Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Азы православия I

  • Азы православия II

  • Закон Божий I

  • Закон Божий II

  • Закон Божий III

  • Б и б л и я часть 1-я. Предварительные Сведения.

  • Б и б л и я часть 2-я. Пятикнижие Моисея

  • Б и б л и я Часть 3-я. Исторические Книги Ветхого Завета

  • К познанию Б и б л и и Часть 4-я. Учительные книги

  • К познанию Б и б л и и. Пророческие книги

  • К познанию Библии Часть 6-я Евангелия

  • К познанию Библии часть 7-я. Книга Деяний и Соборные Послания

  • К познанию Б и б л и и Часть 8-я. Послания ап. Павла

  • К познанию Б и б л и и часть 9-я. Книга Откровения или Апокалипсис

  • Послание ап. Павла к Римлянам. Русский перевод текста послания с объяснениями

  • Псалтырь.Избранные псалмы в русском переводе. (Переведенные с Септуагинты).

  • Евангельские Притчи

  • Ветхий Завет в Новозаветной Церкви

  • Ветхий Завет о Мессии

  • "Вечность мук" или "уверенность надежды" во всеобщем спасении?

  • К познанию Б и б л и и Часть 4-я. Учительные книги Епископ Александр (Милеант).

         Содержание:
    Предварительные сведения.
    Книги Иова, Псалтырь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломона, книга Иисуса сына Сирахова.
    Избранные притчи.

         "Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум" (Притчи Солом. 3:6).

         В Библии есть книги нравственно-назидательного содержания, которые принято называть "учительными." По сравнению с книгами Моисея, которые содержат прямые и обязательные заповеди Божии, учительные книги написаны с целью расположить и ободрить человека к благочестивому образу жизни. Они учат человека строить свою жизнь так, чтобы она была благословенной Богом, приносила благоденствие и душевный мир. В эту группу входят книги Иова, Псалтырь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова.

         По своей форме большинство из ветхозаветных учительных книг являются поэтическими произведениями, написанными в еврейском подлиннике в стихах. Особенностью еврейского стихосложения, заметною даже и в переводах на другие языки, является стихотворный параллелизм. Он состоит в том, что мысль писателя высказывается не сразу в одном предложении, а в нескольких, большею частью в двух, которые совместно раскрывают мысль сравнением или противоположением, или обоснованием. Это так называемый параллелизм синонимический, антетический и синтетический. В качестве примеров различных стихотворных параллелизмов можно привести следующие места из Псалтыри: "Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль - владением Его" (синонимический параллелизм, Пс. 113:1-2). "Иные - на колесницах, иные - конями, а мы именем Господа хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо" (антетический парал., Пс. 19:8-9). "Закон Господа совершен, укрепляет душу; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх "Господень чист, пребывает вовек" (синтетический парал., Пс. 18:8-9).

         У евреев учительные книги с некоторыми историческими (Руфь, Есфирь, Ездра, Неемия, 1 и 2 Паралипоменон). и пророческими книгами (Плач Иеремии, кн. Даниила). известны под именем "Кетубим" (по-гречески - "Агиографы), т.е. - "Священные Писания."

         Книга Иова

         Эта книга получила свое название от главного действующего лица - Иова. Иов жил в патриархальные времена, задолго до пророка Моисея, недалеко от Святой Земли. Он был весьма богатым, многодетным и счастливым человеком. Но богатство не сделало его гордым или эгоистом. Напротив, все, знавшие Иова, его любили за доброту, мудрость и сострадание к бедным. Многие приходили к нему за советом и почитали за честь побывать у него в гостях.

         Дьавол завидовал добродетельной жизни Иова и захотел ему отомстить. Господь, чтобы обнаружить перед всеми великое терпение и добродетели Иова, не воспрепятствовал дьяволу причинить ему горе. И дьявол, в течение очень короткого времени засыпал Иова несчастьями. Иов лишился всего, что имел - семьи, огромного богатства и даже здоровья. Заболев жестокой проказой, он больше не смел жить в обществе здоровых людей, а вынужден был поселиться далеко за пределами своего города-поселка. Здесь его стали посещать друзья. Иов изливал перед ними свое горе, стараясь найти объяснение постигшим его несчастьям. Никто не мог ему помочь или утешить его. Однако, Иов был далек от того, чтобы роптать на Бога. Страдая физически и душевно, он удивлял друзей своим безграничным терпением, когда говорил: "Нагим я вышел из чрева матери, нагим и отойду. Бог дал, Бог и взял, как угодно Богу, пусть так и будет. Да будет благословенно имя Господне … Принимал благое, буду принимать и злое" (Иов 1:21, 2:10).

