Впервые в Россию с Афона привезена
великая святыня христианского мира – Пояс
Пресвятой Богородицы. Многотысячные очереди жаждущих прикоснуться к святыне поражают людей светских. В районе храма Христа
Спасителя я видела таких остолбеневших.
Несомненно, эти очереди к святыням – наше,
русское явление, не искорененное даже
диктатом советского времени. В 2007 году
в храме Христа Спасителя, на Вознесение
(за этой службой происходило воссоединение
Русской Православной Церкви Заграницей
с Церковью на Родине) я познакомилась с
русской эмигранткой из США . Она поразилась
переполненности храма, считая, что понастоящему важным это событие является
только для Зарубежной Церкви. Вы-то, мол,
в России, чему так радуетесь? Но потом, подавив свое удивление, сказала слегка даже
пренебрежительно: «Это – русское...». – «А
как же у Гроба Господня в Иерусалиме? Я
только что оттуда». – «Да и там ведь – одни
русские!». Только что недосказано: невежественные, непросвещенные, вечно толпящиеся, не умеющие себя вести даже в храме...
Вспоминается, как умилялись до слез
греки, сопровождавшие в Россию мощи
Спиридона Тримифунтского, видя очереди
на поклонение к святыне. Как поражаются
итальянцы, видя русских паломников, Крестным ходом шествующих с теплохода к «их»
Николаю Чудотворцу.
Во время принесения мощей Спиридона
Тримифунтского у Данилова монастыря мне
пришлось быть свидетельницей такой сцены.
При самом входе в монастырь к очереди
стремилась примкнуть провинциальная
девушка. Она упрашивала охранника, что
ей очень, ну просто очень надо, что сама
она с Дальнего Востока, что через 3 часа
у нее поезд и у нее никогда уже не будет
возможности... Молодого парня-охранника,
постоянно пребывавшего в удивлении от
лицезрения этой очереди (это было написано
у него на лбу), девушка уже и уговорила,
но он, указывая на очередь, сказал: «Я-то
что... но кто же вас пропустит?» К удивлению, он услышал: «Пропустите, пропустите
ее, ей надо!» Охранник, снова удивившись,
раздвинул ограду, и девушку пропустили.
Дальше было не менее удивительное. Укоренившись в очереди, она стала спрашивать,
что это за мощи и что такое вообще –
«мощи»... Скорее всего, эта девушка была не
церковной, может быть, даже некрещеной. Но
ее порыв к святыне, почти метафизический,
был таким сильным, что покорил и охранника, и стоящих часов 12 в очереди. Ее с такой
охотой стали просвещать, подарили книжечку
с житием и акафистом Святителю! Стали
учить, как и о ком следует помолиться... И,
наконец, выяснили, что этой девушке действительно «ну очень нужно» было попасть
к мощам Спиридона Тримифунтского. Это
русское... разумеется, это русское.
Наш известный богослов А.И. Осипов, строго, порой даже гневно сетуя на эти
очереди к святыням, обычно говорит: «Вы вот расспросите и узнаете, о чем они там
молятся: о своем, житейском – чтобы дочка удачно вышла замуж, чтобы муж больше не
пил... Вы думаете, хоть один пришел к мощам помолиться об избавлении от страстей? О
том, что он погибает от тщеславия и гордости? О том, чтобы не зеленеть от зависти?»
Разумеется, наш знаменитый профессор богословия прав, мы так несовершенны. Но разве не те же люди, не с теми же проблемами шли за Христом две тысячи лет назад? Не из них ли Он создал Свою Церковь?
В этой связи еще один непраздный вопрос – а многие ли получают просимое? Конечно, все мы «по делом нашим приемлем»
и получаем – по вере. Но ведь и пророк
Илия во время трехлетнего глада был послан
только к одной вдове, чтобы «препитать»
ее... Вдруг и я, думает одинокая женщина
в очереди, окажусь такой вдовой? Вдруг
именно меня Бог помилует молитвами этого
святого, к мощам которого я сейчас подойду?
Почему приходят, почему по многу часов
стоят на холоде... Приходят, конечно, – жаждущие. Жаждущие чуда. Чуда избавления от
болезней и скорбей. Понимая, что они недостойные, но ведь и недостойным по милости
Божией бывает – подается.
Очередь на поклонение к святыне занимают у Крымского моста! В ночь, когда
ожидается усиление мороза! Что это, если
не смирение? Порадуйтесь, профессор, и
умилитесь – это именно смирение.
В последнее время появился и такой аргумент: разве у нас в России, в Москве, в том
же храме Христа Спасителя – не те же святыни?! Недоумевая по этому поводу, ключарь
храма Христа Спасителя о. Михаил Рязанцев
обращал внимание прихожан на такие святыни, как Риза Богоматери, Риза Господня,
постоянно пребывающие в храме. Почему же
к ним не устремляются толпы паломников?
«Социология очереди» отчасти, кажется,
дает ответ на этот вопрос. Разумеется, все
мы – маловеры. В том числе и регулярно
приходящие в храм. И все мы, обличаемые
совестью, жаждем укрепления веры, жаждем
православного общества, православного
общения. А здесь ведь столько православных людей – одни с постоянным чтением
акафиста, другие – с Богородичными песнопениями... Пусть и 20 часов, или иначе: хоть
20 часов провести в обществе своих по духу
людей. Одна такая жаждущая душа поведала
мне: «Знаете, когда я после стольких часов
ожидания вхожу в храм Христа Спасителя...
Отголоски ли песнопений, благоуханное ли
миро? Я не знаю, но я просто физически
ощущаю, что в этот момент на меня нисходит
благодать в объеме этого огромного храма.
Я знаю, что в храме Христа Спасителя
есть равнозначная святыня, но я все-таки
встала в эту очередь... Богородица сошла к
нам с Афона, как же нам не выйти к Ней
навстречу?».
Светлана КОЛОСОВСКАЯ,
сайт общества «Радонеж»
|