Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Азы православия I

  • Азы православия II

  • Закон Божий I

  • Закон Божий II

  • Закон Божий III

  • Б и б л и я часть 1-я. Предварительные Сведения.

  • Б и б л и я часть 2-я. Пятикнижие Моисея

  • Б и б л и я Часть 3-я. Исторические Книги Ветхого Завета

  • К познанию Б и б л и и Часть 4-я. Учительные книги

  • К познанию Б и б л и и. Пророческие книги

  • К познанию Библии Часть 6-я Евангелия

  • К познанию Библии часть 7-я. Книга Деяний и Соборные Послания

  • К познанию Б и б л и и Часть 8-я. Послания ап. Павла

  • К познанию Б и б л и и часть 9-я. Книга Откровения или Апокалипсис

  • Послание ап. Павла к Римлянам. Русский перевод текста послания с объяснениями

  • Псалтырь.Избранные псалмы в русском переводе. (Переведенные с Септуагинты).

  • Евангельские Притчи

  • Ветхий Завет в Новозаветной Церкви

  • Ветхий Завет о Мессии

  • "Вечность мук" или "уверенность надежды" во всеобщем спасении?

  • К познанию Б и б л и и часть 9-я. Книга Откровения или Апокалипсис Епископ Александр (Милеант)

         Содержание:
    Об авторе Апокалипсиса.
    Время и место написания.
    План и символика Апокалипсиса.
    Объяснение главных разделов Апокалипсиса.
    Письма семи церквам.
    Небесное Богослужение.
    Снятие печатей и видение всадников.
    Семь труб и семь чаш.
    Усиление богоборческой власти и наказание грешников.
    Поражение антихриста.
    Тысячелетнее Царство.
    Описание вечной жизни.

         Значение Апокалипсиса и интерес к нему

         Апокалипсис (или в переводе с греческого - Откровение) св. Иоанна Богослова - это единственная пророческая книга Нового Завета. Она предсказывает о грядущих судьбах человечества, о конце мира и о начале вечной жизни, и поэтому, естественно, помещается в конце Священного Писания.

         Апокалипсис - книга таинственная и трудная для понимания, но вместе с тем именно таинствен-ный характер этой книги и привлекает к себе взоры как верующих христиан, так и просто пытливых мыс-лителей, старающихся разгадать смысл и значение описанных в ней видений. Об Апокалипсисе существу-ет громадное количество книг, среди которых имеется и немало произведений со всяким взором, в осо-бенности это относится к современной сектантской литературе.

         Несмотря на трудность понимания этой книги, духовно просвещенные отцы и учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением как к вдохновенной Богом книге. Так, св. Дионисий Алексан-дрийский пишет: "Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судьей истин, в ней заключающихся, и измерять их скудо-стью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое пони-мание." В таком же роде высказывается об Апокалипсисе блаженный Иероним: "В нем столько же тайн, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книге будет ниже ее достоинства." За богослужением Апокалипсис не читается потому, что в древности чтение Св. Писания за богослужени-ем всегда сопровождалось объяснением его, а Апокалипсис весьма труден для объяснения.

         Автор книги

         Автор апокалипсиса называет себя Иоанном (От. 1:1, 4 и 9; 22:8).По общему мнению святых отцов Церкви это был апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, получивший за высоту своего учения о Бо-ге-Слове отличительное имя "Богослов." Его авторство подтверждается как данными в самом Апокалип-сисе, так и многими другими внутренними и внешними признаками. Вдохновенному перу ап. Иоанна Бо-гослова принадлежит еще Евангелие и три Соборных послания. Автор Апокалипсиса говорит, что он был на острове Патмос "за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа" (От. 1:9). Из церковной истории известно, что из апостолов только св. Иоанн Богослов подвергся заточению на этом острове.

         Доказательством авторства Апокалипсиса ап. Иоанна Богослова служит сходство этой книги с его Евангелием и посланиями не только по духу, но и по слогу, и, особенно, по некоторым характерным вы-ражениям. Так, например, проповедь апостольская называется здесь "свидетельством" (От. 1:2-9; 20:4; см.: Иоан. 1:7; 3:11; 21:24; 1 Иоан. 5:9-11). Господь Иисус Христос называется "Словом" (От. 19:13; см.: Иоан. 1:1-14 и 1 Иоан. 1:1) и "Агнцем" (От. 5:6 и 17:14; см.: Иоан. 1:36). Пророческие слова Захарии: "И воззрят нань Его же прободоша" (12:10) и в Евангелии и в Апокалипсисе приводятся одинаково по гре-ческому переводу "Семидесяти толковников" (От. 1:7 и Иоан. 19:37). Некоторые различия между языком Апокалипсиса и другими книгами ап. Иоанна объясняются, как разностью содержания, так и обстоятель-ствами происхождения писаний св. Апостола. Св. Иоанн, иудей по рождению, хотя и владел греческим языком, но, находясь в заточении вдали от живого разговорного греческого языка, естественно наложил на Апокалипсис печать влияния своего родного языка. Для непредубежденного читателя Апокалипсиса оче-видно, что на всем содержании его лежит печать великого духа Апостола любви и созерцания.

         Все древние и более поздние святоотеческие свидетельства признают автором Апокалипсиса св. Ио-анна Богослова. Его ученик св. Папий Иеропольский называет писателем Апокалипсиса "старца Иоанна," как называет себя и сам апостол в своих посланиях (2 Иоан. 1:1 и 3 Иоан. 1:1). Важно также свидетельство св. Иустина Мученика, жившего в Ефесе еще до своего обращения в христианство, где до него долго жил апостол Иоанн. Многие свв. отцы 2-го и 3-го веков приводят места из Апокалипсиса, как из боговдохно-венной книги, принадлежащей перу св. Иоанна Богослова. Один из них был св. Ипполит, папа Римский, написавший апологию на Апокалипсис, ученик Иринея Лионского. Климент Александрийский, Тертулли-ан и Ориген также признают св. ап. Иоанна автором Апокалипсиса. Равным образом убеждены в этом и более поздние отцы Церкви: преподобный Ефрем Сирин, Епифаний, Василий Великий, Иларий, Афана-сий Великий, Григорий Богослов, Дидим, Амвросий Медиоланский, Блаженный Августин и Блаженный Иероним. 33-е правило карфагенского Собора, приписывая Апокалипсис св. Иоанну Богослову, ставит его в ряд других канонических книг Священного Писания. Особенно ценно свидетельство св. Иринея Лион-ского относительно авторской принадлежности Апокалипсиса св. Иоанну Богослову, так как св. Ириней был учеником св. Поликарпа Смирнского, который в свою очередь был учеником св. Иоанна Богослова, возглавляя под его апостольским руководством Смирнскую церковь.

         Время, место и цель написания Апокалипсиса

         Древнее предание относит написание Апокалипсиса к концу I-го века. Так, например, св. Ириней пи-шет: "Апокалипсис появился незадолго пред сим и почти в наше время, в конце царствования Домициа-на." Историк Евсевий (начало 4-го века сообщает, что современные ему языческие писатели упоминают о ссылке ап. Иоанна на Патмос за свидетельство о Божественном Слове, относя это событие к 15-му г. цар-ствования Домициана. (царствовал в 81-96 гг. после Р.Хр).

         Таким образом, Апокалипсис написан в конце первого столетия, когда каждая из семи малоазийских церквей, к которым обращается св. Иоанн, имела уже свою историю и так или иначе определившееся на-правление религиозной жизни. Христианство у них было уже не в первой стадии чистоты и истины, и ложное христианство уже пыталось соперничать с истинным. Очевидно и деятельность ап. Павла, долго проповедовавшего в Ефесе, была делом уже давнего прошлого.

         Согласны церковные писатели первых 3-х веков и в указании места написания Апокалипсиса, кото-рым они признают остров Патмос, упоминаемый самим Апостолом, как место получения им откровений (От. 1:9-11). Патмос находится в Эгейском море, на юг от города Ефеса и в древнее время был местом ссылки.

         В первых строках Апокалипсиса св. Иоанн указывает цель написания откровения: предсказать судь-бы Церкви Христовой и всего мира. Миссией Церкви Христовой было возродить мир христианской про-поведью, насадить в душах людей истинную веру в Бога, научить их праведно жить, указать им путь в Цар-ство Небесное. Но не все люди приняли благосклонно христианскую проповедь. Уже в первые дни после Пятидесятницы Церковь столкнулась с враждой и сознательным сопротивлением христианству - сначала со стороны иудейских священников и книжников, потом - со стороны неверующих иудеев и язычников.

         Уже в первый год христианства началось кровавое преследование проповедников Евангелия. Посте-пенно эти преследования стали принимать организованную и систематическую форму. Первым центром борьбы с христианством оказался Иерусалим. Начиная с середины первого столетия к враждебному лаге-рю присоединился Рим во главе с императором Нероном (царствовал в 54-68 гг. после Р.Хр). Гонения на-чались в Риме, где пролили свою кровь многие христиане, включая первоверховных апостолов Петра и Павла. С конца первого столетия гонения на христиан становятся более интенсивными. Император Доми-циан повелевает систематически преследовать христиан сначала в Малой Азии, а потом и других частях Римской империи. Ап. Иоанн Богослов, вызванный в Рим и брошенный в котел с кипящим маслом, остал-ся невредим. Домициан ссылает ап. Иоанна на остров Патмос, где апостол получает откровение о судьбах Церкви и всего мира. С небольшими перерывами кровавые гонения на Церковь продолжаются и до 313-го года, когда император Константин издает Миланский эдикт о свободе вероисповедания.