         Страдания Иова продолжались, вероятно, около года. Бог, показав всем великую веру Иова, решил посрамить дьявола и вернул Иову то, что дьявол у него отнял. Чудесным образом Иов выздоровел от неизлечимой проказы, быстро снова разбогател и обзавелся новой семьей. После этого Иов жил много лет, пользуясь еще большим почетом и любовью. Умер он в возрасте ста сорока лет, увидев потомков четвертого поколения.

         Жизнь Иова протекала в стране Уц, которая, как предполагают, находилась на восток от Иордана и на юг от Дамаска, в древнем Вассане. Страна эта получила свое название от Уца, сына Авраамова, потомка Симонова (Быт. 10:22-23). Иов был арамитянин, а его друзья, упоминаемые в его книге, - идумеяне и были тоже потомками Авраама.

         Предполагают, что первоначальным писателем книги Иова был сам Иов, каковое желание он и выразил в 23-24 стихах 19-й главы. Само содержание книги говорит о том, что мог написать ее только местный человек, участник описываемых событий. Это первоначальное повествование потом было переработано в художественную поэму боговдохновенным писателем из евреев. Иначе оно и не могло попасть в список священных книг. Написана книга Иова на чистом еврейском языке. Позже, первоначальную запись об Иове нашли евреи при завоевании Вассана и переписали ее в сборник, вроде "книги Праведного," упомянутого в книге Иисуса Навина (10:13). Возможно, что царь Соломон обработал ее в настоящем виде, потому что в книге Иова есть много сходства с другими книгами Соломона - "Притчами" и "Екклесиастом."

         Иов упоминается в нескольких книгах Священного Писания, как великий праведник. Так, например, в книге прор. Иезекииля Иов ставится наравне с патриархом Ноем и пророком Даниилом (Иез. 14:14-20). Апостол Иаков приводит Иова в качестве примера терпения: "Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слушали о терпении Иова и видели его конец от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен" (Иак. 5:11).

         Цель книги Иова - показать, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека. Иногда несчастья посылаются и праведникам для большего утверждения их в добре, для посрамления наветов дьявола и прославления правды Божией. Одним словом, книга Иова затрагивает глубокую и трудно понимаемую тему связи между праведностью и наградой, злом и наказанием. Кроме того, книга Иова обладает очень высокими литературными достоинствами.

         Во время своей болезни Иов высказал важное предсказание об Искупителе и о предстоящем воскресении мертвых: "Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, а не глаза другого увидят Его" (19:25-27).

         Псалтырь

         Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтырь является самой драгоценной книгой Ветхого завета. Псалтырь - это книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности или боязни, в бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу. Св. Амвросий Медиоланский пишет: "Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песни псалмов она дышит преимущественно."

         Свое название Псалтырь получила от греческого слова "псало," что значит бряцать на струнах, играть. Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им боговдохновенных молитв игрой на музыкальном инструменте, именуемом "псалтырион," похожем на арфу. У евреев книга Псалмов называется "Тегиллим," что значит "хваление."

         Псалтырь, слагаясь в течение 8-ми столетий - от Моисея (1500 лет до Р. Хр). до Ездры-Неемии (400 лет до Р.Хр.), содержит 150 псалмов. Царь Давид положил начало этой книге, составив наибольшее количество псалмов (более 80-ти). Кроме Давидовых, в Псалтырь вошли псалмы: Моисея - один (89-й пс.), Соломона - три (71-й, 126-й и 131-й), Асафа-прозорливца и его потомков-асафитов - двенадцать; Емана - один (87-й), Ефама - один (88-й), сынов Кореевых - одиннадцать. Остальные псалмы принадлежат неизвестным писателям. Псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы.

