Однажды человек приходит к Богу - и остается с Ним навсегда...
Однажды человек вдруг понимает, что кроме роскошных круизов и туристических троп есть странствие к самому себе, и в этом странствии обретается мудрость... Поклонение святым местам - традиция столь же давняя, как и забытая. Так просто сегодня, имея деньги, пойти в туристическое агентство и приобрести путевку в любую страну мира; сложнее - надеть на плечи рюкзак и отправиться по горным тропам; и неизмеримо сложным оказывается для большинства сограждан посвятить несколько дней путешествию по духовным пространствам отечества или святым местам мира. Оказывается, к такому путешествию нужно прийти, нужно почувствовать его необходимость, нужно вступить в пространство жизни духа, а это так непросто в эпоху торжества материально-вещных интересов!
Но вот наступает мгновение - и ты паломник! Ты одет подобающим образом, ты отрешился от суеты повседневности, ты сосредоточен и спокоен - в путь, к себе, к традициям своего рода, своей семьи, к истокам!
Эта статья посвящена описанию паломничества на Святую землю: по значимости - неизмеримо высокого, по ценности - поистине бесценного...
Каждый год в дни пасхальных торжеств при участии Владыки Димитрия, Архиепископа Тобольского и Тюменского, и при финансовой поддержке Губернатора Тюменской области В.В. Якушева происходит паломничество православных на Святую землю. Автору этих строк посчастливилось дважды быть участницей этого удивительного путешествия, и потому искренне хочется поделиться своими впечатлениями о паломничестве с теми, кто мечтает побывать на Святой земле, и с теми, кто еще об этом не задумывался...
Особенностью паломничества 2010 года было то, что в состав группы паломников были приглашены учителя и директора общеобразовательных учреждений Тюменской области, решающие ежедневно в школьном пространстве вопросы духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Паломничество на Святую землю стало для них бесценным подарком в Год учителя.
Так получилось, что впечатления двух паломнических поездок слились воедино, явились как текст-размышление о событиях евангельских и современных, о воспитании детей и радости бытия. И хорошо: на пути духовного развития важна не хронология, а образ времен и событий, образ пространства становления духа.
...Так сложилось исторически, что куль-турообразующей религией для России стало православие, поэтому паломничество к истокам христианства одновременно становилось паломничеством к истокам родной культуры, к истокам традиций своей семьи, своего народа.
Начало
Весеннее утро, 5.30, аэропорт Рощино. Табло у стойки регистрации: Тюмень - Тель-Авив. Несколько обескураженные обитатели ночного аэропорта, немой вопрос в глазах: что, уже и туда прямые рейсы открыли? Впрочем, скоро все стало ясно: женщины в длинных юбках и в платочках, много священников - паломнический рейс!
Всего из Тюмени вылетало 125 паломников, иначе - три группы. Четкая организация: во главе каждой группы - священнослужитель, программа паломнических маршрутов заранее представлена. Правда, пока весь маршрут воспринимается как нечто несбыточное: читаешь священные для каждого христианина слова - Иерусалим, Вифлеем, Назарет, море Галилейское - и думаешь: неужели вот так просто мы будем ходить там, где когда-то Он ходил? Где происходили события, описанные в Евангелии? Может ли такое быть? В эпоху всеобщего туризма умом понимаешь: все может быть, но сердце настраивается на высоко-торжественную ноту, и потому все происходящее кажется чудом...
Полет
Молитва перед взлетом... Вот ведь и летаем часто, и самолет не в диковинку, и чувство риска каждый раз ощущаем. Здесь же было что-то особенное: красиво-смиренно звучали слова, обращенные к Богу... Почему-то вспомнилась приговорка, которой научила бабушка в детстве и которую нужно было произносить, отправляясь в любую дорогу: «Зеленая роща, лес густой, навстречу ангел, по пути Христос»... Присутствие Бога было ощутимым...
Стюардессы: красивые, в синих платочках, с напевными голосами: «Отцы, братья и сестры...»