         Ввиду начинающихся гонений ап. Иоанн пишет христианам Апокалипсис, чтобы утешить их, наста-вить и укрепить. Он раскрывает тайные намерения врагов Церкви, которых он олицетворяет в звере, вы-шедшем из моря (как представителе враждебной светской власти) и в звере, вышедшем из земли - лож-ном пророке (как представителе враждебной псевдорелигиозной власти). Он обнаруживает и главного ру-ководителя борьбы против Церкви - дьявола, этого древнего дракона, который группирует богоборческие силы человечества и направляет их против Церкви. Но страдания верующих не напрасны: через верность Христу и терпение они получают заслуженную награду на Небе. В определенное Богом время враждебные Церкви силы будут преданы суду и наказаны. После Страшного суда и наказания нечестивых начнется вечная блаженная жизнь.

         Цель написания Апокалипсиса - изобразить предстоящую борьбу Церкви с силами зла; показать методы, какими дьявол при содействии своих слуг воюет против добра и истины; дать руководство ве-рующим, как преодолевать искушения; изобразить гибель врагов Церкви и конечную победу Христа над злом.

         Содержание, план и символика Апокалипсиса

         Апокалипсис всегда привлекал к себе внимание христиан, особенно в то время, когда различные бедст-вия и соблазны с большей силой начинали волновать общественную и церковную жизнь. Между тем об-разность и таинственность этой книги делает ее весьма трудной для понимания, а потому для неосторож-ных толкователей всегда есть риск ухода за границы истины к несбыточным надеждам и верованиям. Так, напр., буквальное понимание образов этой книги давало повод и теперь еще продолжает давать повод к ложному учению о так наз. "хилиазме" - тысячелетнем царстве Христовом на земле. Ужасы гонений, пе-реживавшиеся христианами в первом веке и толкуемые в свете Апокалипсиса, давали некоторым повод верить, что наступили "последние времена" и близко второе пришествие Христа. Такое мнение возникло уже в первом веке.

         За истекшие 20 веков появилось множество толкований Апокалипсиса самого разнообразного харак-тера. Всех этих толкователей можно разделить на четыре разряда. Одни из них относят видения и символы Апокалипсиса к "последним временам" - кончине мира, явлению антихриста и Второму пришествию Христову. Другие - придают Апокалипсису чисто историческое значение и ограничивают его видения историческими событиями первого века: гонениями на христиан со стороны языческих императоров. Тре-тьи - стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях своего времени. По их мнению, напр., папа Римский есть антихрист и все апокалипсические бедствия возвеща-ются, собственно, для Римской церкви и т.п. Четвертые, наконец, - видят в Апокалипсисе только аллего-рию, считая, что описываемые в нем видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл. Как мы увидим ниже, эти точки зрения на Апокалипсис не исключают, а дополняют друг друга.

         Апокалипсис можно правильно понять только в контексте всего Священного Писания. Особенно-стью многих пророческих видений - как ветхозаветных, так и новозаветных - является принцип соеди-нения нескольких исторических событий в одном видении. Иными словами, духовно родственные собы-тия, отстоящие одно от другого на много столетий и даже тысячелетий, сливаются в одну пророческую картину, объединяющую в себе события различных исторических эпох.

         В качестве примера подобного синтеза событий можно привести пророческую беседу Спасителя о конце мира. В ней Господь говорит одновременно о разрушении Иерусалима, которое произошло 35 лет спустя после Его распятия и о времени перед Его вторым пришествием. (Мт. 24-ая гл.; Мр. 13-ая гл.; Лк. 21-ая гл. Причина такого объединения событий состоит в том, что первое иллюстрирует и поясняет вто-рое.

         Нередко ветхозаветные предсказания говорят одновременно о благотворном изменении человече-ского общества в новозаветное время и о новой жизни в Царстве Небесном. В данном случае первое слу-жит началом второго (Ис. (Исаия) 4:2-6; Ис. 11:1-10; Ис. 26, 60 и 65 гл.; Иер. (Иеремия) 23:5-6; Иер. 33:6-11; Авв. (Аввакум) 2:14; Соф. (Софония) 3:9-20).Ветхозаветные пророчества о разрушении халдейского Вавилона говорят одновременно и об уничтожении царства антихриста (Ис. 13-14 и 21 гл.; Иер. 50-51 гл.). Подобных примеров слияния событий в одном предсказании существует немало. Такой метод объедине-ния событий по признаку их внутреннего единства употребляется для того, чтобы помочь верующему че-ловеку понять сущность событий на основе того, что ему уже известно, оставляя в стороне второстепенные и ничего не объясняющие исторические подробности.

         Как мы увидим ниже, Апокалипсис состоит из ряда многослойных композиционных видений. Тай-нозритель показывает будущее в перспективе прошлого и настоящего. Так, например, многоглавый зверь в 13-19 гл. - это и сам антихрист и его предшественники: Антиох Епифан, так ярко описанный у пророка Даниила и в первых двух Маккавейских книгах, - это и Римские императоры Нерон и Домициан, пресле-довавшие апостолов Христовых, а также последующие враги Церкви.

         Два свидетеля Христовых в 11-ой гл. - это обличители антихриста (Енох и Илия), и прообразы их - апп. Петр и Павел, а также все проповедники Евангелия, совершающие свою миссию в мире, враждеб-ном христианству. Лжепророк в 13-ой главе - это олицетворение всех тех кто насаждает ложные религии (гностицизм, ереси, магометанство, материализм, индуизм и т.д.), среди которых самым ярким представи-телем будет лжепророк времен антихриста. Чтобы понять, почему ап. Иоанн объединял различные собы-тия и разных людей в одном образе, надо учесть, что он писал Апокалипсис не только для своих совре-менников, но для христиан всех времен, которым предстояло претерпеть аналогичные преследования и скорби. Ап. Иоанн раскрывает общие методы обольщения, а также показывает верный способ избежать их, чтобы быть верным Христу до смерти.

         Подобным образом и суд Божий, о котором неоднократно говорит Апокалипсис - это и Страшный суд Божий и все частные суды Божии над отдельными странами и людьми. Сюда входит и суд над всем человечеством при Ное, и суд над древними городами Содомом и Гоморрой при Аврааме, и суд над Егип-том при Моисее, и двукратный суд над Иудеей (за шесть столетий до Рождества Христова и снова в семи-десятых годах нашей эры), и суд над древней Ниневией, Вавилоном, над Римской империей, над Византи-ей и уже сравнительно недавно - над Россией. Причины, вызвавшие праведное наказание Божие, всегда были одни и те же: неверие людей и беззакония.

         В Апокалипсисе заметна определенная вневременность. Вытекает она из того, что ап. Иоанн созер-цал судьбы человечества не с земной, а с небесной перспективы, куда его возвел Дух Божий. В идеальном мире у престола Всевышнего останавливается поток времени и перед духовным взором предстает одно-временно настоящее, прошедшее и будущее. Очевидно поэтому автор Апокалипсиса некоторые события будущего описывает, как прошедшие, а прошедшие - как настоящие. Например, война ангелов на Небе и низвержение оттуда дьявола - события, случившиеся еще до создания мира, описываются ап. Иоанном, как бы случившиеся на заре христианства (От. 12 гл.).Воскресение же мучеников и их царствование на Небе, что охватывает всю новозаветную эпоху, помещается им после суда над антихристом и лжепророком (От. 20 гл.). Таким образом, тайнозритель не повествует о хронологической последовательности событий, а раскрывает сущность той великой войны зла с добром, которая идет одновременно на нескольких фрон-тах и охватывает как вещественный, так и ангельский мир.

         Несомненно, что некоторые предсказания Апокалипсиса уже исполнились (например, относительно судьбы семи малоазийских церквей). Исполнившиеся предсказания должны помочь нам понять оставшие-ся, которым еще предстоит исполниться. Однако, применяя видения Апокалипсиса к тем или иным кон-кретным событиям, надо учитывать, что такие видения содержат в себе элементы разных эпох. Только с завершением судеб мира и наказанием последних врагов Божиих все подробности апокалипсических ви-дений будут осуществлены.

         Апокалипсис написан по вдохновению Духа Святого. Правильному пониманию его больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведет к притуплению, а то и пол-ной утрате духовного зрения. Всецелая преданность современного человека греховным страстям служит причиной того, что некоторые современные толкователи Апокалипсиса хотят видеть в нем лишь одну ал-легорию, и даже само Второе пришествие Христово учат понимать иносказательно. Исторические собы-тия и лица нашего времени убеждают нас в том, что видеть в Апокалипсисе одну только аллегорию значит быть духовно слепым, настолько многое теперь происходящее напоминает страшные образы и видения Апокалипсиса.

         Метод изложения Апокалипсиса показан в приложенной здесь таблице. Как видно из нее, апостол одновременно раскрывает перед читателем несколько сфер бытия. К высшей сфере принадлежит Ангель-ский мир, Церковь, торжествующая на Небе, и Церковь, преследуемая на земле. Возглавляет эту сферу до-бра и руководит ею Господь Иисус Христос - Сын Божий и Спаситель людей. Внизу находится сфера зла: неверующий мир, грешники, лжеучители, сознательные богоборцы и бесы. Руководит ими дракон - падший ангел. На протяжении всего существования человечества эти сферы воюют друг с другом. Апостол Иоанн в своих видениях постепенно раскрывает перед читателем разные стороны войны между добром и злом и раскрывает процесс духовного самоопределения в людях, в результате которого одни из них стано-вятся на сторону добра, другие - на сторону зла. В течение развития мирового конфликта Суд Божий по-стоянно совершается над отдельными людьми и народами. Перед концом мира зло чрезмерно усилится, а Церковь земная крайне ослабеет . Тогда Господь Иисус Христос придет на землю, все люди воскреснут, и совершится над миром Страшный суд Божий. Дьявол и его сторонники будут осуждены на вечные муче-ния, для праведников же начнется вечная, блаженная жизнь в Раю.

