Вознесение Господне празднуется сорок
дней спустя после Пасхи, в четверг
шестой недели. Накануне, в среду, совершается,
согласно церковному уставу,
так называемое «отдание Пасхи», как бы
прощание с нею. В этот день начало и
конец службы совершается так же, как и в
самый праздник Пасхи. Поются радостные
стихи: «Да воскреснет Бог и расточатся
врази Его…», «Сей день, егоже сотвори
Господь, возрадуемся и возвеселимся в
онь…». Возглашая эти стихи, священник
кадит весь храм с пасхальным трисвечником
в руках, и в ответ на каждый стих
несется радостное «Христос Воскресе».
Прощаемся с Пасхой, «отдаем» ее до следующего
года. И будто должно было быть
грустно на душе. Однако вместо грусти
нам посылается новая радость. Радость
созерцания, празднования Вознесения
Господня. О самом этом событии в Евангелии
рассказано так.
После своего Воскресения Господь наш
Иисус Христос в течение сорока дней пребывания
на земле неоднократно беседовал
с апостолами, поучая их тайнам Царствия
Божия, указывая на необыкновенные дары
Святого Духа, которые сойдут на них, чтобы
исполнить великое дело евангельской проповеди
по всей вселенной. В своей последней
беседе с учениками Господь «отверзе им ум,
разумети писания» (Лк. 24, 45), и они только
тогда поняли великую тайну искупления
человечества. Господь говорил апостолам,
что теперь, когда весь мир искуплен Его
кровью, все народы призываются в Царство
Божие – Церковь Христову. Апостолы же
по сошествии на них Святого Духа должны
стать проповедниками Царства Божия, Святого,
вечного Евангелия «в Иерусалиме и по
всей Иудее и Самарии и даже до последних
земли» (Деян. 1, 8).
Посылая апостолов на проповедь, Иисус
Христос дает им власть над нечистыми духами,
дар чудотворений, дар исцелений, власть
отпущения грехов, говоря, что всякий, «иже
веру имет и крестится, спасен будет» (Мк.
16, 16). Господь обещает Своим ученикам,
что он не оставит их одних, но будет с
ними «во вся дни до скончания века» (Мф.
28, 20). В конце своей прощальной беседы
Иисус Христос повелел ученикам не отлучаться
от Иерусалима, а оставаться в нем
и ждать обещанного от Отца Святого Духа,
Который подаст им обилие духовных даров,
силу премудрости и разума. И только после
сошествия Святого Духа Господь повелевает
апостолам начать дело всемирного проповедания
Евангелия. Премудрость Божия
определила, чтобы в Иерусалиме, где совершились
уничижение и смерть Спасителя
мира, где было впервые проповедано о
Воскресении и Божественной славе Иисуса
Христа, в этом священном городе было положено
основание Новозаветной Церкви.
После своей беседы с учениками на горе
Елеонской (она так называется, потому что
покрыта маслинами; елей по-гречески –
это масло). Господь «воздвиг руце Свои, и
благослови их. И бысть егда благословляше
их, отступи от них, и возношашеся на небо.
И тии поклонишася Ему» (Лк. 24, 50-52).
Апостолы, ясно созерцая своими глазами
вознесение Иисуса Христа на небо, были
поражены величием совершенного чуда.
Когда же они стояли, безмолвно взирая на
небо, предстали им два Ангела в виде мужей
в белых одеждах и возвестили им: «Сей
Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде
приидет, имже образом видесте Его идуща
на небо» (Деян. 1, 11). Ангелы напомнили
ученикам, что во второе Свое славное пришествие
Господь наш Иисус Христос придет
судить живых и мертвых. Евангелие далее
повествует о том, что апостолы с радостью
возвратились в Иерусалим, прославляя Бога
– Спасителя Мира. Вознесшийся же во славе
на небо Иисус Христос «седе одесную Бога»
(Мк. 16, 19), то есть принял одинаковую
честь и славу с Богом Отцом. Таким славным
вознесением закончил Свою
земную жизнь Спаситель мира,
совершивший величайшее дело
искупления человечества. Теперь
для всех верующих открыт вход на
небо в Царствие Небесное. В этом
и есть главный смысл и значение
Вознесения.
Сегодня радуются все православные
люди, празднуя Вознесение
Господа нашего Иисуса Христа. По
учению Святой Церкви, все верующие
во Христа восприимут блаженство
вечное, когда Он придет в
своей Божественной славе. Но всем
ли будет радостью Его пришествие?
Ведь Он придет, чтобы судить всех
людей за дела, слова, мысли и желания.
Тогда мы дадим Господу ответ,
сохранили ли мы веру, возвещенную
нам, проповеданную миру святыми
апостолами, переданную нам отцами
Церкви. Тогда откроется, что многие
из нас не стремились познать глубину
истинной веры, не соблюдали
заповедей Божиих. И скажет тогда
Господь: «Кто нарушит одну из заповедей
сих малейших и научит так
людей, тот малейшим наречется в
Царстве Небесном» (Мф. 5, 19).
Господь спросит нас, как мы
пользовались дарованными нам
средствами ко спасению, прежде всего, как
относились к святым и великим Таинствам
Покаяния и Причащения, в которых подается
верным «от божественной силы Его…
все потребное для жизни и благочестия» (2
Пет. 1, 3).
Господь спросит с нас и за заповедь о
милосердии, сострадании и любви к окружающим
нас людям, в которой заключается
главное правило жизни всех истинных последователей
Христовых. Тогда откроется, кто
из нас не приложил усилий, чтобы жить по
этой заповеди, как мы ссорились, враждовали,
обижали, мстили, жадничали, радовались
чужому горю, завидовали.
Дорогие братья и сестры! Господь наш
Иисус Христос, вознесшийся на небо, снова
придет на землю. В этом – смысл сегодняшнего
праздника. Этой радостью, этим ожиданием
Пришествия Христова, этой счастливой спасительной
надеждой жили святые апостолы и
все святые угодники Божии. Этим упованием
должны жить и мы с вами. «Но о дне же том
и часе никто не знает, ни ангелы небесные,
а только Отец Мой один» (Мф. 24, 26).
Поэтому необходимо всегда бодрствовать
и молиться, быть внимательным в духовной
жизни, бороться с нечистыми помыслами, вовремя
прогонять их, необходимо всегда быть
на страже своего сердца, очищать почаще
себя через святые таинства покаяния и причащения,
твердо стоять на пути добродетельной
богоугодной жизни. Святые апостолы и
все угодники Божии были людьми, подобными
нам, но твердой верой в Господа Иисуса Христа,
любовью к Нему, неуклонным исполнением
Его заповедей и усердием в отношении
своего спасения достигали желаемого. Будем
же и мы, подобно им, жить по-христиански и
молить непрестанно Господа.
Протоиерей Николай МАТВИЙЧУК,
благочинный Ханты-Мансийского
благочиния
|