Развитие – это свойство любого процесса. И миссионерство обладает этим
свойством. Только при наблюдении развития
современного миссионерства возникает вопрос: в правильном ли направлении движется
этот процесс?
Как некое предвидение будущего в миссионерской деятельности Церкви появилась
прекрасная статья «Средства массовой катехизации» в журнале «Нескучный сад» №6 от
2011 года, где описывается тенденция развития проповеди Благой вести и показываются
средства для распространения Слова Божия.
Вот одна из ярких цитат, которая показывает дух будущего миссионерства: «На
одной дискуссионной молодежной встрече,
посвященной образу православной миссии,
пришлось услышать предложения по использованию маркетинговых технологий в
миссионерском деле. И это понятно, если
Евангелие – информация, а информация
может быть товаром, то почему бы миссионеру не действовать как грамотному
бизнесмену, который предоставляет информационные услуги религиозного характера?».
Если Евангелие – это товар для миссионера,
то где же место в такой проповеди Духу
Святому, Который наставляет на всякую истину (Ин. 16, 13)? Такое отношение к Слову
Божию есть кощунство.
Предлагается и другой метод: «Есть
в интернете такое понятие – «бот». Это
программа-робот, которая шныряет по
сетевым ресурсам и создает спам. Пока
православных ботов не существует, но во
время войны нет недозволенных средств. И
может статься, что верующие программисты
начнут писать подобные программы, которые
неустанно и неутомимо будут «спамить» в
пользу Благой вести. Почему бы нет? На
войне как на войне...».
Это уже похоже на надоедливых сектантов, которые предлагают свою «информацию»
не к месту и не ко времени, у которых есть
слово, но нет Духа. Утешает лишь завершение этой статьи примером об апостоле
Павле, когда он «отказался в Македонии от
информационной поддержки «духа прорицательного», которым была одержима служанка,
возвещавшая об апостолах Павле и Силе
(Деян. 16, 17). Бесплотного свидетеля апостол
заставил выйти из служанки и замолчать».
Здесь уже выражается надежда, что вышеприведенные методы миссионерства в Святой
Апостольской Церкви все-таки неприемлемы.
Есть еще одно явление в миссионерстве
нашего времени, которое уже получило название, – рок-миссионерство. Выступления
священников на рок-концертах тоже несут
Слово Божие для широких масс. И здесь преследуется благая цель. Но насколько уместно
это слово именно во время концерта?
Самый известный проповедник на рок-концертах диакон Андрей Кураев говорит,
что рок-культура – это культура протеста,
в которой, в общем-то, все равно против
чего протестовать. Для верующего человека
вполне очевидно, что дух протеста – это
дух сатаны, первого в мире протестанта.
Характерной чертой рок-миссионерства
является принципиальное одобрение идеологии протеста и прививка этой идеологии
церковному сознанию. Для всех очевидно,
что священник, посещающий рок-концерты,
одним своим присутствием одобряет все
происходящее на концертах. Проповедь со
сцены принимается аудиторией весело, со
свистами, воплями, морем рук, изображающих символические рок-н-ролльные жесты.
И проповедь священника воспринимается,
в лучшем случае, как элемент концертной
программы, своеобразный антракт между
выступлениями.
Сейчас Церковь активно вливается
в различного рода субкультуры. Мы видим священников-рокеров, священников-байкеров. Так как сейчас модны среди молодежи и паркур, и рэп, и ночные клубы, то
вполне возможно и появление священников
в соответствующих молодежных течениях.
Только получается, что священник растворяется в этих течениях и теряется соль
христианства – покаяние. А вот субкультуры
утверждаются в своей правоте, что, мол, и
Церковь их поддерживает.
Возникает справедливый вопрос: неужели
не проповедовать, не нести Слово Божие
молодежи? Конечно же, проповедовать! Но
слово должно сопровождаться делом. Должен
быть в первую очередь пример благочестия.
Не мрачный, замкнутый, всем на свете недовольный, а в благодати Духа Святого: любви,
радости, мире, долготерпении, благости,
милосердии, вере, кротости, воздержании
(Гал. 5, 22). И слово должно быть облечено
благодатью.
Целью проповеди должно быть учение о
спасении через покаяние, то есть изменение,
приобретение благодати Божией и появления
у человека даров Духа Святого. И сам миссионер должен иметь опыт этого изменения,
чтобы передать его другим. Миссионерство
должны совершать люди, имеющие благодать
Духа Святого. Они должны нести не «пакет
информации» о Боге, а живой пример жизни
в Боге, тогда слово будет действенным. И
здесь становится понятным, что ни «боты», ни
маркетинговые технологии не заменят живой
проповеди. Здесь становится понятным, что
проповедь в местах, где царит дух противления
и протеста, становится жемчугом перед свиньями. Что если там протест ради протеста и
все равно против чего, то он рано или поздно
обратится против «жемчуга», и «поперут его
ногами своими, и растерзают их» (Мф. 7, 6).
Из вышесказанного следует, что если мы
желаем спасения окружающим нас людям,
нашим близким, соотечественникам, то должны руководствоваться словами преподобного
Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и
вокруг тебя спасутся тысячи». А иначе к нам
будут обращены слова Христа: «Горе вам,
книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите
море и сушу, дабы обратить хотя одного; и
когда это случится, делаете его сыном геен-
ны, вдвое худшим вас» (Мф. 23, 15).
Иерей Алексий Падылин,
духовник Салехардской
и Новоуренгойской епархии,
настоятель храма во имя Николая
Чудотворца, г. Тарко-Сале
|