Самым сложным в интервью с митрополитом Тобольским и Тюменским
Димитрием стало для меня решить, как правильнее и уместнее будет
обращаться к собеседнику. Ведь поговорить с ним хотелось не только
о религиозной деятельности, но и просто как с человеком, у которого
наверняка есть мирские – назову их так – воспоминания, размышления,
заботы...
Выбирать мне пришлось между владыкой Димитрием и Алексеем Михайловичем Капалиным – так нашего митрополита назвали при рождении.
Это вам любая интернет-энциклопедия скажет. А вот что скажет он сам?
– Мне все-таки привычнее обращение
«владыка Димитрий». Если честно, уже и
не помню, кто и когда называл бы меня
моим мирским именем. Даже коллеги из Московского института инженеров транспорта,
который я окончил в 1974 году, обращаются
ко мне согласно сану. Да и друзья, собственно, тоже. Разве что в каких-то официальных
документах в скобках я значусь как Алексей
Капалин.
– Чаще всего в вас видят церковный
сан или просто человека?
– Для прихожан я, вероятнее всего, в
первую очередь – лицо духовное. Даже в тех
случаях, когда они доверяют мне какие-либо
сокровенные мысли, то все равно воспринимают служителем церкви. А вообще, как
и у любого другого человека, у меня есть
круг общения, в который входят люди, с кем
знаком долгие годы и с кем общаюсь вне
церковного служения. Хотя за столько лет я
сжился с постоянным – где бы ни находился
и чем бы ни занимался – чувством ответственности за служение, которое поручила
мне Церковь. Это переживания за паству,
мысли о восстановлении и содержании храмов, забота о душепопечении...
Вот буквально недавно мы обсуждали
с депутатами вопрос о поддержке женщин,
оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
В городе и области есть социальные учреждения, где оказывают такую поддержку, но
одним лишь административным подходом
проблему полноценно не решить. В большинстве случаев требуется наша консультация,
потому что человек, попавший в беду, задается, как правило, глубинными вопросами,
касающимися души. И здесь необходима
помощь Церкви.
– Насколько я знаю, при храмах и монастырях всегда существовали приюты, в
которых готовы принять всех, кто нуждается
в крове и защите?
– Да. Такие приюты существуют, в том
числе под попечительством нашего тюменского Богородице-Рождественского женского
монастыря. Иной раз женщины находят там
убежище от мужей, которые их обижают. К
сожалению, внутрисемейные конфликты –
частое явление сегодня. А ведь это очень
большой грех, который разрушает человеческие души. Люди могут говорить, что любят,
но это только на словах, а на деле – эгоизм,
угнетение тех, кто слабее. Люди забывают
про истинную бескорыстную любовь, которая
является Божьим даром нам. Она ничего
не требует взамен, но готова отдать все.
И нет смысла сетовать на то, что кто-то из
людей не испытывает к тебе такого чувства,
если сам ты не умеешь жертвенно любить.
Вот яркий пример бескорыстной любви,
которая ничего не просит взамен: родители
без оглядки готовы отдать за своего ребенка
все что угодно... Хотя, к сожалению, бывает,
что и родители воспринимают своих детей
как игрушки, которые тешат их самолюбие.
А некоторые матери и вовсе оказываются
перед страшным выбором: приходят к нам
с вопросом, сохранить ли им беременность
или избавиться от будущего ребенка? В
Церкви женщине, конечно же, дадут один
ответ – нельзя допускать детоубийства.
Жизнь – высшая ценность. И даже еще не
родившийся младенец – это уже великая
радость: новый человек, ангельская душа!
И нет таких земных проблем, которые помешали бы ему родиться, с которыми нельзя
было бы справиться – самому ли, с помощью
других людей.
– Есть те, кому вы помогли – и теперь
спокойны за них?
– Все равно всегда буду переживать
за всех прихожан, даже за тех, за кого в
данный момент радуюсь. А добрых историй
немало, но какие-то запоминаются больше
всего. Несколько лет назад пришла в Богородице-Рождественский монастырь женщина:
с мужем у нее отношения не задались, а она
беременна – что делать? Матушка-игуменья
Нина уговорила ее сохранить дитя, оставила
при монастыре, а потом выяснилось, что
детей и вовсе двое – красавицы-близняшки
родились! Они росли при монастыре до пяти
лет, пока отец не одумался, не пришел за
ними. И семья воссоединилась.
