С детских лет Василий Вальков был воспитан атеистом, наверное,
потому что родная бабушка по матери внушала ему и всем внучатам,
находившимся на ее воспитании, неверие во Всевышнего. Она
во всех красках рассказывала о своем муже-художнике, который
писал исключительно иконы. Повествовала, что он приехал в
Вятскую губернию уже мастером, закончив в Москве какое-то
духовно-художественное заведение. Здесь они познакомились и поженились.
Шло время. Взрослели дети, появлялись
внуки.
Муж Павел был противником хождения
в церковь, не разрешая и домашним туда
ходить. Полина ослушивалась мужа и тайно
водила детей в храм Божий, за что строго
им наказывалась. Рисовал Павел постоянно
и много. Но любил выпить и дня не мог
прожить без самогона. В пьяном угаре рисовал многих селян, которые нравились ему
и угощали его спиртным. Самые интересные
лица помещал на икону. Иконы были очень
простые – на кедровой выструганной плашке, пропитанной олифой. На нее маслеными
красками наносился рисунок. С тыльной
стороны дощечки были вставлены шпонки,
чтобы ее не перекосило и не повело от
перепада температур.
В свою мастерскую Павел никого кроме
жены не допускал, часто и ночевал там.
А когда очередная икона-картинка, по его
определению, была испорчена, расщеплял ее
большим ножом и отдавал щепки жене для
кипячения самовара. Первое время Полина
приходила в ужас от такого поведения Павла,
а он ей говорил:
– Поля, Бога нет. Это я его на дереве
изображаю и сам же уничтожаю. Если бы он
был, нас бы с тобой разорвало после первой
чашки чая, вскипяченного на щепах от иконы.
Возмущалась Полина недолго, но мужу
частенько говорила:
– Вот ты закончил художественное заведение, не веришь в Бога, так зачем ты
изображаешь только святых и считаешься
богомазом? Лучше бы рисовал природу –
животных, леса, озера…
Павел отвечал коротко:
– Нас учили только писать иконы, да и
заработок от них больше.
Сын Павла Василий прожил свою жизнь
безбожником. А после ранней смерти отца
передал свое безбожие и детям. Так и жил
сын Василия, Семен, приняв «эстафету»
неверия в Бога от двух старших поколений.
В школах в те годы ученикам советская
власть запрещала посещать все религиозные
заведения. Закрывались и разрушались церкви, разграблялись религиозные ценности. Но
немногие верующие, не поддаваясь общему
течению, прятались по углам, не забывали
Бога и совершали свои молитвы.
Учился в школе Семен Вальков неплохо
и воевал в Великую Отечественную войну
геройски, но без Бога в душе. Но до поры,
до времени…
По соседству с Вальковыми жила старая,
добрая, бездетная и богомольная Анна Алексеевна. Она была второй матерью для всех
соседских ребятишек. Старалась угостить
каждого, кто забегал к ней в гости. С самого
детства не забывал тропинку к домику Анны
Алексеевны и Семен. Внутри домика было
уютно: комната с двумя светлыми окнами и
небольшая кухонька. Над кухонным столом,
в красном углу висела больших размеров, в
окладе икона Владимирской Божией Матери.
И Семен Васильевич, придя с подарками
к бабушке Анне, всегда косо смотрел на
иконописный женский лик с Младенцем на
руках и умоляюще говорил:
– Алексеевна, я подарил тебе красивую,
хорошую картину, а ты забыла о ней и на
стену не вывешиваешь. А эту тяжелую раму
каждый день протираешь.
Старушка была себе на уме и всегда отвечала:
– Если ты, Сема, не веришь в Бога, то свои
мнения можешь оставить при себе, а другим
не навязывай – меня не перевоспитаешь. Твоя
сношка тебе не подчиняется. Ходит в церковь и
детишек водит. Может быть, когда-нибудь тебя
прижмет болезнь или что-то другое в жизни,
и ты вспомнишь Бога.
– Да будет вам, Анна Алексеевна, давайте помянем моего папаню, сегодня день его
памяти, – сказал Семен и поставил на стол
бутылку «Столичной».
Он разделся и сел на табурет, по-прежнему
озираясь на икону.
– Вот ты богохульничаешь, а садишься за
стол под иконой. Нехорошо. Пойдем-ка лучше
в комнату, в ней и света больше, и Божий лик
на нас смотреть не будет.
Но гость отказался от этого предложения.
И Анна Алексеевна, приготовив простенькую
закуску, присела напротив.
– Хороший был твой отец, Василий Павлович, добрый, вежливый, но всю жизнь прожил
безбожником.
Старушка водке предпочла свою малиновую наливку. После выпитого беседа между
соседями потекла более оживленно и без пререканий. Но Семен нет-нет – да и посматривал
на смущавшую его икону. Семену казалось,
что Богородица смотрит на него с презрением.
В то время, когда Семен отвел свой
взгляд от Божиего лика, тяжелая икона вдруг
сорвалась со стены вместе с державшим ее
крюком и обрушилась на голову подвыпившего
богоотступника. Освободившись от упавшего на
него груза, обезумев, тряся головой, забегал
по кухне, сшибая все, что попадалось на его
пути. А хозяйка истово крестилась в только
что опустевший угол.
Икона не убила Семена, только немного
травмировала. В основном разбередила душу
и в голове его что-то перевернула. Закреплять
упавшую икону досталось самому «виновнику»
драмы. Вколачивая крюк на старое место,
младший из Вальковых спокойно говорил:
– Это за мое неверие Божие наказание,
не иначе. Ведь не было никакой встряски или
землетрясения, стены не качались. Виноват
во всем только я.
Замкнулся с тех пор Семен в себе, засел
за религиозной литературой (какую мог достать
в те непростые годы) – читал день и ночь,
стал ходить в церковь. И уже никогда даже и
не заикался о том, что Бога нет.
Соседи удивлялись: «Что случилось с
Васильевичем? Никак свихнулся родимый?».
Нет, не сошел с ума Семен Васильевич, а
перестроил свой характер в лучшую сторону,
посветлел душой. И уже в преклонном возрасте
заболел тяжелой, неизлечимой болезнью (всетаки думал, что болезнь ему послана Богом за
старые грехи). Умирая, внушал сыну:
– Василий, не забывай о Боге, держись
веры православной. Видишь, как я страдаю и
мучаюсь из-за неверия, внушенного мне предками, и от своего дурацкого характера.
Виктор ДЕНИСОВ,
г. Тюмень
|