Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия,
действующая через икону. В Православной
Церкви почитается около
1000 икон, прославившихся
таким образом. В основном
это иконы Пресвятой Богородицы.
Православная иконография Богоматери
– совокупность типов изображения
Богородицы в иконописи и
система их изучения.
Внешний вид Богородицы
кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков,
например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и
других авторов. Богородица
традиционно изображается
в определенных одеждах:
пурпурном мафории (покрывале замужней женщины,
закрывающем голову и плечи) и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий
украшают три звезды – на
голове и плечах. Надпись на
иконе дается по традиции в
греческом сокращении (Матерь Божья).
В календаре Русской Православной Церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы. По иконописному
жанру иконы делятся на следующие типы.
Оранта
Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских
катакомбах и относятся исследователями
ко II и III векам. Мария представлена чаще
всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов)
либо в позе Оранты.
Оранта (от лат. orans – «молящаяся») –
один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Ее с поднятыми и
раскинутыми в стороны руками, раскрытыми
ладонями наружу, то есть в традиционном
жесте заступнической молитвы.
В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование – «Знамение». ?
Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы
Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа.
Знамение – это, в определенном смысле, образ
Благовещения и предзнаменование Рождества
и следующих за ним евангельских событий
вплоть до Второго Пришествия.
Развитием иконографии Знамения стали
композиции таких икон, как Неупиваемая
Чаша.
Елеуса
Иконы Богоматери еще одного распространенного иконографического типа
– Елеусы (Умиления), – вероятно, не
встречаются ранее X века, но становятся
особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи. Елеуса
(греч. милостивая, милующая, сострадание, сочувствие),
Умиление – один из основных типов
изображения Божией Матери в русской
иконописи. Богородица изображается с
Младенцем Христом, сидящим на Ее руке
и прижимающимся щекой к Ее щеке. На
иконах Богородицы Елеусы между Марией
(символом и идеалом рода человеческого)
и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь
безгранична. Икона прообразует крестную
жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса (греч. сладко
любящая).
Можно перечислить следующие чтимые
иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание
погибших, Дегтяревская икона и др.
Одигитрия
Образ Богородицы, сидящей на троне,
с Младенцем на руках часто встречается
в Византии, в русской иконографии он известен по древней Свенской (Печерской)
иконе, приписываемой первому русскому
иконописцу Алипию, и новой Державной,
появившейся в 1917 году. Именно к иконографии Богородицы на троне некоторые
исследователи возводят один из самых
распространенных типов изображения –
Одигитрию.
Одигитрия (греч. Указующая
Путь; Путеводительница) – один из наиболее
распространенных типов
изображения
Богоматери
с младенцем
Иисусом;
иконописный образ, по
преданию, написанный
евангелистом Лукой.
Отрок Христос сидит
на руках Богородицы,
правой рукой Он благословляет, а левой держит
свиток, реже – книгу, что
соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя).
Как правило, Богородица
представлена в поясном
изображении, но известны
и сокращенные оплечные
варианты (Казанская) или
изображения в рост.
Отличием от довольно
близкого типа Елеусы служит взаимное отношение
Матери и Сына: икона
выражает уже не безграничную любовь, здесь
центром композиции является Христос, обращенный
к предстоящему (зрителю),
Богородица же, также
изображенная фронтально
(или с небольшим наклоном головы), указывает
рукой на Иисуса.
К этому типу относятся
такие широко почитаемые на Руси иконы, как
Тихвинская, Смоленская,
Казанская, Грузинская,
Иверская, Пименовская,
Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных, Корсунская-Торопецкая,
Великоустюжская и др.
Икона «Умиление» из Дивеева
Одной из главных святынь Дивеевского
монастыря является икона «Умиление» – на
ней Богородица изображена без Младенца.
Икона была главной святыней
Троицкого собора монастыря,
перед ней молился и скончался
Серафим Саровский, отчего ее
также называют «Серафимово
Умиление». Он называл ее
«Всех радостей Радость», а
елеем из лампады, горевшей
перед иконой, помазывал
больных.
Первые иконы Божией Матери предание приписывает
евангелисту Луке: Киккская икона Божией Матери (находится
в монастыре Киккос, о. Кипр),
Владимирская икона Пресвятой
Богородицы (находится в храме
святителя Николая в Толмачах
при Третьяковской галерее),
Иверская икона (находится в
Иверском монастыре на Афоне)
и другие.
Мощи же самого святого
апостола Луки покоятся в
базилике святой Иустины в
Падуе (Италия).
Паломнический отдел Тобольской митрополии «Сибирский паломник» по благословлению митрополита
Тобольского и Тюменского
Дмитрия приглашает вас в
паломнические поездки по
святым местам, где вы сможете отдохнуть телом и душой
от мирской суеты, помолиться
и обрести гармонию.
По всем вопросам обращайтесь в паломнический
отдел «Сибирский паломник»:
г. Тюмень, ул. Республики, 60; телефоны:
+7 (3452) 25-80-14 и +7 (3452) 451-457.
|