         Часто в начале псалмов встречаются надписи, которые указывают на их содержание: например, "молитва" (просительный псалом),"хвала" (хвалебный псалом), "учение" (назидательный псалом). Или на способ писания: "столпописание," т.е. эпиграммический. Другие надписи указывают на способ исполнения, например: "псалом" - т.е. с аккомпанементом на музыкальном инструменте-псалтыри; "песнь" - т.е. исполнение голосом, вокальное; "на струнных орудиях;" "на осьмиструнном;" "о точилех" или в русской Библии "на гефском орудии" - т.е. на цитре; "об изменяемых" - т.е. с переменой инструментов. Над некоторыми псалмами надписаны слова песни, по образцу которой данный псалом должен исполняться, нечто вроде "подобных" на вечерних и утренних богослужениях.

         Содержание псалмов тесно связано с жизнью праведного царя Давида. Давид родился за тысячу лет до Рождества Христова в Вифлееме и был младшим сыном бедного и многодетного пастуха Иессея. Воцарившись в Иерусалиме после смерти Саула, царь Давид стал самым выдающимся царем, когда-либо правившим Израилем. Он сочетал в себе многие ценные качества хорошего царя: любовь к народу, справедливость, мудрость, мужество и, главное, - крепкую веру в Бога. Нередко сам Давид возглавлял религиозные праздники, принося Богу жертвы за еврейский народ и воспевая псалмы.

         Своей поэтической красотой и глубиной религиозного чувства псалмы Давида вдохновляли к подражанию многих последующих составителей псалмов. Поэтому, хотя далеко не все псалмы написаны Давидом, но все же справедливо наименование, которое часто дается книге псалмов: "Псалтырь царя Давида."

         Значение Псалтыри для Богослужений

         В Псалтыри есть много размышлений, обращений к своей душе, много наставлений и слов утешения. Не удивительно поэтому исключительно широкое применение Псалтыри при молитве. Ни одно богослужение, еще с ветхозаветных времен, не обходится без псалмов. Псалмы начали употреблять при принесении ежедневных жертв, в субботы и праздники. Давид ввел употребление при пении псалмов музыкальных инструментов: струнных, духовых и ударных - гуслей, тимпанов, псалтыри, кимвалов, труб и других. Господь Иисус Христос молился словами псалмов, например: после Тайной Вечери Он, "воспевши, пошел на гору Елеонскую" (Мт. 26:30). По примеру Иисуса Христа и апостолов в Церкви первых веков христианства Псалтырь часто употреблялась для молитвы (Еф. 5:19; Кол. 3:16; 1 Кор. 14:26). В 4-м веке для удобства чтения Псалтыри на богослужениях она была разделена на 20 частей - "кафизм" (слово "кафизо" на греческом значит "сидеть)."

         В наше время Псалтырь в полном смысле слова христианизирована. Это значит, что Церковь вкладывает во все выражения христианский смысл, а ветхозаветный элемент, имеющийся в ней, отходит на задний план. Слова в псалмах: "восстани," "воскресни, Господи" возводят нашу мысль к воскресению Христову; слова о пленении понимаются в смысле пленения греховного; названия народов, враждебных Израилю - в смысле духовных врагов, а имя Израиля - в смысле церковного народа; призыв к избиению врагов - как призыв к борьбе со страстями; спасение из Египта и из Вавилона - как спасение во Христе. Вот перечень псалмов, употребляемых на богослужениях:

         На Утрени: вначале:19-й, 20-й, шестопсалмие:3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й, 142-й. Перед канoном:50-й. Хвалительные псалмы:148-й, 149-й, 150-й.
    На Часах: Первый:5-й, 89-й, 100-й. Третий:16-й, 24-й, 50-й.
    Шестой:53-й, 54-й, 90-й. Девятый:83-й, 84-й, 85-й.
    На Вечерне: Предначинательный псалом:103-й, "Блажен муж:" 1-й, на "Господи воззвах:" 140-й, 141-й, 129-й, 116-й, в конце вечерни:33-й. На Литургии:102-й, 145-й.

