ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№4 2011 г.         

Перейти в раздел [ Храмы ]

Встреча со Святой Землёй

(Продолжение. Начало в №159)

Мёртвое море

Оно все время появлялось на горизонте во время наших передвижений по иудейской пустыне. Было велико искушение его увидеть: столько рассказов о нем услышано! и о его особенной воде, и о целебных свойствах, и о том, что оно находится ниже уровня моря на 397 метров…

Однако Владыка не благословил поездку к Мертвому морю (согласно христианскому вероучению, оно возникло на том месте, где Господом были разрушены за грехи человеческие города Содом и Гоморра) - незачем погружаться в грехи жителей этих городов. Тем не менее, часть нашей группы не смогла преодолеть искушение (светские люди, в миру власть имеющие!) и пожелала подъехать к Мертвому морю и даже искупаться в нем. Священники и те из паломников, кто были не согласны с этим решением, предпочли выйти на шоссе: расположились в кафе у автозаправочной станции, ели мороженое; впечатления были фантастические: вокруг - иудейская пустыня, кафе-шатер над тобой, ткани белые полощутся на ветру, яркое небо и яркое солнце…

Почему я не поехала к Мертвому морю? Во-первых, не было благословения (не хотелось выходить из состояния внутренней гармонии и погружаться в мир противоречий и душевных метаний); во-вторых, я филолог, и потому всегда стараюсь ориентировать свое поведение в соответствии со словом. В данном случае слово «мертвое» меня не устроило: у меня есть интересное дело моей жизни, много новых идей - не хотелось «утопить» их в Мертвом море… Я тоже провела час в этом придорожном кафе среди летящих белых тканей, и мне было удивительно хорошо: все-таки отказ от искушения действительно делает душу свободной…

Хеврон

Открываем Библию (Бытие, 13:18) и читаем о том, что Авраам поселился у дубравы Мамре в Хевроне; во 2 книге Царств (2:1-4) говорится о том, как после смерти царя Саула Бог посылает Давида в Хеврон, где он становится царем Иудеи, позднее он становится и царем Израиля; здесь покоятся Авраам и Сарра, их сын Исаак, его жена Ревекка, их сын Иаков и жена его Лия (Бытие, 23; 25:8-10; 35:27; 49:29-31; 50:13); после того, как иудеи вошли в землю Ханаанскую, Хеврон был отдан Халеву, одному из тех разведчиков, кто и нашел землю обетованную. Ветхозаветная история оживает в этом городе, и, бродя по его улочкам, так и слышишь шелест шагов древних патриархов, праотцев… Главная цель нашего путешествия в Хеврон - поклонение Мамрийскому дубу, тому самому, под которым встречал Авраам трех ангелов - Троицу. Благословенна та земля, каждый шаг по которой обращает наш ум и наше сердце к тому или иному событию древней истории, дарит впечатления, размышления, открытия!

На мамрийском дубе уже нет той кроны, которая укрыла от жаркого солнца трех ангелов-путников, гостей Авраама, - ныне мы можем созерцать только сухой ствол этого древнего дерева. Но растут рядом молодые дубки, раскинули кроны их старшие товарищи: все они - вечное продолжение дубравы Мамре, вечное напоминание о великом событии - явлении Троицы Аврааму.

Что вокруг? Цветет сад, храм встречает паломников, звучат молитвы… а у мамрийского дуба - как и в древности - пасутся белые козы (правда, в аккуратном загончике), у них добрые глаза, смешные длинные уши; они с удовольствием поедают сухие пайки паломников (выдавались перед долгой дорогой), а также листочки с окрестных деревьев. Только представьте: мамрийская дубрава, синее небо и яркое солнце, звон колоколов на соборе, зеленые лужайки -и паломники, кормящие доверчивых коз… А за всем этим - Авраам и Сарра, история иудейского народа, истоки христианства… И неважно, что ты человек 21 века, что живешь в мире современных технологий, что в повседневной жизни занят важными делами - здесь все это не имеет значения, здесь козы философически жуют хлебец, шелестят листвою потомки мамрийского дуба, и ты вновь и вновь возвращаешься к древним строкам: «и явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него…» (Бытие, 18:1-2).

