Статья настоятеля Вознесенско-Георгиевского храма г. Тюмени священника Максима Иванова «Регистрация
брака – не пустая формальность» (см. «Сибирская православная газета» № 12
2009 г.) – вызвала живой отклик у наших читателей. Один из них – статью
православного психолога из Тюмени Надежды Георгицы мы предлагаем вашему
вниманию.
Регистрация брака – действительно не
пустая формальность, а сильный фактор психологического влияния на взаимоотношения
супругов. В дополнение к изложенному о.
Максимом, хочу привести свои соображения
относительно гражданского брака и причин
его появления в нашем обществе.
Штамп в паспорте способствует срыванию масок с личностей молодоженов. Ведь,
получив по закону вторую половину, можно,
как считают многие, расслабиться, не играть
больше роли идеального жениха или невесты.
Особенно это касается мужчин, для которых
с регистрацией брака букетно – конфетный
период резко заканчивается. Почти сразу
после медового месяца начинаются «серые»,
а иногда «черные» брачные будни. И тутто молодые начинают узнавать негативные
стороны характера друг друга. Ссоры чаще
всего происходят из-за того, что взгляды
молодых на жизнь во многом не совпадают.
И даже чувства, бросившие их в брачные
объятия, здесь не всегда помогают. Много
новобрачных не выдерживают испытания
браком и разводятся уже на первом году
совместной жизни, создавая тем самым негативное отношение общественного мнения
к законному браку. Скороспелые браки
рушатся особенно часто. Вот поэтому психология семейных отношений призывает
молодых людей к тому, чтобы лучше узнать
друг друга в добрачный период, как это было,
например, в дореволюционной России, когда
срок помолвки длился целый год или даже
больше. В наш скоростной век таких долгих
ухаживаний ни один юноша не выдержит!
Да и девушки ныне не стремятся сохранить
девственность до брака, стремясь быть
современными, распутно-современными, к
сожалению.
Здесь сказалось, безусловно, тлетворное
влияние сексуальной революции, которая
пришла к нам с Запада. Вирус безнравственности, взращенный на почве бездуховности
советского периода, сделал свое пагубное
дело. Произошла действительно настоящая
подмена понятий. Как христианка, я прекрасно понимаю, кто способствовал внедрению в общественное сознание этого
парадоксального лингвистического штампа…
Неверующая часть молодежи легко заглотила эту «вражескую наживку» и ударилась
во все тяжкие, упиваясь мнимой свободой.
Почему мнимой? Да потому, что свобода
предполагает ответственность, причем, не
только за себя, но и за того человека, с
которым ты создаешь семью. Гражданский
брак, как говорят мне его защитники, это
свобода от обязательств, т.е., от официальных обещаний. Вот и обличают сами себя в
безответственности…
Кстати, на Западе такого понятия «гражданский брак» нет. Получается, что их общество, прежде нас пережившее сексуальную
революцию, честнее нашего? Или, может,
это христианские традиции, не попиравшиеся
государством, позволяют сдерживать, пусть
на формальном уровне, процесс сокрушения
института брака? Во всяком случае, они
называют вещи своими именами. А вот почему мы пресловутое сожительство стали
называть браком, да еще гражданским?
Давайте разберемся!
Стремление быть лучше – естественное
желание каждой живой души. Быть, а не казаться... А вот здесь у нас полный перевертыш получается! Люди старшего поколения
помнят, какой негативный оттенок имело
слово «сожитель». Если оно произносилось
вслух, то в нем всегда звучало осуждение,
порицание, пренебрежение. Было стыдно
иметь сожителя или быть сожителем. А
сейчас мы почти не употребляем в своей
речи этого слова. Даже такие понятия, как
«содержанка» и «альфонс» стали исчезать
из нашего лексикона. Все они спрятались
под названием «гражданских супругов».
Что это, если не желание казаться благопристойными, порядочными? Это пускание
пыли в глаза, по сути – лицемерие! Вот
вам еще одна причина появления понятия
«гражданский брак».
Совершенно прав батюшка – автор
статьи, что отказ от регистрации – это проявление недоверия друг к другу. Но скажу
больше: это унижение друг друга подозрением, когда молодые, сойдясь в таком незаконном браке, как бы говорят друг другу:
«ты поживи тут пока, а я посмотрю на тебя,
подходишь ли ты мне, достоин ли ты меня?»
Это чаще всего позиция инициатора «гражданского брака». Второй партнер, который
соглашается на это отнюдь неравноправное
«супружество», изо всех сил старается доказать, что он достоин, что он хороший…. И
играет, играет, играет… То есть не является
самим собой, настоящим.
Жить во лжи – это большой грех против Бога и собственной души – вот и испытывает она, бедная, даже у неверующего
человека огромное напряжение. Кроме
того, лицемерие – это всегда напряжение,
вызываемое страхом разоблачения. А это
ведет к нервным срывам, депрессиям и
соматическим заболеваниям. Законная
регистрация брака – это как раз и есть
разоблачение, срывание масок друг с друга, как я уже отмечала в начале статьи. А
жизнь в настоящем браке – это огромный
труд по созданию глубоких доверительных
отношений, основанных не только на чувствах, но и на уважении личности другого,
признании его достоинства и его права
быть другим, иметь свои взгляды на мир.
