ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№02 2021 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Загадка «Девичьей башни»

В центре города Баку находится исторический архитектурный памятник «Девичья башня». Насколько можно судить по самым общим описаниям, в историю происхождения 28-метровой каменной башни напущено много тумана. Серьезных научных исследований или вовсе не проводилось, или их результаты недоступны. Среди путаной легенды очевидными являются лишь два персонажа: шах – правитель местных земель, явившийся заказчиком строительства, а также его дочь до того времени, когда ее выдали замуж, что следует из названия башни – «Девичья».

Я заинтересовался: а что может быть общего между высокой башней и незамужней девушкой (а то и несколькими девушками, т.к. слово «девичья» может говорить не об одной девушке, а о девушках вообще)? Известно ведь, что в старину детей обычно было много. И смешно представить себе, что у шаха была всего одна-единственная дочь. Далее я с удивлением обнаружил, что бакинская «Девичья башня» не является единственной в своем роде. Высокие башни с названием «Девичья» разбросаны по всему миру. Это целое явление, характерное для всех без исключения частей света.

Судите сами: башни странного назначения обнаружены в Северной Америке, на Тибете, в Европе и на Кавказе. В Турции даже крохотный скалистый островок в проливе Босфор приютил свою небольшую «Девичью башню».

А вот гравюра городского ландшафта древнего города Болонья (Италия). Просто башенный бум какой-то! Обратите внимание, названия этих башен, принадлежность, а значит, и назначение, семейные. Этой своей семейной принадлежностью башни Болоньи (а возможно и других городов Европы) роднятся с башнями, которые строились на Кавказе. И там и там отдельно взятая семья строила для себя свою отдельную башню.

Это то, что сохранилось до наших дней. А сколько башен не сохранилось, разрушилось от землетрясений, упало от потери равновесия и т.д.?! Современные нам «хрущевки», высотой всего в 15 метров, и то рассчитаны на срок эксплуатации всего в сто лет. А тут мы наблюдаем дошедшие до нас через века десятки «Девичьих башен». Сколько же их всего было построено по всему миру! И этому грандиозному явлению до сих пор не дается исчерпывающих объяснений ни с точки зрения истории, ни с точки зрения культуры или военного дела.

Поупражнявшись в расшифровке происхождения слов русского языка (см. на сайте «Конт» серию моих заметок 2020 года «Наивная этимология»), я подумал: а не попробовать ли разгадать тайну «Девичьей башни»? Если применить эрудицию, проанализировать общеизвестные факты и сопоставить разрозненные знания, не сложится ли картина, объясняющая этот удивительный феномен?

Вот что у меня получилось в итоге.


Живет моя отрада
В высоком терему,
А в терем тот высокий
Нет хода никому.

Романс с таким вступлением был популярен в советское время. Но давайте вникнем в текст этого романса. Он нам напоминает о том, что в русской традиции тоже была практика поселения молодой девушки в «высокий терем». В сказах П. Бажова и А. Пушкина, которые основывались в свою очередь на народных былинах, девушки находятся в заточении до прихода к ним жениха-освободителя. А в народной сказке «Сивка-Бурка» женихи состязаются в том, кому из них удастся допрыгнуть до высокого окна терема, где живет невеста-царевна. Для чего же ее поместили так высоко?

Поможет нам в ответе на этот вопрос понимание слова «терем». В русском языке тюрьма и терем имеют сходное звучание, а значит и смысл этих слов близок. По-итальянски слово «башня» звучит тоже весьма примечательно – torri. Мы недалеко уйдем от истины, если сформулируем общий смысл этих однокоренных слов так: изолировать, не пропускать никого ни оттуда сюда, ни отсюда туда. Та же «Девичья башня» в Баку на первом этаже вообще не имеет входа. Лишь с верхних этажей через окно можно спустить веревку и по ней взобраться наверх или сверху спустить что-то вниз. Из всего вышесказанного следует два вывода.

