Статья ректора Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместителя
главы Всемирного русского народного собора А.В. Щипкова (опубликована в «Парламентской газете»).
Русская Православная Церковь отмечает
15 лет со дня интронизации Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Полтора десятилетия – много это или
мало? Для Церкви и для страны эти годы
оказались временем исторического поворота. Нам выпало жить в эпоху кардинальных
изменений как в мире, так и в сознании
людей. Церковь ответственна за людей, за
их духовное состояние, она находится в гуще
событий, которые еще далеко не завершены.
Поэтому с точки зрения задач, которые встают перед Церковью в этот трудный период,
15 лет – не слишком большой срок, и подводить итоги патриаршему служению пока еще
рано. Но вполне уместно оглянуться назад
и проанализировать то, что уже достигнуто.
Путь Церкви и изменение публичного дискурса
За 15 лет многое было сделано. Открылись новые синодальные отделы и комиссии,
новые епархии и митрополичьи округа,
несколько экзархатов (Африки, Западной
Европы и Юго-Восточной Азии). Созданы
Высший Церковный Совет и Межсоборное
присутствие – совещательный орган из архиереев, духовенства, монашествующих и
мирян, помогающий выработке важнейших
церковных решений.
Но важнее всего то, что за эти годы
определился общий путь развития Церкви в
постсоветский период. Это, во-первых, социализация Церкви, то есть восстановление
ее исторической роли в обществе, и, вовторых, дальнейшая внутренняя интеграция,
то есть преодоление внутрицерковных расколов, включая те, которые инициируются
радикальным секуляризмом.
Оба процесса идут довольно быстро. Это
видно хотя бы по тем понятиям и тезисам,
которые за эти полтора десятилетия закрепились в публичном пространстве благодаря
Предстоятелю Русской Православной Церкви
Святейшему Патриарху Московскому и всея
Руси Кириллу. Речь идет о таких понятиях,
как «традиционные ценности», «ценностный
суверенитет», «Русский мир». Это тезис о
приоритете духовного над материальным,
вошедший в Стратегию нацбезопасности
и в президентский указ «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (от
9 ноября 2022 года). Не менее важен другой
Патриарший тезис – о семье как основе
общества. Важно понимать, что наше, российское общество в своей основе состоит
из семей, а не из отдельных индивидуумов
и «малых групп».
Изменениями публичного дискурса мы,
порой сами того не подозревая, нередко
обязаны усилиям Патриарха Кирилла. Что, в
общем, естественно, ведь такая закономерность сложилась в России исторически. От
каждого Патриарха – будь то Гермоген, Филарет, Никон, Тихон или Сергий – зависело,
какими историческими стезями следует Церковь и какой пример она подает обществу.
Потомственный священник, проповедник, дипломат
Патриарх Кирилл – потомственный священнослужитель. Его дед Василий Степанович в самый разгар антицерковных гонений
по доносу обновленцев оказался в Соловках,
отец Михаил Васильевич в 1934 году был
арестован за службу в церкви и пение на
клиросе. Но, будучи внуком и сыном репрессированных, Патриарх, тем не менее, никогда
не считал себя диссидентом. Целью его усилий всегда был не конфликт с государством,
а укрепление самостоятельности Церкви,
ограждение ее от внешних вмешательств,
когда бы и от кого бы они ни исходили. В
этом он очень отчетливо продолжает линию
Патриарха Тихона и Патриарха Сергия.
Еще до интронизации будущий Патриарх
развернул активную внешнюю общественную
деятельность в интересах Церкви и ее миссии. С 1994 года на российском телевидении
выходила программа «Слово пастыря» с его
участием, получившая огромную популярность. Духовное просвещение аудитории
митрополит Кирилл вел простым и доступным
языком, не избегая при этом сложных вопросов, обнаружив уже в то время дар проповедника и ритора. В конце 1990-х годов на
Радио России выходила программа «Христос
посреди нас», в которой митрополит Кирилл
рассуждал о социальных проблемах эпохи.
Эта программа пользовалась у слушателей
невероятной популярностью.
С другой стороны, проявились таланты
митрополита Кирилла в сфере церковной
дипломатии. Постоянные визиты в другие
государства, контакты с представителями
иных конфессий не только способствовали
расширению влияния Русской Церкви, но и
помогали межгосударственным контактам.
Дипломатические и проповеднические
способности митрополита Кирилла сказались
в многолетней поэтапной работе по уврачеванию раскола между нашей Церковью и
зарубежными православными приходами в
эмиграции. Добиться объединения Церквей
стоило немалого труда, хотя все православные единоверцы помнили, что это две
части одной исторической матери-Церкви и
их общая задача – в единстве проповедовать
Христа неразделенного.