         При последовательном чтении Апокалипсис можно разделить на следующие части.

         1. Вступительная картина явившегося Господа Иисуса Христа, повелевающего Иоанну записать Откровение семи малоазийским церквам (1-ая глава).

         2. Письма 7-ми малоазийским церквам (главы 2 и 3-ья), в которых одновременно с наставления-ми этим церквам начертаны судьбы Церкви Христовой - от апостольского века и до конца мира.

         3. Видение Бога, сидящего на престоле, Агнца и небесного богослужения (главы 4 и 5-ая). Это богослужение дополняется видениями в последующих главах.

         4. С 6-й главы начинается раскрытие судеб человечества. Вскрытие Агнцем-Христом семи печа-тей таинственной книги служит началом описания разных фаз войны между добром и злом, меж-ду Церковью и дьяволом. Эта война, которая начинается в душе человека, распространяется на все стороны человеческой жизни, усиливается и делается все более страшной (до 20-ой главы).

         5. Гласы семи ангельских труб (главы 7-10) возвещают начальные бедствия, которые должны по-стигнуть людей за их неверие и грехи. Описывается повреждение природы и появление в мире злых сил. Перед началом бедствий верующие получают на чело (на лоб) благодатную печать, со-храняющую их от нравственного зла и от участи нечестивых.

         6. Видение семи знамений (11-14 главы) показывает человечество, разделившееся на два проти-воположных и непримиримых лагеря- добра и зла. Добрые силы сосредоточиваются в Церкви Христовой, представленной здесь в образе Жены, облаченной в солнце (12-ая глава), а злые - в царстве зверя-антихриста. Зверь, вышедший из моря - символ злой светской власти, а зверь, вы-шедший из земли, - символ разложившейся религиозной власти. В этой части Апокалипсиса впервые отчетливо выявляется сознательное внемирное злое существо - дракон-дьявол, который организует и руководит войной против Церкви. Два свидетеля Христовых символизируют здесь проповедников Евангелия, которые сражаются со зверем.

         7. Видения семи чаш (главы 15-17) рисуют мрачную картину всемирного нравственного разло-жения. Война против Церкви становится крайне напряженной (Армагеддон) (От. 16:16),испытания - невыносимо тяжкими. В образе Вавилона-блудницы изображается отсту-пившее от Бога человечество, сосредоточенное в столице царства зверя-антихриста. Злая сила распространяет свое влияние на все области жизни грешного человечества, после чего начинается Божий суд над силами зла (здесь суд Божий над Вавилоном описывается в общих чертах, в каче-стве введения).

         8. В следующих главах (18-19) суд над Вавилоном описывается подробно. Здесь же показывается гибель виновников зла среди людей - антихриста и лжепророка - представителей как граждан-ской, так и еретической антихристианской власти.

         9. 20-ая глава подводит итог духовной войне и мировой истории. Она говорит о двукратном по-ражении дьявола и о царствовании мучеников. Пострадав физически, они победили духовно и уже блаженствуют на Небе. Здесь охватывается весь период существования Церкви, начиная с апостольских времен. Гог и Магог олицетворяют совокупность всех богоборческих сил, земных и преисподних, которые на протяжении христианской истории воевали против Церкви (Иерусали-ма). Они истребляются вторым пришествием Христовым. Наконец подвергается вечному наказа-нию и дьявол, этот древний змий, который положил начало всем беззакониям, неправдам и стра-даниям во Вселенной. Конец 20-ой главы повествует о всеобщем воскресении мертвых, о Страш-ном суде и о наказании нечестивых. Это краткое описание суммирует Страшный суд над челове-чеством и падшими ангелами и подводит итог драме вселенской войны между добром и злом.

         10. Заключительные две главы (21-22) описывают новое Небо, новую Землю и блаженную жизнь спасенных. Это самые светлые и радостные главы в Библии.

         Каждый новый отдел Апокалипсиса обычно начинается словами: "И увидел я..." - и заканчивается опи-санием суда Божия. Это описание обозначает конец предыдущей темы и начало новой. Между главными отделами Апокалипсиса тайнозритель иногда вставляет промежуточные картины, которые служат свя-зующим звеном между ними. Приведенная здесь таблица наглядно показывает план и разделы Апокалип-сиса. Для компактности мы соединили промежуточные картины вместе с главными. Идя горизонтально по приведенной таблице, мы видим, как постепенно раскрываются все с большей полнотой следующие области: Небесный мир; Церковь, гонимая на земле; грешный и богоборческий мир; преисподний мир; война между ними и суд Божий.

         Значение символов и чисел. Символы и аллегории дают возможность тайнозрителю говорить о су-ти мировых событий на высоком уровне обобщения, поэтому он широко пользуется ими. Так, например, глаза символизируют ведение, много глаз - совершенное ведение. Рог - символ власти, могущества. Длинная одежда означает священство; венец - царственное достоинство; белизна - чистоту, непороч-ность; город Иерусалим, храм и Израиль - символизируют Церковь. Числа тоже имеют символическое значение: три - символизирует Троицу, четыре - символ мира и мирового порядка; семь означает за-конченность и совершенство; двенадцать - народ Божий, полноту Церкви (то же значение имеют числа, производные от 12-ти, как 24 и 144000). Одна треть означает какую-то сравнительно небольшую часть. Три с половиной года - время гонений. О числе 666 особо будет сказано ниже в этой брошюре.

         Новозаветные события часто изображаются на фоне однородных ветхозаветных событий. Так, на-пример, бедствия Церкви описываются на фоне страданий израильтян в Египте, искушения при пророке Валааме, гонения со стороны царицы Иезавели и разрушение Иерусалима халдеями; спасение верующих от дьявола изображается на фоне спасения израильтян от фараона при пророке Моисее; богоборческая власть представлена в образе Вавилона и Египта; наказание богоборческих сил изображается языком 10-ти египетских казней; дьявол отождествляется со змеем, соблазнившим Адама и Еву; будущее райское блаженство изображается в образе райского сада и древа жизни.

         Главная задача автора Апокалипсиса - показать, как действуют злые силы, кто их организует и на-правляет в борьбе с Церковью; наставить и укрепить верующих в верности Христу; показать полное пора-жение дьявола и его слуг и начало райского блаженства.

         При всей символичности и таинственности Апокалипсиса, религиозные истины раскрыты в нем предельно ясно. Так, например, Апокалипсис указывает на дьявола как виновника всех искушений и бед-ствий человечества. Орудия, которыми он старается погубить людей, всегда одни и те же: неверие, непо-слушание Богу, гордость, греховные желания, ложь, страх, сомнения и т.д. Несмотря на всю свою хитрость и опытность, дьявол не в состоянии погубить людей, всем сердцем преданных Богу, потому что Бог обере-гает их Своей благодатью. Богоотступников же и грешников дьявол все больше и больше порабощает себе и толкает их на всякие мерзости и преступления. Он направляет их против Церкви и с их помощью произ-водит насилия и устраивает войны в мире. Апокалипсис ясно показывает, что в конце концов дьявол и его слуги будут побеждены и наказаны, правда Христова восторжествует, и в обновленном мире наступит блаженная жизнь, которой не будет конца.

         Сделав, таким образом, беглый обзор содержания и символики Апокалипсиса, остановимся теперь на некоторых главнейших его частях.

         Письма семи церквам (2-3 гл.).

         Семь церквей - Ефесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лао-дикийская - находились в юго-западной части Малой Азии (теперь Турции). Их основал ап. Павел в 40-х годах первого века. После его мученической смерти в Риме около 67-го года заботу над этими церквами взял на себя ап. Иоанн Богослов, который их окормлял примерно сорок лет. Попав в заточение на остров Патмос, ап. Иоанн оттуда писал этим церквам послания, чтобы подготовить христиан к предстоящим го-нениям. Письма обращены к "ангелам" этих церквей, т.е. епископам.

         Внимательное изучение посланий семи малоазийским церквам, наводит на мысль, что в них начер-таны судьбы Церкви Христовой, начиная с апостольского века и до времени конца мира. При этом, пред-стоящий путь новозаветной Церкви, этого "Нового Израиля," изображен на фоне важнейших событий в жизни ветхозаветного Израиля, начиная с грехопадения в раю и кончая временем фарисеев и саддукеев при Господе Иисусе Христе.Ап. Иоанн использует ветхозаветные события в качестве прообразов судеб но-возаветной Церкви. Таким образом, в письмах к семи церквам переплетаются три элемента: а) современ-ное автору состояние и будущее каждой малоазийской церкви, б) новая, более глубокая интерпретация ветхозаветной истории и в) грядущие судьбы Церкви. Сочетание этих трех элементов в письмах семи церквам суммировано в приложенной здесь таблице.

