ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2012 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Под сенью православного креста

Продолжение. Начало в №181 (13)

А несколько позднее они сами образовывали новые выселки-деревни: Кузнецову, Лепехину, Фирсову, Ульянову, Тарасову, Яркову, Ослину, Зятькову, Ермакову и некоторые другие. Лишь в середине прошлого века немалая часть старинных крестьян разъехалась по городам и весям, сократив население района в два раза. К середине XVII века образуются и разрастаются в приходе другие селения: в деревне Экстезерь – 12 дворов, в Шапошниковой – 14, в Мечетном Яру – 8, в Рахваловой – 4, в Домниной – 1, в Сорвачевой – 4, в Журавлевой – 4, в Малковой на речке Татарке – 5, в деревне Черной – 1, в Касьяновой – 4. Кроме того, на государственных землях в сторону Дубровного были деревни Карелина, Ярина, Коршунова, Мысаева и некоторые другие

Хозяйственная деятельность церкви

По записям в книге прихода церкви Иоанна Богослова за 1749 год (еще до секуляризации (секуляризация – обращение церковных земель и имущества в светское владение) церковных и монастырских земель), хранящейся в Тобольском архиве, тщательно зафиксированы все денежные поступления в церковную казну. По ним видно, что церковь вела активную, разнообразную хозяйственную деятельность (на современном языке – занималась предпринимательством).

Вот некоторые из записей: «Вынято из казенного кошелька денег 1 рубль 50 копеек»; «Приложил в казну Иоанну Богослову монастырский крестьянин Александр Бесчастных 25 копеек»; «Приложил в казну государственный крестьянин Герасим Ульянов – 15 копеек»; «Собрано в праздник Иоанна Богослова 1 рубль 25 копеек»; «Продано богословского холста 19 аршин, взято денег 30 копеек»; «Приложил в казну Иоанну Богослову монастырский крестьянин Василий Долгошеин рыбных денег 60 копеек»; «Продано льну на 50 копеек»; «Продано богословскому ладану на 22 коп.»; «Продано пшеницы зборной пять пудов, взято денег 30 копеек»; «Продано кудели на три алтына»; «Принято у пономаря Прохора Захламина 19 алтын»; «Приложила посацкая жена Арина Андреева Шовырина денег 1 рубль». В то же время: «26 сентября куплена книга в церковь Иоанна Богослова служебная, дано за нее 1 рубль 2 гривны». Это очень даже недешево.

Каменная трехпрестольная

Каменная церковь Иоанна Богослова, по данным справочной книги Тобольской епархии от 1 сентября 1913 года, была построена в 1779 году на средства экономической вотчины комиссара геодезии сержанта Сергея Абарина.

Церковь трехпрестольная: во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во имя пророка Божиего Илии, во имя святого Феодора Стратиллата.

В книге «В древнем центре Сибири», изданной в 1987 году, автор С.П. Заварихин, рассказывающий об архитектуре городов и сел Западной Сибири, рисует такой облик нашей церкви того времени:

«Церковь разместилась в прибрежной первоначально заселившейся части села в окружении могучих старых деревьев.

Это большая двухэтажная барочная церковь сейчас стоит без колокольни и главного креста. Но даже в таком виде здание не потеряло своей роли архитектурной доминанты древней части села и прибрежной панорамы.

Главный элемент этой трехчастной церкви – строго геометрический двухэтажный четверик, перекрытый удлиненным восьмигранным куполом (сомкнутым сводом), увенчанный большим подглавным фонариком-восьмериком.

Углы четверика по-барочному рустованы. Массивные каменные стены прорезаны четырьмя ярусами окон (по два яруса в каждом этаже), однако половина из них «слепые» (ниши в стене). Наличники окон не отличаются особой сложностью, но их большое количество в сочетании с обильной рустовкой создает сложную игру светотени на поверхности стен.

Но при всей декоративности своих фасадов Вагайская церковь в то же время как бы втиснута в строгие рамки порядка и уравновешенности.

Мастерство и самостоятельность в тот переходный период от стиля барокко к классицизму строители храма проявили в полной мере».

В первые десятилетия в Сибири церковнослужителями, как правило, были приезжие из европейской России. Но вот в 1795 году, например, священно- и церковнослужителями были уже люди с вагайскими фамилиями: священники Андрей Карпов и Михайло Лепехин; дьячками – Иван Сысовидиков и Лаврентий Караульников; пономари – Петр Лепехин и Николай Карпов.

