ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№ 12 2010 г.         

Перейти в раздел [Проповедь]

Игумен Нектарий (Морозов): «Должно быть стыдно грешить, но не каяться»

Современному человеку Таинства Церкви, к большому сожалению, часто кажутся не более чем устаревшими обрядами. Какой смысл, например, может иметь исповедь для человека, который не убивал и не грабил? Многие люди рассуждают приблизительно так. Между тем слово «покаяние» в переводе с греческого буквально означает «перемена ума», «перемена образа мыслей». Если ты чувствуешь, что сбился с дороги или зашел в тупик, если жизнь покатилась под откос, то ничто, кроме Таинства Покаяния, не поможет тебе по-настоящему. Только с него может начаться для каждого конкретного человека новая жизнь – то, что называется «с чистого листа». Но прийти на исповедь решаются далеко не все. Непросто оказывается, преодолев собственные страхи и домыслы, повести разговор со священником о самом сокровенном. В чем же состоит глубинный смысл покаяния? Какова роль священнослужителя в этом Таинстве? Как правильно подготовиться к первой исповеди? Об этом и многом другом нам рассказал настоятель Архиерейского подворья-храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).

– Отец Нектарий, что такое исповедь и для чего она нужна человеку?

– Исповедь – это Таинство примирения с Богом. Представьте, что вы сильно обидели близкого вам человека. Обидели так, что при встрече вам даже в глаза ему посмотреть будет трудно. Но если он действительно вам дорог, вы находите в себе силы попросить прощения. И человек, увидев вашу искренность, вас прощает. Примерно то же самое происходит и на исповеди. По образному выражению, которое нередко можно найти у святых отцов, наши грехи – словно «кирпичики», из которых постепенно складывается стена – между нами и Богом. И разрушить ее можно только посредством покаяния. Чаще всего люди не догадываются, где находится источник их бед, болезней и невзгод. Как правило, человек ищет возможность решения своих проблем в чисто материальной плоскости, но никак не может найти. Причина в том, что мы не имеем источника бытия в нас самих, каждого из нас сотворил Господь. Если лампочка не подключена к источнику питания, то она не будет гореть. Так же и с человеком, потерявшим связь с Богом. А грехи – это как раз и есть то зло, которое эту связь нарушает.

– Многие думают так: «Я живу обычной жизнью, ничего бесчеловечного не совершаю, зачем мне исповедь»?

– У человека невоцерковленного, как правило, понятия о том, что такое грех, очень расплывчатые, туманные. Допустим, исповедующийся готов покаяться в том, что он с родителями грубо разговаривает, но ему и в голову не придет рассказать о том, что он с кем-то живет вне брака. Тем не менее, первое – это человеческая немощь, а второе – смертный грех. Но и «немощь» – бытовые, повседневные грехи – не является чем-то безвредным. Как-то раз преподобный Амвросий Оптинский предложил собеседнику интересную притчу. Одного человека старец послал на берег реки с мешком камней, приказал ему высыпать их, а потом собрать. Человек без труда это сделал. Но потом, когда старец сказал, что то же самое ему надо проделать с мешком песка, то собрать его обратно тот уже не смог. Есть масса мелких грехов, они не являются страшными, смертными. Однако их количество таково, что человек всю жизнь вынужден тащить на себе этот груз. Груз повседневной лжи, лукавства, осуждения, раздражения. К сожалению, люди приходят на первую исповедь, чаще всего, пережив жизненное потрясение или зайдя в какой-то тупик. Поняв, что дальше так жить нельзя. И пока это чувство не появится в душе человека, призвать его к исповеди очень сложно. Ведь это не прививка, в необходимости которой можно убедить почти всех.

– Почему нельзя обратиться к Богу, например, перед иконой и искренне попросить прощения? Почему свидетелем раскаяния обязательно должен быть священник?

– Вы правильно сказали, священник здесь всего лишь свидетель. В Евангелии несколько раз повторяется одна и та же мысль. Господь дает Своим ученикам – апостолам – власть связывать и разрешать. Связывать людей в Таинстве Венчания и разрешать от грехов – в Таинстве Покаяния. Эта власть не дана какому-то конкретному человеку, скорее она есть у самой Церкви. Исповедовать может или епископ, или священник по поручению епископа. В Таинствах Господь как бы протягивает человеку руку – Сам, первый. И если человек откликается на это, то подает ему Свою благодатную помощь. И через «внешнее» – через определенный обряд, определенное чинопоследование – человек, словно по какой-то лесенке, поднимается к Богу, возвышается до возможности принять от Него дар. В Таинстве Покаяния – дар прощения грехов. Если же человек Таинством пренебрегает – по страху или по гордости, – то он как бы отвергает Божественную помощь, лишается ее. Да, каяться дома перед иконами или просто в своем сердце можно и нужно, но это лишь подготовка к тому покаянию, которое должно совершиться в храме. >– И все же, непросто открыться перед незнакомым человеком. Как перебороть этот страх?