         Примечания: Ефесская церковь была самой многолюдной, и имела статус митрополии в отношении со-седних малоазийских церквей. В 431-ом году в Ефесе состоялся 3-й Вселенский собор. Постепенно све-тильник христианства Ефесской церкви угас, как и предсказал апостол Иоанн. Пергам был политическим центром западной части Малой Азии. В нем доминировало язычество с пышным культом обоготворенных языческих императоров. На горе вблизи Пергама величественно возвышался языческий памятник-жертвенник, - упоминаемый в Апокалипсисе как "престол сатаны" (От. 2:13). Николаиты - древние еретики-гностики. Гностицизм явился опасным искушением для Церкви первых веков христианства. Бла-гоприятной почвой для развития гностических идей явилась синкретическая культура, возникшая в импе-рии Александра Македонского, объединившая Восток и Запад. Религиозное мироощущение Востока, с его верой в вечную борьбу между добрым и злым началом, духом и материей, телом и душой, светом и тьмой, в сочетании со спекулятивным методом греческой философии, породило различные гностические систе-мы, для которых было характерно представление об эманационном происхождении мира из Абсолюта и о множестве посредствующих ступеней творения, соединяющих мир с Абсолютом. Естественно, что с рас-пространением христианства в эллинистической среде возникла опасность его изложения в гностических терминах и превращения христианского благочестия в одну из религиозно-философских гностических систем. Иисус Христос воспринимался гностиками, как один из посредников (эонов) между Абсолютом и миром.

         Одним из первых распространителей гностицизма среди христиан был некто по имени Николай-отсюда название "николаиты"в Апокалипсисе. (Предполагают, что это был Николай, который в числе дру-гих шести избранных мужей был рукоположен апостолами в дьяконскую степень, см.: Деян. 6:5).Искажая христианскую веру, гностики поощряли нравственную распущенность. Начиная с середины первого столе-тия, в Малой Азии процветало несколько гностических сект. Апостолы Петр, Павел и Иуда предупрежда-ли христиан не попадать в сети этих еретиков-развратников. Видными представителями гностицизма бы-ли еретики Валентин, Маркион и Василид, против которых выступили апостольские мужи и ранние отцы Церкви.

         Древние гностические секты давно исчезли, но гностицизм как слияние разнородных философско-религиозных школ существует и в наше время в теософии, кабале, масонстве, современном индуизме, йоге и в других культах. Видение небесного Богослужения (4-5 гл.)

         Апостол иоанн получил откровение в "День Господень," т.е. в воскресенье. Следует предполагать, что по апостольскому обычаю в этот день он совершил "преломление хлеба," т.е. божественную Литургию и причастился, поэтому он "был в Духе," т.е. испытывал особое вдохновенное состояние, (От. 1:10). И вот, первым, чего он удостаивается увидеть - это как бы продолжение совершенного им богослужения - не-бесную Литургию. Это богослужение ап. Иоанн описывает в 4-ой и 5-ой главах Апокалипсиса. Православ-ный человек узнает здесь знакомые черты воскресной Литургии и важнейшие принадлежности алтаря: престол, семисвечник, кадильницу с курящимся фимиамом, золотую чашу и т.д. (Эти предметы, показан-ные Моисею на Синайской горе, употреблялись также и в ветхозаветном храме). Увиденный апостолом закланный Агнец посреди престола напоминает верующему человеку Причастие, под видом хлеба лежа-щее на престоле; души убиенных за слово Божие под небесным престолом - антиминс с вшитыми в него частицами мощей святых мучеников; старцев в светлых одеждах и с золотыми венцами на головах - сонм священнослужителей, соборно совершающих Божественную Литургию. Примечательно здесь, что даже сами возгласы и молитвы, слышанные апостолом на Небе, выражают суть молитв, которые священнослу-жители и певчие произносят во время главной части Литургии - Евхаристического канона. Убеление праведными своих одежд "Кровью Агнца" напоминает таинство Причащения, через которое верующие ос-вящают свои души.

         Таким образом, апостол начинает раскрытие судеб человечества с описания небесной Литургии, чем подчеркивает духовное значение этого Богослужения и необходимость молитв святых о нас.

         Примечания. Слова "Лев из колена Иудина" относятся к Господу Иисусу Христу и напоминают про-рочество патриарха Иакова о Мессии (Быт. 49:9-10), "Семь Духов Божиих" - полнота благодатных даров Духа Святого, (см.: Ис. 11:2 и Зах. 4-я гл.). Множество очей - символизируют всеведение. Двадцать че-тыре старца соответствуют двадцати четырем священническим чредам, установленным царем Давидом для служения в храме - по два ходатая на каждое колено Нового Израиля, (1 Пар. 24:1-18). Четыре таин-ственных животных, окружающих престол, подобны животным, виденным пророком Иезекиилем, (Иез. 1:5-19). Они, по-видимому, являются существами, самыми близкими к Богу. Лица эти - человека, льва, тельца и орла - взяты Церковью в качестве эмблем четырех Евангелистов.

         В дальнейшем описании горнего мира встречается много нам непонятного. Из Апокалипсиса мы уз-наем, что ангельский мир необъятно велик. Бестелесные духи - ангелы, подобно людям наделены Твор-цом разумом и свободной волей, но их духовные способности во много раз превосходят наши. Ангелы все-цело преданы Богу и служат Ему молитвой и исполнением Его воли. Так, например, они возносят к пре-столу Божию молитвы святых (От. 8:3-4), содействуют праведникам в достижении спасения (От. 7:2-3, 14:6-10, 19:9), сочувствуют страждущим и гонимым (От. 8:13, 12:12), по повелению Божию наказывают грешников, (От. 8:7, 9:15, 15:1, 16:1). Они облечены могуществом и имеют власть над природой и ее сти-хиями, (От. 10:1, 18:1). Они ведут войну с дьяволом и его бесами (От. 12:7-10, 19:17-21, 20:1-3), принима-ют участие в суде над врагами Божиими, (От. 19:4).

         Ученье Апокалипсиса об ангельском мире в корне ниспровергает ученье древних гностиков, призна-вавших промежуточные существа (эоны) между Абсолютом и вещественным миром, которые совершенно самостоятельно и независимо от Него управляют миром.

         Среди святых, которых ап. Иоанн видит на Небе, выделяются две группы, или "лика:" это - муче-ники и девственники. Исторически мученичество есть первый род святости, и поэтому апостол с муче-ников и начинает, (6:9-11). Он видит их души под небесным жертвенником, что символизирует искупи-тельное значение их страданий и смерти, которыми они участвуют в страданиях Христовых и как бы до-полняют их. Кровь мучеников уподобляется крови ветхозаветных жертв, которая стекала под жертвенник Иерусалимского храма. История христианства свидетельствует, что страдания древних мучеников послу-жили к нравственному обновлению дряхлого языческого мира. Древний писатель Тертулиан писал, что кровь мучеников служит семенем для новых христиан. Гонения на верующих будут то утихать, то усили-ваться в течение дальнейшего существования Церкви, и поэтому тайнозрителю было открыто, что новым мученикам предстоит дополнить число первых.

         Позже ап. Иоанн видит на Небе огромное количество людей, которых никто не мог перечесть - из всех племен, и колен, и народов, и языков; стояли они в белых одеждах с пальмовыми ветвями в руках своих, (От. 7:9-17). Общее у этого неисчислимого сонма праведников то, что "они пришли от великой скорби." Для всех людей путь в Рай один - через скорби. Христос - первый Страдалец, взявший на Себя как Агнец Божий грехи мира. Пальмовые ветви - символ победы над дьяволом.

         В особом видении тайнозритель описывает девственников, т.е. людей, отказавшихся от утех брачной жизни ради всецелого служения Христу. (Добровольные "скопцы" ради Царства Небесного, см. об этом: Мт. 19:12; От. 14:1-5. В Церкви этот подвиг нередко осуществлялся в монашестве). Тайнозритель видит на челах (лбу) девственников написанное "имя Отца," что указывает на их нравственную красоту, отобра-жающую совершенство Творца. "Новая песнь," которую они поют и которую никто не может повторить, является выражением духовной высоты, которой они достигли через подвиг поста, молитвы и целомудрия. Эта чистота недосягаема для людей мирского образа жизни.

         Песнь Моисея, которую поют праведники в следующем видении (От. 15:2-8), напоминает благодар-ственный гимн, который пели израильтяне, когда, перейдя через Красное море, спаслись от египетского рабства, (Исх. 15 гл.). Подобным образом и Новозаветный Израиль спасается от власти и влияния дьявола, перейдя в благодатную жизнь посредством таинства крещения. В последующих видениях тайнозритель еще несколько раз описывает святых. "Виссон" (драгоценная льняная одежда), в который они облечены, - символ их праведности. В 19-ой главе Апокалипсиса брачная песнь спасенных говорит о приближении "брака" между Агнцем и святыми, т.е. о наступлении самого близкого общения между Богом и праведни-ками, (От. 19:1-9; 21:3-4). Заканчивается книга Откровения описанием блаженной жизни спасенных наро-дов, (От. 21:24-27; 22:12-14 и 17). Это самые светлые и радостные страницы в Библии, показывающие торжествующую Церковь в Царстве славы.

         Таким образом, по мере раскрытия судеб мира в Апокалипсисе ап. Иоанн постепенно направляет ду-ховный взор верующих к Царству Небесному - к конечной цели земного странствования. Он как бы по принуждению и неохотно говорит о мрачных событиях в грешном мире.

         Снятие семи печатей Видение четырех всадников (6-я гл.)

