Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Азы православия I

  • Азы православия II

  • Закон Божий I

  • Закон Божий II

  • Закон Божий III

  • Б и б л и я часть 1-я. Предварительные Сведения.

  • Б и б л и я часть 2-я. Пятикнижие Моисея

  • Б и б л и я Часть 3-я. Исторические Книги Ветхого Завета

  • К познанию Б и б л и и Часть 4-я. Учительные книги

  • К познанию Б и б л и и. Пророческие книги

  • К познанию Библии Часть 6-я Евангелия

  • К познанию Библии часть 7-я. Книга Деяний и Соборные Послания

  • К познанию Б и б л и и Часть 8-я. Послания ап. Павла

  • К познанию Б и б л и и часть 9-я. Книга Откровения или Апокалипсис

  • Послание ап. Павла к Римлянам. Русский перевод текста послания с объяснениями

  • Псалтырь.Избранные псалмы в русском переводе. (Переведенные с Септуагинты).

  • Евангельские Притчи

  • Ветхий Завет в Новозаветной Церкви

  • Ветхий Завет о Мессии

  • "Вечность мук" или "уверенность надежды" во всеобщем спасении?

  • Содержание: Вселенские Соборы. Первый Вселенский Собор. Второй Вселенский Собор. Новые гонения на христиан. Иоанн Златоуст. Седьмой Вселенский Собор. О святых людях. Кирилл и Мефодий. Первые христиане на Руси. Князь Владимир. Александр Невский. Сергий Радонежский. Серафим Саровский. Герман Аляскинский. Иоанн Кронштадтский.

    Вселенские соборы

    Иногда среди христиан появлялись люди, которые неправильно излагали христианское учение и неправильно учили христианской вере. Некоторые из них желали свои неправильные учения навязать всей Церкви, чтобы все так верили, как они.

    Такие ложные учения Церковь называет ересями, а самих учителей, распространяющих ереси - еретиками. Когда прекратились всеобщие гонения на христиан, ереси стали особенно волновать жизнь Церкви.

    В 51-ом году нужно было решить вопрос: следует ли христианам из язычников исполнять обрядовый закон Моисея. Тогда все апостолы собрались в Иерусалиме на Собор и после обсуждения этого вопроса постановили, что ветхозаветный обрядовый закон отменяется в Новом Завете. Этот Собор называется Апостольским. По примеру апостолов много раз собирались потом епископы, когда возникал какой-нибудь вопрос или спор среди христиан.

    Для борьбы с ересями и для указания всем христианам, как правильно веровать, собирались Соборы - по примеру святых апостолов. Собор - это собрание епископов. Епископ - главный пастырь и учитель в своей епархии. Епархия состоит из нескольких приходов (храмов).

    Когда возникал вопрос особенно серьезный, волновавший всю Церковь, тогда собирались по возможности все епископы с разных концов света. Такой собор называется Вселенским. Когда вопрос касался только одной национальной церкви (русской, греческой, сирийской и т.д.), тогда собирались только епископы этой национальной церкви. Такой собор называется Поместным.

    До сих пор было Семь Вселенских Соборов. Поместных же соборов было очень много.

    Вопросы: (1) Какие люди стали появляться среди христиан? (2) Как называются ложные учения? (3) Кто такие еретики? (4) Для чего собирались Соборы? (5) Что такое Собор? (6) Кого мы называем епископ? (7) Что такое епархия? (8) Для решеения какого вопроса собрались апостолы в 51-ом году? (9) Как называется этот Собор? (10) Какой Собор мы называем Вселенским? (11) Для чего собираются Вселенские Соборы? (12) Сколько было Вселенских Соборов?

    Первый Вселенский Собор

    Первый Вселенский Собор был созван в городе Никее в 325-ом году при императоре Константине. Этот Собор был созван против ложного учения Ария, александрийского священника, который не признавал, что Иисус Христос есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца. Арий учил, что Иисус Христос есть только высшее Божие создание

    На Соборе в Никее участвовало 318 епископов, среди которых был святой Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунский, святой Афанасий Великий и другие. Святой Афанасий тогда был еще не епископом, а только диаконом. Он приехал на Собор, чтобы помочь своему епископу Александру. Святой Афанасий так убедительно говорил на Соборе, что помог многим сомневающимся епископам правильно понять христианское учение.

    Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат (вечную истину): Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и Он также вечен, как Бог Отец. Так как Сын Божий имеет ту же природу, как и Бог Отец, поэтому Он является Единосущным Отцу, то есть имеет ту же сущность, что и Бог Отец.

    Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в Символе Веры. Этот Символ Веры положено читать утром среди утренних молитв, а также петь на литургии. Начинается он словами: "Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым... "

    На этом же Соборе было установлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого полнолуния весны, а также были составлены многие другие необходимые правила для церковной жизни.

    Вопросы: (1) Где и когда был созван Первый Вселенский Собор? (2) Для обсуждения какого вопроса был созван Собор? (3) Как Арий неправильно учил об Иисусе Христе? (4) Сколько епископов присутствовало на Соборе? (5) Что такое догмат? (6) Какой догмат установил этот Собор? (7) В какой молитве это кратко изложено? (8) Какими словами начинается эта молитва? (9) Когда решили праздновать христианскую Пасху?

     

    Второй Вселенский Собор

    Второй Вселенский Собор был созван в 381-ом году в городе Константинополе (при императоре Феодосии Великом).

    Созван этот Собор был против лжеучения Македония (епископа Константинопольского), который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы - Духа Святого. Он учил, что Дух Святой не есть Бог, а называл Его сотворенной силой и при том не равной Богу Отцу и Богу Сыну, а подчиненной Богу так, как ангелы.

    На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых был Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и другие.

    На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущности Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

    Собор также дополнил Символ Веры пятью пунктами, в которых излагается учение о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, на Соборах в городах Никея и Цареград (Константинополь) составился Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

    Вопросы: (1) Когда и где был Второй Вселенский Собор? (2) Против какого лжеучения был собран Собор? (3) Чему неправильно учил Македоний? (4) Сколько епископов было на Соборе? (5) Что утвердили на Соборе? (6) Можно ли сказать, кто из Лиц Святой Троицы главнее? (7) Какие пять пунктов были добавлены к Символу Веры на Втором Вселенском Соборе? (8) В каких городах был составлен Символ Веры?

     

    Новые гонения на христиан

    Несмотря на победу христианства над язычеством при святом Константине Великом, язычники все же попытались еще раз выступить против христиан при императоре Юлиане Отступнике.

    Юлиан был племянником Константина Великого. Сначала он был воспитан в христианстве, но когда стал императором, то начал поклоняться идолам, объявил себя язычником и стал сильно

    притеснять христиан. Открыв гонения на христиан, Юлиан разрешил иудеям восстановить разрушенный Иерусалимский храм и дал на это много денег (он это делал назло христианам, которых ненавидел). Но Господь защитил святую веру.

    По свидетельству многих писателей, землетрясения и вырывавшиеся из-под земли клубы огня заставили рабочих прекратить постройку храма. Даже те камни, которые сохранились в глубине земли от прежнего храма, были выброшены наружу невидимой силой. Это чудо видели многие люди.

    Тогда император Юлиан еще больше озлобился на христиан и начал преследовать их с большой жестокостью. В это время началась война Юлиана с персами. Юлиан был уверен в своей победе. Он похвалился, что когда победит персов, то вернется и уничтожит всех христиан.

    Но Бог решил иначе его судьбу. Во время битвы вражеская стрела попала в Юлиана. Истекая кровью на поле сражения, он в бессильной злобе закричал: "Ты победил меня, Галилеянин!" (так он называл нашего Спасителя, потому что Иисус Христос много лет жил в Галилее). Это произошло в 364-ом году.

    После Юлиана все императоры были христианами. Большинство из них были глубоко верующими людьми, которые заботились о благополучии и укреплении Церкви. Они жертвовали крупные деньги на построение храмов и монастырей, они созывали и поддерживали Вселенские и Поместные Соборы. Но случалось иногда, что и они, как люди, ошибались, и вместо помощи Церкви, поддерживали еретиков. Так было во время иконоборческой ереси.

    Вопросы: (1) При каком императоре язычники выступили против христиан? (2) Почему Юлиана называют Отступником? (3) Кому и для чего Юлиан дал много денег? (4) Что произошло, когда начали строительство? (5) Что Юлиан хотел сделать после войны с персами? (6) Что сказал Юлиан на поле сражения? (7) Как относились к христианам императоры после Юлиана? (8) Какую ересь поддерживал потом один из императоров?