А те, кто съезжаются (а не сочетаются) в
гражданском браке, не хотят трудиться на
этой ниве, не хотят возрастать духовно.
Избегание трудностей, поиск легких путей
при создании семьи – еще одна причина
появления гражданского брака.
Протест молодежи против регистрации
брака – это, на мой взгляд, признак больного
общества в целом, борьба с условностями и
вообще с законом там, где это возможно.
А в области морали, особенно при смене
государственного строя, этот противозаконный процесс активизируется с большой
силой. Наше общество, по-видимому, имеет
сейчас «подростковое сознание», утверждаясь на новом витке своего развития в
новом государственно-политическом, экономическом и духовно-нравственном качестве.
Эти естественные (а для православных
– противоестественные) издержки роста и
являются, на мой взгляд, объективными причинами появления гражданского брака.
Давайте попробуем взглянуть на эту
проблему с точки зрения индивидуального
сознания мужчин и женщин. В условиях
оскудения веры в Бога, в силу вступают
природные законы. Так, согласно закону биологической эволюции, сформулированному
В.А. Геодакяном, «женский пол выступает
как стабилизирующее начало, а мужской
пол олицетворяет все новое, изменчивое,
благодаря чему биологический вид получает постоянный приток новой генетической
информации». Вот и изменяют мужчины
женщинам испокон веку! Гражданский брак
– это, наверняка, изобретение мужчин!
Шутки шутками, но жизнь показывает (знаю
из собственной практики), что инициаторами
таких незаконных браков являются почти
всегда мужчины. Если, кроме вышеуказанных
причин появления подобных браков, психологической причиной у мужчин является, как
правильно заметил, о. Максим – эгоизм, то у
женщин – присущая им от природы жертвенность, желание раствориться в любимом.
Вот и готовы современные «Джульетты»
на все условия своих «Ромео». Кроме того,
склонность к фантазированию, доверчивость
(любят ушами) и альтруизм, словно веревки, опутывают «агнца» – женскую душу для
заклания на ложе незаконного брака. И
блеет такой «агнец» про себя: «Лишь бы не
прогнал! Лишь бы позволил любить себя!»
Но таких-то излишне доверчивых дурех,
начисто забывших о своем человеческом
достоинстве, чаще всего и бросают. Но есть
и другая категория женщин, которая охотно
вступает в подобные неофициальные браки
– это уверенные в себе деловые женщины,
способные «купить» себе мужа! У таких
эмансипированных женщин ярко выражены
мужские черты характера, хотя внешне они
часто очень привлекательны и даже могут
казаться «мягкими и пушистыми». Казаться,
но не быть! Для них гражданский брак –
это возможность реализовать свою личную
свободу в отношениях с противоположным
полом, построить семью на условиях равенства в соответствии с их собственными представлениями об этом. Независимость для
них превыше всего! Обычно они принимают
«мужей» на свою территорию и, как классные дрессировщики, укрощают своих «зверушек» одного за другим, удовлетворяя свое
природное властолюбие. При всех благах
комфортного существования на территории
«жены», мужчины с чувством собственного
достоинства долго в таких браках не задерживаются. Таким сильным женщинам трудно
найти баланс между свободным проявлением
себя в браке и ответственностью за семью.
Они не хотят и слышать, что брак, семья
– это, прежде всего, взаимозависимость.
И никуда от этого не денешься! Впрочем,
если нет любви, а есть только расчет, да
амбиции эмансипированной женщины, то
найти баланс между зависимостью в браке
и личной свободой вряд ли удастся.
Действительно, главным мотивом при
вступлении в брак является любовь. Но
может ли любящий человек проявлять к
любимому недоверие, подозрение, сомнение,
корысть, быть по отношению к нему безответственным? Уверена, что почти каждый
скажет: нет! Тогда что за чувство испытывают вступающие в незаконный брак? Я
бы назвала это чувство суррогатом любви.
Ибо по-настоящему любящий человек открыт
своему любимому, доверчив как дитя, не
имеет никакой корысти, напротив, готов все
отдать тому, кого любит, все вытерпеть ради
него... Вспомните, как апостол Павел пишет
об этом в одном из его посланий: «Любовь
долготерпит, милосердствует, любовь не
ревнует, любовь не кичится, не надмевается,
не поступает бесчинно, не ищет своего, не
раздражается, не ведет счет злу, не радуется
неправде, но сорадуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все
переносит. Любовь никогда не кончается»
(1Кор. 13:4-8).
Да, это высокая духовная любовь, к которой все мы должны стремиться, которой
надо учиться. И учит нас такой любви Иисус
Христос. Кто хочет, тот учится, доверив Ему
свой выбор спутника жизни. А у кого вера
слаба или кто вообще не верит в Бога, тот
и мучается в погоне за призраком любимой
или любимого, попадая в ловушку врага под
названием «гражданский брак».
Личина – вместо лица,
Вертеп в сердце – вместо храма…
Людей современных драма –
Венчание без венца…
Надежда Георгица,
православный психолог, г. Тюмень
|