С 2004 по 2006 год шла совместная
работа над Актом о каноническом общении
двух Церквей, которые внутренне уже были
готовы молиться друг о друге и причащаться
из одной Чаши. В 2007-м акт был подписан.
Социальное учение Церкви
Уже в начале 2000-х годов стало ясно,
что впереди нас ждет сложный переходный
период, что страна и Церковь окажутся
на новом историческом повороте. К этому
необходимо было готовиться заранее – и
вместе с тем уповать на милость Господа.
Церкви нового периода нужен был надежный
кормчий. Им и стал Кирилл – лучший из возможных преемников Патриарха Алексия II.
Избрание Кирилла именно в это время
было, бесспорно, промыслительным церковным решением. В том числе и потому,
что процессы адаптации Церкви к новым
вызовам были во многом инициированы
Кириллом еще в бытность его митрополитом
и последующий церковный курс во многом
формировался загодя при его участии.
В первую очередь это касается главной
задачи переходного периода – укрепления
социальной роли Церкви, возвращения ее
исторического места, утраченного в эпоху
советского госатеизма и – что особенно
важно – так и не восстановленного в период радикального релятивизма 1990-х годов.
О проблемах 1990-х Патриарх Кирилл
впоследствии высказывался вполне определенно: «Пропагандировались псевдогуманистические идеалы, связанные с моральным
релятивизмом, принципами потребления,
ницшеанским правом сильного. В ход пошла социал-дарвинистская мораль, в рамках
которой развитие общества происходит на
основе естественного отбора».
В этих условиях усилия Церкви фактически торпедировались общим контекстом
девяностых – контекстом воинствующего аморализма и презрения к традиционным ценностям социального большинства.
Тем не менее, вопреки
сложному и запущенному состоянию общества, уже в 1990-е
были сделаны первые шаги в
важнейшем для Церкви деле –
в работе над церковной социальной концепцией. Ведь, не
имея социальной концепции,
Церковь постоянно становилась
объектом давления со стороны
политических групп, имеющих
свои социальные программы.
Эта ситуация должна была быть изменена.
Речь шла о выработке социальной доктрины, которую уже давно имели католики
и протестанты. У католиков она связана с
именем папы Льва XIII (1810-1903), у протестантов – с именем пастора Уолтера Раушенбуша (1861-1918), а в Православии – с
именем ныне действующего и здравствующего Святейшего Патриарха Кирилла. Но если
католическая социальная концепция в конце
XIX века стала альтернативой набиравшим
силу идеям социализма, а протестантская
предполагала кропотливую локальную работу с представителями социальных низов
(«социальную евангелизацию»), то в православной России церковная социальная мысль
неизбежно должна была коснуться преобразования общества в целом, выработки
общественного идеала в духе справедливости
и традиционных нравственных норм.
В декабре 1994 года Архиерейский Собор
Русской Православной Церкви подтвердил
важность задачи и поручил митрополиту
Кириллу создать Синодальную рабочую
группу по подготовке Социальной концепции,
формализовав те шаги, которые были предприняты им еще в 1992 году.
Результатом стало принятие в 2000 году
на Архиерейском Соборе «Основ социальной
концепции Русской Православной Церкви»
(ОСК) – документа, излагавшего официальную позицию Русской Православной Церкви
по вопросам взаимодействия с государством
и обществом.
После завершения всех этапов работы
митрополит Кирилл публично обратил внимание на то, что Церковь впервые официально
предложила обществу свое соборное мнение
по социальным вопросам.
Базовыми принципами ОСК являются
традиционные ценности, абсолютная ценность человеческой жизни, идея справедливости, неприятие «права сильного»,
внимание к социально незащищенным
людям, находящимся в трудном положении,
нравственное обоснование права и правовых
институтов, разумный этатизм (церковногосударственная симфония).
Даже нецерковные люди, как правило,
разделяют перечисленные принципы, поскольку они в принципе характерны для
русской культуры. Таким образом, Церковь,
по существу, высказалась от имени большинства россиян, фактически начав процесс
восстановления утраченного Русского мира.
Противодействие антицерковных сил
В период патриаршества Кирилла развернулась и приобрела существенное значение
программа «200 московских храмов». Она
имела целью построить храмовые здания
максимально доступными для жителей самых отдаленных спальных районов Москвы.
Требовалось увеличить их численность в соответствии с ростом населения мегаполиса.
+ КИРИЛЛ,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ.
Рождество Христово
2023/2024,
г. Москва
|