     

    Иоанн Златоуст

    Святой Иоанн (347 - 407 гг.) родился в богатой семье. Отец его умер очень рано, когда Иоанн был еще маленьким. Под руководством своей матери, благочестивой женщины, которая была образцовой христианкой, - Иоанн получил хорошее воспитание. Потом он учился у знаменитого языческого учителя и оратора Ливания.

    Имея от природы большие дарования, он старательно развил их основательным и глубоким образованием (библейским в соединении с классическим). Когда спросили у Ливания, кого он считает самым лучшим из своих учеников, он с грустью ответил:"Конечно, Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане," - а о матери его так выразился: "Какие бывают достойные женщины у этих христиан!"

    После окончания образования Иоанн стал адвокатом и прославился своим красноречием, но очень скоро мирская жизнь перестала интересовать его. Приняв по обычаю того времени крещение уже взрослым, он хотел уйти в пустыню, но остался только по просьбе матери. Между тем, о необыкновенных дарованиях Иоанна узнал Мелетий, Антиохийский епископ, и записал его в число прихожан.

    В это время Иоанн усиленно занимался изучением Библии и богословских наук.

    После смерти матери он исполнил свое давнее желание: четыре года жил в маленьком монастыре и потом два года совсем один в пещере. Расстройство здоровья заставило его вернуться в Антиохию. Здесь он принял сан диакона, а затем священника.

    Двенадцать лет священства в Антиохии были самым счастливым временем его жизни. Он неутомимо проповедовал и принимал самое живое участие в радостях и скорбях антиохийской паствы. Проповеди его часто прерывались рукоплесканиями. Иоанн останавливал слушателей, говоря: "Что мне в ваших рукоплесканиях? Исправление жизни и обращение к Богу - вот мне похвала от вас." Особенно прославился он своими словами по случаю бедствий, угрожавших антиохийцам за низвержение императорских статуй.

    В скором времени во всем христианском мире уже гремела слава об Иоанне, которого стали называть Златоустом (как назвала его в восторге одна простая женщина). Поэтому, когда по смерти Нектария, приемника святителя Григория Богослова, стала свободной кафедра Константинопольского архиепископа, то император Аркадий пожелал, чтобы она предоставлена была Златоусту.

    Первое время святительство было очень утешительно для Иоанна, и он со всей ревностью предался заботам об искоренении арианства, примирении враждовавших епископов, исправлении духовенства и всей паствы. Но эта энергичная деятельность восстановила против него много врагов, во главе которых открыто встала императрица Евдоксия, женщина в крайней степени суетная и властолюбивая.

    Евдоксия привлекла на свою сторону Александрийского архиепископа Феофила, около которого соединились все недовольные Иоанном. Эти епископы составили собор (в местечке Дуб, близ Константинополя) и осудили Иоанна на лишение кафедры и на изгнание.

    "Церковь Иисуса Христа не мною началась и не мною кончится,"-сказал Иоанн своим преданным друзьям и оставил столицу. Но в ту же ночь сделалось сильное землетрясение, и удары его особенно слышались во дворце. Испугавшись, Евдоксия попросила Златоуста скорее вернуться. Прошло два месяца. Евдоксия снова предалась своим страстям и порокам, и Иоанн снова выступил со словами обличения. На этот раз Иоанн был уже без всякого суда отправлен в ссылку.

    Около трех лет Иоанн прожил в армянском городе Кукузе, затем отправлен был далее в Пицунт (на северо-восточном берегу Черного моря, теперь город Пицунда в нынешней Абхазии). Суровые воины в течение трех месяцев вели святителя пешком через горы в зной и в проливной дождь.

    Изнеможенный до крайности, святитель остановился в городе Команы (теперь поселок около города Сухуми). Здесь ночью явился ему святой мученик Василиск (мощи которого почивали в этом городе) и сказал: "Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе." Иоанн причастился Святых Таин и мирно скончался со словами: "Слава Богу за все!"

    В своих многочисленных беседах и поучениях (которых около 800) Златоуст оставил толкование на многие книги Священного Писания, и его почитают самым лучшим из изъяснителей священных текстов. Он составил чин литургии, ввел в церковное употребление крестные ходы и некоторые другие благочестивые обычаи.

    Кроме этого, Иоанн Златоуст известен своей ревностной заботой о распространении Христовой веры. Между прочим, он посылал проповедников веры и в нашу страну - к тогдашним скифам, и почитается одним из просветителей.

    Вопросы: (1) В какой семье родился Иоанн? (2) Когда он лишился отца? (3) У какого знаменитого оратора учился Иоанн? (4) Что сказал учитель об Иоанне? (5) Кем стал Иоанн после окончания учебы? (6) Как он относился к мирской жизни? (7) Почему он сразу не ушел в монастырь? (8) Чем он занимался? (9) Что Иоанн сделал после смерти матери? (10) Почему он возвратился в Антиохию? (11) Где Иоанн стал священником? (12) Что говорил Иоанн людям, которые в восторге рукоплескали ему? (13) Как случилось, что Иоанна стали называть Златоустом? (14) Кем стал Иоанн после смерти Нектария? (15) Что делал Иоанн в первые годы святительства? (16) Кто стал во главе противников Иоанна? (17) Что постановил собор в местечке Дуб? (18) Что ответил Иоанн, когда узнал об этом? (19) Почему императрица попросила Иоанна остаться? (20) К чему приговорили Иоанна второй раз? (21) Кто явился Иоанну перед смертью? (22) Сколько записано бесед Иоанна Златоуста? (23) Какой чин для богослужения он составил? (24) Почему его считают у нас одним из просветителей?

     

    Седьмой Вселенский Собор

    После Первого Вселенского Собора время от времени возникали новые ереси, и для их опровержения собирали в разных городах Поместные и Вселенские Соборы.

    В 7-ом веке возникла иконоборческая ересь, которая вызвала много волнений в Церкви и продолжалась более ста лет.

    Греческий император Лев Исавр хотел наладить политические отношения с арабами и даже обратить их в христианство. Он знал, что арабы запрещают делать изображения Бога или святых в своих

    мечетях, и поэтому Лев Исавр хотел, чтобы и христиане перестали почитать в своих домах и храмах святые изображения - иконы. Он думал, что если христиане не очень будут отличаться от арабов, то арабы охотнее станут христианами. Так по приказу императора началось уничтожение икон и крестов, а также закрытие монастырей.

    В 787-ом году в городе Никее был созван Седьмой Вселенский Собор, на который съехалось 367 епископов из разных городов и стран. Византийской империей правила тогда благочестивая императрица Ирина, которая любила и почитала святые изображения. После долгих обсуждений вопроса о почитании святого креста и икон отцы Собора решили, что все христиане должны почитать святые изображения Бога, Божией Матери и святых.

    Отцы этого Собора объяснили, что когда мы молимся иконам, то мы молимся не дереву и краске, из которых икона сделана, а тому лицу, которое на ней изображено. Во время молитвы, смотря на святое изображение, мы должны возносить свои мысли к небу, где находится Господь. Икона нам помогает сосредоточиться на молитве, потому что в обычной жизни на что мы смотрим, о том и думаем. Кроме того Бог часто через крест и святые изображения совершает чудеса. Всем известна, например, наша Курская икона Божией Матери, которая творит чудеса, помогая молящимся.

    Вопросы: (1) Какая новая ересь возникла в 7-ом веке? (2) Сколько лет продолжалась эта ересь? (3) Кто был императором, когда началась эта ересь? (4) Какие изображения запрещали мусульмане? (5) Что думал император, когда приказал уничтожать иконы и кресты? (6) Что такое икона? (7) Когда и где был Седьмой Вселенский Собор? (8) Что решили на Соборе? (9) Что объяснили отцы этого Собора? (10) Почему икона помогает нам сосредоточиться на молитве?

     

    О святых людях

    На иконах мы изображаем также и святых людей (или угодников Божиих). Так мы называем их потому, что они, живя на земле, угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая с Богом на небе, они молятся о нас Богу, помогая нам - живущим на земле.

    Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные и праведные.

    Пророками мы называем тех святых, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее (во времена Ветхого Завета преимущественно о Спасителе). Они жили до пришествия Спасителя на землю.

    Апостолы - это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он посылал на проповедь во время Своей земной жизни, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

    Двое из апостолов - Петр и Павел - называются Первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

    Четыре апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов - написали Евангелия и называются Евангелистами.

    Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных местах, называются равноапостольными, как например: Мария Магдалинина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Владимир, Нина Просветительница Грузии и другие.

    Мученики - это те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных мучений, они скончались мирно, то мы их называем исповедниками.

    Первые из пострадавших за веру Христову были: архидиакон Стефан и святая Фекла, - потому они называются первомучениками.

    Умершие за святую веру после особенно тяжелых страданий, каким подвергались некоторые мученики, называются великомучениками, как например: святой великомученик Георгий, святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

    Святители - это епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью, как например: святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, - и святитель Алексий, митрополит Московский и другие.

    Святители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.

    Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются Вселенскими учителями, то есть учителями всей христианской Церкви.

    Преподобные - праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, не вступая в брак, пребывая в посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

    Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

    Бессребреники служили ближним бесплатным лечением болезней (без платы за лечение) как телесных, так и душевных, как например: Косьма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

    Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя подобно нам в миру, будучи семейными людьми, как например святые праведные Иоаким и Анна и другие.

    Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода называются праотцами, как например: Адам, Ной, Авраам и другие.

    Вопросы: (1) Почему мы называем святых иногда угодниками? (2) Кого мы называем пророками? (3) Когда жили пророки? (4) Кого мы называем апостолами? (5) Сколько было апостолов? (6) Кто Первоверховные апостолы? (7) Сколько было Евангелистов? Назовите их имена. (8) Почему некоторых святых мы называем равноапостольными? (9) Кто мученики? (10) Как мы называем тех, кто за свою веру умер после особенно тяжелых страданий? (11) Кого мы называем святителями? (12) Кого мы называем учителями Церкви? (13) Кто преподобные? (14) Почему некоторых святых мы называем бессребренниками? (15) Кого мы называем праотцами

     

    Кирилл и Мефодий

    В середине 9-го века многие народы уже приняли христианскую веру, но славянские племена еще оставались язычниками. Святые братья Кирилл и Мефодий много потрудились для того, чтобы обратить славян ко Христу.

    Кирилл и Мефодий родились в Солуни, где вместе с греками жили и славяне. Поэтому Кирилл и Мефодий с детства умели говорить на этих двух языках. Они очень хорошо учились и могли по своим способностям занять важные правительственные места в Византийской империи, но они предпочли посвятить свою жизнь Богу и стали монахами.

    В 858-ом году хозары, жившие около Азовского моря, пригласили к себе Кирилла и Мефодия для того, чтобы они рассказали им о христианском учении. Перед тем, как отправиться в путь и начать проповедь святые братья решили перевести святое Евангелие с греческого языка на славянский. Из букв греческого алфавита они составили славянские буквы, добавив несколько букв, которых не было у греков. Первую фразу, которую они перевели на славянский язык, были слова из Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" ( Слово - это Господь Иисус Христос).

    После проповеди в Моравии святые братья обратили ко Христу болгар. Примеру болгар последовали и другие славянские племена. В 869-ом году святой Кирилл посетил город Рим и здесь скончался. Дело проповеди христианства среди славянских народов продолжал Мефодий, который имел многих учеников, помогавших ему в деле проповеди. При Мефодии приняли крещение Богемский князь Боривой и его супруга Людмила.

    Несколько лет спустя славянские князья, жившие в Моравии, пригласили к себе Кирилла и Мефодия для того, чтобы они объяснили им, как стать христианами.

    Обращение этих славянских племен в христианскую веру подготовило русских последовать их хорошему примеру. Крещение Руси произошло приблизительно через сто лет после смерти святого Мефодия, когда на Руси кяжил великий князь Владимир.

    Вопросы: (1) Какой религии придерживались славяне до 9-го века? (2) В каком городе родились Кирилл и Мефодий? (3) Почему они с детства могли говорить на двух языках? (4) Кем стали братья? (5) Для чего пригласили к себе братьев хазарские и славянские князья? (6) Какую книгу братья перевели на славянский язык перед тем, как поехать туда? (7) Что они создали для этого? (8) Какую первую фразу перевели братья на славянский язык? (9) Где еще проповедовали братья? (10) Где и когда умер святой Кирилл? (11) Кто продолжил его дело? (12) Какой князь принял крещение от святого Мефодия? (13) Как проповедь Кирилла и Мефодия подготовила Крещение Руси? (14) Через сколько лет произошло Крещение Руси?

     

    Первые христиане на Руси

    Наше отечество - Россия - стало христианской страной почти через тысячу лет после пришествия в мир Спасителя.

    До этого времени люди в Русской земле поклонялись идолам, были язычниками. Главными идолами были солнце (дажь-бог) и гром с молнией (перун). Кроме них почиталось множество низших идолов, покровителей хозяйства, дома, двора, воды, леса и пр. В жизни наших предков язычников было много суеверий, ложных понятий, жестоких обычаев, случались даже человеческие жертвоприношения идолам.

    По преданию, апостол Андрей Первозванный был с проповедью Евангелия в Скифии, т.е. в стране, из которой впоследствии образовалась Россия. Поднявшись на киевские горы он поставил там деревянный крест и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера Христова.

    Первыми из русских князей, по преданию, крестились киевские князья Аскольд и Дир (в 867-ом году). Князьями прежде назывались правители русской земли.

    Почти через сто лет после них мудрая российская княгиня Ольга, видя чистую жизнь киевских христиан, убедилась в истинности их веры и приняла святое крещение (в 957-м году). Она с большой свитой ездила в Византию и от самого Константинопольского патриарха получила святое крещение с именем Елена. Вернувшись домой, она уговаривала своего сына Святослава принять христианство, но он был очень воинственным и не согласился.

    Вопросы: (1) Чему поклонялись славяне до принятия христианства? (2) Какие были главные идолы у славян? (3) Какие обычаи были у славян? (4) Кто из апостолов проповедовал у славян? (5) Что он предсказал за много-много лет? (6) Кто и когда из русских князей первым стал христианином? (7) Кого мы называем князем? (8) Что видела княгиня Ольга? (9) Когда она приняла крещение? (10) Какое христианское имя ей дали? (11) Почему ее сын Святослав на принял христианство?

     

    Князь Владимир

    Бог судил просветить христианством Русскую землю князю Владимиру, внуку Ольги. Сначала Владимир был ревностным язычником и вел нечестивую жизнь. При нем были принесены в жертву идолам два христианина - Феодор и Иоанн (отец и сын), которые таким образом стали первыми мучениками на Руси. Но вскоре Владимир почувствовал всю пустоту язычества и стал думать о другой, лучшей вере.

    Когда стало известно, что русский князь ищет другую веру, то к нему стали приходить разные проповедники: мусульмане, евреи, немцы и греки, и каждый предлагал свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на Владимира православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал картину Страшного Суда. Владимир сказал: "Хорошо этим праведникам, что на правой стороне."

    "Крестись и ты будешь с ними," - ответил проповедник.

    Князь Владимир посоветовался с боярами и, по их совету, отправил группу из десяти мудрых послов, чтобы они прошли по разным странам и узнали на месте, чья вера лучше.

    Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись в Киев, они рассказали князю все, что видели, и хвалили православную веру греков. Они говорили, что лучше греческой веры нет нигде, ни у какого народа. "Когда мы стояли, во время службы в греческом храме, то мы не знали, где находимся: на земле или на небе," - говорили они. А потом прибавили, что вкусив сладкого, они не хотят более горького, то есть, узнав православную веру греков, они не хотят служить идолам.

    Бояре при этом заметили Владимиру: "Если бы греческая вера не была лучшей из всех, то не приняла бы ее твоя бабушка, княгиня Ольга - мудрейшая из людей."

    Тогда князь Владимир окончательно решился принять Православную веру. Но, как язычник, он считал унизительным для себя просить греков об этом. Потому вскоре после этого (через год) он пошел на греков войной и взял город Корсунь. (Корсунь или Херсон находился в Крыму и входил тогда в состав Греческой империи).

    После этого он потребовал от греческих императоров Василия и Константина (двух братьев), чтобы они дали ему в жены их сестру Анну. Императоры ответили, что они не могут выдать своей сестры за язычника. Тогда Владимир объявил им о своем желании принять христианскую веру и просил прислать к нему царевну Анну, а также греческого священника для крещения его.

    Императоры сразу же прислали в Корсунь священников, а с ними приехала и царевна Анна. Но в это время у князя Владимира заболели глаза, и он ослеп. Царевна Анна посоветовала Владимиру скорее принять святое крещение. Владимир послушал ее совета, крестился, и ему дали новое имя - Василий. Как только он крестился и стал выходить из воды, то с его глаз как бы упала пелена, и он стал видеть. Владимир прозрел телесно и духовно, и в радости воскликнул: "Теперь я узнал истинного Бога!"

