|
||
|
|
Терпение и кротость в духовной жизни
проповедь воспитанника 3-Б курса ТДС Алексея Васильева
Отцы и братья! Святая Православная Церковь молитвенно прославляет великого пророка Божия и Боговидца Моисея. Он родился за 1500 лет до Рождества Христова, когда евреи жили в Египте. Родители его, Арам и Иохаведа, происходили из колена Левиина и уже имели двоих детей - сына Аарона и дочь Мариам. Фараон повелел убивать еврейских младенцев мужского пола, но Моисей был спасен дочерью фараона и даже воспитывался во дворце. 40 лет Моисей жил во дворце и в семье фараона, был его любимцем и 40 лет скитался в пустыне, скрываясь от гнева фараона. Там Господь приготовил его к великому служению. Служение пророка Моисея лежит в основании всей Ветхозаветной религии. Десять казней египетских, установление Пасхи, переход через Черное море, Завет с Богом, 10 заповедей, Синайское законодательство, устройство схинии, установление священства и богослужения - вот основные события жизни Моисея, ветхозаветной религии и библейской истории, важнейшие события Божественного домостроительства нашего спасения. 40 лет Моисей странствовал с евреями в пустыне после исхода из Египта. Он довел народ Божий до границы Обетованной земли и умер на горе Нево в возрасте 120 лет, оставаясь в добром здравии и крепости, и зрение его не притупилось. Место погребения его неизвестно. Отцы и братия! Пророк Божий Моисей в совершенстве исполнил заповедь о любви к ближнему, существенным свойством которой явилась кротость и терпение, подобное Божию долготерпению о людях жестокосердных. Евреи почитали Моисея, они знали и видели, что Господь говорит с ним лицом к лицу, люди верили всему, что Моисей говорил им от лица Божия, они прославляли его как избавителя от египетского рабства, как великого пророка и угодника Божия. И вот, те же самые люди бесчисленное множество раз восставали против него, часто роптали, укоряли и оскорбляли Моисея, отказывались слушаться его и соблюдать заповеди Божии, легко отвращались от него и от Господа к идолам и жаловались на Моисея друг другу. Все это пророк Божий терпел с величайшей кротостью, часто скорбел о жестокосердии своих братьев и просил Господа, говоря: "Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал" (Исх.32,32). Так оплакивать грех ближнего и видеть вред его есть высшая степень терпения, по учению преподобного Иоанна Лествичника. Достигшие середины пути с радостью встречают оскорбления и бесчестия, но огорчаются за ближнего. А стоящие в начале добродетели терпения, каких большинство, могут просто не отвечать на оскорбления и таким образом потерпеть искушение. Страсть, противостоящая терпению в нашей душе, - это гнев, который как огонь истребляет из души благодать Божию, помрачает разум и смысл человека. Гнев происходит от нашего недовольства ближним, а недовольство это возникает, когда мы начинаем считать себя лучше, чем ближний, возвысимся над ним своим помыслом и уничижим ближнего в своем сердце. Бывает, отцы и братья, что семинарист старшего курса допускает помысл возношения над младшекурсниками единственно потому, что он старше курсом, будто это что-то значит само по себе. И вот, я уже считаю себя как бы вправе раздражаться и гневаться на ошибки младших братьев. Отцы и братья, так не должно быть. Нам надлежит более смирять себя, а не братьев своих, и гневаться на себя, а не на ближнего, что мы по греховности своей еще позволяем себе возноситься над окружающими, и не имеем терпения и смирения. Гнев берет свое начало от матери всех страстей - гордости, которая особенно развита в падших духах, искушающих человека, и святые отцы поэтому сказали: "Кто преодолел гнев, тот преодолел демонов". Раздражение и гнев побеждаются терпеливым перенесением обид, а начальные средства борьбы - молчание при раздражении, молитва за ближнего, и никогда не считать себя лучше других.
Научившись так думать и поступать, мы сможем победить гнев в своей душе, посрамить лукавого, стяжать кротость и терпение. И тогда уже ближе к нам и легче будет исполнение евангельской заповеди: "Блаженны кротции, яко тии наследят землю". Моисей, которого Священное Писание называет кротчайшим человеком на земле, своим терпением и кротостью привел Израильский народ в Обетованную землю, в наследие земли тленной, а нам Господь Иисус Христос уготовал в наследие нетленное новое небо и новую землю, "в нихже правда живет". Аминь.
| |||||||||||||