ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№ 12 2010 г.         

Тобольская Голгофа

Отец Владимир с нижнетавдинцами у могилы новомучеников,
г. Тобольск
30 августа 1937 года у стен Тобольского Кремля по решению Тройки при УНКВД по Омской области были расстреляны 19 человек, проходивших по делу №2377 «О контрреволюционной организации». Почти все – священнослужители. Смерть за Христа, принятая от рук безбожной власти, настигла в тот день людей самых разных – от диакона до архиерея, от воспитанника монастыря до профессора Духовной Академии. Среди мучеников был и Григорий Васильевич Погорелов – настоятель Нижнетавдинской церкви Святой Троицы.

Будущий священник Григорий Погорелов родился 10 января 1863 года в г. Богучары Воронежской губернии в бедной крестьянской семье. Получив среднее богословское образование в уездном духовном училище, был рукоположен во священники и с 1897 по 1930 годы служил в церкви во имя Святой и Живоначальной Троицы в Слободе Тавдинской (ныне – с. Нижняя Тавда).

Трудами и усердием о. Григория в слободе в короткий срок – за три года – взамен прежней деревянной была построена новая каменная церковь, и 24 мая 1907 года состоялось ее торжественное освящение. Благолепие и красота новопостроенного храма никого не оставляли равнодушным. Вот что пишет о нем о. Иоанн Елистратов в «Епархиальных ведомостях», №13, 1907 г.: «Иконостас бросается в глаза прежде всего. Живопись чудесная по золотому фону… Фон иконостаса красный, что замечательно гармонирует с белой штукатуркой храма… Алтарь просторный и светлый, снаружи храм тоже выштукатурен и имеет несколько исполненных масляными красками икон и надписей из псалмов и прокимнов».

Отец Григорий окормлял не только Тавдинскую слободу, но и близлежащие деревни с находившимися в них часовнями. Всего его паства в 1913 году насчитывала 1933 прихожанина и 2048 прихожанок. Отец Григорий осуществлял среди населения и просветительскую деятельность. Являлся строителем и заведующим Воскресной школы в д. Паченка. Епархиальное начальство благодарило его за изыскание средств на постройку приходского школьного здания. За свои труды во славу Бога и Церкви о. Григорий Погорелов в 1907 году был награжден скуфьей епископом Тобольским и Сибирским Антонием (Каржавиным).

В слободе батюшку любили и уважали. Всех крещеных он помнил по именам. Вот что вспоминала о нем 91-летняя Варвара Павловна Пуртова: «Встретит (о. Григорий) на улице, ладонь на голову мне положит, благословит, спросит, слушаюсь ли родителей да почитаю ли? Стою перед ним – сердечко радуется, и строгости боишься. Батюшку и других служащих церкви народ любил. Добрые были они, душевные». Священник Григорий Погорелов стал последним настоятелем Нижнетавдинской церкви перед более чем шестидесятилетним запустением духовной жизни в нашей стране…

В 1917 году – свергнуто Временное правительство, в 1918 – расстреляна царская семья, а в 1919 гремела Гражданская война. Нижнетавдинский батюшка, как и многие другие священнослужители, надеявшиеся спасти хотя бы часть святынь Сибирской земли от поругания безбожников, в 1919 году присоединился к отступающей армии адмирала Колчака. Возвращения «отступников» ждали не только семьи – ждали и органы ОГ ПУ. Дождались они и о. Григория. В сентябре 1919 года он был арестован и заключен под стражу – сначала в Тюменскую, затем в Свердловскую тюрьмы. Обвинение – «отступал из Нижнетавдинского района с Колчаком». Это первое заключение, положившее начало «мытарствам» священника Погорелова, длилось недолго: через два месяца ввиду болезни он был освобожден.

Почти 10 лет, до 1930 года, о. Григорий продолжал свое священническое и пастырское служение в Нижнетавдинской церкви. Каких трудов ему это стоило – можно только гадать. Эти десять лет сродни десяти годам на оккупированной территории, в тылу врага, где ты – лишенный прав изгой (еще в момент отделения Церкви от государства о. Григорий был лишен избирательных прав как «служитель культа»).

В 1930 году последовал новый арест. На этот раз священник Григорий Погорелов обвинялся в контрреволюционной деятельности, выразившейся «в проведении нелегального собрания среди членов церковного совета». О том, что в действительности представляло собой «нелегальное церковное собрание», можно судить по показаниям самого батюшки: «Пришел к церковному старосте, где находились в квартире два члена церковного совета. К церковному старосте я приходил для того, чтобы он обеспечил продажей свечей в д. Березовке, где мной намечалось проведение службы». Несмотря на то, что оснований для обвинения не было и остальных участников «нелегального собрания» из-под стражи освободили, о. Григория всетаки приговорили к трем годам спецссылки в с. Березово Березовского района ОстякоВогульского округа.

В сентябре 1932 года о. Григорий Погорелов из ссылки освободился, однако до 1936 года, по его собственным словам, «никакого участия в религиозной деятельности не принимал». Церковь в Нижней Тавде к тому времени уже была разрушена, так что возвращаться на прежнее место жительства он не стал, а обосновался с женой Евдокией Никифоровной в с. Булашево Тобольского района.