    После этого князь Владимир женился на царевне Анне и возвратился в Киев. С ним приехали в Киев посланные из Греции митрополит, шесть епископов, много священников и привезено было все нужное для богослужений.

    Сначала Владимир предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились. Вслед за ними крестились многие бояре. Наконец Владимир приказал всем жителям Киева прийти в назначенный день на реку Днепр, и там в присутствии князя духовенством было совершено таинство святого крещения народа. Это было в 988-ом году.

    Князь Владимир, в радости и восторге устремив свой взор на небо, благословил народ русский, который узнал теперь истинного Бога и утвердился в правильной вере...

    Приняв христианство, Владимир переменил свою жизнь. Из грубого и жестокого язычника, он стал благочестивым и милосердным христианином. Он велел всем бедным людям приходить к нему на княжеский двор и получать там все нужное: пищу, одежду и даже деньги. Кроме того нагружались подводы хлебом, мясом, овощами, медом, квасом и посылались по городам и селам, для всех больных и нищих, которые сами не могли ходить.

    Народ полюбил своего великого князя и прозвал его Красным Солнышком и, как к солнцу, тянулся к нему и вместе с ним шел к Богу.

    Св. Церковь причислила великого князя Владимира (равно, как и княгиню Ольгу) к лику святых, а князь Владимир получил наименование равноапостольного.

    Из Киева Православная вера скоро распространилась и утвердилась по всей Русской земле. Народ русский всей душой принял Православную веру, которая несла с собой духовное просвещение: получила распространение письменность, стали организовываться монастыри и школы, развивалось всякого рода искусство, музыка и архитектура.

    Свет Христов воссиял над нашей страной, и раздробленные племена славян объединились в единую нацию. Страна стала называться Святой Русью, а народ - православным русским народом.

     Вопросы: (1) Каким сначала был князь Владимир? (2) Кого при князе Владимире принесли в жертву идолам? (3) О чем вскоре стал думать князь? (4) Почему к князю приходили проповедники? (5) Что сказал князь, когда увидел картину Страшного Суда? (6) Что сделал князь по совету бояр? (7) Сколько послов было в группе? Вера какой страны больше всего понравилась группе послов? (8) Что тогда сказали князю бояре? (9) Что сделал Владимир, когда решил принять Православие? (10) Что он требовал у императоров? (11) Что произошло с глазами князя, пока он ждал? (12) Что посоветовала царевна? (13) Какое новое имя дали Владимиру? (14) Что произошло, когда он выходил из воды? (15) Кто приехал в Киев вместе с Владимиром и Анной? (16) Куда собрались люди для крещения? (17) В каком году было Крещение Руси? (18) Как изменился сам князь после принятия христианства? (19) Как люди прозвали князя? (20) Что принесла с собой на Русскую землю христианская вера? (21) Как стали называть страну?

     

    Александр Невский

    Из князей, устроителей и защитников Русской земли и поборников святой веры и церкви в период монгольского ига, в особенности прославился святой благоверный князь Александр Невский.

    Он был сыном Великого князя Ярослава, родился незадолго до монгольского нашествия - в 1220-ом году, и под руководством своей благочестивой матери, святой княгини Феодосии, получил хорошее по тому времени образование, носившее глубоко религиозный характер.

    Детство и юность он провел в Новгороде, где сначала княжил его отец, а затем и он в очень юных годах принял правление. Новгородская область осталась свободной от татарского разорения, но подверглась усиленному натиску своих соседей с запада: литовцев, немцев, шведов. Святому князю Александру пришлось выдержать упорную борьбу с ними за самостоятельность Земли Русской и за свободу православной русской Церкви от посягательств на нее со стороны католиков.

    Не рассчитывая на добровольное подчинение русской Церкви, папа Римский решил воспользоваться ослаблением Руси, чтобы силой подчинить ее своей власти. 27-го декабря 1237-го года был издан папский Указ, призывающий шведов к крестовому походу, чтобы наказать возмутившихся против католичества финнов и одновременно обратить в католичество русских.

    Всем участникам похода объявлялось прощение грехов, а павшим в бою вечное блаженство. Собралось многочисленное шведское войско под предводительством Биргера, которое в 1240-ом году высадилось на берегах Невы, при впадении в нее реки Ижоры.

    Немногочисленная новгородская дружина во главе с молодым князем Александром после горячей молитвы в соборе святой Софии, двинулась навстречу врагу. Мужественный князь обратился к своей дружине с краткой, но сильной речью: "Братья, нас немного, а враг силен, но не в силе Бог, а в правде. Не побоимся множества врагов, потому что с нами Бог!"

    Ободренный явлением святых князей Бориса и Глеба и обещанием их небесной помощи, князь Александр ночью 15-го июля 1240-го года мужественно напал на врага и нанес ему решительное поражение.

    Вскоре после этого, движение западного католического мира на православную Русь обнаружилось с другой стороны, именно со стороны Ливонского ордена Меченосцев. Настойчиво распространяя силой оружия католичество среди народов, населявших Балтийское побережье, этот полурелигиозный, полувоенный орден напал на Русскую землю. Взяты были Юрьев и Псков.

    Явная опасность грозила и Новгороду. Между тем, в Новгороде было сильное недовольство, так что храбрый князь этого города - Александр вынужден был удалиться в Суздальскую землю. Под влиянием опасности, новгородцы образумились и просили благоверного князя вернуться к ним и помочь отразить врага. Не помня обиды, смелый князь возвратился в Новгород, собрал ратных людей, двинулся против врага, освободил Псков и затем на Чудском озере, в знаменитом Ледовом побоище (5-го апреля 1242-го года) разбил грозного неприятеля.

    Эта победа окончательно подорвала силы Ливонского ордена и положила предел его движению на восток.

    Потерпев неудачу силой подчинить себе стойкого ревнителя православной веры, папа Иннокентий 4-ый решил использовать мирные средства. В 1251-ом году он прислал князю Александру двух кардиналов с посланием, в котором приглашал его вступить в союз католических государств под покровительство Римского престола. Но князь Александр Невский решительно ответил ему: "Мы знаем правильное учение Церкви, а вашего не принимаем,"

    Слухи о мужественном князе и его славных победах дошли до татарского хана. После того, как татарские войска захватили русские земли, все русские князья ездили в Орду на поклон хану, но святой Александр в Орде еще не был. Батый захотел его видеть.

    Понимая, что борьба с грозным завоевателем невозможна, Александр, подкрепившись молитвой и напутствием Новгородского архиепископа, отправился в Орду. Языческие жрецы потребовали, чтобы князь Александр по обычаю прошел через очистительный огонь и поклонился изображениям ханских предков перед тем, как встретиться с ханом, но князь Александр с достоинством ответил: "Я христианин и не подобает мне кланяться твари."

    Жрецы, услышав такие слова, донесли Батыю. Хан тотчас же пожелал увидеть знаменитого князя. Когда привели благоверного князя к хану, он поклонился хану и сказал: "Царь, тебе поклонился я, ибо Бог почтил тебя царством, но тварям не поклонюсь, ибо все создано для человека. Богу же Единому, Которому служу и Которого почитаю, Тому поклоняюсь." Этот мудрый ответ понравился хану, и он с честью отпустил князя.

    Впоследствии Александр (с 1252-го года князь Владимирский) еще три раза ездил в Орду, стараясь покорностью перед ханами отвращать от народа и отечества угрожавшие им от татар бедствия, и своей мудрой политикой достиг для народа многих облегчений.

    Во время последней поездки он занемог на обратном пути из Орды и 14-го ноября 1263-го года скончался в городе Поволжском. Когда печальная весть о его кончине дошла до Владимира, то митрополит Кирилл объявил о ней народу в трогательных словах: "Милые мои дети, поймите, что зашло солнце Земли Русской." Народ горячо оплакивал кончину своего любимого князя.

    Святая Церковь причислила его к лику святых. Нетленные мощи его при императоре Петре I-ом (в 1724-ом году) были торжественно перенесены в Петербург, где и покоятся в Александро-Невской Лавре.

