Св. ап. Иаков сказал: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом
есть то, чтобы призирать (т.е. заботиться)
сирот и вдов в их скорбях и хранить себя
неоскверненными от мира» (Иак. 1, 27).
Чем и как оскверняет нас мир? В воздухе, окружающем нас, немало всякой заразы,
вместе с ним мы нередко вдыхаем бактерии заразных болезней и заболеваем. Но
что еще хуже – в нем много нравственных миазмов, заражающих наши сердца и умы.
Нас оскверняют миазмы нечистоты и разврата, о которых мы часто слышим, иногда
даже бываем свидетелями этого низкого и мерзкого греха. Полной грудью вдыхают
люди, особенно юные, зловоние нравственной нечистоты при чтении сладострастных
романов, при рассматривании гадких картинок, слушании скверных песен
Мы оскверняемся завистью к тем, кто
достиг высокого положения и живет в богатстве и роскоши, и сами изо всех сил
стремимся приобрести как можно больше
денег и обладать ничтожными и скоропре-
ходящими благами земными. И в этой погоне привыкаем не останавливаться перед
всякой неправдой, которой так много в
мире. А низкая ложь все более и более
лишает нас нравственного достоинства. Испокон веков велись между народами войны
и распространяли кровавую духовную заразу
между людьми: делали сердца их грубыми и
жестокими, неспособными к любви. А ведь
именно к любви, всеобщей любви, призывает
нас Евангелие Христово.
Но как ни тяжелы, как ни заразительны
скверны мира, все их далеко превосходит
самая тяжелая и губительная скверна – все
усиливающееся безбожие, забвение и даже
уничижение страшной жертвы, принесенной
Господом нашим и Сыном Божиим Иисусом
Христом на Голгофском Кресте ради спасения мира. Она не
только развращает нас, но и ведет к вечной погибели.
Как же хранить себя неоскверненными
от мира? Если нам навстречу идет кочегар в рабочем платье,
то мы спешим посторониться от него, чтобы
не выпачкаться сажей. Так
должны мы сторониться всякой
нравственной грязи. Если попадаем в среду
дурных и пьяных
людей, и даже
постоянно живем среди них, то неизбежно
заразимся их скверной и станем подобными
им. Блаженны люди, далекие от тлетворной
среды, живущие в сообществе с благочести-
выми и добрыми, ибо будут они безопасны
и никакая мерзость не коснется их.
Воспитание детей в благочестии, хранение
их от самой страшной скверны должно быть
главной задачей родителей. Это хорошо пони-
мали свв. Иоаким и Анна, родители Пресвятой
Богородицы. Они избрали для Света очей сво-
их, трехлетней Крошки,
самую надежную защиту
от мира, посвятив Ее
Богу. Матери обычно
трудно расстаться с
единственным ребен-
ком. А Иоаким и Анна
привели маленькую
Дочь за 120 километров
из Назарета в Иеруса-
лим, чтобы оставить Ее
в центре благочестия
всего народа израиль-
ского, в святом храме,
и без Нее вернулись в
Назарет.
Бог облегчил им
эту жертву, внушив
первосвященнику Захарии ввести Пречистую
Малютку не только
внутрь храма, куда
входили только священники, но даже за
вторую завесу – в Святая Святых, куда один
раз в год мог входить
лишь первосвященник. Это событие было
столь необычайно, что повергло в изумление даже Ангелов Божиих, сопровождавших
первосвященника и ведомое им Дитя, и за
Всенощной церковный хор поет: «Ангели
вхождение Пречистыя видяще, удивишася,
како Дева вниде во Святая Святых».
Как же объяснить это событие? Во
втором Иерусалимском храме, построенном
после вавилонского пленения евреев, уже
не было Ковчега Завета, который скрыл
пророк Иеремия в неизвестном месте (см. 2
Мак. 2, 4-7), но, тем не менее, третья,
внутренняя часть храма – Святая Святых, –
оставалась для иудеев великой святыней, ибо
она была местом особого присутствия Бога.
Но разве недостойна была войти в это святое
место Та, Которая именуется Святою Церковью Пречистым Храмом Спасовым, Селением
Небесным? Первосвященник не только ввел
будущую Богородицу во Святая Святых, но и
дал Ей разрешение ежедневно приходить сюда
для молитвы. До пятнадцати лет прожила Она
в одной из комнат, пристроенных к наружным
стенам храма. Она дышала не только вещественным фимиамом алтаря кадильного, но и
угодным Богу фимиамом молитв священников
и всего народа.
Так неизмеримо надежнее всех доступных людям ограждений была хранима Духом
Святым Пречистая Отроковица Мария от
всех скверн и соблазнов мира. Так подготовлялась Она к величайшему таинству
воплощения Сына Божия. Приводите в
храмы Божии детей, чтобы они дышали его
святым воздухом, насыщенным не только
дымом фимиама, но и таинственной благодатью совершаемых в нем великих Таинств
и молитвами множества людей.
Прославим же в сердцах своих Бога,
даровавшего миру такой Святой Сосуд ничем
не запятнанной чистоты, и глубоко проникнемся заветом апостола Иакова нам, слабым
и немощным, хранить себя неоскверненными
от мира. Аминь.
Святитель Лука Крымский
(Войно-Ясенецки й),
1956 год
|