Командир экипажа: ответственно серьезный и дарящий чудо: он провел для нас блестящую экскурсию от Тюмени до Тель-Авива - где пролетаем, что внизу; погода - ясная на всем протяжении полета, мир - прекрасен: степи просторны, горы таинственны, море сияло, отмели острова Кипр светились желтизной песка, Тель-Авив восхитил с высоты птичьего полета зачарованной логикой своих кварталов...
Аэропорт Тель-Авива «Бен Гурион»
Обычная процедура прилета, необходимые штампы в паспорте. Что поразило: военные с автоматами всюду; мощь и эстетика здания аэровокзала.
Самое яркое впечатление: в этой стране все любят детей! Их в аэропорту было множество: они летели куда-то с родителями, терпеливо ожидали посадки, гуляли, играли - они никому не мешали и никого не раздражали!
Мне стало грустно: что происходит сегодня с Россией, если дети в ней мешают всем? Я говорю это не голословно: за мою педагогическую жизнь я много путешествовала по нашей стране с детьми и прекрасно знаю, как относятся наши соотечественники к детям: в них все и всюду видят только источник неприятностей - на вокзалах, в общественном транспорте, в кафе, в театрах, музеях и т.д. Или мы так плохо воспитываем детей, что они не умеют себя вести на людях, или мы их просто не любим? Грустный вывод: мы разучились любить детей, и потому не умеем их воспитывать!
...А в аэропорту Тель-Авива «Бен-Гурион» дети разных народов жили как дети, их не одергивали поминутно, на них не кричали, и это детское царство меня обрадовало. Вспомнилось: «если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Вопрос: каждый ли из нас сегодня понимает, что значит - быть как дети? Понятны ли нам, взрослым, ценности детства?
Дорога в Иерусалим и Вифлеем
Комфортабельный автобус, непривычные сибирскому взгляду ландшафты: холмы, белые домики, взбегающие по ним; оливковые деревья по склонам холмов, яркое синее небо...
Иерусалим: здесь все знакомо, узнаваемо - по картинкам из энциклопедий и слайдам из электронных пособий по истории мировой культуры. Вот стены Старого города, мечеть Купол скалы, вот Елеонская гора... Это потом оказалось, что даже прочитав множество книг об Иерусалиме, нельзя его узнать - этот город можно почувствовать, посидев на ступенях у храма Гроба Господня среди разноязыкого христианского сообщества, побродив по улочкам Старого города, посетив его святыни, увидев раввинов на опустевших улицах в пятницу вечером накануне Шаббата, встретив шествие мусульман после пятничной молитвы из мечети Купол скалы... Впрочем, об этом великом городе - далее.
Вифлеем: первое впечатление - я уже все это видела где-то: холмы и белые домики, узкие улочки, закаты и рассветы... Так бывает: иногда приедешь впервые куда-нибудь и вдруг вспомнишь это место каким-то внутренним зрением. Может быть, просыпается память древних текстов, возникает особое созвучие души и истории культуры, и является откуда-то образ местности, открывающейся перед тобой...
Неприятные реалии времени: вокруг Вифлеема сегодня - стена, на выезде - блокпосты, военные; каждый день - проверка паспортов, иногда - проход с досмотром через контрольный коридор (серию турникетов), над тобой - сетка, выше - военные с автоматами. Вифлеем ныне - Байт-Лахм, арабское поселение, Палестинская автономия... Израиль защищает таким образом своих граждан от терактов. Однако агрессивного отношения на своем пути паломники не встретили - ни со стороны евреев, ни со стороны арабов. К счастью для паломнической миссии, все военные детали остались для ее участников лишь как атрибуты современного бытия Земли обетованной...
Сказки Вифлеема
Мы жили в Вифлееме, от нашей гостиницы до Храма Рождества Христова - три минуты ходьбы - и долгий путь к пониманию сути Боговоплощения...
Первое утро в Вифлееме. Я просыпаюсь рано: еще сумерки, на часах - почти 4.00; просыпаюсь от того, что поет петух: возникает ощущение деревни, древности, детских воспоминаний. Почему-то подумалось: это не просто петух - это Вифлеемский петух, его предок - наверняка тот самый петух, который пел утром при рождении Христа! Поселение - вечное, поэтому и петух - явно местный, тоже чувствующий ритм времен!