         Чтобы помочь читателю найти псалмы, отвечающие его молитвенному настроению, предлагаем здесь следующий перечень псалмов по содержанию. Благодарственные и хвалебные:33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150. Прославляющие Бога:8, 17, 92, 102, 103. Назидательные:1, 40, 32, 45, 84, 89, 100, 111, 126. Изливающие скорбь:3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142. Выражающие надежду на Бога:53, 85, 90, 111, 120. Просящие о защите от врагов и неприятностей:3, 4, 24, 40, 54, 69, 142. Покаянные:38, 50. Выражающие радость: 32, 83, 114.

         Книга Притчей Соломоновых

         Главным автором книги "Притчей" был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р. Хр. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем книги Притчей, как Давид - Псалтыри.

         Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: "Проси, что Мне дать тебе." Соломон просил у Бога одного лишь: мудрости, чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: "За то, что ты не просил себе богатства, имения, славы, побед, долголетия, а попросил премудрости и знания, дастся тебе премудрость и знание, а богатство, имение и славу Я дам тебе такие, каких не бывало у прежних царей и не будет после тебя" (3 Цар. 3:11-14). И действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в книгу Притчей.

         В еврейской библии книга Притчей называется "Мишле Шеломо," у Семидесяти толковников (греческий перевод библии 3-го века до Р.Хр. - "Паремии," в славянской библии - "Притчи Соломона." У свв. Отцов она называется "ПанЂретос София" - "Премудрость всякой добродетели." Написана книга Притчей в форме стихотворного параллелизма.

         Книга Притчей полна практических наставлений о том, как мудро строить свою жизнь на страхе Божием, на правде, честности, труде, воздержании. Наставления эти чрезвычайно правдивы, метки. В них много образности, живости, остроты ума.

         Книга Притчей всегда пользовалась большим уважением, и многие писатели других священных книг приводят из нее наставления, как, например: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Притч. 3:34 и Иак. 4:6). Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный, где явится (Притч. 11:31 и 1 Петр. 4:18). Сын мой! не пренебрегай наказание Господне и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Притч. 3:11-12 и Евр. 12:5-6 и так далее).

         Много внимания уделяет книга Притчей приобретению мудрости и описанию ее преимуществ перед всеми богатствами мира.

         "Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава. Пути ее приятные и все стези ее - мирные. Она - дерево жизни для тех, которые приобретают ее, и блаженны, которые сохраняют ее" (Прит. 3:13-18).

         Далее мысль писателя Притчей переносится ввысь к источнику мудрости - к Богу и описывает Божию Премудрость такими вдохновенными словами.

         "Господь имел меня (Премудрость). началом пути Своего, прежде созданий Своих, изначала. От века я помазана, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда Он еще не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основание земли, - тогда я была при Нем художницею, я была радостью всякий день, веселясь перед лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими … Кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получил благодать от Господа" (Притчи 8:22-31; 35, смотри также 1:20-33, 9:1-11).

         Замечательно здесь то, что Премудрость представлена в личном образе, как бы божественное существо. Такое олицетворение Премудрости, непонятное для ветхозаветного человека, уясняется в свете новозаветного учения о Сыне Божием - Господе Иисусе Христе, Который именуется еще Словом. Он, как свидетельствует Ев. Иоанн Богослов, создал все: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог … Все через Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:1-4 Ап. Павел прямо называет Иисуса Христа "Божией силой и Божией Премудростью" (1 Кор. 1:24)

         Таким образом, учение книги Притчей об ипостасной Премудрости Божией подготовляло почву в еврейском народе для веры в Единородного Сына Божия.

         Книга Екклесиаст

         Греческое слово "Екклесиаст" происходит от Екклесиа - Церковь и значит "церковный проповедник." По-еврейски она называется "Когелет" от "кагал" - собрание. Книга, таким образом, является сборником слов церковного проповедника.

         Как видно из самой книги, Екклесиаст это - псевдоним, которым себя назвал сын Давида, царствовавший в Иерусалиме. Это обстоятельство указывает на Соломона, как на автора Екклесиаста. Этому соответствует и дальнейшее описание его премудрости, богатства, славы, роскоши (см. Ек. 1:12-18 и 3 Цар. 4:29 и дальше).