    Вопросы: (1) Какой князь особенно прославился в период монголо-татарского нашествия? (2) Когда он родился? (3) Какое образование получил князь? (4) Где он провел детство и юность? (5) Кто тогда нападал на новгородские земли? (6) Что решил сделать Римский папа? (7) Какой указ он издал? (8) Что было объявлено всем участникам похода? (9) Кто был во главе вражеского войска? (10) Где и когда высадились шведы? (11) Что сказал князь своей дружине? (12) Когда дружина князя разбила шведов? (13) Кто потом напал на Русь? (14) Почему князь Александр уехал из Новгорода? (15) Почему новгородцы стали просить его вернуться? (16) Когда произошло Ледовое побоище? (17) Что ответил князь кардиналам? (18) Что требовали языческие жрецы в Орде? (19) Что ответил им князь? (20) Что старался делать князь, когда ездил в Орду? (21) Сколько раз князь ездил в Орду? (22) В каких словах митрополит сообщил о смерти князя? (23) Сколько лет жил князь Александр?

     

    Сергий Радонежский

    Бог послал святого Сергия Радонежского русской Церкви и русскому народу в тяжелое время татарского ига.

    Святой Сергий родился в 1314-ом году, в городе Ростове. Его родители Кирилл и Мария были из боярского рода. При крещении его назвали Варфоломеем. У него было два старших брата Стефан и Петр.

    Когда мальчик вырос и начал учиться, то оказался таким неспособным, что никак не мог научиться читать. Учитель был строгий и часто наказывал его, думая, что Варфоломей ленится и не хочет учиться. Товарищи смеялись над ним, родители огорчались, а Варфоломей часто плакал над азбукой и просил Бога помочь ему.

    Однажды Варфоломей искал в поле убежавших жеребят и увидел в поле старца-священника, который молился. Варфоломей подошел к нему и стал ждать окончания молитвы. "Что тебе надо, мальчик?" - спросил его старец. "Батюшка, я учусь грамоте, но как не стараюсь, никак не могу научиться читать. Помолись за меня Богу, чтобы Господь помог мне." Старец помолился и дал Варфоломею кусочек просфоры: "Это дается тебе для понимания Святого Писания."

    После этого старец хотел уйти, но Варфоломей упросил его зайти к его родителям. Родители пригласили старца покушать. Перед едой он велел Варфоломею читать псалмы. Мальчик смутился и сказал, что он не умеет. Старец настоял, чтобы Варфоломей читал. И вдруг он правильно и внятно стал читать. "Ваш сын будет велик перед Богом," - сказал старец, прощаясь с родителями. Никто потом больше не видел этого чудесного старца-монаха.

    Это чудо запало в душу мальчика, и ему захотелось посвятитьсвою жизнь Богу. Его перестали интересовать детские игры, по собственной инициативе он стал строго поститься по средам и пятницам, часто уединялся для молитвы.

    Вскоре отец Варфоломея со всей семьей переехал в город Радонеж. Два старших брата поженились и обзавелись семьями, а Варфоломей стал проситься у родителей отпустить его в монастырь. "Подожди немного, - сказали ему родители, - мы стары и больны, братья твои заботятся о своих семьях, а тебе надо заботиться о нас, пока мы живы." Варфоломей послушался.

    Когда родители скончались, 17-летний Варфоломей, оставив свою часть наследства своему брату Петру, стал просить старшего Стефана, чтобы вместе искать уединенное место для монашеской жизни. Стефан к этому времени овдовел и тоже хотел стать монахом.

    Они ушли в Радонежский лес на гору Маковку. Там они построили келью и маленькую церковку во имя Святой Троицы. Но Стефан недолго терпел суровую жизнь вдали от людей и ушел в Москву в Богоявленский монастырь.

    А юный Варфоломей остался один среди дремучего леса. Не став еще монахом, он уже исполнял все монашеское правило. К нему иногда приходил игумен ближайшего монастыря Митрофан, который наставлял Варфоломея к монашеской жизни, служил в церковке и причащал его Святых Таин. А через 7 лет, когда Варфоломею испоонилось 24 года, Митрофан постриг юного подвижника в монашеский чин: это был день памяти святого мученика Сергия, почему игумен при пострижении и дал Варфоломею новое монашеское имя в честь этого святого.

    Ушел Митрофан, и юный инок остался один в лесу. Трудно ему было на монашеском пути. Приходилось терпеть и голод и холод. Волки выли вокруг его кельи, голодные медведи блуждали вокруг нее. А дьявол, желая выгнать великого святого, смущал Сергия страшными видениями, являясь в образе змей, зверей, солдат в высоких шапках. Но святой Сергий все это преодолевал постом и молитвой и славил святую Троицу в своей церковке.

    Однажды Сергий увидел у дверей своей кельи большого медведя. У медведя был грустный, голодный взгляд; святой пожалел его и вынес ему кусок хлеба. С тех пор медведь часто приходил, и Сергий делился с ним последним своим куском.

    Между тем по окрестным деревням стали говорить о молодом отшельнике. Многие люди приходили к нему за советом и молитвой, а некоторые оставались с ним, построив себе возле церкви деревянные кельи. Все они молились, работали и постились. Но больше всех трудился преподобный Сергий. Три или четыре кельи для пришедших построил он своими руками, рубил дрова и разносил по кельям, молол муку, пек хлеб, варил еду, шил обувь и одежду, носил воду в двух ведрах на своих плечах на гору и ставил у кельи каждого.

    Собравшиеся около него монахи упрашивали Сергия стать их игуменом и священником. Он долго отказывался и пошел за советом к епископу Афанасию. Епископ Афанасий посвятил Сергия в священники и поставил игуменом этого маленького монастыря.

    С тех пор монастырь стал расширяться. Со всех сторон Руси стекались к святому Сергию те, кто хотел научиться от него служить Богу. Став старшим, Сергий ничем не переменил своей жизни, а только еще больше стал трудиться для всех. Одежду носил старую, заплатанную, такую, которую уже никто из его монахов не хотел носить.

    Однажды в монастырь пришел крестьянин посмотреть на святого, но увидев бедно одетого старца, он отказался верить монахам, что это и есть знаменитый Сергий. Святой порадовался его словам, посадил его за стол и подавал ему еду. В это время приехал князь, поклонился святому в ноги и стал беседовать с ним. Тут только понял крестьянин, что монахи не смеялись над ним, называя бедно одетого Сергия своим руководителем.

    Но велика была бедность нового монастыря, а святой Сергий запрещал своим монахам выходить из стен монастыря, чтобы просить себе пропитания. "Во всем надо полагаься на волю Божию, - учил он, - и Господь нас пропитает... " И точно, Господь помогал святому и всегда кто-то помогал монастырю, когда монахи уже роптали от голода.

    "Терпеть нужно душам нашим, - говорил святой. - Как золото очищается огнем, так душа - терпением." И терпение святого не было напрасным: когда голод становился не под силу и монахи хотели расходиться, неизвестные люди присылали в монастырь возы хлеба, рыбы и других продуктов.

    Монастырь стоял на безводном месте, так как преподобный Сергий хотел трудиться и приносить воду издалека. Но когда отшельников стало много, в воде чувствовался такой недостаток, что монахи стали роптать.

    "Братья, - отвечал им святой, - я один хотел спасаться здесь, но если Богу угодно, Он даст нам воду." И, взяв одного монаха, он тайно пошел с ним в монастырскую рощу, нашел там в овраге немного дождевой воды, и, став на колени, помолился Богу, чтобы Он дал в этом месте им ключевую воду. Тотчас из земли забил чистый источник, и братья назвали его Сергиевым. Но преподобному Сергию было тяжело слышать это название: "Не я, братья, дал эту воду, а Сам Господь," - говорил он.

    Много чудес сотворил преподобный Сергий. Он воскресил мальчика, умершего в его келье, исцелял тяжело больных, изгонял бесов, говорил приходящим к нему их мысли и грехи, которые они совершили, но все это не мешало ему считать себя худшим из людей. В чудесных видениях открывал Господь Сергию будущую судьбу монастыря.

    Однажды поздно вечером, когда он молился о своих учениках, он услышал голос, звавший его по имени. Он говорил: "Сергий, ты молишься о своих учениках и молитва твоя услышана. Посмотри - видишь число монахов, которые собираются под твое руководство во имя Пресвятой Троицы?"

    Святой открыл окно и увидел большое сияние с неба и множество прекрасных птиц на крышах и на дворе монастыря. Удивленный Сергий позвал соседа по келье - манаха Симона, чтобы тот был свидетелем видения, которое касалось будущей судьбы монастыря. И это видение сбылось. Множество учеников святого Сергия разошлось по Русской земле и основало новые монастыри.