         Видение семи печатей является вводным к последующим откровениям Апокалипсиса. Снятие первых четырех печатей показывает четырех всадников, которые символизируют четыре фактора, характеризую-щие всю историю человечества. Первые два фактора являются причиной, вторые два - следствием. Увен-чанный всадник на белом коне "вышел, чтобы победить." Он олицетворяет те добрые начала, естествен-ные и благодатные, которые Творец вложил в человека: образ Божий, нравственную чистоту и невинность, стремление к добру и совершенству, способность верить и любить, и индивидуальные "таланты," с кото-рыми рождается человек, а также благодатные дары Святого Духа, которые он получает в Церкви. По мыс-ли Творца эти добрые начала должны были "победить," т.е. определить счастливое будущее человечества. Но человек уже в Эдеме поддался соблазну искусителя. Поврежденная грехом природа перешла к его по-томкам; поэтому люди уже с раннего возраста склонны грешить. От повторных грехов в них еще больше усиливаются дурные наклонности. Так человек, вместо того, чтобы духовно расти и совершенствоваться, подпадает под разрушительное действие собственных страстей, предается различным греховным пожела-ниям, начинает завидовать и враждовать. От внутреннего разлада в человеке возникают все преступления в мире (насилия, войны и всевозможные бедствия).

         Разрушительное действие страстей символизирует рыжий конь и всадник, отнявшие мир у людей. Поддаваясь своим беспорядочным греховным желаниям, человек растрачивает данные ему Богом таланты, беднеет физически и духовно. В общественной же жизни вражда и войны ведут к ослаблению и разложе-нию общества, к утрате его духовных и материальных ресурсов. Это внутреннее и внешнее обеднение че-ловечества символизирует вороной конь с всадником, держащим меру (или весы) в руке своей. Наконец, полная утрата Божиих дарований ведет к смерти духовной, и конечным последствием вражды и войн явля-ется смерть людей и распад общества. Эту печальную участь людей символизирует бледный конь.

         В четырех апокалипсических всадниках изображена в самых общих чертах история человечества. Сначала - блаженная жизнь в Эдеме наших прародителей, призванных "царствовать" над природой (бе-лый конь), потом - их грехопадение (рыжий конь), после которого жизнь их потомков наполнилась раз-личными бедствиями и взаимным уничтожением (вороной и бледные кони). Апокалипсические кони так-же символизируют жизнь отдельных государств с их периодами расцвета и упадка. Здесь и жизненный путь каждого человека - с его детской чистотой, наивностью, большими потенциальными возможностя-ми, которые омрачаются бурной молодостью, когда человек растрачивает свои силы, здоровье и в конце концов умирает. Здесь - и история Церкви: духовное горение христиан в апостольское время и усилия Церкви обновить человеческое общество; возникновение в самой Церкви ересей и расколов, и гонение Церкви языческим обществом. Церковь слабеет, уходит в катакомбы, а некоторые поместные церкви вовсе исчезают.

         Таким образом, видение четырех всадников суммирует факторы, которые характеризуют жизнь грешного человечества. Дальнейшие главы Апокалипсиса будут развивать глубже эту тему. Но снятием пятой печати тайнозритель показывает и светлую сторону человеческих бедствий. Христиане, пострадав физически, победили духовно; теперь они в Раю! (От. 6:9-11) Их подвиг приносит им вечную награду, и они царствуют со Христом, как это описано в 20-ой гл. Переход к более подробному описанию бедствий Церкви и усилению богоборческих сил знаменуется снятием седьмой печати.

         Семь труб Запечатление избранных Начало бедствий и поражение природы (7-11 гл.)

         Ангельские трубы предвозвещают человечеству бедствия, физические и духовные. Но до начала бедст-вий ап. Иоанн видит ангела, возлагающего печать на чело сынов Нового Израиля, (От. 7:1-8). "Израиль" - здесь это новозаветная Церковь. Запечатление символизирует избранничество и благодатное покрови-тельство. Напоминает это видение таинство Миропомазания, во время которого на чело новокрещенного возлагается "печать дара Духа Святаго. "Напоминает оно и крестное знамение, ограждаемые которым "врагу противляются." Люди, не защищенные благодатной печатью, терпят вред от "саранчи," вышедшей из бездны, т.е. от дьявольской силы, (От. 9:4). Пророк Иезекииль описывает подобное запечатление пра-ведных граждан древнего Иерусалима перед его взятием халдейскими полчищами. Тогда также как и те-перь таинственная печать возлагалась с целью сохранить праведных от участи нечестивых, (Иез. 9:4). При поименном перечислении 12-ти колен (племен) Израилевых нарочито пропущено колено Даново. Некото-рые видят в этом указание на происхождение антихриста из этого племени. Основанием к этому мнению служат загадочные слова патриарха Иакова относительно будущего потомков Дана: "змей на дороге, аспид на пути," (Быт. 49:17).

         Таким образом, данное видение служит введением к последующему описанию гонений на Церковь. Измерение храма Божия в 11-ой гл. имеет то же значение, что и запечатление сынов Израилевых: сохра-нение чад Церкви от зла. Храм Божий, как и Жена, облаченная в солнце, и город Иерусалим - это разные символы Церкви Христовой. Основная мысль этих видений та, что Церковь свята и дорога Богу. Бог по-пускает гонения ради нравственного совершенствования верующих, но оберегает их от порабощения злу и от одной участи с богоборцами.

         Перед снятием седьмой печати наступает безмолвие "как бы на полчаса," (От. 8:1). Это - тишина перед бурей, которая всколыхнет мир во время антихриста. (Современный процесс разоружения в резуль-тате крушения коммунизма не являются ли перерывом, который предоставляется людям для обращения к Богу?). Перед наступлением бедствий ап. Иоанн видит святых, усердно молящихся о помиловании людей, (От. 8:3-5).

         Бедствия в природе. Вслед за этим раздаются трубные звуки каждого из семи ангелов, после чего начинаются различные бедствия. Сначала погибает третья часть растительности, потом - третья часть рыб и других морских существ, затем следует отравление рек и водных источников. Падение на землю града и огня, пылающей горы и светящейся звезды, по-видимому, иносказательно указывает на огромные размеры этих бедствий. Не является ли это предсказанием о глобальном засорении и уничтожении приро-ды, которое наблюдается в наши дни? Если так, то экологическая катастрофа предвещает пришествие ан-тихриста. Все более оскверняя в себе образ Божий, люди перестают ценить и любить Его прекрасный мир. Своими отбросами они загрязняют озера, реки и моря; разлитой нефтью поражают огромные прибрежные пространства; уничтожают леса и джунгли, истребляют многие виды зверей, рыб и птиц. От отравления природы заболевают и гибнут как сами виновные, так и невинные жертвы их жестокой алчности. Слова: "Имя третьей звезды полынь… И многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки" напоми-нают Чернобыльскую катастрофу, потому что "чернобыль" значит полынь. Но что означает поражение третьей части солнца и звезд и затмение их? (От. 8:12). Очевидно здесь речь о загрязнении воздуха до та-кого состояния, когда солнечный и звездный свет, достигая землю, кажется менее ярким. (Так, например, по причине загрязнения воздуха небо в Лос-Анджелесе обычно выглядит грязно-коричневым по цвету, но-чью же звезд над городом почти не видно, за исключением самых ярких).

         Повествование о саранче (пятая труба, (От. 9:1-11)), вышедшей из бездны, говорит об усилении бе-совской силы среди людей. Возглавляет ее "Аполлион," что значит "губитель" - дьявол. По мере того, как люди своим неверием и грехами утрачивают благодать Божию, образующуюся в них духовную пустоту все больше заполняет бесовская сила, которая мучает их сомнениями и различными страстями.

         Апокалипсические войны. Труба шестого ангела приводит в движение огромное войско за Евфратской рекой, от которой погибает третья часть людей, (От. 9:13-21). В библейском представлении река Евфрат обозначает рубеж, за которым сосредоточиваются враждебные Богу народы, угрожающие Иерусалиму войной и истреблением. Для Римской империи река Евфрат служила оплотом от нападения восточных на-родов. Девятая глава Апокалипсиса написана на фоне жестокой и кровопролитной иудео-римской войны 66-70 годов нашей эры, еще свежей в памяти ап. Иоанна. Эта война имела три фазы, (От. 8:13). Первая фа-за войны, в которой Гасиус Флор возглавлял римские войска, длилась пять месяцев, с мая по сентябрь 66 г. (пять месяцев саранчи, От. 9:5 и 10). Вскоре началась вторая фаза войны, с октября по ноябрь 66 г., в ко-торой сирийский губернатор Цестий возглавлял четыре римских легиона, (четыре ангела у реки Евфрат, От. 9:14). Эта фаза войны была особенно сокрушительной для евреев. Третья фаза войны, под предводи-тельством Флавиана, длилась три с половиной года - с апреля 67-го по сентябрь 70-го г., и закончилась уничтожением Иерусалима, сожжением храма и рассеянием пленных иудеев по Римской империи. Эта кровопролитная римо-иудейская война стала прообразом ужасных войн последних времен, на которые указывал Спаситель в Своей беседе на Елеонской горе, (Мт. 24:7).