Следом слышится голос муэдзина -призыв мусульман к утренней молитве. Голос однообразно-вечен, мелодия - ритм вифлеемских холмов; возникает ощущение печально-вечного приятия бытия...
Чуть позднее начинают светло и радостно звонить колокола на христианских соборах. Звон торжественно-пробуждающий, в утренних сумерках - звучание мягкое, благостное.
Светает. Без четверти шесть. Подхожу к окну: над Вифлеемскими холмами встает солнце. Сначала появляется алый его край, лучезарным становится небо, мгновение - и солнце взлетает, легко и радостно!
В это время из двери двухэтажного дома напротив гостиницы выходит рыжий Вифлеемский кот, садится на крыльцо и вдумчиво смотрит на солнце.
А солнце - алое, теплое и светлое -долгое время еще светится над линией горизонта, и лишь потом начинает свое движение по небосклону... Можно выйти в сад гостиницы, любоваться солнцем, панорамой Вифлеема, вдыхать утренний аромат цветов - и просто ни о чем не думать...
На третий день пребывания в Вифлееме я вдруг обнаружила, что каждое утро начинается одинаково: поет петух, призывает на молитву муэдзин, звенят колокола, встает солнце, выходит Вифлеемский кот... И восьмое утро, утро нашего отъезда, начиналось точно также... И вдруг подумалось: это и есть вечность - на этой земле родилась книга Екклесиаста, помните? «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем...» (Еккл. 1:9). Мы приехали - и мы уедем, но каждое утро будет петь петух, будут звенеть колокола, будет призывать на молитву муэдзин, будет выходить Вифлеемский кот, чтобы задумчиво созерцать сияние утреннего солнца. И это будет вечная сказка Вифлеема, в основе которой - Рождество Христово.
Храм Рождества Христова
Первая встреча - в первый день пребывания на Святой земле. Сначала - узкая улочка до храма, площадь перед ним, внешне невзрачный вход...
Внутри - полумрак, колоннада, на полу -фрагменты византийских мозаик (4 век н.э.); прямо от входа - нарядный иконостас, разноцветные лампады (греческая традиция!). Здесь Владыка Димитрий служил службу, высоко поднимались голоса - особо празднично звучали православные песнопения среди этих древних колонн...
Потом открылась тайна: пещера, где родился Христос, находится под алтарем, несколько ступеней вниз - вот она, серебряная звезда, указывающая место рождения Христа. Тихо и трепетно. Паломники прикладывались к Святому месту, шептали молитвы. Рядом - место, где стояли ясли, в которых лежал Младенец и в которые заглядывали осел и вол (иконописная традиция, символы язычества и иудаизма),
созерцая приход Мессии... Торжественная простота!
Во время первой встречи с храмом Рождества Христова я открывала для себя его пространство, знакомилась с обрядовой стороной паломничества к этой святыне. Конечно, увлекла собою вдохновенная служба, сам смысл святыни... Но все равно, в ту первую встречу я была похожа более на экскурсанта, который жадно впитывает впечатления. Не было просветления духа -узнавание нового порой только готовит для этого почву...
Просветление духа пришло после - в день отъезда, утром, многие паломники еще раз пошли в Храм Рождества Христова. Каждый шел своим путем, это было желание личной встречи. Опять были узкие улочки, вдруг обнаружилась дверь в сплошной стене вдоль улицы, вошли - и оказались сразу в храме. Шла утренняя служба в пещере, где родился Христос; служил греческий священник. Верующие стояли внизу, в пещерной части храма, сидели на ступенях, ведущих в пещеру, на скамьях, стоящих в наземной части храма. Горели свечи и лампады, торжественно и светло звучали греческие песнопения. Почему-то подумалось: великий смысл был в том, что в российских гимназиях 19 века изучался древнегреческий язык - он открывал путь к гармонии древних текстов...
Спустилась по ступеням вниз, еще раз поклонилась святыням, поднялась в наземную часть храма и села на скамью... Шла служба, звучали молитвы, смотрела на меня Богоматерь с иконы, на душе было спокойно и тихо... Так прошло много времени, и пришло просветление духовное - вне суетности и бренности, в минуты осознания тайны Рождества Христова.