Именно в с. Булашево в октябре 1936 года о. Григорий Погорелов возобновил пастырское служение, оказавшееся, увы, совсем недолгим. Согласно его показаниям, он решил «вновь вступить во священники в связи с объявлением в печати проекта новой конституции». «27 марта 1937 года я выпустил листовку, в которой призывал население к говению и встрече праздника Пасхи». (Примечательно, что именно это рассматривается органами НК ВД как «борьба с советской властью» – ведь о. Григорий знал, что «советская власть ведет борьбу с религией»).

9 мая 1937 года священник Погорелов был в третий и последний раз арестован Тобольским РОНКВД. Состав семьи на момент ареста: жена – Погорелова Евдокия Никифоровна 68 лет, сын Роман Григорьевич, фотограф с. Липовка Тобольского района, сын Павел Григорьевич, проживал в Москве, сын Виктор Григорьевич, проживал в Новосибирске. При аресте изъято: «Церковных книг 33 шт.»

Намечался большой процесс – целое «дело о контрреволюционной организации», и о. Григорий, принимавший участие в епархиальном съезде (на котором «стоял вопрос борьбы с советской властью») под председательством епископа Гермогена в 1918 году, отступавший с Колчаком, дважды арестовывавшийся и проведший три года в ссылке, а на момент третьего ареста ко всему прочему еще и служащий в храме с. Булашево, как нельзя лучше подходил на роль контрреволюционера и в качестве активного участника «контрреволюционной повстанческой пораженческой организации церковников» он, по мнению Тройки при УНК ВД, вполне мог выступить.

Обвинение же в руководстве контрреволюционной организацией было предъявлено управляющему на тот момент епархией архиепископу Артемию (Ильинскому) и Ивану Алексеевичу Карабинову, бывшему профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии, автору ряда богословских трудов, на момент ареста находившемуся в ссылке в г. Тобольске.

Среди арестованных по делу №2377 «О контрреволюционной организации» оказались также священнослужители Тобольской кладбищенской церкви о. Василий Скосырев, о. Николай Русанов, о. Алексий Преображенский, протодиакон Афанасий Чернышев, псаломщик Григорий Стержных; о. Вячеслав Дьяконов и о. Иоанн Минервин – священники за штатом; священник д. Худяково Коронат Булатников, священник с. Кугаево Вениамин Добромыслов, священник села Бронниковское Иоанн Купцов, священник д. Новоселова Павел Кугаевский, священник Тюменской Всехсвятской церкви Феодор Рождаев; псаломщик Ефим Кайдалов, миряне – Гликерий Почежерцев (воспитанник монастыря), Варвара Кугаевская («в прошлом монашка»), Ираида Покровская («в прошлом жена священника»), Петр Унжаков (сын священнослужителя) и некоторые другие.

Всем им был предъявлен ряд обвинений, подпадавших под 58-ю статью УК РСФСР (п.10 «Антисоветская и контрреволюционная пропаганда или агитация»; п.11 «Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений). В частности, все арестованные по делу обвинялись в следующем: контрреволюционная пораженческая агитация в пользу иностранных капиталистических государств, восхваление старого монархического строя, искажение газетных сообщений о событиях в Испании (гражданская война 1936-1939 гг.), распространение повстанческой агитации, хранение и распространение литературы контрреволюционно-монархического содержания, распространение клеветнических слухов о голоде и непосильном труде в колхозах, восхваление контрреволюционера Троцкого (!), использование в контрреволюционных целях новой Советской Конституции и т.п. Словом, все мыслимые и немыслимые обвинения. «По всем пунктам предъявленного мне обвинения виновным себя не признаю», – заявил на по- следнем допросе о. Григорий Погорелов. Перед НК ВД стояла вполне конкретная задача – избавить советское общество от «вредных элементов». И эта задача была ими успешно выполнена. 23 августа 1937 года Тройка при УНК ВД по Омской области приговорила 19 «вредных элементов», в числе которых был и 74-летний священник Григорий Васильевич Погорелов, к расстрелу, и 30 августа того же года приговор был приведен в исполнение.

4 января 1958 года все они были посмертно реабилитированы на основании ст.4 п.5 УПК РС ФСР , т.е. за отсутствием состава преступления (как говорится, «что и требовалось доказать»).

Место захоронения невинно убиенных новомучеников Российских в материалах уголовного дела не указано, однако документально подтверждено, что массовые захоронения в г. Тобольске проводились на территории хозяйственного двора бывшей Тобольской тюрьмы.

В октябре текущего года предполагаемое место захоронения новомучеников, среди которых находятся и останки священника Григория Погорелова, посетил с группой прихожан иерей Владимир Язов – нынешний настоятель Свято-Троицкого храма с. Нижняя Тавда. Им была отслужена лития о упокоении душ усопших рабов Божиих, всех в годину лютых гонений от безбожной власти замученных и убиенных, и возложены цветы от нижнетавдинцев.

В настоящее время о. Владимир собирает необходимые документы для рассмотрения вопроса о возможной канонизации священника Григория Погорелова. Собранный материал позволяет продолжить на страницах «Сибирской православной газеты» публикацию о тобольских новомучениках. Отец Владимир благодарит за помощь в этом благом деле Тюменского писателя Петрушина Александра Антоновича, руководство и сотрудников регионального управления ФСБ по Тюменской области.

Редакция ждет откликов читателей, владеющих какой-либо информацией о безвинно пострадавших 30 августа 1937 года.

Иерей Владимир Язов, настоятель
Свято-Троицкой церкви с. Нижняя Тавда,
Мария Сафьянова , корреспондент
«Сибирской православной газеты»

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.