         В атрибутах адской саранчи и евфратского полчища можно узнать современные оружия массового уничтожения - танки, пушки, бомбардировщики и ядерные ракеты. Дальнейшие главы Апокалипсиса описывают все усиливающиеся войны последнего времени, (От. 11:7; 16:12-16; 17:14; 19:11-19 и 20:7-8). Слова "река Евфрат высохла, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного" (От. 16:12) могут указывать на "желтую опасность." При этом надо учитывать, что описание апокалипсических войн имеет черты действительных войн, но в конечном итоге относится к духовной войне, а собственные имена и числа имеют аллегорическое значение. Так ап. Павел объясняет: "Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебес-ных," (Еф. 6:12). Название Армагеддон сложено из двух слов: "Ар" (на еврейском - равнина) и "Мегиддо" (местность на севере Св. Земли, около горы Кармил, где в древности Варак поразил войско Си-сары, а пророк Илия истребил более пятисот жрецов Вааловых), (От. 16:16 и 17:14; Суд. 4:2-16; 3 Цар. 18:40). В свете этих библейских событий Армагеддон символизирует поражение Христом богоборческих сил. Имена Гог и Магог в 2 20-ой гл. напоминают пророчество Иезекииля о нашествии на Иерусалим не-сметных полчищ, под предводительством Гога из земли Магог (на юге Каспийского моря), (Иез. 38-39 гл.; От. 20:7-8). Иезекииль относит это пророчество к мессианским временам. В Апокалипсисе осаждение полчищами Гога и Магога "стана святых и города возлюбленного" (т.е. Церкви) и истребление этих пол-чищ небесным огнем надо понимать в смысле полного поражения богоборческих сил, людских и бесов-ских, Вторым пришествием Христовым.

         Что же касается физических бедствий и наказаний грешников, часто упоминаемых в Апокалипсисе, то тайнозритель сам объясняет, что Бог попускает их для вразумления, чтобы привести грешников к по-каянию, (От. 9:21). Но апостол со скорбью отмечает, что люди не внемлют зову Божию, продолжают гре-шить и служить бесам. Они, как бы "закусив удила," несутся к собственной гибели.

         Видение двух свидетелей (От 11:2-12). 10-ая и 11-ая главы занимают промежуточное место между виде-ниями 7-ми труб и 7-ми знамений. В двух свидетелях Божиих некоторые святые отцы видят ветхозаветных праведников Еноха и Илию (Или Моисея и Илию. Известно, что Енох и Илия были взяты живыми на Небо (Быт. 5:24; 4 Цар. 2:11), которые перед концом мира придут на землю, чтобы обличить лживость антихри-ста и призвать людей к верности Богу. Казни, которые эти свидетели наведут на людей, напоминают чуде-са, совершенные пророками Моисеем и Илией, (Исх. 7-12 гл.; 3 Цар. 17:1; 4 Цар. 1:10). Для ап. Иоанна прообразами двух апокалипсических свидетелей могли быть апп. Петр и Павел, незадолго перед этим по-страдавшие в Риме от Нерона. По всей видимости, два свидетеля в Апокалипсисе символизируют и других свидетелей Христовых, распространяющих Евангелие во враждебном языческом мире и нередко запечат-левающих свою проповедь мученической смертью. Слова "Содом и Египет, где и Господь наш распят," указывают на город Иерусалим, в котором пострадал Господь Иисус Христос, многие пророки и первые христиане" (Некоторые предполагают, что во времена антихриста Иерусалим станет столицей всемирного государства. При этом приводят экономическое обоснование такого мнения).

         Семь знамений (12-14 гл.) Церковь и царство зверя

         Чем дальше, тем отчетливее тайнозритель выявляет перед читателями разделение человечества на два противоположных лагеря - Церковь и царство зверя. В предыдущих главах ап. Иоанн начал знакомить читателей с Церковью, говоря о запечатленных, об Иерусалимском храме и о двух свидетелях, и в 12-ой главе он показывает Церковь во всей ее небесной славе. Одновременно с этим он выявляет и ее главного врага - дьявола-дракона. Видение Жены, облаченной в солнце, и дракона делает очевидным, что война между добром и злом выходит за пределы вещественного мира и простирается на мир ангелов. Апостол показывает, что в мире бесплотных духов существует сознательное злое существо, которое с отчаянным упорством ведет войну против преданных Богу ангелов и людей. Эта война зла с добром, пронизывающая все существование человечества, началась еще в ангельском мире до создания вещественного мира. Как мы уже говорили, тайнозритель описывает эту войну в разных частях Апокалипсиса не в ее хронологиче-ской последовательности, а в разных фрагментах, или фазах.

         Видение Жены напоминает читателю Божие обещание Адаму и Еве о Мессии (о Семени Жены), Ко-торый сотрет главу змея, (Быт. 3:15). Можно было бы подумать, что в 12-ой главе под Женой подразумева-ется Дева Мария. Однако из дальнейшего повествования, в котором говорится о прочих потомках Жены (христианах), видно, что здесь под Женой надо подразумевать Церковь. Солнечное сияние Жены символи-зирует нравственное совершенство святых и благодатное озарение Церкви дарами Духа Святого. Двена-дцать звезд символизируют двенадцать племен Нового Израиля - т.е. совокупность христианских наро-дов. Муки Жены при родах символизируют подвиги, лишения и страдания служителей Церкви (пророков, апостолов и их преемников), понесенных ими при распространении Евангелия в мире и при утверждении христианских добродетелей среди своих духовных чад. ("Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос," - говорил ап. Павел галатским христианам, (Гал. 4:19)).

         Первенец Жены, "Которому надлежало пасти все народы железным жезлом," - это Господь Иисус Христос, (Пс. 2:9; От. 12:5 и 19:15). Он - Новый Адам, ставший главой Церкви. "Восхищение" Младенца, очевидно, указывает на вознесение Христа на Небо, где Он сел "одесную Отца" и с тех пор управляет судьбами мира.

         "Дракон своим хвостом увлек с Неба третью часть звезд и поверг их на землю," (От. 12:4). Под этими звездами толкователи понимают ангелов, которых гордый Денница-дьявол взбунтовал против Бога, в результате чего на Небе произошла война. (Это была первая революция во вселенной!). Во главе добрых ангелов выступил архангел Михаил. Взбунтовавшиеся против Бога ангелы потерпели поражение и не смогли удержаться на Небе. Отпав от Бога, они из добрых ангелов стали бесами (демонами). Их преиспод-нее царство, названное бездной или адом, стало местом мрака и страданий. Согласно мнению святых от-цов, война, описанная здесь ап. Иоанном, произошла в ангельском мире еще до сотворения вещественного мира. Приводится она здесь с целью объяснить читателю, что дракон, который будет преследовать Цер-ковь в дальнейших видениях Апокалипсиса, есть падший Денница - исконный враг Бога.

         Итак, потерпев поражение на Небе, дракон со всей яростью ополчается на Жену-Церковь. Его ору-жие - многоразличные искушения, которые он устремляет на Жену подобно бурной реке. Но она спаса-ется от искушений бегством в пустыню, то есть добровольным отказом от жизненных благ и удобств, ко-торыми дракон старается ее пленить. Два крыла Жены - это молитва и пост, которыми христиане одухо-творяются и делаются недосягаемыми для дракона, ползающего по земле, как змей, (Быт. 3:14; Мр. 9:29). (Следует вспомнить, что многие усердные христиане уже с первых веков переселялись в пустыню в бук-вальном смысле, покидая шумные города, полные соблазнов. В отдаленных пещерах, скитах и лаврах они все свое время отдавали молитве и богомыслию и достигали такой духовной высоты, о которой современ-ные христиане и представления не имеют. Монашество расцвело на Востоке в 4-7 веках, когда в пустын-ных местах Египта, Палестины, Сирии и Малой Азии образовалось множество обителей, насчитывающих сотни и тысячи монахов и монахинь. С Ближнего Востока монашество перекинулось на Афон, а оттуда - в Россию, где в дореволюционное время насчитывалось более тысячи монастырей и скитов).

         Примечание. Выражение "времени, времен и полувремени" - 1260 дней или 42 месяца (От. 12:6-15) - соответствует трем с половиной годам и символически обозначает период гонений. Три с половиной года продолжалось общественное служение Спасителя. Приблизительно столько же времени продолжались гонения на верующих при царе Антиохе Епифане, императорах Нероне и Домициане. Вместе с тем, числа в Апокалипсисе следует понимать иносказательно (см. выше).

         Зверь, вышедший из моря, и зверь, вышедший из земли, (От. 13-14 главы). Большинство свв. от-цов под "зверем из моря" понимают антихриста, а под "зверем из земли" - лжепророка. Море символи-зирует неверующую людскую массу, вечно волнующуюся и обуреваемую страстями. Из дальнейшего пове-ствования о звере и из параллельного повествования пророка Даниила (Дан. 7-8 гл). следует заключить, что "зверь" - это вся богоборческая империя антихриста. По внешнему виду дракон-дьявол и зверь, вы-шедший из моря, которому дракон передал свою власть, похожи друг на друга. Их внешние атрибуты гово-рят об их ловкости, жестокости и нравственном безобразии. Головы и рога зверя символизируют богобор-ческие государства, составляющие антихристианскую империю, а также их правителей ("царей"). Сооб-щение о смертельном ранении одной из голов зверя и об ее исцелении - загадочно. В свое время сами события прольют свет на значение этих слов. Историческим основанием для этого иносказания могло по-служить убеждение многих современников ап. Иоанна, что убитый Нерон ожил и что он вскоре вернется с парфскими войсками (находившимися за Евфратской рекой (От. 9:14 и 16:12)), чтобы отомстить своим врагам. Может быть здесь указание на частичное поражение богоборческого язычества христианской ве-рой и на возрождение язычества в период всеобщего отступления от христианства. (Некоторые здесь видят указание на поражение богоборческого иудаизма в 70-ых годах нашей эры. "Они не иудеи, но сборище са-танинское," - сказал Господь Иоанну (От. 2:9; 3:9). (Смотри подробнее об этом в нашей брошюре "Христианское учение о конце мира").

