Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Покаяние - самый красивый цвет человеческой честности. Интервью с сербским епископом Афанасием (Евтичем)
  • Слово на Сретенье Господне
  • Святой Праведный Иоанн Крондштадтский
  • Подвиг любви Христовой (или Божественной).
  • Как Жить, чтобы спастись
  • Проповедь о телевизоре.
  • О мировой язве и спасении
  • Терпение и кротость в духовной жизни
  • Добродетель любви — матерь всех благ
  • Слово о Божией Матери. Проповедь архимандрита Зосимы (Горшунова), наместника Абалацкого мужского монастыря
  • Подвиг любви Христовой (или Божественной).

         Иисуса Христа и Его семь слов на кресте.
         Каждый год в Великом Посту православные христиане переживают два величайших события в жизни Господа Слово на Страстной Седмице в Великую пятницу о Пасхе Крестной - страдание Господа нашего Иисуса Христа - это Его смерть и воскресение. Как бы две Пасхи - переход к страданиям и переход к славе ("Пасха" - в переводе на русский означает "прохожу мимо"). Начиная с Вербного воскресенья, приближаются дни взятия сугубой скорби, молитв и поста. Особенно день Великой Пятницы, потому что страждущие со Христом здесь на земле прославятся с Ним и там на небесах. Кто желает насладиться с ним Светлого Воскресения, тот да распинает свою плоть со страстьми и похотьми, т.е. духом отсекает свои греховные пожелания. Без страдания невозможно прославление. Так же, как и без поста невозможно достигнуть чистой молитвы. Блажен, кто работает Богу, ибо, быв испытан в земной жизни, он получит наследие небесное. Приобретя навык в добродетели, он восприимет благо Царствия Божия, которое есть праведность и мир и радость о Духе Святом. И не то удивительно, что люди пришли на саму Пасху в огромном количестве, а то достойно похвалы, что они придут поклониться и крестным страданиям Спасителя: "Если с Ним страдаем, то с Ним и прославимся". Мера нашего сораспятия со Христом будет мерой и нашей радости о Воскресшем для нас.
         На Страстной Седмице в четверг вечером, когда читается 12 страстных Евангелий, и в Великую Пятницу днем, когда выносится Святая Плащаница перед нашим мысленным взором проходят крестные страдания Богочеловека Христа. Вспоминая их, мы приобщаемся той великой тайне, которую совершил для нас Господь наш Иисус Христос.
         Христиане всех веков, и великие и малые подвижники веры, вспоминая Крестные страдания Спасителя, черпали в них для себя и для всех, слушающих их, неисчерпаемый источник силы и вдохновения. Вспомним и мы.
         Сейчас те слова, которые произнес на кресте Спаситель мира, который не переставал и не перестает доныне спасать погибающее в своем грехе и ожесточении человечество, даже когда творение в своей озлобленности восстает на своего Творца; Бог не оставляет его, но принимая на себя грех мира, преображает его и исправляет в страданиях Своих, это видим мы на примере Крестных страданий Спасителя.
         Вели с Ним на казнь и двух злодеев, которые незадолго перед тем сделали возмущение и убийство в городе. И когда пришли на лобное место, где по преданию находилась могила праотца Адама, там распяли Его и злодеев, одного по правую сторону, и другого по левую. А посреди креста Иисуса, была же написана и вина Его: "Иисус Назарянин, царь Иудейский". Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что будет.
         Иисус же говорил: "Отче, прости им, ибо не знают что делают", молясь о прощении распинателей и удерживая ангельские силы, которые готовы были поразить землю за распятие Своего Творца. Народ с начальниками стоял и насмехался над ним: "Если он Сын Божий пусть, теперь сойдет с креста, и мы уверуем в него"; также и воины ругались Ему: "Если Ты Царь Иудейский - спаси самого себя".
         И оба распятых разбойника поносили Его. Грязное злословие, несущееся со стороны народа, зажгло воинов и обоих злодеев злобой и ругательством. Тройное злословие: со стороны народа, испросившего у Пилата эту казнь, исполнявших ее воинов и даже пострадавших вместе со Христом злодеев - неслучайно: удары вбиваемых гвоздей в руки Иисуса и водружение на лобном месте креста Христова эхом отозвались на всей вселенной и повергли в ужас адские силы, которые предчувствуя свою смертельную рану, подвигли хуле на Бога всех людей, окружающих Голгофу, но Христос продолжал кротко молиться: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают".
         Как сам он заповедывал нам любить врагов, молиться и за обижающих нас, благотворить ненавидящих нас, так Он первый исполнял эту заповедь.
         Его примеру следовали св. апостолы и бесчисленные сонмы мучеников, которые благословляли своих мучителей и убийц, молились за них.
         Так, первомученик архидиакон Стефан молился за побивающих его камнями: "Господи, не поставь им греха сего!" И сказав сие почил. Плодом его молитвы было обращение гонителя Савла, великого апостола и просветителя язычников Павла.
         Плодом молитвы Господа стало обращение одного из разбойников, которого Св. Церковь именует разбойником благоразумным за его покаяние и исповедание за ним Вечного Царства, в которое он сподобился войти одним из первых.
         Он сказал: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое!" И сказал ему Иисус: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мной в Раю!"
