нас к постоянному прославлению Приснодевы и молитвы к Ней, чтобы Она явилась для нас, почитающих Ее, руководительницею к Богу и Его вечному царству. Как и Сама она прошла свято путь Своей земной жизни, так может Она научить и всех, кто обращается к Ней за помощью. Ибо кто сам научился добродетели, тот может научить и обращающихся к нему.

    Богоматерь с раннего детства была наставляема данным Ей от Бога архангелом Гавриилом, который открывал Ей тайны духовной жизни, когда Она воспитывалась в Иерусалимском храме в обществе святых дев. От Архангела Пресвятая Дева получила первые начатки святой девственной жизни, непрестанной молитвы и труда, которые потом лягут в основание христианского монашеского жития и трех основных монашеских обетов – целомудрия, послушания и нестяжания. Эти начатки святой жизни будут потом отображены в Евангельском учении Господа нашего Иисуса Христа и даны для всех верных Церкви Христовой - как монашествующих, так и мирян. Так послушание детей родителям воспитывало в них послушание пастырям Церкви и в высшей степени послушание заповедям Божиим в личной и общественной жизни, так же как послушание инока своему старцу в монашестве.

    И к целомудренной жизни призываются не только иночествующие, но и живущие в миру христиане – и юные, и одинокие, и состоящие в браке. Ибо это есть заповедь Божия, чтобы мы свято и непорочно жили, сияя как светила среди развращенного мира. Целомудрие – это и заповедь о хранении своего ума в целости и неповрежденности от скверных, лукавых, блудных и завистливых помыслов, и заповедь о хранении своего зрения от вожделения чужой красоты, нам не принадлежащей. Она принадлежит Богу и тому, кому Он дает ее (а не нам). Нам надлежит только благодарить Его за чудо Его творения, храня, то есть не переступая пределы закона, ибо так благословил Бог. Особо это важно в наше время, когда соблазны умножились чрезмерно, когда мы всюду видим и слышим и гнилые слова, и неподобные вещи, поэтому хранение своего ума и зрения – насущная и постоянная для нас задача. Велика брань падших ангелов с нами, они стараются осквернить нас помыслами разного рода, и нам необходимо соблюдать чистоту ума и немедленно отвергать не только злые, но и мнимо-добрые помыслы до ненависти к ним и таким образом хранить чистоту своего сердца. Более всего хранимого храни сердце твое.

    И нестяжание нужно не только для одних монахов. Нестяжание можно понимать как отказ от личного богатства, когда человек посвящает свою жизнь другим. Евангельская заповедь о нестяжании говорит – просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отврати. И не собирайте себе сокровища на земле. Верные завету Христову следовали этому и не забывали нищих по слову апостольскому. И во время гонений христиане с радостию воспринимали расхищение их имущества, зная, что на небесах уготовано для них сокровище неоскудеваемое. Вся земная жизнь для христианина должна быть приготовлением к жизни вечной, поэтому нужно жить как перед Богом, ходя перед Ним, сообразуя с волей Божией свои мысли и дела, потому что Бог всякое дело приведет на суд. Поэтому старались жить не для себя, в свое удовольствие, а для других. Поэтому всегда у христиан были большие семьи и никогда не страшились Христа ради добровольной нищеты. Не так сейчас – имеют одного-двух детей и уже тревожатся, как жить. Это и есть скрытый грех сребролюбия и накопительства только для себя. Не так должно быть у нас, но должно нам любить жизнь во всей ее полноте и жертвовать своим благополучием ради других. Так и Господь, богатый в милости, обнищал ради нас, чтобы мы обогатились благодатью Его. Так Матерь Божия родила Своего Единственного и Единородного Сына Божия и стала духовной матерью всех христиан. Они воспитывают в нас послушание Богу, ведут нас к христианскому совершенству - сохранению себя в целомудрии и чистоте, к нестяжанию земных богатств, но восприятию вечных благ. Аминь.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.