Потом я вышла из храма на площадь: маршировали местные полицейские, издали слышно было звучание восточных лавочек, неподалеку от входа в Храм Рождества Христова старый араб варил кофе в кофеварке, напоминающей наш русский самовар: внутрь трубы клались оливковые щепочки (остатки от дощечек, из которых сувенирных дел мастера, местные ремесленники, делают крестики для паломников); раздувался огонь, аромат кофе смешивался с ароматом восточных пряностей; в налитую чашечку кофе бережно опускался кардамон - пожалуйста, с добрым утром!
... Так испокон веков соседствует вечное и сиюминутное, божественное и земное - и все это вместе подарило в это утро ощущение счастья бытия... Укора внутреннего при переходе от высокой молитвы и благостной тишины храма к утренней площади с ароматом кофе не было: значит, так и должно быть, и за это утреннее счастье обычного земного человека - благодарение Богу...
Поле пастушков
Само название, обозначенное в программе нашего путешествия, показалось наивно-трогательным; оказалось, мы едем на то место, где пастухам явился ангел и сообщил им о рождении Христа.
Поле пастушков находится недалеко от храма Рождества Христова, но в современных условиях пришлось туда действительно ехать по узким улочкам и восхищаться той виртуозностью, с которой наш водитель вел большой автобус по многочисленным подъемам и спускам, где порой и людям-то трудно разойтись...
Первоначально - разочарование: поля пастушков как такового уже не существует - нет заповедного края, за две тысячи лет холмы застроены и обжиты. Потом - очарование: на месте Поля пастушков - храм, наполненный необычайным светом и красотой. Подумалось: он ведь таким и должен быть
- Младенец родился! Ангелы рады, пастушки идут с ягнятками поклониться Младенцу-Христу: «Нам бо ради родися Отроча младо, Предвечный Бог!» Знаю, что зодчие, созидая храм, следуют смыслу события, которому он посвящен, и все равно каждый раз удивляюсь, как точно храм отражает суть события, ставшего его истоком.
Что еще восхитило? Сад при храме: сказочно прекрасен! Описать - невозможно, нужно просто созерцать и радоваться красоте. Мы посетили во время паломничества много монастырей, и при каждом как особая святыня - сад. Тема райского сада живет в культуре вечно, изучена история и символика садово-паркового строительства, написаны трактаты по ландшафтному дизайну и т.д. Но монастырские сады восхищают не столько великолепием, сколько внутренним светом и добром. В них светло и торжественно, трогательно и вдохновенно отразилась идея соработничества человека с Богом: Бог сотворил мир прекрасным, человек - соработник у Бога, и роль его на земле - украшать Божий мир... И это желание создать радостный сад чувствуется во всем: в цветовой гамме, в подборе деревьев и растений, в том, что каждый ракурс открывает новую сторону красоты...
Мы разучились в нашей мирской жизни создавать сады радости; пытаемся учиться этому вновь - по новым или зарубежным технологиям - и забываем, что сад будет радостным только тогда, когда у него есть духовный исток. Хотелось бы обратиться к читателям этих строк: посмотрите за окно - есть ли там сад? Если нет - начните созидать, станьте соработником у Бога, и вы увидите, насколько добрее будет мир, окружающий вас...
Поле пастушков осталось в моей памяти как пространство счастливого детства человечества...
Иудейская пустыня
Каждый, читавший Евангелие или хотя бы прикоснувшийся к христианству, знает, что Христос молился и постился в пустыне, что к Нему являлся дьявол и искушал его. Как большинство из нас представляет эту пустыню? Хрестоматийно: безлюдные пространства, выжженные солнцем равнинные земли или пески. Забавно, почему мне никогда не пришло в голову хотя бы узнать из географических источников, как Иудейская пустыня выглядит? Вероятно, важным был сам смысл события, а пустыня воспринималась как некий образ безлюдных жестких пространств.
Когда же мне открылась Иудейская пустыня наяву, я была потрясена. Представьте горы (Уральские, например), но - лысые и желтые. Марсианский пейзаж! Мы ехали в сторону Иерихона, опускаясь все ниже и ниже уровня моря. Пейзаж за окном завораживал своей фантастичностью: желтые холмы, обрывы; кое-где - зеленые островки, совершенно миниатюрные; стада овец и коз, мирно пасущиеся среди желтого безмолвия, изредка - шатры бедуинов. Молчание царило в автобусе - все завороженно созерцали Иудейскую пустыню...