         Так и мы должны молиться за врагов своих, чтобы они сделались друзьями Божьими, как сделался один из поклонившихся разбойников. Вслед за обращением разбойника и видимся природа дала свое знамение.
         Солнце померкло, и стояла тьма по всей Земле. Народ, видя происходящее, стал понимать, что происходит беззаконие, что распят Человек Праведный, и раскаявшись, стал расходиться, в раскаянии ударяя себя в грудь, и смолкло злословие.
         В образовавшейся тишине ко кресту подходят Матерь Божия, Мария Магдалина, и Мария Клеопова, и любимый ученик Спасителя Иоанн. Иисус, увидев Матерь и ученика, говорит Матери Своей: "Жено, сей сын Твой", потом говорит ученику: "Се, Мати твоя", и с того времени ученик взял ее к себе.
         В лице Иоанна Богослова Господь усыновил всех нас, верующих в Него, Пречистой Матери Своей. А Матерь Свою даровал как благодатную помощницу, покровительницу и молитвенницу за всех нас. Человек по естеству своему сродне Земле, ибо Господь сотворил человека из праха земного и сделался его образом вечного бытия Своего. Но вследствие грехопадения прародителей, изречено было им праведным судом Божиим: "Ибо земля ты и в землю отойдешь".
         Так, по смерти все люди телом своим отходят к общей матери всех - Земле, но духом - идут к Богу, который и дал его.
         По времени человек рождается однажды от матери своей, но проходит срок, и мать оставляет детей своих и отходит в путь всей Земли. А Матерь Божия, прославленная выше ангельских сил, всегда пребывает с человечеством.
         Особенно же с теми, кто верует в Ее Божественного Сына, покрывая и сохраняя их от всякого зла жизни временной, руководствуя и направляя к жизни вечной. И по смерти нашей предстательствует за нас перед Сыном Своим, чтобы решить во благо вечную нашу учесть.
         Как тогда у креста, так и ныне, Господь вручает нас милостивому покрову Своей Матери, говоря нам в лице Иоанна: "Се Мати Твоя!" Это третье слово, сказанное Господом со креста.
         После этих слов, апостол Иоанн, Матерь Божия и мироносицы отошли от креста.
         И вот Христос остается один, он испытывает всю тяжесть одиночества души человеческой, оставшейся без всякой помощи, без родных и без Бога. И в девятом часу возопил Иисус громким голосом: "Элои, Элои, Ламма Савахвани" - что означает: "Боже мой, Боже мой, для чего Ты Меня оставил?" Эту тайну богооставленности Сына Божия Отцом Небесным, Который всегда слышал Своего Единородного и Единосущного Сына и Слова не могли открыть в полной мере и великие толкователи и изъяснители св. писания, они лишь могли сказать, что весь грех человеческого отступничества и забвения Бога - Господь понес на Себе. Такие периоды богооставленности испытали на себе многие подвижники Православной Церкви.
         Так, преп. Серафим Саровский, подвергшийся лютой мысленной брани, тысячу дней и ночей молился на камне, взывая: "Боже, милостив буди мне грешнему", - и победил супостата, который пытался отнять у него веру и любовь к Богу.
         И праведный Иов семь лет сидел на гноище, очищая черепком свое пораженное проказой тело, и не поколебался в своем уповании на Бога.
         Так и нам нужно терпение в болезнях и в скорбях, чтобы победить ад и наследовать жизнь вечную. Ибо верен Господь, который не дает искушения сверх силы нашей, но при искушении дает и облегчение, дает и ослабление, чтобы мы могли перенести.
         Иисус, зная, что все уже совершилось, говорит: "Жажду!"
         Жаждет Господь, во-первых, нашего с вами вечного спасения, обращения от греха - к святости, от зла к добру, от власти диавола к живому Богу! Господь жаждет, чтобы каждый грешник обратился и был жив!
         И воины, напоив губу оцтом и положив ее на трость, поднесли к его устам.
         Когда Иисус вкусил Оцта - то сказал: "Свершилось!" - совершилось спасение человечества.
         Христос до конца испил всю чашу страданий за род наш. И возгласив громким голосом: "Отче! В руки Твои предаю дух Мой", и сказав сие, испустил дух, и завеса в храме раздралась надвое, с верхнего края до нижнего. Иисус Духом Своим вошел во святилище, не с чужой кровью тельцов, но со своей собственной кровью, приобретя нам вечное спасение.
         "И земля потряслась, и камни рассеялись". Сокрушились пред Христом врата ада, преисподней.
         Христос сошел во ад со тьмами ангельских небесных сил, чтобы связать князя тьмы и освободить души праведников, находящихся там. "И гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли". "И по воскресении Его, выйдя из гробов, - вошли во святый град и явились многим", являя в себе первые начатки воскресшего и обновленного во Христе человечества.
         Итак, Христос подвигом своим охватив все земное и преисподнее, даровал нам, верующим в Него, освобождение от власти греха и диавола и небесное и оставил нам пример, чтобы и мы следовали стопам Его, и приобщаясь здесь верою, страданиями Его, с надеждой будем ожидать явление Славы Его, в пришествие Самого Христа со тьмами ангелов, в пламенеющем огне отмщения непокоряющимся слову Божию и отвергающим пришествия Его. Помолимся же! Да небесплоден будет в нас Крест Его святый! Да приобщаясь здесь с верою крестным страданиям Его, получим и славу Царствия Его на небесах. Аминь.