         Примечание. Есть общие черты между зверем Апокалипсиса и четырьмя зверями пророка Даниила, олицетворявших четыре древних языческих империи (Дан. 7-я гл.). Четвертый зверь относился к Римской империи, а десятый рог последнего зверя означал сирийского царя Антиоха Епифана - прообраза гряду-щего антихриста, которого архангел Гавриил назвал "презренным," (Дан. 11:21). Характеристика и деяния апокалипсического зверя имеют много общего с десятым рогом у пророка Даниила, (Дан. 7:8-12; 20-25; 8:10-26; 11:21-45). Первые две Маккавейские книги служат яркой иллюстрацией времен перед концом мира.

         Затем тайнозритель описывает зверя, вышедшего из земли, которого он позже именует лжепроро-ком. Земля здесь символизирует полное отсутствие духовности в учении ложного пророка: все оно пропи-тано материализмом и угождением грехолюбивой плоти. Лжепророк обольщает людей ложными чудесами и заставляет их поклоняться первому зверю. "Он имел два рога подобные агнчим, и говорил, как дракон" (От. 13:11), - т.е. он выглядел кротким и миролюбивым, но речи его были исполнены лести и лжи.

         Как в 11-ой главе два свидетеля символизируют всех служителей Христовых, так, очевидно, и два зверя 13-ой гл. символизируют совокупность всех ненавистников христианства. Зверь из моря - символ гражданской богоборческой власти, а зверь из земли - совокупность лжеучителей и всякой извращенной церковной власти.

         Как во времена земной жизни Спасителя обе эти власти, гражданская и религиозная, в лице Пилата и иудейских первосвященников объединились в осуждении Христа на распятие, так и во всей истории че-ловечества эти две власти нередко объединяются в борьбе с верой и для преследования верующих. Приме-ры: пророк Валаам и моавитский царь; царица Иезавель и ее жрецы; лжепророки и князья перед разруше-нием Израиля и позже Иудеи, "отступники от святого завета" и царь Антиох Епифан (Дан. 8:23; 1 Макк. и 2 Макк. 9 гл.), приверженцы моисеева закона и римские правители в апостольское время. В новозаветное время еретики-лжеучители ослабляли Церковь своими расколами и этим содействовали завоевательским успехам арабов и турок, наводнивших и разоривших православный Восток; русские вольнодумцы и народ-ники подготовили почву для революции; современные лжеучители совращают нестойких христиан в раз-личные секты и культы. Все они являются лжепророками, содействующими успеху богоборческих сил. Апокалипсис ярко обнаруживает взаимную поддержку между драконом-дьяволом и обоими зверями. Здесь у каждого из них свои корыстные расчеты: дьявол жаждет поклонения себе, антихрист добивается власти, а лжепророк ищет своей материальной выгоды. Церковь, призывая людей к вере в Бога и к укреп-лению добродетелей, служит им помехой, и они совместно воюют против нее.

         Начертание зверя (От. 13:16-17; 14:9-11; 15:2; 19:20; 20:4). На языке Св. Писания носить на себе печать (или начертание) означает принадлежность или подчинение кому-то. Мы уже говорили, что печать (или имя Божие) на челе верующих означает их Божие избранничество и, следовательно, Божие покровительст-во над ними, (От. 3:12; 7:2-3; 9:4; 14:1; 22:4). Деятельность лжепророка, описанная в 13-ой главе Апока-липсиса, убеждает, что царство зверя будет носить религиозно-политический характер. Создавая союз разных государств, оно одновременно будет насаждать новую религию вместо христианской веры. Поэто-му покориться антихристу (аллегорически - принять на свое чело или на правую руку печать зверя) будет равносильно отречению от Христа, что повлечет за собой лишение Царства Небесного. (Символика печа-ти почерпнута от обычая древности, когда воины выжигали на своих руках или на лбу имена своих пред-водителей, а рабы - добровольно или насильственно - принимали печать имени своего господина. Язычники, преданные какому-нибудь божеству, нередко носили на себе татуировку этого божества).

         Не исключена возможность, что во времена антихриста будет заведена усовершенствованная компь-ютерная регистрация наподобие современных банковских карточек. Усовершенствование будет состоять в том, что невидимый глазу компьютерный код будет печататься не на пластиковой карточке, как сейчас, но прямо на теле человека. Этот код, читаемый электронным или магнитным "глазом," будет передаваться в центральный компьютер, в котором будет хранится вся информация о данном человеке, личная и финан-совая. Таким образом, установление личных кодов прямо на людях заменит собой надобность в деньгах, паспортах, визах, билетах, чеках, кредитных карточках и других личных документах. Благодаря индивиду-альной кодировке все денежные операции - получение жалованья и уплата долгов - могут быть прове-дены прямо в компьютере. При отсутствии денег грабителю забирать у человека будет нечего. Государст-во, в принципе, сможет легче контролировать преступность, так как передвижения людей ему будут из-вестны благодаря центральному компьютеру. Думается, что в таком положительном аспекте будет пред-ложена эта система личной кодировки. На практике же она будет использована и для религиозно-политического контроля над людьми, когда "никому нельзя будет ни покупать, ни продавать кроме того, кто имеет это начертание," (От. 13:17).

         Конечно, высказанная здесь мысль о штамповке кодов на людях - предположение. Суть не в элек-тромагнитных знаках, но в верности или в измене Христу! На протяжении истории христианства давле-ние на верующих со стороны антихристианской власти принимало самые различные формы: принесение формальной жертвы идолу, принятие магометанства, вступление в безбожную или противохристианскую организацию. На языке Апокалипсиса - это принятие "начертания зверя:" приобретение временных пре-имуществ ценой отречения от Христа.

         Число зверя - 666, (От. 13:18). Значение этого числа до сих пор остается загадкой. Очевидно, что оно поддастся расшифровке, когда сами обстоятельства будут способствовать этому. Некоторые толкова-тели в числе 666 видят уменьшение числа 777, которое в свою очередь означает троекратное совершенст-во, полноту. При таком понимании символики этого числа, антихрист, стремящийся во всем показать свое превосходство над Христом, на деле во всем окажется несовершенным. В древности исчисление имени основывалось на том, что буквы алфавитов имели цифровое значение. Например, в греческом языке (и в церковно-славянском) "А" равнялось 1, В = 2, Г = 3 и т.д. Подобное цифровое значение букв существует в латинском и в еврейском языках. Каждое имя можно было арифметически подсчитать путем сложения цифрового значения букв. Например, имя Иисус, написанное по-гречески, равняется 888 (возможно, обо-значающее высшее совершенство). Есть огромное количество собственных имен, которые суммой своих букв, переведенных в цифры, дают 666. Например, имя Нерон Кесарь, написанное еврейскими буквами. В таком случае, если бы собственное имя антихриста было известно, то подсчитать его числовое значение не требовало бы особой мудрости. Может быть здесь надо искать решение загадки в принципиальной плоскости, но не ясно, в каком направлении. Зверь Апокалипсиса - это и антихрист, и его государство. Может быть во времена антихриста будут введены инициалы, обозначающие новое всемирное движение? По воле Божией личное имя антихриста до времени скрыто от праздного любопытства. Когда время при-дет, те, кому следует, расшифруют его.

         Говорящий образ зверя. Трудно понять значение слов о лжепророке: "И дано было ему вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет покло-няться образу зверя," (От. 13:15). Поводом к этой аллегории могло послужить требование Антиоха Епи-фана, чтобы иудеи кланялись статуе Юпитера, воздвигнутой им в Иерусалимском храме. Позже император Домициан требовал, чтобы все жители Римской империи кланялись его изображению. Домициан был первым императором, потребовавшим себе божеского почитания еще при своей жизни и того, чтобы его величали "наш господь и бог." Иногда для большего впечатления за статуями императора скрывались жрецы, которые оттуда вещали от его имени. Христиан, не кланяющихся изображению Домициана было велено казнить, а кланяющихся одаривать. Может быть в пророчестве Апокалипсиса речь идет о каком-нибудь аппарате вроде телевизора, который будет передавать образ антихриста и одновременно следить, как люди реагируют на него. Во всяком случае в наше время кинофильмы и телевизор широко использу-ются для насаждения антихристианских идей, для приучения людей к жестокости и пошлости. Ежеднев-ное неразборчивое смотрение телевизора убивает в человеке доброе и святое. Не есть ли телевизор пред-теча говорящего образа зверя?

         Семь чаш Усиление богоборческой власти Суд над грешниками (15-17 гл.)

         В этой части Апокалипсиса тайнозритель описывает царство зверя, достигшего своего апогея силы и контроля над жизнью людей. Отступление от истинной веры охватывает почти все человечество, и Цер-ковь доходит до крайнего истощения: "И дано было ему вести брань со святыми и победить их" (От. 13:7). Чтобы ободрить верующих, оставшихся верных Христу, ап. Иоанн возводит их взор к горнему миру и показывает великий сонм праведников, которые, подобно израильтянам, спасшимся от фараона при Мои-сее, поют победную песнь (Исх. 14-15 гл.).

         Но как пришел конец власти фараонов, так и дни антихристианской власти сочтены. Следующие главы (16-20 гл). в ярких штрихах рисуют Божий суд над богоборцами. Поражение природы в 16-ой гл. по-добно описанию в 8-ой гл., но здесь оно достигает всемирных размеров и производит ужасающее впечат-ление. (Как и раньше, очевидно, истребление природы производится самими людьми - войнами и про-мышленными отбросами). Усилившийся солнечный зной, от которого страдают люди, может быть связан с уничтожением озона в стратосфере и увеличением углекислого газа в атмосфере. Согласно предсказа-нию Спасителя в последний год перед концом мира жизненные условия станут настолько невыносимыми, что, "если бы Бог не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть," (Мт. 24:22).