Иордан

Просто река, справочники говорят о том, что она от истока до устья всего 120 километров, пересекает три страны, берет начало в Сирии, на южных отрогах горы Хермон; уже на территории Израиля протекает через Галилейское море и впадает в Мертвое море. Она очень извилиста, неглубока, воды зеленовато-прозрачные, по берегам - обычные кустарники, как и у большинства рек. Однако именно этой реке суждено было стать одной из самых упоминаемых рек в библейской истории, в Ветхом и Новом Завете.

Иудеи, в поисках земли Ханаанской, под предводительством Иисуса Навина перешли Иордан посуху (когда священники иудейские вошли в воды реки и внесли Ковчег Завета, вода встала стеной с одной стороны, а с другой утекла - Ис. Нав., 3); чудесно через реку Иордан переходят пророки Илия и Елисей (4-ая Книга Царств, глава 2); здесь Иоанн Креститель проповедовал, призывая покаяться и креститься в водах реки Иордан. помните: «...я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя» (ин., 1:23). В Евангелии от Иоанна сказано, что «это происходило в Вифаре при Иордане…» (ин., 1:28). Сюда пришел к Иоанну Крестителю Иисус Христос, чтобы креститься, здесь произошло Богоявление: во время крещения Христа сошел Дух Божий «как голубь» и с небес раздался «глас глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный…».

Сегодня к реке Иордан устремляется много паломников, и потому на израильской территории место для встречи паломников с Иорданом обустроено: цивилизация! В первую мою паломническую поездку (может быть, к нашему счастью!) это «обустроенное место» оказалось закрытым по каким-то техническим причинам, и мы поехали далее вдоль реки, чтобы найти благостное место для встречи с ней.

Мы вышли из автобуса в пустынной местности, прошли около полукилометра пешком и оказались на берегу Иордана. Зеленовато отсвечивала вода, в ней отражались ветви кустарников и небо. Мужчины и женщины разделились на две группы, нашли удобные спуски к реке; все паломники надели на себя специально приобретенные для этого рубахи (длинные, белые; на груди - изображение - Крещение Христово). было как-то по-особому трепетно: почувствовать босыми ногами землю, по которой к Иордану шел Он. Вряд ли мы все тогда сознавали подлинную суть происходящего, но понимание высокой ценности каждого мгновения - было. и -встреча с Иорданом состоялась.

Можно сегодня писать об этом, перечисляя этапы события, но при этом мы ни на мгновение не приблизимся к пониманию того, что произошло. но осталось ощущение счастья, кожа до сих пор помнит прикосновение иорданской воды, нежное, шелковистое, пронизанное светом… Окунулись трижды, как принято в христианской традиции, кто-то успел и поплавать…

Потом я долго размышляла: что произошло? С точки зрения обыденности - искупались в очень теплой южной реке; с точки зрения смысла - причастились к высокой тайне крещения. Думаю, вот этот-то духовный смысл и позволил испытать всю полноту счастья; радость паломников была не только от солнечного дня и светлой воды - это состояние радости от красоты и гармонии мира можно ощущать и в наших широтах. здесь же было нечто другое. почему мне в иорданской воде было божественно хорошо? Вывод был прост: это открытость навстречу богу, духовное воссоединение нити времен - живешь-живешь, и вдруг наступает такое мгновение, когда всем существом своим чувствуешь связь неба и земли, прошлого и будущего, и это чувство рождает благодарение богу, а что может давать больше счастья, чем искренняя благодарность Всевышнему?

Гора Фавор

Сначала в художественно-публицистических текстах - крылатое выражение «фаворский свет», позднее - чтение Евангелия и через его текст выход к пониманию сути этого выражения; еще позднее - размышления о преображении Господнем и его значении в истории мировой культуры. И вот наступил день, когда гора Фавор ждала нас для встречи…

Вышли из автобуса, сели в маршрутное такси - и долго вверх, по серпантину дорог. Доехали, застыли потрясенно, увидев панораму, открывшуюся перед нами: вся Галилея видна! С высоты птичьего полета можно проследить те святые места, где прошли годы земной жизни Иисуса Христа (детство его и служение). С высоты горы мир видится прекрасным, полным сияния и радости, мелкие суетные устремления человека не видны, и потому душа парит свободно, подобно птице, и рождается новый взгляд на давно известные события.