    Однажды святой Стефан, епископ Пермский, ехал мимо монастыря в восьми километрах. Он не мог заехать, чтобы увидеть Сергия, тогда он встал в своей повозке, прочел "Достойно есть..." и поклонился в сторону монастыря со словами: "Мир тебе, духовный брат."

    Сергий сидел в это время за едой в общей столовой, но, почувствовал на расстоянии поклон епископа, встал, помолился, поклонился и сказал: "Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и благословение Господа да будет с тобой." Так святые заочно говорили друг с другом.

    Однажды два священника и преподобный Сергий служили вместе, а потом они увидели четвертого, который как диакон прислуживал Сергию. Они спросили его: "Кто это?" Сергий им ответил, что раз Бог им это открыл, то он им скажет: "Это Ангел, он всегда помогает при службе. Но никому об этом не говорите."

    Имя преподобного Сергия стало известно всему русскому народу, но святой все считал себя последним и недостойным. Митрополит Алексий хотел его поставить епископом и сделать своим преемником. В знак этого митрополит хотел возложить на Сергия золотой крест. Но Сергий сказал, что никогда не носил золота на себе, и решительно отказался.

    В это время Русская земля была под татарским игом и платила татарам дань, но хан Мамай не желал довольствоваться данью и решил снова разорить Русь. С великими силами шел он на бой. Князь Димитрий решил выступить против него и пришел к святому за благословением. Сергий помолился о нем и о его войсках и, отпуская его, сказал ему тихо: "Ты победишь."

    И князь победил Мамая на Куликовом поле. Во время сражения Сергий с братией молились в церкви, и святой видел все поле битвы и поминал по имени всех убитых.

    В конце жизни преподобного Сама Пресвятая Дева явилась ему с апостолами Петром и Иоанном и обещала не оставлять основанного им монастыря. Пятьдесят пять лет пробыл Сергий в монастыре недалеко от города Радонеж, спасая своими молитвами приходящих к нему; и после его кончины чудеса и помощь его не прекратились.

    В нем имеем мы и теперь молитвенника и заступника за нас, почитающих его святую память. Ему посвящаются два праздника:18-го июля и 8-го октября.

    Вопросы: (1) Когда и где родился святой? (2) Как его назвали при крещении? (3) Как звали его братьев? (4) Как учился Варфоломей в школе? (5) Кого он увидел в поле? (6) Что попросил Варфоломей? (7) Что Варфоломей стал читать перед едой? (8) Как это чудо изменило жизнь мальчика? (9) Куда переехали его родители? (10) О чем он просил родителей? (11) Что ответили ему родители? (12) Сколько лет было Варфоломею, когда умерли его родители? (13) Куда ушли братья? (14) Что они там построили? (15) Почему Стефан вскоре ушел из леса? (16) Для чего приходил игумен Миртофан? (17) Сколько лет было Варфоломею, когда он стал монахом? (18) Какое монашеское имя ему дали? (19) Чем трудной была жизнь в лесу? (20) Кто однажды пришел к его келье? Что сделал преподобный Сергий? (21) Какую работу делал преподобный Сергий, когда около него стали селиться другие монахи? (22) О чем монахи просили Сергия? (23) Кто посвятил Сергия в священники? (24) Какой была его жизнь, когда он стал старшим в этом монастыре? (25) Почему крестьянин не поверил, что Сергий руководитель монастыря? (26) Когда крестьянин понял, что перед ним преподобный Сергий? (27) Что запрещал монахам преподобный? (28) Почему монахи стали выражать недовольство? (29) Какое чудо совершилось по молитве святого? (30) Какое видение о будущем этого монастыря было преподобному? (31) Как преподобный Сергий и епископ необычайным образом приветствовали друг друга? (32) Кто невидимо помогал служить преподобному? (33) Что ответил Сергий, чтобы не стать митрополитом? (34) Какого князя преподобный Сергий благословил на бой? (35) Сколько лет Сергий провел в монастыре? (36) Когда празднуется Сергиев день? (37) Почему преподобного Сергия называют Радонежским?

     

    Серафим Саровский

    Святой Серафим (в миру Прохор Мошнин) родился в 1759-ом году в Курске в купеческой семье. В 10-летнем возрасте он сильно заболел. Во время болезни он увидел во сне Божию Матерь, которая обещала его исцелить.

    Несколько дней спустя в Курске совершали крестный ход с местной чудотворной иконой Божией Матери. Из-за плохой погоды крестный ход пошел сокращенным путем мимо дома Мошниных. После того, как мать приложила Серафима к чудотворному образу, он стал быстро выздоравливать. В юном возрасте ему пришлось помогать родителям в лавке, но торговля мало привлекала его. Юный Серафим любил читать жития святых, посещать храм и молиться.

    В 18-летнем возрасте Серафим твердо решил принять монашество. Мать благословила его большим медным распятием, которое он носил всю жизнь поверх своей одежды. После этого он вступил в Саровскую обитель как послушник.

    С первого же дня в обители исключительное воздержание в пище и сне составили отличительную особенность его жиини. Он ел один раз в день, да и то мало. По средам и пятницам ничего не ел. Попросив благословение у своего старца, он стал часто удаляться в лес для молитвы и богомыслия.

    Вскоре он снова сильно заболел и в течение трех лет большую часть времени вынужден был проводить лежа. И снова его вылечила Пресвятая Дева Мария, которая явилась ему в сопровождении нескольких святых. Указывая на преподобного Серафима, Пресвятая Дева сказала апостолу Иоанну Богослову: "Этот нашего рода." Потом коснувшись жезлом его бока, Она исцелила его.

    Пострижение в монашеский чин состоялось в 1786-ом году (когда ему было 27 лет). Ему дали имя Серафим, что на еврейском языке значит "пламенный." Вскоре его рукоположили в иеродиакона. Имя свое он оправдал необыкновенным молитвенным горением. Он все время, за исключением самого краткого отдыха, проводил в храме.

    В молитвенных и богослужебных трудах преподобный Серафим удостоился видеть ангелов, которые вместе сослужили и пели в храме. На литургии в Страстной четверг он увидел самого Господа Иисуса Христа в образе Сына Человеческого, Он шел по храму с небесными силами и благословлял всех, кто молился. Пораженный этим видением, преподобный долго не мог разговаривать.

    В 1793-ем году преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха, после чего в течение года он ежедневно служил и причащался святых Таин. Потом святой Серафим стал часто уходить в "дальнюю пустыньку" - в лесную глушь в семи километрах от Саровского монастыря. Велико было совершенство, достигнутое им в это время. Дикие звери: медведи, зайцы, волки, лисицы и другие - приходили к домику подвижника.

    Старица Дивеевской обители, Матрона Плещеева лично видела, как святой Серафим из своих рук кормил пришедшего к нему медведя. "Особенно чудным показалось мне тогда лицо великого старца. Оно было радостно и светло, как у ангела," - рассказывала она.

    Живя в своей пустыньке, преподобный Серафим однажды сильно пострадал от разбойников. Он был очень крепким физически и имел при себе топор, но преподобный Серафим не сопротивлялся. В ответ на требование денег и на угрозы, он опустил топор на землю, сложил крестообразно руки на груди и покорно опустил голову.

    Разбойники стали бить его по голове обухом его же собственного топора. Кровь полилась у него изо рта и из ушей, и он упал без сознания. После этого они принялись избивать его поленом, топтали ногами и тащили по земле. Они перестали его избивать лишь тогда, когда решили, что он умер.

    Единственное сокровище, которое разбойники нашли в его келье была икона Умиления Божией Матери, перед которой он всегда молился. Когда через какое-то время разбойников поймали и судили, преподобный заступился за них перед судьей. После избиения разбойниками преподобный Серафим остался сгорбленным на всю жизнь.

    Вскоре после этого начинается столпнический период жизни преподобного Серафима, когда он проводил дни на одном камне близко к пустыньке, а ночи - в темном лесу. Почти без перерыва он молился с воздетыми к небу руками. Такой подвиг его продолжался тысячу дней.

    По особому видению Божией Матери под конец своей жизни преподобный Серафим взял на себя подвиг старчества. Он начал принимать всех, приходящих к нему за советом и наставлением. Многие тысячи людей из самых разнообразных слоев и состояний стали посещать теперь старца, который обогащал их из своего духовного сокровища, приобретенного многолетними подвигами.

    Все встречали преподобного Серафима кротким, радостным, вдумчиво задушевным. Приходящих он приветствовал словами: "Радость моя!" Многим он советовал: "Имей мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи." Кто бы ни приходил к нему, всем старец кланялся до земли и, благословляя, сам целовал руки. Он не нуждался, чтобы приходящие рассказывали ему о себе, но сам знал, что у кого на душе.

