ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№ 12 2010 г.         

Перейти в раздел [ Истрия ]

Из истории Тобольского древлехранилища

В конце XIX в. церковное священноначалие и общественность поднимают вопрос о создании церковно-археологических музеев в России. Такие музеи были открыты в Киеве, Нижнем Новгороде, Смоленске, Владимире и других городах, занимавших особое место в истории Русской Церкви.

Центром сибирского Православия был Тобольск, поэтому в его храмах сосредотачивались особые церковные раритеты. Это послужило толчком для создания такой общественной организации как «Братство св. Димитрия Солунского», главной задачей которой стало обнародование и сохранение «вещественных памятников церковной старины, имеющихся в церквах Тобольской епархии или у частных лиц».

С этой целью была составлена программа, с которой члены братства обратились во все храмы епархии, а после того как получили эти сведения и привели их в систему, обратились в Тобольскую духовную консисторию с просьбой дать «циркулярное распоряжение о тщательном сохранении вещественных памятников церковной старины… строго воспретив таковые поновлять, исправлять, видоизменять, а тем более продавать или же совсем уничтожать без ведома и согласия Епархиального начальства». Вследствие этих событий по инициативе Преосвященного Антония, епископа Тобольского и Сибирского, планировалось открыть церковно-археологический музей, «который бы знакомил посетителей с замечательными памятниками церковной старины и отчасти предохранил эти памятники от повреждений и разрушений». Организация такого важного и нового дела, как основание церковного древлехранилища, была возложена на протоиерея П. Д.

Головина, ректора Тобольской Духовной семинарии. В марте 1901 года о. Петр Головин представил на обсуждение проект Устава церковного древлехранилища. Совет братства избрал на должность хранителя музея преподавателя епархиального женского училища о. Александра Юрьевского. Музей разместился на первом этаже ризницы Софийского собора. Протоиерей Н. Д. Скосырев был назначен наблюдателем и заведующим по делам приспособления помещения под древлехранилище. В сентябре 1902 года ремонтные работы и приспособление помещения под древлехранилище были окончены, и началась работа над экспозицией.

26 октября 1902 года состоялось торжественное открытие Тобольского церковного древлехранилища (ТЦДХ ). Состав предметов коллекции имел исключительно церковный характер, тогда как в подобных музеях других городов были представлены предметы, зачастую с церковью не связанные – монеты, жетоны, медали. На момент открытия церковного музея со всей епархии было собрано 918 экспонатов, из них 284 предмета, представляющих старинные кресты, одеяния митрополитов, иконы, портреты и пр., а также 634 «письменных» экспоната (грамоты, книги, царские акты). Первоочередным источником поступления памятников стал Софийско-Успенский кафедральный собор. Из него было передано в древлехранилище 98 вещественных и 328 письменных памятников. Наибольшую ценность представляли следующие произведения: грузинская плащаница – дар кахетинского царя Александра I (1511 г.) алавердскому собору; икона Спасителя с предстоящими, новгородского письма, бывшая, по преданию, в походной часовне Ермака; потир и архирейский посох 1621 года, подаренные царем Михаилом Федоровичем и Патриархом Филаретом первому сибирскому архиепископу Киприану; серебряный чеканный посох второго сибирского архиепископа Макария (1624-1635); Антиминс 1658 года, освященный архиепископом Симеоном; живописный портрет Патриарха Иоакима, написанный в 1678 году; икона Распятие, представляющая памятник сибирской иконописи XVII в.

Накануне открытия в древлехранилище был отслужен молебен св. Димитрию Солунскому, небесному покровителю Тобольского Братства, а, следовательно, и вновь открывавшемуся музею. На следующий день во время собрания членов Братства Преосвященный Антоний объявил церковное древлехранилище открытым, священник А. Юрьевский выступил с сообщением об исторических ценностях Тобольского древлехранилища.

Согласно Уставу древлехранилища, памятники делились на две категории: письменные и вещественные. К первым относились богослужебные книги и рукописи. Последние состояли из актов, свитков, окладных книг, документов из церковных архивов, исторических записок разных исследователей, изучающих историю епархии, писем лиц, по рождению или службе принадлежащие к Тобольской епархии, планов церквей, фотографий икон, стенных росписей и т. п.

Вещественные памятники представлены предметами церковной утвари, священными облачениями, предметами церковного искусства. Следовательно, круг предметов, поступавших в Тобольское древлехранилище, был весьма широк. Организаторы надеялись, что храмы епархии и население окажут содействие развивающейся в эти годы археологической науке, да и сами памятники сохранят целыми и невредимыми. Наряду с собиранием памятников церковное древлехранилище имело и другую задачу – изучение истории Тобольской епархии.

Духовенство и прихожане горячо поддержали столь важное начинание и регулярно доставляли сами или передавали с нарочными из самых отдаленных приходов епархии предметы, которые, на их взгляд, могли быть интересны для собираемой церковной коллекции.

Через шесть лет после открытия фонды древлехранилища пополнились более чем на 500 экспонатов. В 1914 году на сохранении в нем находилось 1907 различных предметов, к концу 1918 года древлехранилище насчитывало 2228 единиц хранения. Сотрудники этого музея занимались описанием фондов, но теснота помещений и отсутствие элементарных удобств затрудняли работу.

Революционные события не только остановили деятельность этого церковного заведения, но способствовали его полному разорению. В 1925 году городские власти, понимая, что фонды бывшего древлехранилища медленно и постепенно уничтожаются: частично разворованы, а то, что осталось, особенно книжный и рукописный фонд, в разорванном и разбросанном виде валяется в помещении ризницы, приняли решение о передаче коллекции древлехранилища в музей Тобольского Севера. Таким образом, остатки экспонатов первого в Сибири церковно-археологического музея по сей день хранятся в Тобольском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике.

Сегодня потребность в подобных музеях особенно возросла. Задачи, стоявшие перед древлехранилищем в дореволюционное время, не потеряли своей актуальности. Более того, возросла воспитательная роль таких музеев, их миссионерское значение в деле пропаганды христианского учения. А, кроме того, они могут быть важным источником знаний на первых шагах воцерковления потерявших веру россиян.

Марина Николаевна Сафронова,
кандидат искусствоведения, преподаватель
иконописной школы при Тобольской
Православной Духовной семинарии

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.