Прочитав множество книг по православной культуре, детально изучив Евангелие, я усвоила смысл Преображения Господня; однако нужно было подняться на гору Фавор, чтобы сделать удивительное (для меня) открытие: не только Христос преобразился («…и просияло лице его как солнце, одежды же его сделались белыми как свет» - Мф., 17:2), преобразились и ученики его (Петр, Иаков и Иоанн) - они увидели и услышали то, что ранее им было недоступно: явились им Моисей и Илия, беседующие с Христом, «светлое облако осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный…» (Мф., 17:5). Душевное состояние учеников меняется: «при сем Петр сказал Иисусу: «Господи, хорошо нам здесь быть…» (Мф., 17:4); услышав же «глас глаголющий», они «пали на лица свои и очень испугались» (Мф. 17:6). им открылась великая тайна боговоплощения…

Истоком открытия стало Преображение Господне - немеркнущим светом оно осветило происходящие события и подняло учеников, обычных земных людей, на новый уровень бытия. Почему мне ранее не пришла мысль о том, что Преображение Господне вызвало преображение его учеников? Ибо только преобразившись внутренне, человек может увидеть «Фаворский свет»…

Вспомнилось, о чем далее говорил Христос с учениками: написанное сбывается, и приходит тот, кто должен прийти, но его не узнают: «но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, и поступили с ним так, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них» (Мф., 17:12). Мудрость Евангелия бесценна: от духовных высот Фавора мы переходим к повседневной жизни, и здесь вопрос о том, как узнать человека, Дело, истину, становится актуальным, и мы мечемся, сомневаемся, обижаемся, читаем современные трактаты по психологии, изучаем технологии управления - и при этом забываем, что истинная суть вещей открывается только через фаворский свет, через умение подняться над суетой мира и увидеть панораму дел и событий с горней высоты…

Назарет

В этом небольшом селении незаметно началась история Нового Завета, здесь прозвучала благая весть, возвещенная архангелом Гавриилом Деве Марии о зачатии ею во чреве от Духа Святого и рождении Сына Божиего: «…радуйся, благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах…» (Лк., 1:28).

…Мы подъезжали к Назарету. Вокруг - невысокие Галилейские горы, живописная лощина, белые домики по склонам. Обычный южный городок, но каков след в мировой истории!

…Мы спускались по широкой каменной лестнице к источнику Девы Марии, а рядом, с правой стороны, сохранилась древняя лестница, по которой сходили за водой жители Назарета и вместе с ними - пресвятая Богородица (в то время это был единственный в поселении источник). Однажды Дева Мария набирала здесь воду, и явился ей архангел Гавриил с благой вестью.

Я стояла у источника и слушала говор воды - он вечен, как и то событие, которое произошло здесь более двух тысяч лет назад… Сегодня над колодцем приснодевы построена церковь благовещения, вода источника отведена на городскую площадь, где сооружен Фонтан Марии; торгуют на площади восточные лавочки, трепещут листвою деревья в саду, слышится разноязыкая речь - все, как во многих восточных городках, и одновременно - все по-особому: «…радуйся, благодатная, Господь с Тобою…».

Здесь прошло детство, отрочество и юность Иисуса Христа, здесь он начал впервые проповедовать, но жители Назарета не приняли и не поняли его.

Так трудно, почти невозможно узнать Того, Кто пришел…

Кана Галилейская

Сегодня - небольшой арабский городок Кфар-Кана в 7 километрах от Назарета по дороге в Тивериаду; в евангельские времена - место сотворения первого чуда Иисуса Христа: на свадьбе превратил простую воду в вино, тем самым явил свою чудотворную силу. До сих пор в местном храме можно видеть водоносы - особые сосуды, в которых хранили воду; именно в таких сосудах и была превращена вода в вино…