         Главным предметом содержания книги Екклесиаст служит изображение суетности и пустоты всего земного - труда, знания, богатства, роскоши и удовольствий без веры в Бога и загробную жизнь. Книга учит о страхе Божием, о хранении Его заповедей, как условиях возможного счастья среди суетного мира. Ценно то, что писатель излагает это учение на основании личного долгого опыта и глубокого анализа. В книге чувствуется великая мудрость автора, просветленного Божиим откровением.

         В начале своих рассуждений Екклесиаст объясняет, в чем собственно состоит суета (бесплодность). человеческих дел. Земля и все стихийные явления на ней вращаются в круговороте, и от всей работы их ничего не прибавляется ни в количестве материи, ни в качестве действующих сил. Первое стремление человека - познать. Поэтому Екклесиаст постарался приобрести знания, как никто другой. Но результатом приобретенных знаний оказалось томление духа, ибо знаниями не восполняется недостающее, не исправляется воля, извращенная грехом. Таким образом, с умножением знания умножается скорбь. Другое стремление - это к довольству и наслаждениям. Для этого Екклесиаст приобретал богатства и предавался чувственным наслаждениям, но все оказалось суетой, потому что скопление благ сопровождается тяжким трудом и заботами, а наслаждение ими зависит не от человека, а от Бога, в руках Которого сама жизнь.

         Далее Екклесиаст изображает суетность в сфере человеческой жизни. Без Бога все явления земной жизни ограничены временем и также, как в бездушной природе, представляют круговращение: рождение и смерть, радость и печаль, истина и ложь, любовь и ненависть. Но стремление человека к жизни, к истине, добру и красоте вложены Творцом в дух человека. Отсюда несомненно, что Он же удовлетворит вложенные Им стремления там - за гробом. Удовлетворение их здесь - безнадежно из-за круговорота противоположностей. Человек же на земле должен верить в Бога и смирением покоряться Его велениям, должен усердно исполнять религиозно-нравственные обязанности и не увлекаться обманчивыми благами мира сего. Только при таком настроении человек обретет покой.

         Отсюда Екклесиаст выводит заключение, что цель человеческой жизни состоит в нравственном воспитании для загробной жизни, где будет установлено соответствие между счастьем и нравственным достоинством человека.

         Заканчивает свои наблюдения Екклесиаст изложением учения о значении земной жизни человека для подготовки к будущей: умеренно пользуясь земными благами, надо заботиться о совершении добрых дел. Для этого Бог создал человека.

         Время написания книги Екклесиаста относится к последним годам царствования Соломона, когда он многое испытал, многое понял и прочувствовал и принес Богу покаяние, познав тщету физических удовольствий. Книга Екклесиаста полна глубоких мыслей, которые читатель, не искушенный в отвлеченных понятиях, не сразу способен понять и оценить.

         Книга Песнь Песней

         Эта книга написана Соломоном в лучшие годы его царствования, вскоре после построения храма. По форме она представляет драматическое произведение, состоящее из разговоров между Возлюбленным и Возлюбленной.

         При первом чтении эта книга может представиться только древней художественной лирической песнью: так ее и толкуют многие свободные толкователи, не связывающие себя голосом Церкви. Нужно перейти к чтению пророков, чтобы видеть, что в Ветхом Завете образ Возлюбленного и Возлюбленной употребляется в возвышенном смысле союза любви между Богом и верующими. Если эта книга вошла в кодекс священных книг иудеев, то вошла потому, что ветхозаветная традиция так именно, в возвышенном символическом смысле, понимала ее и предписывала ее читать на праздник Пасхи. В Новом Завете пользуется тем же символом ап. Павел, только без применения поэтической формы, когда, говоря о любви мужа к жене, сравнивает с нею любовь Христа к Церкви. (Еф. 5:22-32 Тот же образ жениха и невесты нередко слышим в церковных песнопениях, как символ горячей любви христианской души к своему Спасителю. Такой же порыв любви души ко Христу встречается и в писаниях христианских подвижников.

         Поучительно сравнить следующий отрывок книги "Песнь Песней" с подобным изображением любви у ап. Павла.