Где-то здесь, на этой дороге между Иерусалимом и Иерихоном произошло событие, о котором Иисус Христос рассказал в притче о добром самарянине: разбойники ограбили человека и бросили при дороге; никто из путников не пожалел несчастного, и только проходивший мимо самарянин помог пострадавшему человеку...
Очень верилось и в разбойников на такой пустынной дороге, и в путников, быстро проходивших мимо (боялись, наверное, похожей участи), и очень тепло подумалось о добром самарянине...
Потом был Иерихон - город в пустыне, блок-посты при въезде (снова палестинская территория). Вспомнились стены Иерихона, которые пали, когда затрубили иудеи в трубы, подступив к городу...
Иерихон ниже уровня моря на 250 метров, вокруг него - пустыня, но есть вода - и потому город цветет! Мы ехали в Иерихон, чтобы увидеть дерево Закхея. Того самого мытаря (сборщика налогов), страшного грешника, который очень хотел увидеть Иисуса Христа, но поскольку был маленького роста и боялся не отличить Христа в толпе, то забрался на дерево. Христос посмотрел вверх, увидел Закхея на дереве и сказал, что хочет остановиться в его доме. Толпа разгневалась: почему такая честь грешнику? Но Закхей хорошо принял Христа в своем доме, а потом отдал половину своего богатства бедным, чем и доказал свое раскаяние...
Мы стояли у дерева Закхея, вокруг цвел Божий сад, в источнике переливалась вода, за воротами монастыря мальчишки-торговцы кричали: «Ван доллар!», предлагая клубнику и райские яблочки. Так и запомнился Иерихон: с ароматом спелой клубники, вкусом райских яблочек и удивительным чувством причастности к древней истории про раскаявшегося мытаря Закхея...
Далее нас ждала Сорокадневная гора (гора Искушения). До подножия ее мы ехали на автобусе, но 240 метров под палящим солнцем вверх (под углом в 45 градусов) нам предстояло пройти... Это было преодоление себя: желтая дорога, яркое солнце, жара... Я много ходила пешком, более 20 лет хожу в горы, но даже при такой тренировке путь наверх был нелегок.
Наверху - монастырь с единственным монахом, прохлада, вода и изумительный вид на Землю Ханаанскую! Видно, где пустыня заканчивается и начинаются плодородные цветущие земли - воистину прекрасен Божий мир!
Монастырь построен на том месте, где Христос молился, где преодолел предлагаемые дьяволом искушения. Здесь это событие земной жизни Иисуса Христа обрело зримые очертания: чувство голода в этом пустынном месте очевидно, и вот оно, искушение: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Он же сказал ему в ответ: «...Написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 3:3-4). Я смотрела на камни, лежащие на склонах Сорокадневной горы, и представила на мгновение голодного человека (это еще земная жизнь Иисуса Христа, и Он «взалкал» как обычный земной человек!) и камни, которые по слову Его могут превратиться в хлеба (целые горы камней - хлебов!). Как трудно преодолеть
искушение сытостью голодному человеку! Христос преодолел, оставив нам бесценный урок о том, как сохранить в себе Человека, созданного по «образу и подобию» Божию.
Второе искушение: диавол предложил Христу броситься вниз с крыла храма -и, согласно Псалму 90-му, Ангелы спасут Сына Божьего. «Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 3:7). Третье искушение: диавол показал Христу с высокой горы все царства мира
и славу их и сказал: «все это дам Тебе, если падши поклонишься мне». Тогда Иисус говорит ему: отойди от меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 3:9-10).
С высоты Сорокадневной горы смысл преодоления второго и третьего искушений открылся воочию: есть высота, и есть искушение преодолеть природу человека: броситься вниз, полететь - ибо «Ангелы на руках понесут тебя, и не преткнешься о камень ногою твоею» (псалом 90); образ показанных «царств мира» здесь тоже очевиден: красота мира открывается необычайная!