Ароматом свадебного вина здесь пропитано все: и традиции венчания православных жителей Галилеи и евангельские строки, и впечатления паломников - каждый стремится приобрести сувенирные наборы свадебного вина для подарков родным и близким… а вкус этого вина, однажды попробованного, невозможно забыть… Говорят, пить это вино нужно по глоточку, вникая во вкус, в минуты радостей и печалей - радость станет более насыщенной, а печаль будет утешена…

Капернаум

Впервые об этом городе я узнала, читая в юные годы роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Сонечка Мармеладова, грешница поневоле, снимает комнату у портного Капернаумова; здесь, в этой комнатке, она разговаривает с Раскольниковым, убеждая его покаяться в преступлении, и читает ему из Евангелия строки о воскрешении Лазаря. В примечаниях говорилось, что фамилия хозяина квартиры Капернаумов восходит к названию городка Капернаум, где Христос творил чудеса, исцелял, проповедовал… Тогда же пришло понимание: если Христос воскресил во славу Божию человека, который «уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (ин., 11:39), то живого человека воскресить для нравственной жизни всегда можно - нужно только верить!

Капернаум в евангельские времена - культурный и торговый центр, город, в котором была воскрешена дочь Иаира, исцелены теща Симонова, сухорукий, немой, бесноватый, слуга сотника, кровоточивая жена, двое слепцов… евангелисты называли Капернаум «его город»; но и в этом городе не нашел Христос глубокого понимания и воскликнул: «и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься!» (лк., 10:15).

Прошли годы, после арабского завоевания было забыто само местонахождение города, сегодня ведутся раскопки. паломникам доступно лишь созерцание остатков синагоги, в которой, вероятно, проповедовал Иисус Христос, да дом апостола Петра, где была исцелена его теща…

Галилейское море

Сегодня единственный источник пресной воды в Израиле; озеро, имеющее определенные размеры: длина - 21 км, ширина -12 км, глубина - 48 м; от Иерусалима -200 км. Очень непросто за сухой статистикой увидеть Генисаретское (Тивериадское) озеро - Галилейское море! Поэтому важно абстрагироваться от точных данных - и просто слушать свое сердце…

Мы долго ехали по Галилее: сады, сады, сады… зеленые склоны гор, светлое и чистое состояние духа - мир радостен и прекрасен, и не верится, что не так далеко отсюда - марсианский пейзаж иудейской пустыни, Гора искушения… здесь все по-другому: нарядно и празднично. В ожидании встречи со святым местом созерцала пейзаж за окном, вспоминала события, связанные с Галилейским морем. Оказалось, что на берегах его развернулась почти вся евангельская история: здесь были призваны «на ловлю человеков» первые ученики; по этим водам ходил Христос, здесь Он укрощал бурю; здесь дважды был чудесный улов рыбы.

Каким предстанет озеро перед паломниками? Оно показалось внезапно - за строениями и деревьями, распахнулось навстречу паломникам - светлое, наполненное необычайной синевой! Мы долго ехали вдоль этой сияющей синевы, тихая радость и умиротворение охватывали душу. Нас ждали в Магдале - на родине мироносицы Магдалины. Здесь, недалеко от развалин евангельских времен, расположился русский монастырь с храмом и целебными источниками.

Просто сказать, что с террас монастыря открывается изумительный вид на Галилейское море, - значит ничего не сказать. изумительными пейзажами полон мир; у местного же пейзажа - евангельская история. Да, мы бродили по территории монастыря, окунались в целебные источники, созерцали божественно прекрасный вид озера, отдыхая душой…

Потом был обед в монастырской трапезной, и нам подавали запеченную рыбу апостола Петра (говорят, у этой рыбы нет биологического названия - ее так и называют: «рыба апостола Петра»). рыба была вкусной и сытной, сразу вспомнилось чудо, сотворенное Христом: насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами… здесь, как и в других монастырях, предлагали чай: в прозрачных кувшинах заварены травы - мелисса, мята. Это деталь монастырского быта, такая же вечная, как молитва перед трапезой и после…

Так было издревле, так будет всегда: пройдет много лет, другие паломники пройдут по нашему пути, они так же будут любоваться Галилейским морем, есть рыбу апостола Петра и пить чай из трав, которые светятся сквозь прозрачное стекло кувшинов, пронизанных солнечным светом…