Вывод первый. В отечественной традиции тоже было принято до замужества держать девушек взаперти в высоких башнях. Правда, они были деревянными, поэтому башни-терема оказались недолговечными и в отличие от каменных башен Европы, Китая и Кавказа просто не дожили до наших дней.

Вывод номер два. Смысл содержания девушки в башне: до свадьбы максимально изолировать девушку от всего окружающего мира.

Однако это самый общий ответ, которым трудно удовлетвориться. Ведь изоляция изоляции рознь. Будем двигаться дальше.

Объяснение номер один, поверхностное.

Оттолкнемся от того факта, что башни-терема были атрибутом властвующего правителя, очень богатых людей. Следовательно, породниться с таким семейством желали бы многие. Выдача замуж дочери властителя является также серьезным политическим действием с его стороны. Отсюда особое внимание к тому, чтобы все было под контролем и не пошло по нежелательному для правителя сценарию: люди лихие, женихи горячие, нравы диковатые – могли ведь и выкрасть невесту. Неспроста «красть невесту» стало устойчивым понятием, которое в редуцированном виде входит и в современный обряд проведения свадьбы. Как вариант можно представить себе, что знатный род вынужден был запирать будущую невесту под замок для сохранности.

Явной нелепостью было бы применение «Девичьих башен» в военных целях. Наблюдение с высокой точки вести, конечно, удобно, однако таких наблюдательных пунктов достаточно иметь один-два. Но не усеивать же ими всю местность, как это сделано на Тибете или в Кавказских горах? Нападать с помощью башни невозможно, а обороняться в высокой башне можно только очень короткое время. Это все равно, что от стаи волков спасаться на высоком одиночном дереве. Если подмога не подоспеет, волки все равно тебя съедят. Для спасения осажденных в башне людей прогнать нападавших требуется в течение ближайших нескольких дней. Причем находящиеся в башне защитники почти не могут участвовать в собственном освобождении, вся надежда на помощь со стороны. Если в этом сценарии что-то нарушается, строить башню вообще не имеет смысла.

Допустим, от кратковременных захватов и набегов с целью грабежа высокая башня выручает. Как средство обороны и сохранения накопленных богатств высокую башню использовать тоже можно. Самым ценным могут быть дети и женщины, которых также целесообразно на время внезапного нападения поднять наверх. Да и в упомянутом нами романсе речь как раз идет о краже невесты.


Была бы только ночка,
Да ночка потемней,
Была бы только тройка,
Да тройка порезвей!

Объяснение номер два, глубокое.

Чтобы пойти дальше, нужно немного отодвинуть от себя современные представления и вжиться в реалии прошлого. Ниже я постараюсь восстановить тот образ мыслей, который позволит обосновать необходимость возведения «Девичьих башен». Имея готовый ответ-объяснение, можно уверенно утверждать, что конкретная практическая целесообразность сооружения башен для девушек основана на знании человеческой психологии и законов взаимоотношения между людьми. После того как кто-то первый применил это в своей семье, традиция строить башни перед выдачей дочери замуж вошла в обиход у правящих династий многих народов. Люди ведь высматривают друг у друга какие-то находки и с живостью перенимают успешный опыт. Так легко могло случиться и с «Девичьими башнями», тем более что свадьбы-женитьбы – дело достаточно частое. Можно утверждать, что «Девичья башня» постепенно стала необходимым атрибутом богатой семьи, желающей для своих дочерей заключения как можно более выгодного брака. Наверняка, без этой башни просто не брали замуж, так как это говорило о низком уровне готовности невесты к замужеству.

Итак, ближе к сути. Могущество государства и народа, населяющего это государство, зависит от того, какими людьми это государство располагает. В особенной степени это относится к управленцам, людям при власти. Не только образованием и природными талантами, но и положением в собственной семье в существенной степени определяется качество мужчины-правителя.

