Басня Ивана Андреевича Крылова «Разборчивая невеста» была написана в 1805
году. Сюжет басни прост. В ней повествуется о невесте. Как всякая девушка, она
«смышляла жениха. Тут нет еще греха».
Однако «красавица была немножко прихотлива». При выборе женихов проявлялся
ее детский каприз и завышалась планка
требований к избранникам. И так, из года
в год отказывая женихам, она легкомысленно проводила в увеселении молодые годы
жизни. «Уж стали женихи наведываться
реже». Время пролетело быстро. «К ней
свах никто не шлет». Она стала замечать,
как уходят годы, а с ними и красота юных
лет. Вот стала вспоминать она своих подруг: «та замужем давно, другую сговорили».
Призадумалась капризная невеста. «Чтоб
в одиночестве не кончить веку», разборчивая невеста «вышла за калеку». Сюжет
этой басни отнюдь не сказочный. По сути
зеркальное отражение жизни эгоистичного человека. Обратимся к оригинальному
тексту басни.
РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА
Невеста-девушка смышляла жениха:
Тут нет еще греха,
Да вот что грех: она была спесива.
Сыщи ей жениха, чтоб был хорош, умен,
И в лентах, и в чести, и молод был бы он
(Красавица была немножко прихотлива):
Ну, чтобы все имел – кто ж может
все иметь?
Еще и то заметь,
Чтобы любить ее, а ревновать не сметь.
Хоть чудно, только так была она счастлива,
Что женихи, как на отбор,
Презнатные катили к ней на двор.
Но в выборе ее и вкус и мысли тонки:
Такие женихи другим невестам клад,
А ей они на взгляд
Не женихи, а женишонки!
Ну, как ей выбирать из этих женихов?
Тот не в чинах, другой без орденов;
А тот бы и в чинах, да жаль, карманы пусты;
То нос широк, то брови густы;
Тут этак, там не так;
Ну, не прийдет никто по мысли ей никак.
Посмолкли женихи, годка два перепали;
Другие новых свах заслали:
Да только женихи середней уж руки.
«Какие простаки»
Твердит красавица: «по них ли я невеста?
Ну, право, их затеи не у места!
И не таких я женихов
С двора с поклоном проводила;
Пойду ль я за кого из этих чудаков?
Как будто б я себя замужством торопила,
Мне жизнь девическа ничуть не тяжела:
День весела, и ночь я, право, сплю
спокойно:
Так замуж кинуться ничуть мне
не пристойно».
Толпа и эта уплыла.
Потом, отказы слыша те же,
Уж стали женихи наведываться реже.
Проходит год,
Никто нейдет;
Еще минул годок, еще уплыл год целой:
К ней свах никто не шлет.
Вот наша девушка уж стала девой зрелой.
Зачнет считать своих подруг
(А ей считать большой досуг):
Та замужем давно, другую сговорили;
Ее как будто позабыли.
Закралась грусть в красавицыну грудь.
Посмотришь: зеркало докладывать ей стало,
Что каждый день, а что-нибудь
Из прелестей ее лихое время крало.
Сперва румянца нет; там живости в глазах;
Умильны ямочки пропали на щеках;
Веселость, резвости как будто ускользнули;
Там волоска два-три седые проглянули:
Беда со всех сторон!
Бывало, без нее собранье не прелестно;
От пленников ее вкруг ней бывало тесно:
А ныне, ах! ее зовут уж на бостон!
Вот тут спесивица переменяет тон.
Рассудок ей велит с замужством торопиться:
Перестает она гордиться.
Как косо на мужчин девица ни глядит,
А сердце ей за нас всегда свое твердит.
Чтоб в одиночестве не кончить веку,
Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней присватался, пошла:
И рада, рада уж была,
Что вышла за калеку.
В своей жизни от юности и до последних
дней человек проходит через важные этапы,
которые сопряжены всегда с выбором и с
принятием порой ответственного, нелегкого
решения. С раннего детства и до прекрасной
юности у молодых людей большой соблазн
пребывать в самообольщении. Поистине
цветущие годы всякого человека прекрасны. Очень важно, чтобы вместе с внешней
красотой в душе человека формировалась
и красота внутренняя. Высочайшим проявлением внутренней красоты является
Божественный дар любви ко всему, что
окружает человека. Лукавый же насаждает
гордость и тщеславие, что особенно присуще юношеству, тем самым искажается
дар любви и трансформируется в эгоизм.
Самолюбование эгоистичного человека не
дает возможности ему видеть красоту души
окружающих людей и добрые их качества.
Это своего рода горделивое самовозвышение и превосходство эгоистичного,
капризного и придирчивого человека по
отношению к ближним. С таким безрассудством и опрометчивостью могут поступать и
разборчивая невеста, и разборчивый жених.
Во всех таких случаях пагубным является
гордость и эгоизм.
Жизнь ставит все на свои места. Со
временем разумный человек приходит к
осмыслению, что гордость лишь ослепляет и лишает рассудительности, а эгоизм
разобщает и порождает пороки. Жертвенная
любовь – это благодатный Божий дар. Она
скрепляет союзы деловые, творческие и,
самое важное, – семейные союзы. Если
между супругами есть этот Божий дар, то
жизнь наполняется добрыми делами. Эгоизм – это порочное искажение дара любви.
Эгоизм обособляет, разобщает,
а порой и становится источником вражды, источником зла.
Эгоизм может быть личностный,
семейный и клановый.
Бог есть любовь. Каждый
человек, стремящийся к Богу,
укрепляется в Божественном
даре любви. Чтобы это стремление было не ложным, важно
помнить слова Христа Спасителя: «Чистые сердцем Бога
узрят» (Мф. 5, 8). Чистоты
сердца можно достигнуть, если
мы будем разборчивы в своих
поступках, в своих помыслах,
своих желаниях. Должно стремиться жить по любви, а не по
принципам коварного пагубного эгоизма.
Важно стараться видеть свои недостатки
и сглаживать недостатки других. И уж тем
более не клеветать и не осуждать родных и
ближних наших. Важно совершенствоваться
и исправлять свои недостатки. Святые отцы
говорили: «Познай себя и хватит с тебя,
и спасешься». Можно дать совет: «Хочешь
дружить, стремись ближних любить и им
послужить».
,.
+ М.Д.
|