Продолжение. Начало в №181 (13)
А несколько позднее они сами
образовывали новые выселки-деревни: Кузнецову,
Лепехину, Фирсову, Ульянову, Тарасову,
Яркову, Ослину, Зятькову, Ермакову и некоторые другие. Лишь в середине прошлого
века немалая часть старинных крестьян
разъехалась по городам и весям, сократив
население района в два раза. К середине XVII
века образуются и разрастаются в приходе
другие селения: в деревне Экстезерь – 12
дворов, в Шапошниковой – 14, в Мечетном
Яру – 8, в Рахваловой – 4, в Домниной – 1,
в Сорвачевой – 4, в Журавлевой – 4, в
Малковой на речке Татарке – 5, в деревне
Черной – 1, в Касьяновой – 4. Кроме того, на
государственных землях в сторону Дубровного
были деревни Карелина, Ярина, Коршунова,
Мысаева и некоторые другие
Хозяйственная деятельность
церкви
По записям в книге прихода церкви
Иоанна Богослова за 1749 год (еще до секуляризации (секуляризация – обращение
церковных земель и имущества в светское
владение) церковных и монастырских земель),
хранящейся в Тобольском архиве, тщательно
зафиксированы все денежные поступления в
церковную казну. По ним видно, что церковь
вела активную, разнообразную хозяйственную
деятельность (на современном языке – занималась предпринимательством).
Вот некоторые из записей: «Вынято из
казенного кошелька денег 1 рубль 50 копеек»;
«Приложил в казну Иоанну Богослову монастырский крестьянин Александр Бесчастных
25 копеек»; «Приложил в казну государственный крестьянин Герасим Ульянов – 15
копеек»; «Собрано в праздник Иоанна Богослова
1 рубль 25 копеек»; «Продано богословского
холста 19 аршин, взято денег 30 копеек»;
«Приложил в казну Иоанну Богослову монастырский крестьянин Василий Долгошеин
рыбных денег 60 копеек»; «Продано льну на
50 копеек»; «Продано богословскому ладану
на 22 коп.»; «Продано пшеницы зборной пять
пудов, взято денег 30 копеек»; «Продано кудели на три алтына»; «Принято у пономаря
Прохора Захламина 19 алтын»; «Приложила
посацкая жена Арина Андреева Шовырина
денег 1 рубль». В то же время: «26 сентября
куплена книга в церковь Иоанна Богослова служебная, дано за нее 1 рубль
2 гривны». Это очень даже недешево.
Каменная трехпрестольная
Каменная церковь Иоанна Богослова, по данным справочной книги
Тобольской епархии от 1 сентября
1913 года, была построена в 1779 году
на средства экономической вотчины
комиссара геодезии сержанта Сергея
Абарина.
Церковь трехпрестольная: во имя
апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во имя пророка Божиего Илии,
во имя святого Феодора Стратиллата.
В книге «В древнем центре Сибири», изданной в 1987 году, автор
С.П. Заварихин, рассказывающий об
архитектуре городов и сел Западной
Сибири, рисует такой облик нашей
церкви того времени:
«Церковь разместилась в прибрежной первоначально заселившейся
части села в окружении могучих старых
деревьев.
Это большая двухэтажная барочная
церковь сейчас стоит без колокольни
и главного креста. Но даже в таком
виде здание не потеряло своей роли
архитектурной доминанты древней части
села и прибрежной панорамы.
Главный элемент этой трехчастной
церкви – строго геометрический двухэтажный
четверик, перекрытый удлиненным восьмигранным куполом (сомкнутым сводом),
увенчанный большим подглавным фонариком-восьмериком.
Углы четверика по-барочному рустованы.
Массивные каменные стены прорезаны четырьмя ярусами окон (по два яруса в каждом
этаже), однако половина из них «слепые»
(ниши в стене). Наличники окон не отличаются
особой сложностью, но их большое количество
в сочетании с обильной рустовкой создает
сложную игру светотени на поверхности стен.
Но при всей декоративности своих фасадов
Вагайская церковь в то же время как бы
втиснута в строгие рамки порядка и уравновешенности.
Мастерство и самостоятельность в тот
переходный период от стиля барокко к классицизму строители храма проявили в полной
мере».
В первые десятилетия в Сибири
церковнослужителями, как правило,
были приезжие из европейской России.