         Святые отцы о кресте и воскресении.
         Христос принял крестные муки ради нашего примирения с Богом. Чего это Ему стоило? Он, Бог по природе, принял на Себя ограниченную человеческую природу, сокрушенную грехом и потому немощную и подверженную многим болезням. Он, Безгрешный, принял на Себя грехи, немощи и болезни всего человечества. Муки Спасителя были такие, каких никогда никто не испытывал ни во времени, ни в вечности. Что стоила крестная жертва Богу Отцу? Он отдал на смерть Своего Сына: "Дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3,16). А Бог не нуждался ни в чем, ибо единственно по любви Своей Он создал вселенную и разумных тварей в ней, дав свободную волю и закон жизни. Мы нуждаемся в избавлении от греха и вечных мучений, по причине отступления нашего от Бога и заповедей Его. От нас требуется только покаяние, которое возвращает нас к Богу и очищает нашу совесть от мертвых дел. Не будем же неблагодарными, примиримся и мы с Богом.
         Макарий, митрополит Московский.

         В Кресте Господнем - сущность всего Евангелия (ИН. 3,16). Здесь учение о Святой Троице: Отец приносит в жертву Сына, чтобы ниспослать нам Святого Духа. Здесь явлены все совершенства Божии: бесконечная любовь, бесконечная святость и правосудие. Если для примирения человека с Богом приносится такая Жертва, Крест Христов являет нам бесконечную премудрость, могущество и все другие Божии совершенства. Крест дает нам учение о человеке, о высоком достоинстве нашей природы - образа Божия, и о бездне падения нашего, если для нашего спасения нужна была такая Жертва. Крест свидетельствует о бессмертии человеческой души и о Страшном Суде: тогда явится знамение Сына Человеческого на небе (Мф. 24,30). Крест учит нас любви. Христос показал, как надо исполнять заповедь о любви к ближнему: "Заповедь новую даю вам да любите друг друга; Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (ИН. 13,34). Он сказал о Себе: "Я есть путь и истина и жизнь" (Ин 14,6). И на Кресте показал нам этот Путь. Возьмем же крест Свой и последуем за ним.
         Макарий, митрополит Московский.

         Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духа, сошед, проповедовал: (1 Петр 3,18). Что было предметом проповеди во аде? - Спасение. Для Победителя смерти разрушение адовых твердынь было без сомнения делом важнейшим из всех Его дел.
         Христос воскрес и умертвил смерть. Почему люди по-прежнему умирают? До Христа телесная смерть еще больше, чем при жизни, отдаляла человеческую душу от Бога. Христос вочеловечился и приобщился человеческим страданиям и смерти, сошел во ад - бездну богооставленности и Своим Божеством заполнил ее. И эта смерть (смерть вечная) навсегда упразднена. Теперь умирая (смертью временной - успение) мы не отдаляемся, но приближаемся к Богу.
         Архиепископ Иннокентий (Борисов).



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.