         Описание суда и наказания в 16-20 главах Апокалипсиса следует порядку возрастающей виновно-сти врагов Божиих: сначала подвергаются наказанию люди, принявшие начертание зверя, и столица анти-христианской империи - "Вавилон," потом - антихрист и лжепророк, наконец - дьявол.

         Повествование о поражении Вавилона приводится дважды: сначала в общих чертах в конце 16-ой гл., и более обстоятельно в - 18-19 главах. Вавилон изображается блудницей, сидящей на звере. Наименова-ние Вавилон напоминает халдейский Вавилон, в котором в ветхозаветное время сосредоточивалась бого-борческая власть. (Халдейские войска разрушили древний Иерусалим в 586 г. до Р.Хр). Описывая роскошь "блудницы," апостол Иоанн имел в виду богатый Рим с его портовым городом. Но многие черты апока-липсического Вавилона не применимы к древнему Риму и, очевидно, относятся к столице антихриста.

         Равным образом загадочно и объяснение ангела в конце 17-ой главы о "тайне Вавилона" в подробно-стях, относящихся к антихристу и его царству. Вероятно, эти детали будут поняты в будущем, когда придет время. Некоторые иносказания взяты из описания Рима, стоявшего на семи холмах, и его богоборческих императоров. "Пять царей (голов зверя) пали" - это первые пять римских императоров - от Юлия Цеза-ря до Клавдия. Шестая голова - это Нерон, седьмая - Веспасиан. "И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и (он же) из числа семи" - это Домициан, оживший Нерон в народном представлении. Он есть антихрист первого века. Но, вероятно, символика 17-ой главы получит новое объяснение во времена последнего антихриста.

         Суд над Вавилоном, антихристом и лжепророком (18-19 гл.)

         Тайнозритель в живых и ярких красках рисует картину падения столицы богоборческого государства, которую он именует Вавилоном. Это описание имеет сходство с предсказаниями пророков Исаии и Иере-мии о гибели халдейского Вавилона в 539-ом году до Р.Хр, (Ис. 13-14 гл.; Ис. 21:9; Иер. 50-51 гл.). Есть много общего между прошлым и будущим центрами мирового зла. Особо описывается наказание антихри-ста (зверя) и лжепророка. Как мы уже говорили, "зверь" - это и определенная личность последнего бого-борца и, одновременно, олицетворение всякой вообще богоборческой власти. Лжепророк - это послед-ний лжепророк (помощник антихриста), а также олицетворение всякой псевдорелигиозной и извращенной церковной власти.

         Важно понять, что в повествовании о наказании Вавилона, антихриста, лжепророка (в 17-19 гл). и дьявола (в 20-ой гл.), ап. Иоанн следует не хронологическому, а принципиальному методу изложения, ко-торый мы сейчас объясним.

         В своей совокупности Св. Писание учит, что богоборческое царство закончит свое существование во время Второго пришествия Христа, тогда же погибнут антихрист и лжепророк. Страшный суд Божий над миром будет происходить в порядке возрастающей виновности подсудимых. ("Время начаться суду с дома Божия. Если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся слову Божию?" (1 Пет. 4:17; Мт. 25:31-46). Сначала будут судиться верующие, потом - неверующие и грешники, затем - сознатель-ные враги Божии, и, наконец, - главные виновники всякого беззакония в мире - бесы и дьявол). В таком порядке повествует и ап. Иоанн о суде над врагами Божиими в 17-20 главах. При этом суд над каждой ка-тегорией виновных (богоотступниками, антихристом, лжепророком и, наконец, дьяволом) апостол пред-варяет описанием их вины. Поэтому возникает впечатление, что сначала будет разрушен Вавилон, какое-то время спустя будут наказаны антихрист и лжепророк, после чего на земле наступит царство святых, и уже после очень продолжительного времени дьявол выйдет, чтобы обольщать народы и тогда он будет на-казан Богом. В действительности же в Апокалипсисе речь идет о параллельных событиях. Этот метод из-ложения ап. Иоанна следует учитывать для правильной интерпретации 20-ой главы Апокалипсиса, (См.: "Несостоятельность хилиазма" в брошюре о конце мира).

         1000-летнее Царство святых Суд над дьяволом (20 гл.) Воскрешение мертвых и Страшный суд

         Двадцатая глава, повествуя о царстве святых и о двукратном поражении дьявола, охватывает весь период существования христианства. Она подводит итог драме 12-ой главы о преследовании драконом Жены-Церкви. Первый раз дьявол был поражен крестной смертью Спасителя. Тогда он был лишен власти над миром, "скован" и "заключен в бездну" на 1000 лет (т.е. на очень продолжительное время, От. 20:3). "Ныне суд миру сему. Ныне князь мира сего изгнан будет вон," - говорил Господь перед Своими страда-ниями (Иоан. 12:31). Как мы знаем из 12-ой гл. Апокалипсиса и из других мест Священного Писания, дья-вол и после крестной смерти Спасителя имел возможность искушать верующих и творить им козни, одна-ко власти над ними уже не имел. Господь сказал Своим ученикам: "Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию" (Лк. 10:19).

         Только перед самым концом мира, когда вследствие массового отступления людей от веры "удерживающий" будет взят от среды (2 Фес. 2:7), дьявол снова возобладает над грешным человечеством, но на короткое время. Тогда он возглавит последнюю отчаянную борьбу против Церкви (Иерусалима), на-правив против нее полчища "Гога и Магога," но будет поражен Христом вторично и окончательно. ("Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мт. 16:18). Полчища Гога и Магога символизируют совокупность всех богоборческих сил, человеческих и преисподних, которые дьявол объединит в своей бе-зумной войне против Христа. Таким образом, все усиливающаяся на протяжении истории борьба с Церко-вью заканчивается в 20-ой главе Апокалипсиса полным поражением дьявола и его слуг. 20-ая глава сум-мирует духовную сторону этой борьбы и показывает ее конец.

         Светлой стороной гонений на верующих является то, что они, пострадав физически, духовно победи-ли дьявола, потому что они остались верными Христу. С момента своей мученической смерти они царст-вуют со Христом и "судят" мир, принимая участие в судьбах Церкви и всего человечества. (Поэтому мы обращаемся к ним за помощью, и отсюда вытекает православное почитание святых (От. 20:4). О славной участи страдальцев за веру Господь предсказал: "Верующий в меня, если и умрет, оживет" (Иоан. 11:25). "Воскресение первое" в Апокалипсисе - это духовное возрождение, которое начинается с момента крещения верующего человека, усиливается его христианскими подвигами и достигает своего высшего со-стояния в момент мученической смерти ради Христа. К духовно возрожденным относится обещание: "Наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут." Слова 10-го стиха 20-й главы являются заключительными: дьявол, прельщавший людей, "ввержен в озеро огнен-ное." Так заканчивается повествование об осуждении богоотступников, лжепророка, антихриста и дьяво-ла.

        Заканчивается 20-ая глава описанием Страшного суда. До него должно произойти всеобщее воскре-сение мертвых - физическое, которое апостол называет "вторым" воскресением. Физически воскреснут все люди - и праведники и грешники. После всеобщего воскресения "были раскрыты книги … и судимы были мертвые по написанному в книгах." Очевидно тогда перед престолом Судьи выявится духовное со-стояние каждого человека. Все темные поступки, злые слова, тайные мысли и желания, - все, тщательно скрываемое и даже позабытое, - вдруг всплывет на поверхность и станет очевидным для всех. Ужасное то будет зрелище!

        Как есть два воскресения, так есть и две смерти. "Смерть первая" - это состояние неверия и греха, в котором пребывали люди, не принявшие Евангелия. "Смерть вторая" - это обречение на вечное отчужде-ние от Бога. Это описание очень сжато, так как о Суде апостол уже говорил раньше несколько раз (см.: От. 6:12-17; 10:7; 11:15; 14:14-20; 16:17-21; 19:19-21 и 20:11-15). Здесь апостол подводит итог Страшному суду (Кратко об этом повествует пророк Даниил в начале 12-ой главы). Этим кратким описанием ап. Иоанн за-вершает описание истории человечества и переходит к описанию вечной жизни праведников.

        Новое Небо и новая Земля Вечное блаженство (21-22 гл.)

         Последние две главы книги Апокалипсиса являются самыми светлыми и радостными страницами Биб-лии. Они описывают блаженство праведников на обновленной Земле, где Бог отрет всякую слезу с очей страдальцев, где не будет уже ни смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни. Начнется Жизнь, которой не бу-дет конца.

         Заключение

         Итак, книга Апокалипсис написана во время усилившихся гонений на Церковь. Ее цель - укрепить и утешить верующих ввиду предстоящих испытаний. Она раскрывает способы и ухищрения, которыми дья-вол и его слуги пытаются погубить верующих; она учит, как преодолевать соблазны. Книга Апокалипсис призывает верующих быть внимательным к своему душевному состоянию, не бояться страданий и смерти ради Христа. Она показывает радостную жизнь святых на небе и зовет соединиться с ними. Верующие, хо-тя иногда имеют много врагов, но еще больше имеют защитников в лице ангелов, святых и, в особенности, Христа-Победителя.

         Книга Апокалипсис ярче и нагляднее других книг Священного Писания раскрывает драму борьбы зла с добром в истории человечества и показывает полнее торжество Добра и Жизни.

    Наверх