Но вот в 1795 году, например, священно- и церковнослужителями были
уже люди с вагайскими фамилиями:
священники Андрей Карпов и Михайло
Лепехин; дьячками – Иван Сысовидиков
и Лаврентий Караульников; пономари –
Петр Лепехин и Николай Карпов.
В 1851 году в церкви было 5 служителей. А всего по ревизской сказке
было записано при церкви 10 человек
мужского пола и по отдельному списку
6 человек женского пола.
Все церковное хозяйство строго
учитывалось. Как свидетельствует
приемо-сдаточный акт от 1860 года,
сдающий церковный староста Алексей
Афанасьевич Кузнецов и принимающий
Илья Иванович Плесовских отмечают,
что все, подлежащее учету, находится
на своих местах. Умерших по церковному приходу за 1859 год было 156
человек. Меду было в наличии 2,5 фунта, ладану – 4 фунта, елею – 1 фунт,
церковного вина – 1 штоф, крупитчатой
муки – 2 пуда.
Старанием А. Кузнецова были приобретены на 60 руб. серебром ризы,
иконы, возобновлены иконы Скорбящей
Божией Матери и Спасителя.
Новому старосте предстоит приобрести
в церковь на престол Дарохранительницу,
жертвенники, улучшить ризницу и завести
икону Двунадесяти праздников.
По первой Всероссийской переписи населения 1897 года, в селе Вагай по форме Б
записаны: усадьба священника Василия Дмитриевича Ставропольского, у него приемная
дочь и работница; усадьба священника Петра
Александровича Кузнецова, у него сын, дочь,
нянька и рабочий; усадьба псаломщика Пономарева Алексея Ефимовича, у него мать;
усадьба псаломщика Кайдалова, у него дочь
Олимпиада Алексеевна, у нее трое детей.
Всего в Вагае по этой переписи было 155
мужчин и 162 женщины.
В 1913 году в приход Вагайской церкви
входили деревни Ермакова, Журавлева,
Сивкова, Селькина, Курицына, Бурлакова,
Домнина, Рашова, Рахвалова, Ослина, Шипицына, Фокина, Сычева, Желнина. Всего 671
двор. В них прихожан 3038 м.п. и 3052 ж.п.
В собственности было 216 десятин пахотной
и 19 десятин сенокосной земли. В штате
церкви было два священника, один диакон,
два псаломщика. Церковно-приходской школой заведовал священник Тимофей Волохов,
учителями были Парасковья Малахова и Александра Миловская, окончившие Тобольское
епархиальное женское училище.
Весной 1921 года с северо-восточной
стороны от церкви были захоронены красноармейцы, которые погибли в сражении с
восставшими крестьянами под Второвагаем.
Здесь же первоначально был захоронен
А. В. Семаков, убежденный ленинец, один
из руководителей подавления восстания.
Несколько позднее его перезахоронили в
Тобольске.
В плену безбожников
С приходом к власти большевиков с
религией началась решительная борьба. В
каждом сельсовете создаются ячейки воинствующих безбожников. Главной силой в
антирелигиозной борьбе были коммунисты
и комсомольцы.
О том, как проходило осквернение церкви
Иоанна Богослова, вспоминают старожилы
села.
Было это, вспоминает Александр Петрович Сергеев, по всей вероятности, в 1936
году. Была тогда Омская область. Село
было небольшое... В тот летний день людей
у церкви было немного. Незнакомый мужчина за плату прикрепил к куполам церкви
и колокольне скобы, по ним добрался до
крестов, нацепил на них веревки, а десятка
два людей за веревки стянули кресты на
землю. Сбросить колокола было проще.
Затем кресты и колокола отвезли под навес в конюшне, где конюхом был В.Г. Кожей.
Немного позднее их на барже по Иртышу
увезли в город Омск. Вместе с ними увезли
и чугунное литье, из которого была сделана
вокруг церкви красивая узорчатая ограда.
Иконы из церкви разнесли по домам
местные жители. Они же растащили и каменные плиты, которые были уложены на
могилах умерших священников.
Екатерина Леонтьевна Бушмелева тоже
вспоминает колокольный звон, разносившийся по окрестным деревням, красивую
чугунную ограду и священника отца Ивана
да еще одного служителя небольшого роста.
В дальнейшем колокольню разобрали и
из кирпича сделали двухэтажный дом, где
располагалась когда-то контора МТС, затем
СХТ, а ныне живут люди. Главную же часть
храма разрушить не смогли и тоже отдали
его для использования МТС, затем службам
коммунального хозяйства с. Вагай.
Петр КУТАФИН
(Окончание следует
|