Я всю жизнь работаю с детьми, и поэтому тема искушения и его преодоления является для меня актуальной: как научить ребенка преодолевать искушения? Как сделать так, чтобы преодоление искушения Христом и Его ответы стали основой нравственной стойкости ребенка из христианской семьи?
Вспоминается один эпизод из моей жизни, далекий от Иудейской пустыни, но очень близкий к теме искушения. Однажды мы с моими учениками отдыхали на берегу реки, у нас было много вкусной еды, два очень-очень вкусных торта домашней выпечки и т.д. Рядом ловили рыбу два мужчины, с ними был мальчик Ваня десяти лет, сын одного из них. Мы угостили их нашим праздничным обедом, предложили мальчику кусок торта, он с удовольствием съел его и посмотрел на другой торт. Я (добрая тетя!) спросила: «Хочешь, Ваня, этого тортика?» Он радостно кивнул. В разговор вступил отец: «Ты очень хочешь торт?» - «Да». - «А ты умей отказаться». На лице мальчика отразилась непередаваемая борьба, и он сказал: «Спасибо, не хочу». Отец был доволен, а я получила урок отцовской мудрости: отец учил сына преодолевать искушения...
Стоя на Сорокадневной горе, я вспомнила эту давнюю историю и подумала: весь взрослый мир ежедневно искушает детей! Мы, добрые тети и дяди, предлагаем и то, и это, кормим всякой всячиной и балуем подарками, откровенничаем при них на запретные темы, а потом сокрушаемся: откуда вредные привычки и безнравственное поведение? Оказывается, мы не умеем объяснить детям, что человеку для жизни нужно очень мало, что во многом можно и нужно себе отказывать, что нужно выбирать значимые, озаренные духовностью, цели, а не стремиться к царству бездумного потребления...
Может быть, стоит каждому взрослому подняться на гору Искушения и подумать о жизни? Быть может, тогда наши дети будут более счастливыми в своей будущей жизни, а у их родителей будет спокойная старость?
... В монастыре на Сорокадневной горе шла служба: служили наши священники. Спокойно-умиротворенно звучали молитвы, подтверждая истинность выбора, сделанного Христом. Молящиеся принимали вместе с Ним начертанный Богом путь - путь верности Слову Божьему. Горний свет снизошел на всех, кто был в этом храме, даруя душевный покой и освобождение от суеты мира... Представилось: на огромной планете среди Иудейской пустыни в маленьком храме на Сорокадневной горе молится группа людей, приехавших из далекой Сибири, чтобы обрести мудрость причастности к такому далекому и такому современному евангельскому событию...
...Еще одно незабываемое впечатление из странствий по Иудейской пустыне: монастырь святого Герасима Иорданского. Посреди пустыни - райский сад с диковинными птицами, прохладой и благостным обедом.
Удивителен рассказ о том, как пришел однажды к Герасиму в монастырь лев, как определили ему послушание - стеречь осленка, как украли осленка люди из проходившего мимо каравана... Пришел лев к монахам печальный, и решили они, что съел он осленка. Наказали его: должен был он теперь воду возить. Так год прошел, караван возвращался обратно, лев увидел своего осленка, взял за повод и привел его в монастырь, а с ним и весь караван, и узнали монахи, что лев невиновен... Умилила икона: Герасим Иорданский и рядом - смиренный лев... Семинаристы, участники паломничества, услышав рассказ про Герасима Иорданского и его чудотворные мощи, задали вопрос: «А где мощи льва?» И вопрос этот не был озорством - в их представлении, монастырский лев осиян святостью...
Вспомнилось, как к Преподобному Сергию Радонежскому медведь приходил, и Преподобный хлебцем его угощал; вспомнилась картина М.В. Нестерова «Лисичка»:
к странникам, присевшим на берегу озера, лисичка из леса выходит; вспомнилось, как трепетно Владыка Димитрий белок лелеет в Тобольском Кремле... Подумалось: человек, озаренный духовностью, настолько созвучен природе, что «братья наши меньшие» видят в нем друга и идут навстречу доверчиво и радостно, и радость этого общения дарует гармонию мира...
Лидия Русакова, г. Тюмень
(Продолжение в следующем номере)
|