ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

Специальный выпуск 2012 г.          

Перейти в раздел [Документы]

Страстная седмица

Со следующего дня праздника Входа Господня в Иерусалим начинается Великая неделя Страстей Господних, Богослужения которой день за днем следуют священным событиям Евангельской истории. В Страстную седмицу полагается особенно строгий пост. В первые три дня Страстной седмицы Церковь воспоминает последнее пребывание Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалиме. В эти дни в храмах совершаются полунощница, утреня, часы с чтением Евангелия, Литургия Преждеосвященных Даров. В Богослужении первых трех дней удерживается еще общий покаянный характер. Но помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и Евангельских чтениях.

В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся, прообразовав страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, и обличительная и пророческая притча о злых виноградарях (Мф. 21, 18-41). В Великий Вторник воспоминаются произнесенные Христом обличения фарисеев и саддукеев (Мф. 22, 15 – 23, 39) и эсхатологические притчи о благом и злом рабах, о десяти девах и о Страшном суде (Мф. 24, 45 – 25, 46), имеющие научить верующих духовной бдительности в ожидании кончины мира.

В Великую Среду воспоминается покаяние блудницы и помазание Христа миром в доме Симона (Лк. 7, 36-50 и Мф. 26, 6-13). В этот день Иисус сказал ученикам: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие». Книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались, как бы им погубить Иисуса. Они решили взять Его хитростью и убить. Один из учеников Христа – Иуда Искариотский – мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие. Он решил продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (Мф. 26, 14?16). В воспоминание предательства Иуды в среду в течение всего года установлен пост.

Великий Четверг – день установления Евхаристии: Таинства Святого Причащения. В Великий Четверг воспоминаются соответственно Евангельскому повествованию события Тайной Вечери Господней в Сионской горнице, омовение ног ученикам, молитва Господа в Гефсиманском саду и предание Его Иудою в руки первосвященников (Мф. 26, 2 – 27, 2; Ин. 13, 3-17 и Лк. 22, 43-45).

Литургия в этот день совершается по чину свт. Василия Великого в соединении с вечерней по той причине, что сам Господь установил Евхаристию вечером. В конце Литургии в Патриаршем соборе, а также в кафедральных соборах при архиерейском служении, совершается трогательный обряд омовения ног, который воскрешает безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги ученикам перед Тайной Вечерей. Архиерей, сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим посреди храма 12-ти священникам. В Патриаршем соборе на Литургии Великого четверга Патриархом совершается еще один чин – освящение святого мира, употребляемого при совершении Таинства Миропомазания.

Богослужения следующих дней воспроизводят события Страстей Господних почти по часам.

Вечером с четверга на пятницу за утреней Великой Пятницы совершается чтение 12-ти Евангелий, которые охватывают события от Тайной Вечери до Погребения Спасителя. При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху.

В Великую Пятницу Литургия не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа. В этот день на Голгофе Самим Спасителем приносится Великая Жертва на Кресте. Воспоминаются суд, осуждение Господа, Его распятие, крестные страдания и сама смерть.

Воины привели Иисуса Христа на гору Голгофу и там распяли Его между двумя разбойниками. Ему вменялось в вину то, что Он называл себя Царем Иудейским. Когда Христа пригвождали ко кресту, Он молился за Своих врагов и говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Иудеи смеялись над Ним и говорили: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27, 42). «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в раю» (Лк. 23, 39-43).

У Креста Господня стояла Матерь Его и любимый ученик Иоанн. Увидя их Христос «говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се Матерь твоя!» (Ин. 19, 26-27). С этого времени Иоанн взял Пречистую Деву Марию к себе в дом и заботился о Ней, как о своей матери.

Когда распяли Христа, был полдень. Вдруг солнце померкло и сделалась великая темнота, которая продолжалась три часа. Около девятого часа Иисус воскликнул: «Или, Или! лама савахфани?» («Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты меня оставил?»). Это были начальные слова 21 псалма, где царь Давид предсказывал страдания Спасителя. Вкусив оцет (уксус), поднесенный воином на трости губкой, Господь сказал: «Совершилось», – т.е. исполнилось спасение рода человеческого. Потом Он воскликнул: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46), склонил голову и испустил дух. Земля затряслась, церковная завеса в храме раздралась надвое, и многие тела умерших святых воскресли. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54). По преданию, на горе Голгофе погребен был Адам. Кровь Господня, истекши, достигла костей праотца, так видимо омыт был первородный грех.

В воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя в пятницу в течение всего года установлен пост.

Утром в Великую Пятницу в храме совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными.

На вечерне из алтаря на середину храма для общего поклонения выносится Плащаница. Плащаница находится там в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. В день Великой Субботы Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.

В Великую Субботу на утрени Плащаница выносится из храма и обносится вокруг церкви при печальном перезвоне колоколов. Празднование Светлого Христова Воскресения открывается вечерней и Литургией Великой Субботы. На вечерне читается 15 паремий. Это те пророчества о Христе, на которые Он Сам указывал ученикам (Лк. 24, 27). В древней Церкви в Великую Субботу крестили тех, кто весь пост готовился не только к Пасхе, но и к своему собственному воскресению. И вот, представим себе: кончаются паремии, звучит пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», и в белых одеждах входят только что крестившиеся! Что переживали верные, когда Христос умер, и вдруг входят эти воскресшие? Как остро вспоминается здесь Евангелие от Матфея: «…И камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27, 51-53).

И вся церковь слушает крещальный Апостол: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?». После Апостола звучит прокимен: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». В это время священнослужители и все в алтаре переоблачаются из черных, постовых, в белые одеяния. Это переломный момент в службе, и он совершается как бы в тайне. Еще продолжается пост, но в храме уже звучит воскресное Евангелие о том, что Христу дана «всякая власть на небе и на земле». Великая Суббота – это удивительное время, когда уже совершилось, но еще не открылось.

Весь день люди идут в храмы освящать пасхальную трапезу. Вся суббота превращается в один долгий вечер. Солнце этой субботы словно останавливается, как во времена Иисуса Навина, но не посреди неба, а перед восходом, и восходит уже только в день Воскресения. И весь этот день озарен тихим предрассветным светом.

Иерей Владимир ЯЗОВ,
настоятель храма Святой Троицы,
с. Нижняя Тавда

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.