    Еще он говорил: "Веселость - не грех. Она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет."

    Ах, если бы ты знал, - говорил он однажды молодому монаху, - какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарностью. Если бы самая эта келья наша была полна червей и если бы эти черви ели наше тело в течение всей здешней жизни, то со всяким желанием надобно бы на это согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости, которую уготовал Бог любящим Его."

    Чудесный случай преображения облика святого описал близкий почитатель и ученик святого Серафима - Мотовилов.Это случилось зимой, в пасмурный день. Мотовилов сидел в лесу на пне. Святой Серафим сидел напротив него на корточках и говорил своему ученику о смысле христианской жизни, объяснял, зачем мы, христиане, живем на земле.

    "Надо, чтобы Дух Святой вошел в сердце, - говорил он. - Все то хорошее, что мы делаем ради Христа, дает нам Духа Святого, но всего более молитва, которая всегда в наших руках."

    "Батюшка, - спросил Мотовилов, - да как же я могу видеть благодать Духа Святого, как я могу знать, со мной Он или нет?"

    Святой Серафим стал давать ему примеры из жизни святых и апостолов, но Мотовилов все не понимал. Тогда старец взял его крепко за плечо и сказал ему: "Оба мы теперь, батюшка, в Духе Божьем."

    У Мотовилова как бы раскрылись глаза, и он увидел, что лицо старца светлее солнца. В сердце же своем Мотовилов ощутил радость и тишину, телу его было тепло, как летом, а вокруг них разливался приятный запах.

    Мотовилов испугался от этой необычайной перемены, а главное - от того, что лицо старца сияло, как солнце. Но святой Серафим сказал ему: "Не бойтесь, батюшка. Вам нельзя было бы и видеть меня, если бы Вы и сами теперь не были в полноте Духа Божьего. Благодарите же Господа за Его милость к нам."

    Так Мотовилов понял и умом, и сердцем, что значит сошествие Святого Духа и преображение Им человека.

    Память святого Серафима Саровского отмечается 1-го августа и 15-го января.

    Вопросы: (1) Где и когда родился преподобный Серафим? (2) Как его звали до принятия монашества? (3) Кто исцелил его, когда ему было 10 лет? (4) Как это произошло? (5) Где он помогал родителям? (6) Что он любил делать? (7) Когда он решил стать монахом? (8) Чем мать благословила его? (9) Как питался он в монастыре? (10) Сколько лет преподобный Серафим из-за болезни провел лежа? (11) Что сказала о нем Божия Матерь? (12) Сколько лет было преподобному Серафиму, когда он стал монахом? (13) Что значит имя Серафим? (14) Кого увидел в храме Серафим в Страстной четверг? (15) В каком году он стал иеромонахом? (16) Куда он любил ходить для молитвы? (17) Что видела Матрена Плещеева? (18) Как вел себя преподобный Серафим, когда пришли разбойники? (19) Что стали делать разбойники? (20) Почему он был потом сгорбленным? (21) Сколько дней преподобный Серафим молился на камне? (22) Кто стал посещать старца? (23) Как он встречал тех, кто приходил? (24) Что он советовал? (25) Что он говорил о веселости? (26) О чем он рассказал молодому монаху? (27) О чем спрашивал Мотовилов? (28) Какое изменение увидел Мотовилов? Что он чувствовал? (29) Когда празднуется память святого Серафима Саровского? (30) Почему преподобного Серафима называют Саровским?

     

    Герман Аляскинский

    Во второй половине 18-го столетия русскими промышленниками были открыты Алеутские острова, составляющие в Тихом океане как бы длинную цепь от восточного берега Камчатки до западного берега Северной Америки. С открытием Алеутских островов возникла необходимость просветить Евангелием жителей островов, ставшими поданными России.

    Для этого апостольского дела Священный Синод поручил Валаамскому старцу Назарию выделить в своей обители самых способных монахов. Так в 1793-ем году из иноков Валаамского монастыря была образована духовная миссия в составе 10-ти человек и отправлена для проповеди слова Божия к диким жителям Северо-ЗападнойАмерики. В числе членов этой миссии находился молодой монах Герман.

    Благодаря усердию этих монахов-миссионеров христианская вера стала там быстро распространяться. Несколько тысяч язычников приняли христианство, была организована школа для обучения новокрещенных детей и построена первая церковь.

    Лет шесть спустя отец Герман избрал себе местом уединения и молитвы Еловый остров, который он назвал Новым Валаамом. Еловый отделялся от главного острова Кодьяка проливом в два километра. Остров Еловый небольшой, весь покрыт лесом, с ручьем, пересекающим его в середине.

    На этом острове преподобный Герман трудился во славу Божию более сорока лет. Святой Герман носил одну одежду зимой и летом. Кроватью ему служила небольшая скамейка, покрытая оленьей шерстью, а вместо подушки - два кирпича.Он накрывался деревянной доской, которой завещал после смерти покрыть его останки. Ради большего подвига святой Герман изнурял свое тело тяжелыми веригами, которые никогда не снимал. Эти вериги вместе с его мощами хранятся в храме на острове Кодьяк.

    Очень ласковый и доступный, святой Герман с годами стал как бы родным отцом для алеутов. Он живо откликался на их трудности, заступался перед начальством за провинившихся, защищал обижаемых, помогал нуждающимся, чем только мог. Алеуты со своими детьми постоянно навещали его. Кто просил совета, кто жаловался на притеснение, кто искал защиты, кто просил помощи - старец старался каждому помочь.

    Любовь отца Германа к алеутам доходила до самоотвержения. Во время эпидемии смертельной болезни, косившей алеутов в течение месяца, отец Герман, забыв себя, неутомимо навещал больных, уговаривал терпеть, молиться, приносить покаяние и приготовлял умирающих к смерти.

    Особенно заботился старец о нравственном состоянии алеутов. С этой целью он устроил для алеутских детей-сирот училище, где учил их Закону Божию и церковному пению. В часовне, близ его кельи, в воскресенье и праздничные дни он собирал алеутов для совместной молитвы. Здесь его ученики по очереди читали молитвы, а старец читал Апостол, Евангелие и наставлял их. На богослужениях стройно и приятно пели его воспитанницы-сироты.

    Алеуты очень любили беседы отца Германа и в большом количестве приходили к нему. Эти беседы оставляли у слушателей неизгладимое впечатление.

    Посещали отца Германа и русские моряки, приплывавшие на Аляску. Однажды пригласили старца на корабль, пришедший из Санкт-Петербурга. Капитан корабля, человек высокого образования, был прислан в Америку по повелению царя для ревизии колоний. С капитаном было около 25-ти офицеров, также людей образованных. В этом-то обществе сидел небольшого роста, в ветхой одежде, скромный монах, который своей мудрой беседой привел своих собеседников в недоумение.

    Сам капитан рассказывал: "Мы были безответны, дураки перед ним!" Отец Герман задал им вопрос: "Что вы, господа, больше всего любите и чего бы каждый из вас желал для своего счастья?" Посыпались ответы. Кто желал богатства, кто чинов, кто красавицу жену, кто прекрасный корабль, на котором он бы начальствовал, и так далее.

    "Не правда ли, - сказал им отец Герман, что все ваши разнообразные желания можно привести к одному: каждый из вас желает того, что по его понятию, считает он более лучшим и достойным любви?" - "Да, так," - отвечали ему все. "Что же, скажите, -продолжил он, - может быть лучше всего и по преимуществу достойнее любви, как сам Господь наш Иисус Христос, Который нас создал, украсил такими совершенствами, всему дал жизнь, все содержит, питает, все любит, Который Сам - любовь и прекраснее всех людей? Потому не должен ли каждый выше всего любить Его и искать Его?"

    Все заговорили: "Ну да, это разумеется!" "Это понятно само по себе!" "А любите ли вы Бога?" - спросил тогда старец. Все ответили: "Конечно мы любимБога. Как не любить Бога?" - "А я грешный, более сорока лет стараюсь любить Бога, и не могу сказать, что совершенно люблю Его," - возразил им отец Герман, и стал рассказывать, как нужно любить Бога.

    "Если мы любим кого, мы всегда помним его, стараемся сделать для него что-то хорошее, день и ночь наше сердце занято тем предметом. Так ли вы, господа, любите Бога? Часто ли вы обращаетесь к Нему, всегда ли помните Его, всегда ли молитесь Ему, и исполняете ли Его святые заповеди?" - Должны были признаться, что нет! "Для нашего блага, для нашего счастья по крайней мере дадим себе слово, что с сего дня, от сего часа, от сей минуты, мы будем стараться любить Бога уже - выше всего, и исполнять Его святую волю!"

