Упоминание о Рождественском посте, впрочем как и о других
многодневных постах, относится к древним временам христианства. В своих творениях св. Амвросий Медиоланский и блаженный
Августин пишут о Рождественском посте уже в четвертом веке. В
пятом веке о древности Рождественского поста говорил Лев Великий.
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные
плоды.
«Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время
этого поста должны быть щедры к бедным».
По словам Симеона Фессалоникийского,
«пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись
сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих.
А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не
на камнях, но воплотившееся и родившееся,
и приобщаемся Его Божественной плоти».
Рождественский пост установлен для
того, что мы ко дню Рождества Христова
очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и
телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и, кроме обычных
даров и жертв, принести Ему наше чистое
сердце и желание следовать Его учению.
Первоначально Рождественский пост
длился у разных христианских общин не
одинаковое количество дней, но на соборе
1166 года всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником
Рождества Христова сорок дней.
Таким образом в настоящее время
Рождественский пост является последним
многодневным постом в году. Начинается
он 15 (28 – по новому стилю) ноября и
продолжается до 25 декабря (7 января). Так
как заговенье на пост приходится в день
памяти святого апостола Филиппа (14 ноября
по старому стилю), то его также называют
Филипповым.
Церковный устав учит нас, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все
благочестиво постящиеся строго должны
соблюдать уставы о качестве пищи, то есть
воздерживаться в посте от некоторых брашен, не как от скверных (да не будет сего),
а как от неприличных посту и запрещенных
Церковью».
Правила Церкви предписывают в Рождественский пост воздерживаться от мяса,
яиц, молока и молочных продуктов, а в
некоторые дни и от рыбы. В понедельник,
среду и пятницу Рождественского поста
уставом запрещаются рыба, вино и елей и
дозволяется принимать пищу без масла. В
остальные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать
пищу с растительным маслом. Рыба во
время Рождественского поста разрешается
в субботние и воскресные дни и великие
праздники, храмовые праздники и во дни
великих святых, если эти дни приходятся на
вторник или четверг.
В то же время, соблюдая устав Церкви о
телесном воздержании, необходимо помнить,
что Церковь призывает нас поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся
и духовне, разрешим всяк союз неправды», –
говорится в Богослужебных текстах.
Пост телесный, без поста духовного, вряд
ли будет полезен постящемуся, но даже
наоборот, может быть и духовно вредным,
если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства
от того, что он постится. Истинный пост
связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением
злых дел, прощением обид, с исключением
увеселительных и зрелищных мероприятий,
просмотра телевизора. Все святые отцы
учат, что пост не цель, а средство – средство
смирить свою плоть и очиститься от грехов.
Без молитвы и покаяния пост становится
всего лишь диетой.
Сущность поста выражена в следующей
церковной песне: «Постясь от брашен, душа
моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно
утешаемся неядением: ибо – если пост не
принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая,
и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».
Во дни наступившего Рождественского
поста хочется пожелать всем нам, православным христианам, быть в эти святые
дни особенно собранными, чтобы веселием,
винопитием и вкушением пищи не нарушить
строгости поста. А главное помнить, что, по
слову святителя Василия Великого, «истинный
пост – удаление от зла, воздержание языка,
подавление в себе гнева, отлучение похотей,
злословия, лжи, клятвопреступления».
Протоиерей Александр ЛЕМЕШКО,
благочинный Ялуторовского благочиния,
настоятель храма Георгия Победоносца
г. Заводоуковска
|