ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Иконы Пресвятой Богородицы

Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия, действующая через икону. В Православной Церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом. В основном это иконы Пресвятой Богородицы.

Православная иконография Богоматери – совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.

Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и других авторов. Богородица традиционно изображается в определенных одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи) и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды – на голове и плечах. Надпись на иконе дается по традиции в греческом сокращении (Матерь Божья).

В календаре Русской Православной Церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы. По иконописному жанру иконы делятся на следующие типы.

Оранта

Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III векам. Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов) либо в позе Оранты.

Оранта (от лат. orans – «молящаяся») – один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Ее с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование – «Знамение». ? Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение – это, в определенном смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

Елеуса

Иконы Богоматери еще одного распространенного иконографического типа – Елеусы (Умиления), – вероятно, не встречаются ранее X века, но становятся особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи. Елеуса (греч. милостивая, милующая, сострадание, сочувствие), Умиление – один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображается с Младенцем Христом, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса (греч. сладко любящая).

Можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтяревская икона и др.

Одигитрия

Образ Богородицы, сидящей на троне, с Младенцем на руках часто встречается в Византии, в русской иконографии он известен по древней Свенской (Печерской) иконе, приписываемой первому русскому иконописцу Алипию, и новой Державной, появившейся в 1917 году. Именно к иконографии Богородицы на троне некоторые исследователи возводят один из самых распространенных типов изображения – Одигитрию.

Одигитрия (греч. Указующая Путь; Путеводительница) – один из наиболее распространенных типов изображения

Богоматери с младенцем Иисусом; иконописный образ, по преданию, написанный евангелистом Лукой. Отрок Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображенная фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса.

К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных, Корсунская-Торопецкая, Великоустюжская и др.

Икона «Умиление» из Дивеева

Одной из главных святынь Дивеевского монастыря является икона «Умиление» – на ней Богородица изображена без Младенца. Икона была главной святыней Троицкого собора монастыря, перед ней молился и скончался Серафим Саровский, отчего ее также называют «Серафимово Умиление». Он называл ее «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед иконой, помазывал больных.

Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке: Киккская икона Божией Матери (находится в монастыре Киккос, о. Кипр), Владимирская икона Пресвятой Богородицы (находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее), Иверская икона (находится в Иверском монастыре на Афоне) и другие.

Мощи же самого святого апостола Луки покоятся в базилике святой Иустины в Падуе (Италия).

Паломнический отдел Тобольской митрополии «Сибирский паломник» по благословлению митрополита Тобольского и Тюменского Дмитрия приглашает вас в паломнические поездки по святым местам, где вы сможете отдохнуть телом и душой от мирской суеты, помолиться и обрести гармонию.

По всем вопросам обращайтесь в паломнический отдел «Сибирский паломник»: г. Тюмень, ул. Республики, 60; телефоны: +7 (3452) 25-80-14 и +7 (3452) 451-457.


[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.