    Вот какой прекрасный разговор вел отец Герман в обществе. Без сомнения, этот разговор должен был запечатлеться в сердцах слушателей на всю жизнь.

    Вообще отец Герман был словоохотлив, говорил умно, дельно и назидательно, более всего о вечности, о спасении, о будущей жизни, о судьбах Божиих; много рассказывал из житий святых, из других духовных книг, но никогда не говорил ничего лишнего. Так приятно было его слушать, что нередко алеутские мужчины и женщины увлекались беседой с ним и только с началом нового дня, как бы нехотя, оставляли его.

    Отец Герман был небольшого роста, бледное лицо покрывали морщины; серо-голубые глаза особенно сияли, все черты лица старца отображали пребывающую в нем благодать Божию. Речь его была негромкая, но весьма приятная. Смиренный, тихий нрав, кроткий, привлекательный взор, приятная улыбка и ласковое слово притягивали всех.

    Полностью посвятив себя служению Господу, проведя десятки лет в многообразных скорбях и лишениях, святой Герман получил от Бога дар предвидения и чудес. Когда приблизилось время его отшествия из этого мира, святой Герман попросил своего ученика Герасима зажечь свечи перед иконами и читать книгу Деяний святых апостолов.

    Через некоторое время лицо его посветлело, и он громко сказал: "Слава Тебе, Господи!" Затем старец приклонил свою голову на грудь Герасима и мирно отошел ко Господу в декабре 1837-го года, на 81-ом году своей праведной жизни. В час его смерти жители ближайшего поселка увидели как бы светлый столп, поднимающийся с Елового острова к небу.

    Православные алеуты до сих пор чтят память святого Германа и нередко при крещении своих детей называют в его честь.

    Память святого отмечается в церкви 25-го декабря.

     Вопросы: (1) Какие новые острова были открыты? (2) Где находились эти острова? (3) Какая необходимость возникла в связи с этим? (4) В каком монастыре была организована миссия? (5) В каком году это было? Сколько лет было тогда Герману? (6) Где поселился Герман через шесть лет? (7) Сколько лет жил там преподобный Герман? (8) Приведите примеры того, что преподобный Герман жил очень скромно и даже бедно. (9) Как алеуты относились к Герману? (10) Что делал преподобный во время эпидемии? (11) С какой целью офицеры приплыли на Аляску? (12) О чем Герман сначала спросил офицеров? (13) Что делать прежде всего посоветовал им Герман? (14) О чем еще спросил старец офицеров? (15) Как выглядел преподобный Герман? (16) В каком году он умер? Как это было? (17) Когда празднуется память святого?

     

    Иоанн Кронштадтский

    Святой Иоанн (полное имя которого Иоанн Ильич Сергиев) родился 19-го октября 1829-го года в бедной семье в селе Суре Архангельской губернии. Думая, что он недолго проживет, его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского. Но ребенок стал крепнуть и расти. Детство его прошло в крайней бедности, но набожные родители заложили в нем твердый фундамент веры. Мальчик был очень сосредоточенным, любил природу и богослужения.

    Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец собрал последние деньги и отвез его в Архангельское приходское училище.

    Трудно давалась ему грамота и случалось, что на него нападало отчаяние. Тогда мальчик молился Богу.

    Однажды, в один из таких тяжелых моментов, в глубокую полночь, когда все воспитанники спали, он встал на молитву и молился особенно горячо. Господь услышал его молитву: божественная благодать осенила его, и по его собственному выражению, как бы "завеса спала с его очей." Он вспомнил то, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме. С тех пор он стал делать большие успехи в учении. В 1851-ом году Иоанн Сергиев окончил с отличием семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию.

    Столица не испортила юношу, он остался таким же религиозным и сосредоточенным, каким был дома. Вскоре умер отец, и, чтобы поддержать мать, Иоанн стал работать в канцелярии академии с жалованием в девять рублей в месяц. Эти деньги полностью отсылались матери. В 1855-ом году он окончил Академию с прекрасными отметками. Молодой выпускник в том же году был рукоположен в иереи и назначен священником Андреевского собора в городе Кронштадте (недалеко от Петербурга).

    С первого же дня после своего рукоположения батюшка отец Иоанн всецело отдал себя на служение Господу и людям и стал ежедневно служить Божественную литургию. Он молился, учил и помогал многим. Его усердие было поразительно. Поначалу, да и потом, люди нередко осуждали его, смеялись над ним, считая его не вполне нормальным.

    На литургии отец Иоанн молился горячо, требовательно, дерзновенно. В просьбах помолиться он не отказывал ни богатому, ни бедному, ни знатному, ни простому. И Господь принимал его молитвы. Совершались чудеса: их бесчисленное множество - записанных и не записанных. К нему стали обращаться за помощью не только жители Кронштадта, но и Петербурга, а затем и со всей России и из заграницы.

    Письма и телеграммы сотнями приходили в Кронштадт. Отец Иоанн читал их и обычно сразу же горячо молился. Тысячи и десятки тысяч людей приезжали к батюшке за молитвой и благословением.

    Отец Иоанн не был блестящим проповедником. Он говорил просто, ясно, сердечно, от души, и этим покорял и воодушевлял слушателей. Эти проповеди печатались отдельными выпусками и распространялись в огромном количестве экземпляров по всей России. Было издано и собрание сочинений отца Иоанна, состоящее из нескольких крупных томов.

    Особой популярностью у верующих пользовался его пастырский дневник "Моя жизнь во Христе." Это был дневник духовной жизни отца Иоанна, запись благодатных мыслей и чувств, которых удостоился он, по его собственным словам, "от просвещающего Духа Божия в минуты глубокого внимания и испытания себя, особенно во время молитвы."

    Эти мысли и чувства обращены или к Самому Господу Богу (в форме молитв), или к своему "я" (в форме размышления), или же к другим лицам (в форме наставлений). Они касаются различных предметов веры, имеют большое нравственное значение и являются учебником духовной жизни.

    Отец Иоанн был и законоучителем. Причем влияние его на учеников было неотразимое. Дети его любили. Батюшка был не сухим педагогом, а увлекательным собеседником. Он тепло и задушевно относился к своим ученикам, часто за них заступался, уроков не задавал, на экзаменах не проваливал, а вел простые беседы. Эти беседы на всю жизнь запоминались ученикам.

    Отец Иоанн как-то особенно умел пробудить живую веру в душе ребенка. На уроках он часто читал жития святых, Библию, или рассказывал о своей пастырской деятельности.

    Велико было милосердие отца Иоанна с первых же дней его пастырства. Он не сторонился людей. Шел по первому вызову к самым бедным и опустившимся людям. У них он молился, наставлял и помогал, а часто отдавал последнее, вызывая поначалу упреки со стороны близких. Случалось иногда, что, придя в бедную семью и видя нищету и болезни, он сам отправлялся в лавочку или за доктором в аптеку.

    Позже через руки отца Иоанна проходили сотни тысяч рублей. Но он не считал их: одной рукой возьмет, а другой тут же отдаст.

    Кроме такой непосредственной благотворительности отец Иоанн создал еще и специальную организацию помощи. В 1882-ом году в Кронштадте был открыт "Дом трудолюбия," в котором была собственная церковь; начальное народное училище для мальчиков и девочек; убежище для сирот; лечебница для приходящих; приют; народная бесплатная читальня; народный дом, дававший пристанище до 40 тысяч человек в год; разные мастерские, в которых бедные могли заработать; народная дешевая столовая, где по праздникам отпускалось до 800 бесплатных обедов, и странноприимный дом.

    По инициативе отца Иоанна и при его материальной поддержке была построена спасательная станция на берегу залива. У себя на родине он построил прекрасный храм. Нет возможности перечислить все места и области, куда простиралась его забота и помощь.

    Скончался отец Иоанн 20-го декабря 1908-го года на восьмидесятом году жизни. Несметная толпа сопровождала его тело из Кронштадта в Петербург, где он был похоронен в Ивановском монастыре, им же основанном. К месту его упокоения со всех концов России стекались молящиеся и постоянно служились панихиды.

    Крепкий в вере, горячий в молитве и в своей любви к Господу и ко всем людям, отец Иоанн Кронштадтский получил по милости Божией всероссийское почитание.