         "Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал свое богатство за любовь, то он был бы отвергнут с презрением … (Песнь Пес. 8:6-7). "Кто нас отлучит от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч … Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангел, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может нас отлучить от любви Божией, во Христе Иисусе (Рим. 8:35-39, также 1 Кор. 13 гл.).

         Книга Премудрости Соломона

         Эта книга повествует о Божией Премудрости. Написана она под влиянием книги Притчей Соломона, почему и носит его имя. Однако, книга "Премудрости" появилась на свет на много веков после смерти Соломона. Причем, написана эта книга на греческом языке, и в еврейской библии ее нет. Автор книги "Премудрости" был знаком с философскими учениями и обычаями греков 3-го века до Р. Хр. Главный предмет книги составляет учение об истинной богооткровенной религии, как проявлении Премудрости Божией, и учение о языческом идолопоклонстве, как проявлении заблуждающегося и греховного человеческого ума.

         Основная же цель книги - показать, с одной стороны, превосходство Премудрости Божией, сохраняемой иудеями в их богооткровенной религии, с другой - нелепость идолопоклонства.

         Писатель книги "Премудрости" сначала изображает современные верования и нравы иудеев, которые, будучи почитателями истинного Бога и праведными, терпели гонения от язычников (1-3). В следующих главах он говорит о несомненности награды праведным страдальцам и о неизбежности наказания язычников-гонителей, если не здесь на земле, то за гробом - несомненно. Бог смерти не сотворил, - говорит он, - причина ее в грехе человека. Человек создан для нетления. По-этому, если праведник и скончается, то в покое будет, и душа его - в руке Божией; страдание же и смерть имеют для него искупительное значение. Так что жестокие страдания и ранняя кончина его служат к уверению нас в истинности его предстоящего прославления.

         В заключении писатель книги излагает высокие свойства и преимущества мудрости, которые посылает Бог.

         Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова

         Автор книги, называющий себя Иисусом, сыном Сираха, был иерусалимляном, книжником-собирателем, сведущим в Законе, Пророках и отеческих книгах. Он был одним из последних представителей Великой Синагоги. Для приобретения знаний он много путешествовал по чужим странам и терпел немало бедствий и гонений. Свои мысли, наблюдения и дорожные записи он собрал в книгу, которую закончил во времена первосвященника Елеазара (287-265 до Р. Хр.). Этот Елеазар послал в Александрию 72-х толковников для перевода Священного Писания на греческий язык. Между посланными был и Иисус, имя которого находится в списке переводчиков у Аристея.

         Книга Иисуса Сираха дошла до нас в греческом переводе. Еврейский же подлинник считался потерянным. Сравнительно недавно в одном из библейских журналов появилось сообщение о нахождении еврейского подлинника этой книги.

         В книге Иисуса говорится о высоком достоинстве мудрости, происходящей от Бога (1). Потом идут наставления о разных добродетелях: о терпении в страданиях и надежде на Бога (2), о почитании родителей и смирении (3), о помощи бедным и самонадеянности (4), об отношении к учению (7), об отношении к богатым и сильным (8), об обращении с женщинами (9), о гордости, пьянстве и т.д. С 24-й по 33-ю главах помещен большой раздел, где от лица Премудрости Божией даются краткие наставления, как преуспеть в добродетелях, как воспитывать детей и быть воздержанным.

         В 42-43 главах Иисус восхваляет величие Божие, которое так явно отображается в общей гармонии и целесообразности природы. Иисус, сын Сираха заканчивает свою книгу такой благодарственной молитвой:

         "Прославляю Тебя, Господи Царю, и восхваляю Тебя, Бога Спасителя моего, ибо Ты был мне покровителем и помощником и избавил тело мое от погибели и от сети клеветнического языка… За то я буду прославлять и хвалить Тебя и благословлять имя Господа. Будучи еще юношею, прежде, нежели пошел я странствовать, открыто искал я мудрости в молитве моей: пред храмом я молился о ней, и до конца буду искать ее. Как бы от цвета зреющего винограда, сердце мое радуется о ней. Нога моя шла прямым путем, я следил за нею от юности моей. По-немногу наклонял я ухо мое и принимал ее - и находил в ней много наставлений для себя: мне был успех в ней … В награду мне Бог дал язык, и им я буду хвалить Его … " (51-я глава).

