ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2012 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Христос рождается

В дни Рождественского поста Святая Православная Церковь призывает нас к воздержанию от мясной и молочной пищи, к воздержанию от опустошающей греховной праздности. Это потребно для того, чтобы умерить свои желания и буйство плоти. Это потребно для того, чтобы наша душа ободрилась и приуготовилась для духовного прозрения, для духовной радости и восторга, которые испытывает человек в богообщении. Праздник Рождества Христова – это каждый раз возможность нам воспринять в своем сердце Богомладенца Христа, а чтобы воспринять и узреть Бога, нужно приготовить свою душу, очистить ее от греховных чрезмерных земных привязанностей, ибо сказано в Священном Писании: «Чистые сердцем Бога узрят».

Погружаясь в суетные дела мира земного, мы порой забываем о своей душе и о божественной ее природе, мы не находим времени для духовного устроения своего внутреннего мира. Дни поста предназначены для того, чтобы мы очистили свое сердце от порочных проявлений, зависти, алчности, злобы, лицемерия, обмана. Свыкшись с этими порочными проявлениями, постоянно оправдывая себя, пребывая в состоянии ослепляющей гордыни, мы все больше и больше удаляемся от Бога и лишаем себя радости духовной жизни, подлинного живого общения с Богом. Так человек впадает в грехи против Бога, против истины, против правды Божией, и в нашу душу закрадываются сомнения, маловерие,

неверие, уныние, отчаянье. Это приводит к утрате любви к Богу и, как следствие, – к утрате любви к ближнему и окружающему нас миру. Дарованный человеку Божий дар любви трансформируется в греховный эгоизм, при котором чистые сердечные взаимоотношения людей подменяются внешним приличием. При этом внешний правильник может внутренне быть циничным, жестоким и безнравственным человеком. С великой пользой для тела и для души восприимем многовековой устав нашей Православной Церкви и в эти дни в меру сил попостимся постом приятным на пользу и во здравие тела и на укрепление и очищение нашей души.

В преддверии праздника обратимся к словам Священного Писания, которые раскрывают события Рождества Христова, чтобы затем вместе с нашими великими поэтами и мыслителями погрузиться в эту божественную тайну, где нам откроется картина проявления в этом мире добра и зла.

Евангелист Лука повествует: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеемом, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем, и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешивши, пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидевши же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк. 2, 1-20).

Евангелист Матфей в своем повествовании так восполняет события Рождества Христова: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророков. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли, и – се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2, 1-16).

Из Священного Писания мы узнаем о чудесном рождении Христа, о той радости, с которой было воспринято это событие простыми пастушками, о той радости, «весьма великой», восточных мудрецов, пришедших из далеких стран, чтобы поклониться Богомладенцу, и о демонической жестокости еврейского царя Ирода. Из истории известно, что он был настолько жесток, что убил не только тысячи невинных младенцев, но даже собственных сыновей.

А теперь обратимся к нашей русской литературе, рассмотрим, как в нашем поэтическом наследии отражены события Рождества Христова, как наши великие поэты восприняли эти события и какие чувства посещали их. Воспитанные в тысячелетней православной традиции, жившие по многовековому церковному уставу, они в радости духовной воспринимали и воспевали события Рождества Христова. Обратимся к творчеству Афанасия Фета (1820-1892). Поэт так описал свое восприятие праздника Рождества Христова:


Ночь тиха... По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик…
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник,
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.
1842 г.

Читая строки этого стихотворения, мы погружаемся в события более чем двухтысячелетней давности и ощущаем таинственность, святость и судьбоносность для всего человечества рождения Богомладенца Христа. Призыв к восприятию великого события – Рождества Христова – звучит в стихотворении Константина Случевского (1837-1904) «На Рождество»:


Верь завету Божьей ночи!
И тогда, за гранью дней,
Пред твои предстанет очи
Сонм неведомых царей,
Сонм волхвов, объятых тайной,
Пастухов Святой Земли,
Тех, что вслед необычайной,
Ведшей их звезде пошли!
Тех, что некогда слыхали
Песню неба... и, склонясь,
Перед яслями стояли,
Богу милости молясь!
Подле, близко, с ними рядом,
Обретешь ты право стать
И своим бессмертным взглядом
Созерцать и познавать!
1897 г.