– Расскажите о своей семье. Вас воспитывали в тех же традициях, которых вы
придерживаетесь сейчас?
– И отец, и мама – верующие. Отец
был человеком рабочим, прошел всю войну,
вернулся с серьезной контузией... В 1965-м
его положили на операцию, чтобы удалить
осколки мины из головы. Но во время операции он скончался. Мама замуж больше
не вышла: всю жизнь посвятила воспитанию
четырех сыновей, а затем и внуков. Она
жива и по сей день – ей 102 года, она
монахиня монастыря в Малом Ярославце
[схимонахиня Мария отошла ко Господу 27
ноября 2018 года в возрасте 102 лет – прим.
ред.]. Красивейшее место!
Мой старший брат первым поступил в семинарию – хотя и было это уже во время так
называемой хрущевской «оттепели», но все
равно такое не приветствовалось, гонения на
верующих продолжались, закрывали храмы и
монастыри. А мне нравилось вопреки всему этому находить возможность бывать на
службах, слушать священнослужителей. Я не
понимал, отчего в школе говорят, что церковь – это плохо? Как могут быть плохими
молитвы, которые читали наши деды и прадеды многие столетия? Помню, когда Гагарин
слетал в космос, нас, школьников, собрали
и объявили, что Бога нет. Мол, Гагарин его
там не видел. Я еле дождался воскресенья,
чтобы поехать в Троице-Сергиеву лавру, где
в духовной семинарии учился старший брат.
Спрашиваю: «Как так? Говорят, Бога нет!»
«Гагарин просто не долетел», – ответили
мне. И добавили: «А вообще, Бог есть дух».
Привели в пример историю доктора Луки
Войно-Ясенецкого, которого упрекали в том,
что он говорит о Боге, хотя не видел его
своими глазами, и никто не видел. Святитель
Лука тогда сказал, что, проводя операции
на головном мозге человека, он не видел
ума. Но ведь это не значит, что его нет...
– Как я понимаю, в юношеские годы вы
находили ответы на волновавшие вас вопросы именно в духовной семинарии. Однако
после школы выбрали сперва светское образование – почему?
– После школы я, действительно, поступил в Московский институт инженеров
транспорта. На мой выбор повлияло то, что
мама когда-то работала на железной дороге,
и дед мой трудился на железной дороге в
Порт-Артуре. И меня очень интересовало,
как устроены локомотивы. После окончания
института я семь лет работал в Москве по
специальности, был ведущим конструктором
по модернизации локомотивов в проектноконструкторском бюро Главного управления
локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения. Был успешным специалистом
своего дела, материально обеспеченным,
стал депутатом... А в 1982-м все-таки поступил в Московскую духовную семинарию,
через два года был принят в Московскую
духовную академию, а в 1986 году принял
монашество в Троице-Сергиевой лавре.
– От чего пришлось отказаться из того,
чем занимались в миру?
– Отказаться?.. Да разве что из депутатов меня сразу же, как только в семинарию
поступил, исключили. Это сейчас священнослужители могут быть депутатами, но в
то время даже мысли
такой не допускали.
А так не сказать, что я лишился чего-то
дорогого мне: с юности любил прогулки на
лыжах, любил кататься на велосипеде, рыбачить, ходить за грибами. Но я и сейчас
могу себе это позволить. Правда, времени
не всегда хватает.
– Что сегодня отнимает больше всего
времени и каким проектам уделяете больше
внимания?
– Работы много – разной. Но, как и в
самом начале – в 1990 году, когда Священный Синод определил меня в Тюменскую
область управляющим Тобольско-Тюменской
епархией и ректором Тобольской духовной
семинарии, – одним из самых важных дел
для меня остается как раз семинария.
Она, по сути, является моей семьей. За
эти годы семинария выпустила более 1000
человек, юношей и девушек. Многие выпускники приняли священный сан, многие
стали церковными регентами, иконописцами и реставраторами. Из стен Тобольской
духовной семинарии вышло 10 епископов,
которые сейчас самостоятельно управляют
епархиями.