Если жена психологически сильнее мужа, главенствует внутри семьи, такой муж не сможет эффективно управлять другими. Свои управленческие навыки с годами он будет не приобретать, а лишь утрачивать. Дети в таком браке также больше будут следовать авторитету матери и пренебрегать влиянием отца. «Подкаблучность» будет передаваться по наследству как по линии дочерей, так и по линии сыновей.

Если же муж в семье главный, то такой человек активен, ориентирован на развитие, раскрепощен в своей мыслительной деятельности. Такой мужчина быстро вырастает из своего первоначального состояния и достигает все более высокого уровня жизни для себя, своей семьи, своего народа.

Поэтому ключевым вопросом повышения качества людей во власти и связанного с этим национального развития является главенство мужчины внутри семьи. Понятно, что семья – это не то место, где вопросы решаются силой. Добровольное подчинение мужу может быть основано только на культуре и воспитании, которые были привиты супруге до ее замужества.

Пока в культуре естественным было главенство мужа в семье, никакой необходимости в постройке башен не было. Но как только начался матриархальный перекос (который уверенно продолжается и в наши дни), нужно было каким-то образом вынуть будущую жену из окружения «нянек и мамок» с тем, чтобы девственная физически невеста осталась девственной и морально, внутренне.

Быт девицы-аристократки особенно чреват опасностью «заразиться» горделивостью и превозношением – спесью, как когда-то говорили на Руси. Прислуга заискивает, восхваляет, угождает не без выгод для себя. Будущая невеста при этом портится, раньше времени мысленно надевает себе на голову корону – и все: никак эту корону обратно не снять. Будущему мужу, вместо того чтобы обратить свои силы на завоевание внешнего мира, придется тратить энергию на решение внутрисемейных проблем.

Сохранилась у народов Кавказа такая поговорка: «Воспитаешь сына – воспитаешь аул. Воспитаешь дочь – воспитаешь народ». Вот это как раз о нашем с вами случае и говорится!

Думаю, что очень быстро опытно выяснилось, что «Девичья башня» дает практически подтверждаемый результат: покорность жены в браке. Кроме оторванности от окружения прислуги уединенная жизнь, безусловно, способствует возрастанию многих других полезных нравственных качеств. Недаром считается, что наиболее чистое житие у монахов-отшельников, которые живут вне мира. В пустынях и монастырях, закрытых для посещения местах воспитывается незамутненное сознание, свободная мысль, созерцание вещей в их истинном представлении. Уединенная жизнь дает возможность понаблюдать за собой, а значит, лучше познать себя. Можно подумать о многом таком, о чем в условиях обыденной суеты мы подумать просто не успеваем.

Понятно, что только очень богатые аристократические семьи могли позволить себе настолько серьезную подготовку своей дочери или нескольких дочерей к замужеству через помещение в «Девичью башню». Возможно, простой народ даже не понимал смысла в таких начинаниях, объясняя это прихотью аристократических родов. Возможно, поэтому башни остались только в качестве архитектурных сооружений, а их след в широкой народной культуре был быстро утрачен.

Возвращаясь к «Девичьей башне», находящейся в столице Азербайджана городе Баку, стоит отметить, что, вопреки легендам, у тамошнего хана было восемь дочек. Такой вывод можно сделать, исходя из конструкции самой башни, имеющей друг над другом восемь внутренних этажей. Можно также предполагать, что высокое происхождение дочери шаха не позволяло помещать будущую невесту в комнату, в которой до нее проживала ее сестра. Именно поэтому правитель распорядился построить одну восьмиэтажную башню, а не восемь отдельных башен. Надо отдать должное неординарности мышления этого шаха. Как жаль, что его имя не сохранилось в истории.

В заключение я предлагаю ознакомиться с подборкой фотографий загадочных башен, разбросанных по всему свету. Может быть, назначение этих башен не такое уж и загадочное, как может показаться на первый взгляд?

Андрей ДОБРЫНИН, г. Тюмень.
31 декабря 2020 г

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.