Поэт в своем стихотворении «На Рождество», опираясь на свой внутренний духовный опыт, утверждает каждого из нас в вере. В вере нам открывается Божественный образ Богомладенца, по вере мы становимся соучастниками этого великого события, по вере мы становимся причастниками и наследниками благодатной Божией милости и Божиего милосердия, явленного в воплощении Христа. Каждый человеку должен опираться на мудрость предыдущих поколений, укрепляться в вере и преодолевать все сомнения, а может, даже и слепое неверие, которое сеет на земле враг рода человеческого. Из века в век соблазны и уловления лукавого ухищряются с тем, чтобы удалить нас от Бога и лишить нас радости богообщения, радости духовной жизни по правде и истине, которую возвестил нам Христос.

Глубокий смысл и великое значение события Рождества Христова в своем поэтическом наследии раскрывает Владимир Соловьев (1853-1900). Обратимся к его стихотворению «Ночь на Рождество»:


Пусть все поругано веками преступлений,
Пусть незапятнанным ничто не сбереглось,
Но совести укор сильнее всех сомнений,
И не погаснет то, что раз в душе зажглось.
Великое не тщетно совершилось;
Не даром средь людей явился Бог;
К земле недаром небо преклонилось;
И распахнулся Вечности чертог.
В незримой глубине сознанья Мирового
Источник Истины живет не заглушен,
И под руинами позора векового
Глагол ее звучит, как похоронный звон.
Родился в мире Свет,
и Свет отвергнут тьмою,
Но светит он во тьме,
где грань добра и зла.
Не властью внешнею, а правдою самою
Князь века осужден и все его дела.
1894 г.

Надо быть слепым и глухим, чтобы не сознавать, что мир во зле пребывает по коварству диавола. Все вокруг из века в век наполняется соблазнами лукавого. Эти соблазны мы видим, эти соблазны мы слышим. А в наши дни, в эпоху информационных технологий, человек не имеет и минуты покоя от агрессии этих соблазнов. Дни поста, дни воздержания – это самое благоприятное время для прозрения. Важно увидеть всю чрезмерность и всю пагубность этих видимых и невидимых соблазнов и отрешиться от них (в дни поста хотя бы не включать телевизор – источник множества соблазнов). Отрешившись от шквала соблазнов и пагубных привычек, мы можем зажечь в душе искру Божию, которая дарует нам просветление разума, которая духовно возродит нас и поможет обрести смысл жизни. Подлинный духовный смысл жизни человека на земле заключается не в праздности и порочности, а в доброделании, в духе любви к Богу и ближнему.
Радостные детские воспоминания святой и таинственной Рождественской ночи поэтично и трепетно излагает Петр Порфиров (1869-1903) в своем стихотворении «В Рождественскую ночь»:


Великия рождественския ночи,
Вы тайны неземной и святости полны.
Стихает скорбь, и мысленныя очи
Вновь видят счастие утраченной весны.
Бывало, в полусне, склонясь на изголовье,
Наивно, страстно ждешь
в час полночи немой,
Раздастся ль ангелов святое славословье
И загорится ль мрак священною звездой.
И реял светлый сон над детской головою...
Родившийся Христос в ту ночь являлся мне,
Я видел пастухов, что шли в вертеп толпою,
Я слышал ангелов в небесной вышине.
И пробуждался я от сладкого волненья,
Отраду чистую в душе своей тая.
С тех пор прошли года...
Средь горя и лишенья
Озлоблена душа усталая моя;
Но всякий раз в тиши Великой ночи
Нисходит мир на грешныя уста,
И грудь кипит, и радостныя очи
Приветствуют Рожденного Христа.

Поистине великие Рождественские ночи полны не земной, а Божественной тайны, тайны Божественного промысла о человеке. В детские годы человек по чистоте жизни, по непорочности, по дару детской любви легко восприимчив ко всему святому, и восприятие святого, особенно в дни великих церковных праздников, глубоко и надежно отображается в душе юного христианина. Воспоминание об этом впоследствии всю жизнь человека согревает, а порой и возвращает заблудившегося на путь к Богу.

Но жизнь прожить – не поле перейти, и на пути возрастающего человека подстерегают нарастающие соблазны. Утрачивая бдительность, поддаваясь на все эти уловки лукавого, человек теряет духовную и нравственную чистоту, и наступает расплата за грехи – горе, скорби и печали. Озлобляется душа, уставшая от рабства лукавого, от жизни беззаконной и безбожной. Но всякий раз в дни великого праздника Рождества каждый разумный человек имеет шанс к прозрению и имеет возможность воспринять благодатные дары Христовы. Укрепляющая человека благодать Божия даст силы оставить порочный путь греха, соблазнов и лукавства и направить себя по пути добродетельной богоугодной жизни. Благодать Божия особо ощущается и в духе благодатной радости в дни великих христианских праздников.