         В книге Иисуса, сына Сирахова, кроме полезных советов и метких наблюдений, чувствуется веяние небесной Мудрости, о которой он постоянно просил Бога. Вот почему его книга всегда пользовалась большим вниманием и любовью православных христиан.

         Избранные П р и т ч и

         на следующие темы: О дружбе, здоровье, истине, милостыне, многословии, молитве, мудрости, надежде на Бога, покаянии, пьянстве, сдержанности, семье, смирении, совести, совете, терпении, трудолюбии, умеренности и целомудрии.

         Дружба: "Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим - один из тысячи" (Ис. Сир. 6:6). "Верный друг - крепкая защита: кто нашел его, - нашел сокровище" (Ис. Сир. 6:14). "Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним" (Ис. Сир. 9:12).

         "Друг не познается в счастьи, а враг не скроется в несчастьи" (Ис. Сир. 12:8). Смотри также: Ек. 4:9-12; 10:8; Ис. Сир. 7:37; 33:6.

         Здоровье, лечение: Ис. Сир. 30:16; 38:1-12.

         Истина, ложь, лесть: "Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь, но оба они наследуют погибель" (Ис. Сир. 20:25). "Неприятна похвала в устах грешника, ибо не от Бога послана она" (Ис. Сир. 15:9). "Подвизайся за истину до смерти - и Господь Бог поборет за тебя" (Ис. Сир. 4:32). "Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово" (Ис. Сир. 5:12).

         Милостыня: "Чти Господа от имения твоего и от начатков всех доходов твоих, - и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином" (Прит. 3:9-10; 3:27-28). "Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет" (Прит. 11:24-26). "Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла" (Прит. 16:6). "Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его" (Прит. 19:17).

         "Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи" (Ис. Сир. 3:30). "Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен" (Ис. Сир. 7:38). "Не пренебрегай человеком в старости, ибо и мы стареем" (Ис. Сир. 8:7). Смотри также: Прит. 21:13; Ис. Сир. 4:1-8; 4:35; 7:36; 18:15; 34:18-19; 38:16.

         Многословие: "Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично" (Прит. 25:11). "Иной пустослов уязвляет как мечем, а язык мудрых врачует" (Прит. 12:18). "От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб" (Прит. 14:23). "И глупец, когда молчит может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным" (Прит. 17:28). "Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него" (Прит. 29:20).

         "Выслушал ты слово, - пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя" (Ис. Сир. 19:10). "Многие пали от острия меча, но не столько, сколько падших от языка" (Ис. Сир. 28:21). "Говори главное, многое в немногих словах. Будь, как знающий и, вместе, как умеющий молчать" (Ис. Сир. 32:10). Смотри также: Прит. 13:3; 4:33; 5:13; 6:5; 8:20; 32:9; 19:11; 20:5; 20:6; 27:16.

         Молитва: "Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом, потому что Бог на небе, а ты на земле. Поэтому слова твои да будут немноги. Ибо как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов" (Ек. 5:1-2). "Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя" (Ис. Сир. 18:23). "Молитва смиренного проникает сквозь облака" (Ис. Сир. 35:17).

         Мудрость: "Начало мудрости - страх Господень" (Прит. 1:7). "Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, - то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно" (Прит. 2:3-16).

         "Во многой мудрости много печали, и умножающий знание - умножает скорбь" (Ек. 1:18). "Преимущество мудрости пред глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою" (Ек. 2:13). "Мудрость человека просветляет лицо его, и суровость лица его изменяется" (Ек. 8:1). "Мертвые мухи портят и делают зловонной благовонную масть мироварника, то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью" (Ек. 10:1).

         "Лучше скудный знанием, но богобоязненный, нежели богатый знанием - и преступающий закон" (Ис. Сир. 18:21). (Ис. Сир. 39:1-12). Смотри также: Прит. 3:13-26; 4:5-9; 15:33; Ис. Сир. 6:18; 6:35; 21:18; 38:24.

         Надежда на Бога: "Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах … Память о нем не погибнет, и имя его будет жить из рода в род твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои" (Прит. 3:5-8). "Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день" (Прит. 27:1).