В 1851 году в церкви было 5 служителей. А всего по ревизской сказке было записано при церкви 10 человек мужского пола и по отдельному списку 6 человек женского пола.

Все церковное хозяйство строго учитывалось. Как свидетельствует приемо-сдаточный акт от 1860 года, сдающий церковный староста Алексей Афанасьевич Кузнецов и принимающий Илья Иванович Плесовских отмечают, что все, подлежащее учету, находится на своих местах. Умерших по церковному приходу за 1859 год было 156 человек. Меду было в наличии 2,5 фунта, ладану – 4 фунта, елею – 1 фунт, церковного вина – 1 штоф, крупитчатой муки – 2 пуда.

Старанием А. Кузнецова были приобретены на 60 руб. серебром ризы, иконы, возобновлены иконы Скорбящей Божией Матери и Спасителя.

Новому старосте предстоит приобрести в церковь на престол Дарохранительницу, жертвенники, улучшить ризницу и завести икону Двунадесяти праздников.

По первой Всероссийской переписи населения 1897 года, в селе Вагай по форме Б записаны: усадьба священника Василия Дмитриевича Ставропольского, у него приемная дочь и работница; усадьба священника Петра Александровича Кузнецова, у него сын, дочь, нянька и рабочий; усадьба псаломщика Пономарева Алексея Ефимовича, у него мать; усадьба псаломщика Кайдалова, у него дочь Олимпиада Алексеевна, у нее трое детей. Всего в Вагае по этой переписи было 155 мужчин и 162 женщины.

В 1913 году в приход Вагайской церкви входили деревни Ермакова, Журавлева, Сивкова, Селькина, Курицына, Бурлакова, Домнина, Рашова, Рахвалова, Ослина, Шипицына, Фокина, Сычева, Желнина. Всего 671 двор. В них прихожан 3038 м.п. и 3052 ж.п. В собственности было 216 десятин пахотной и 19 десятин сенокосной земли. В штате церкви было два священника, один диакон, два псаломщика. Церковно-приходской школой заведовал священник Тимофей Волохов, учителями были Парасковья Малахова и Александра Миловская, окончившие Тобольское епархиальное женское училище.

Весной 1921 года с северо-восточной стороны от церкви были захоронены красноармейцы, которые погибли в сражении с восставшими крестьянами под Второвагаем.

Здесь же первоначально был захоронен А. В. Семаков, убежденный ленинец, один из руководителей подавления восстания. Несколько позднее его перезахоронили в Тобольске.

В плену безбожников

С приходом к власти большевиков с религией началась решительная борьба. В каждом сельсовете создаются ячейки воинствующих безбожников. Главной силой в антирелигиозной борьбе были коммунисты и комсомольцы.

О том, как проходило осквернение церкви Иоанна Богослова, вспоминают старожилы села.

Было это, вспоминает Александр Петрович Сергеев, по всей вероятности, в 1936 году. Была тогда Омская область. Село было небольшое... В тот летний день людей у церкви было немного. Незнакомый мужчина за плату прикрепил к куполам церкви и колокольне скобы, по ним добрался до крестов, нацепил на них веревки, а десятка два людей за веревки стянули кресты на землю. Сбросить колокола было проще.

Затем кресты и колокола отвезли под навес в конюшне, где конюхом был В.Г. Кожей. Немного позднее их на барже по Иртышу увезли в город Омск. Вместе с ними увезли и чугунное литье, из которого была сделана вокруг церкви красивая узорчатая ограда.

Иконы из церкви разнесли по домам местные жители. Они же растащили и каменные плиты, которые были уложены на могилах умерших священников.

Екатерина Леонтьевна Бушмелева тоже вспоминает колокольный звон, разносившийся по окрестным деревням, красивую чугунную ограду и священника отца Ивана да еще одного служителя небольшого роста.

В дальнейшем колокольню разобрали и из кирпича сделали двухэтажный дом, где располагалась когда-то контора МТС, затем СХТ, а ныне живут люди. Главную же часть храма разрушить не смогли и тоже отдали его для использования МТС, затем службам коммунального хозяйства с. Вагай.

Петр КУТАФИН
(Окончание следует

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2022 г.