Особый настрой предпраздничной радости и великого всенародного торжества излагает Ольга Чюмина (1858-1909) в своем стихотворении «Рождение Спасителя»:


Сумрак и ночи молчанье святое,
Правды и мира слова,
Чувство покоя во всем разлитое:
Это – канун Рождества!
Звон колокольный несется волною,
Чудный вещая закон.
Братья! Внемлите призыву душою,
Это – рождественский звон.
Жалость ко всем неимущим и сирым,
К тем, кто судьбой обделен,
Нам возвещает с любовью и миром
Этот рождественский звон.
Вспомните, братья: не в пышных палатах –
В яслях родился Христос,
Он не пришел, чтоб судить виноватых,
Он избавленье принес.
В каждом страдающем видел Он брата,
Жил не среди богачей;
Кровом служила Спасителю хата
Бедных простых рыбарей…
Он возвестил нам: «Питавший голодных,
Жаждущим давший питье,
Теплой одеждой снабдивший холодных –
Делают это во имя Мое.
Тот, кто приемлет к себе утомленных,
Странников прочь не гоня,
Кто посещает больных, заключенных,
Тот посещает Меня!
К людям любовь, сострадание к людям!»
Эти Христовы слова,
Заповедь эту и мы не забудем
В светлые дни Рождества!
О, да не будут одними словами
Эти святые слова,
Веру свою мы докажем делами,
Вера без дела – мертва!
Братья, пускай же не «гласом в пустыне»
Будет молящего зов,
Пусть в нашем сердце, подобно святыне,
Свет засияет Христов!

Чувство покоя в душе рождает Рождественский звон, который возвещает о великом празднике Рождества: празднике, в котором отмечается пришествие Сына Божиего с любовью и миром к погруженному в грех человеку. Он пришел не судить, не обвинять,
Он пришел для прозрения каждого человека, для его осознания, что есть пути правды и истины, которые ведут к Богу, а пути неправды, лицемерия, коварства, лукавства – это пути погибели, ведущие в бездну ада. Пути Господни – это пути добродетельной жизни, и когда мы делаем добрые дела ближним своим, мы исполняем Божие предназначение, мы подтверждаем крепость и жизненность своей веры, ибо вера без дел мертва.
Образно и поэтично Ольга Чюмина излагает события Рождественской ночи в стихотворении «Полночь Рождества»:


Небо сумрачно и черно,
Но земля – бела;
Люди, радуйтесь, звоните
Вы в колокола!
Родился Христос Спаситель,
О, блаженный миг!
И к Нему склоняет Дева
Свой прекрасный лик.
И Младенец небогатым
Пологом укрыт, –
С перекладин паутина
Кружевом висит.
Дрогнет Он среди соломы,
Тут же рядом с Ним
Мул и вол дыханьем греют
Господа своим.
Но над яслями раскрылась
Неба синева:
Это славят серафимы
Полночь Рождества!

Вся Вселенная славит рождение Богомладенца Христа. Прославим и мы – не только словами, но и добрыми делами своими. В дни Рождественского поста наши дары благодарности Богомладенцу – воздержание, пост, молитва, покаяние, которые мы можем принести для своего же спасения.


Православный люд постится,
Встретить Рождество стремится.
Вот уже две тысячи лет
Рождества предивный свет
Путь к добру нам указует,
Дух любви он всем дарует.
Но не все любовь вместили,
Сердце злобой осквернили.
Ирод первый обозлился
И убить Христа стремился.
Слуг своих послал искать
И младенцев убивать.
Но злодей был посрамлен,
И Младенец был спасен.
Только вот одна беда –
Продолжается война.
Слуги Иродовы живы,
Губят деток для наживы,
Сеют зло, соблазн и грех,
Помрачают разум всех.
На кого они влияют,
Души тех грехом пленяют,
Веру в Бога убивают,
Счастья, радости лишают
И оружие сменили,

Вместо копий и мечей –
Шквал отравленных речей.
Зло немного подсластили,
Фантик яркий поместили.
Верный знак сего обмана –
Шквал распутства и дурмана.
Льется пошлость по эфиру,
Бедным людям прям в квартиру.
Много зла и много лжи,
Боже правый, сохрани.
Дай нам силы устоять,
Жить по правде и не лгать.
Люди, душу сохраните,
Веру в Бога укрепите,
Так себя вы сбережете
И достойно проживете.
Вознесем молитвы вздох
И воспрянем: «С нами Бог!».

Архиепископ Димитрий

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.