Еще одна важная задача – восстановление, строительство новых и сохранение
существующих храмов. 28 лет назад на всю
Тюменскую область с ее округами было всего 18 действующих храмов, сейчас их около
четырехсот, из них более двухсот – на юге
области. Это и новые, и отреставрированные
храмы, и молитвенные дома. Теперь у каждого района есть свой храм, куда могут прийти
местные жители. Но еще есть над чем
трудиться. Продолжается, например, работа
по воссозданию ансамбля Свято-Троицкого
мужского и Богородице-Рождественского
женского монастырей в Тюмени – многое
было утрачено, сейчас все это тщательно
изучается.
Мы представили генеральный план реконструкции и обсуждаем его с областным
комитетом по охране памятников – радует,
что власть идет навстречу в вопросах сохранения православных традиций и исторического облика региона.
Отреставрированные монастыри станут
отрадой для верующих и истинным украшением города. Кроме того, они, как и в
прежние времена, будут выполнять важное
социальное служение, оказывать помощь
нуждающимся в духовной поддержке.
Храмы нужны людям, и это подтверждается, в том числе, тем, что люди участвуют
в их восстановлении и строительстве, в
возрождении их благолепия.
– Да, многое сделано... Но наверняка
остаются еще мечты?
– Мечтаю, чтобы у детей была возможность
получать знания об основах православной культуры в средних общеобразовательных школах. В конце концов, это история
нашей страны, нашего края, нашего народа...
Вспомните, ведь первым учебным заведением в Сибири была Тобольская духовная
семинария, созданная по приказу Петра I
в 1703 году. Обучение грамоте, получение
новых знаний всегда занимало важнейшее
место в христианстве.
– Об образовании: около десяти лет назад вы защитили диссертацию на соискание
ученой степени кандидата социологических
наук. С чем связан ваш интерес к социологии?
– Неожиданно, можно сказать, получилось. Ко мне обратились преподаватели
ТюмГУ – попросили поработать с архивами,
в которых есть информация о том, в какие
годы и сколько приходов было в нашем
регионе, сколько воскресных школ, какие
библиотеки... Мы ежегодно отправляем такие
отчеты в Москву и, конечно, храним их. С
этими отчетами и захотели ознакомиться
преподаватели. Но это вызвало у них некоторые затруднения, потому что тема оказалась
для социологов новой.
И ректор университета Геннадий Филиппович Куцев сказал мне: «Владыка Димитрий, вы же человек ученый, обобщите сами
эту информацию, пожалуйста».
А я и сам на тот момент уже заинтересовался статистикой за минувшие 20 лет,
так что с удовольствием выполнил просьбу.
Представители вуза, изучив мои аналитические записи, предложили провести на основании них социологическое исследование:
что сейчас значит для людей Церковь и как
они к ней относятся?
В итоге получилась научная работа,
которую я защитил. Так и стал кандидатом
социологических наук.
– Собственно, ежедневно общаясь с
людьми и разрешая их проблемы и вопросы,
вы, как мне кажется, продолжаете заниматься социологическими исследованиями. Что
можете сказать о сибиряках – отличаются
ли они от жителей других регионов?
– Конечно, отличаются. И сама земля,
и природные условия во многом формируют
характер местных жителей. Сибиряки – люди
гостеприимные, радушные, отзывчивые, ведь
исторически так сложилось, что в этом
краю без дружбы и поддержки прожить
очень трудно. Наши люди – трудолюбивые
и нацелены на самоотдачу, потому что без
усилий и искреннего стремления к доброделанию в суровых климатических условиях
сложно было бы создать все то, что мы
имеем возможность созерцать сейчас и
чем пользуемся. В Священном Писании
говорится о том, что человек на Земле
должен быть соработником Творца – возделывать, облагораживать, созидать... Люди,
стоящие у истоков освоения Сибири, и те,
кто продолжает начатое ими, следуют этому
принципу. Можно представить себе, сколько
любви должно быть в людях, чтобы они
смогли благоустроить Сибирскую землю и
сохранить красоту ее природы!
.
Беседовала Мария Самаркина.
Источник: Rodinatyumen.ru
|