         "Двух вещей я прошу у Тебя; не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, - питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: "Кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе" (Прит. 30:7-9).

         "Как глина у горшечника в руке его, и все судьбы ее в его произволе, так люди - в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему" (Ис. Сир. 33:13). "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его" (Прит. 16:9). Смотри также: Прит. 16:3; Ек. 12:14; Ис. Сир. 5:1; 16:13; 20:9.

         Покаяние и прощение обид: "Чем кто согрешает, тем и наказывается" (Прем. Сол. 11:17). "Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится" (Притч. 11:31). "Семь раз упадет праведник и - встанет, а нечестивые впадут в погибель" (Прит. 24:16).

         "Не медли обратиться ко Господу и не откладывай со дня на день" (Ис. Сир. 5:8). "Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь" (Ис. Сир. 7:39).

         "Не укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под епитимьями" (Ис. Сир. 8:6). (Ис. Сир. 15:11). "Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение согласно с желанием своим" (Ис. Сир. 32:19).

         "Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы. Поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя, ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других" (Ек. 7:20-22).

         Пьянство: "У кого вой? O кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря, и как спящий на верху мачты" (Прит. 23:29-35). "Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино" (Ис. Сир. 31:29).

         Сдержанность, вспыльчивость: "У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление" (Прит. 12:16). "Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам" (Прит. 19:11). "Что город разрушенный, без стен, то - человек, не владеющий духом своим" (Прит. 25:28). "Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое выходит из уст твоих" (Ис. Сир. 28:14). Смотри также: Прит. 17:27; 19:19.

         Семья, воспитание детей: (Прит. 13:25). "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет" (Прит. 22:6). "Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней" (Прит. 23:13-14).

         О добродетельной жене: Прит. 21:9; 31:10-31. О родителях: "Благословение отца утверждает дома детей, а клятва матери разрушает до основания" (Ис. Сир. 3:9). "Лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых" (Ис. Сир. 16:4). Смотри также:3:12-13; 33:21-22.

         Смирение, гордость: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Притч. 3:34). "Погибели предшествует гордость, и падению - надменность" (Прит. 16:18). "Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе" (Прит. 18:13). "Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа" (Ис. Сир. 3:17-18). "Что гордится земля и пепел?" (Ис. Сир. 10:9). "Господь вырывает с корнем народы и насаждает вместо них смиренных" (Ис. Сир. 10:18). Смотри также: Ис. Сир. 3:21; 4:7; 13:1; 20:11.

         О снах: "Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям" (Ис. Сир. 34:2).

         Совесть, стыдливость: "Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Прит. 4:23). "Есть стыд, ведущий ко греху, а есть стыд - слава и благодать" (Ис. Сир. 4:25).

         Совет: "Без совета - предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся" (Прит. 15:22).

         Терпение, скорби: "Сын мой! не пренебрегай наказание Господне и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Притч. 3:11-12).

         "Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города" (Прит. 16:32). "Сетование лучше смеха, потому что при печали лица сердце делается лучше" (Ек. 7:3).

         "Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению … Ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения" (Ис. Сир. 2:1-5). "Впадем в руки Господа, а не в руки людей, ибо каково величие Его, такова и милость Его" (Ис. Сир. 2:11-18).

         Трудолюбие, лень: "Ленность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод" (Прит. 19:15). Смотри также: Прит. 6:6-11; 24:30-34; Ис. Сир. 40:1.

         Умеренность: "Лучше немного при страхе Господнем, нежели большое сокровище и при нем тревога. Лучше блюдо зелени и при нем любовь, нежели откормленный бык и при нем ненависть" (Прит. 15:16-17). Смотри также: Ис. Сир. 31:21; 37:33-34.

         Целомудрие (и хранение супружеской верности): "Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная" (Прит. 11:22).

         "Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя… дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни" (Прит. 2:3-22; 5:1-23).

         "Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горячим углям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего, кто прикоснется к ней, не останется без вины" (Прит. 6:24-35).

         "Глубокая пропасть - уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда. Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту. Многие совратились с пути чрез красоту женскую: от нее, как огонь, загорается страсть" (Ис. Сир. 9:8-9; 42:12-14).