Я обратила внимание: здесь легко и светло думается о вечности; несмотря на сиюминутные потрясения - войны и революции, исчезновение и появление государств, постоянный арабо-израильский конфликт, - вечность присутствует всюду. Она напоминает о себе строками Евангелия, бережно хранимыми традициями, обрядами, бытовыми деталями, которые поднимаются до уровня символов…

День завершался, мы уезжали… что увозила я с собой кроме впечатлений? Размышления о вере и неверии, о сомнениях, губящих путь… на берегах Галилейского моря я задумалась о чудесах, сотворенных здесь Христом. Помните, Христос и ученики его плыли в лодке, началось волнение на море, Он спал; ученики испугались, разбудили его: «…Господи, спаси нас: погибаем» (Мф., 8:25). Увидев их страх, Христос сказал: «…что вы так боязливы, маловерные?» (Мф., 8:26). Другое чудо: ученики плывут в лодке, Христос идет к ним по воде как посуху; апостол Петр восклицает: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф., 14:28). Христос разрешает; апостол Петр делает несколько шагов - и начинает тонуть, зовет на помощь Христа и слышит в ответ: «…Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф., 14:31).

Два события, испуганные люди и - дважды из уст Христа звучит слово «маловерные, маловерный». простое и точное объяснение невозможности человека преодолеть сложную ситуацию! причем, речь идет не об отсутствии веры, а о непрочности ее: внешне ученики принимают истину Христа, внутренне не готовы ей следовать.

Я и ранее много размышляла о смысле каждого из чудес, сотворенных Христом, о том, что губительнее для человека - отсутствие веры или маловерие, и о том, как вера позволяет человеку 21 века обрести успех… здесь, на берегах Галилейского моря, еще раз явилась истина, заповеданная Христом: сомнения губят любой путь, и евангельские строки - опыт для повседневной жизни каждого верующего…

Между тем озеро за окном автобуса медленно уходило вдаль, скоро нас опять охватила иудейская пустыня (мы возвращались другой дорогой). подумалось: религия, в основе которой слово «возлюби», могла родиться и окрепнуть только в благословенном краю - на берегах Галилейского моря, а испытания пройти ей суждено было в иудейской пустыне, где Иисус Христос преодолел искушения, где ждала его Голгофа…

Иерусалим

Название города в переводе с еврейского означает «обиталище мира», что очень точно отражает смысл и роль этого города в истории человечества. Здесь живут три авраамических религии (иудаизм, христианство, ислам), развиваются три культурных пространства, и каждое из них, сохраняя самобытность, соседствует в течение тысячелетий с другими…

Наше паломничество было православным, однако паломники могли получить представление и о других культурах: во-первых, сам город и страна представляли для этого прекрасные возможности; во-вторых, во время передвижения по Иерусалиму комментировались обычаи местных народов, их святыни. Безусловно, Иерусалим завораживает, увлекает, открывается навстречу гостю - и в то же время остается вечной тайной, книгой для многолетнего чтения. Листаем страницы…

Здесь правил царь Давид, здесь мудрый царь Соломон построил иерусалимский храм и перенес на Сион Ковчег Завета, в котором хранились скрижали с записанными на них заповедями Божиими…

Здесь на горе Мориа богопослушный Авраам собирался принести в жертву Богу своего сына Исаака, на горе Сион находится та горница, в которой состоялась Тайная Вечеря, на горе Елеонской - Гефсиманский сад, где молился Христос накануне ареста, еще выше - место, с которого вознесся Он к Отцу Небесному; здесь между Старым городом и Елеонской горой - Кедронский поток, в долине которого Страшным Судом завершится мировая история… здесь Силоамская купель, где исцелил Христос слепорожденного, Овчая купель (Вифезда), где был исцелен расслабленный… здесь прошел Христос Страстным путем, здесь храм Гроба Господня - святыня для всех христиан…

Каким открылся мне Иерусалим? Городом известным - и новым, заставил о многом задуматься и подарил счастливые мгновения бытия. Самое главное - состоялся наш диалог…

А еще - здесь произошло то, что можно назвать «духовным рождением»…

(Окончание в следующем номере)

Лидия Русакова,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.