– В душе каждого в том или ином виде содержится практически любой грех. Если не реализовавшийся, то хотя бы его первые ростки. Другое дело, что искренне рассказать обо всем, тем более в первый раз, непросто. Не всякий может покаяться в присутствии священника, которого, возможно, видит впервые. Но, преодолев этот барьер один раз, в будущем это будет сделать намного легче. Когда видишь, что человек признается даже в каких-то страшных деяниях, его начинаешь уважать. Понимаешь, что ему пришлось преодолеть себя, проявить духовное мужество, чтобы решиться на это. Конечно, очень многое зависит от самого священника. Люди на исповеди очень ранимы, и их легко обидеть. Хороший священник никогда не осудит человека, что бы тот ему ни рассказал. И если кому-то случится прийти на исповедь, но не найти у священнослужителя понимания и сочувствия, то… горе такому священнику. Бояться же не надо, потому что на самом деле один Судия наших грехов и наших добродетелей – Господь.

– Какие чувства человек испытывает после исповеди? Приходилось ли вам слышать от прихожан, прошедших покаяние, что им стало легче?

– Да, конечно. Очень часто после исповеди человек испытывает чувство необыкновенной душевной легкости. Он может при этом плакать, может улыбаться, но чувствует – с его души свалился камень. Но, бывает, что люди и с тяжелым сердцем выходят из храма. Происходит это или если они что-то не сказали, попросту смалодушествовали, или потому, что не имеют сил оставить те грехи, в которых исповедуются. Важно знать: желание оставить грехи в этом Таинстве не менее важно, чем искренность.

– О чем нужно помнить и что делать, готовясь к первой исповеди?

– Существует масса книг, которые помогают подготовиться к Таинству Покаяния. Например, «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) или выборка «В помощь кающимся» из творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Но самая важная подготовка – чтение Евангелия. Потому что грех – это уклонение от евангельских заповедей, в которых полнее и яснее всего выражена воля Божия. Если человек не читал Евангелие, то с ним непросто разговаривать на исповеди. Кроме того, храм – это не то место, где нужно что-то вспоминать, в церкви люди теряются от волнения, поэтому важно прийти уже подготовленным. Для первой исповеди нужно постараться вспомнить всю свою жизнь. Причем не доверять собственной памяти, не надеяться на то, что «приду и все расскажу», а просто садиться и записывать все. Тут есть две крайности. Кто-то ничего особенного в своей жизни не замечает, считает, что живет как все или даже немного лучше. А вторая крайность, когда человек видит всю свою жизнь и ему просто становится стыдно. Но этого не нужно бояться, потому что должно быть стыдно грешить, но не каяться в этом.

Еще очень важно обратить внимание на такую деталь – какие дни для исповеди выбирать. Огромное количество людей, исповедующихся впервые или нерегулярно, как правило, выбирают для исповеди Рождество, Пасху или другие большие праздники. Причем зачастую утро, когда совершается Литургия. И искренне удивляются, почему священник не смог уделить им достаточного внимания… Удобнее же всего прийти в храм в субботу на вечернюю службу, если там совершается исповедь, или в будний день на Литургию с утра. Но лучше всего спросить о времени исповеди самого священника, чтобы была возможность обстоятельно поговорить, задать вопросы и получить на них ответы.

– У людей наверняка могут возникнуть сомнения: а вдруг их откровения невольно может услышать кто-то посторонний? Как быть в этой ситуации?

– На Богослужениях всегда что-то читается и поется, и расслышать слова кающегося сложно. Но здесь опять-таки многое зависит от священника. Например, всегда можно остальных прихожан попросить немного отойти назад от кающегося. Хотя человек со здоровым нравственным чувством и сам не захочет слушать чужую исповедь. Конечно, неприятно, если наши слова кто-то услышит. Но ведь, с другой стороны, настанет день, когда наша жизнь и наши поступки станут очевидными для всех людей. Этот день называется Страшным Судом. Когда я был молодым человеком, то тоже смущался посторонних ушей во время исповеди, но именно эта мысль уберегла меня от ненужных страхов.

– Существует такое понятие, как генеральная исповедь. Что это такое?

– Это исповедь за всю прожитую жизнь. Человек проживает какую-то жизнь, прежде чем приходит на исповедь впервые; он говорит сначала о том, что мучает его душу непосредственно в момент покаяния. Но многое остается невысказанным, забытым и, как следствие, неисцеленным. Генеральная исповедь – это некий плуг, который позволяет перепахать всю жизнь и поднять таящееся в глубине на поверхность. Это уникальная возможность увидеть жизнь во всей ее полноте. Как правило, генеральная исповедь совершается лишь однажды. Но могут быть и исключения. Например, существует традиция приносить исповедь за всю прожитую жизнь перед принятием монашеского пострига или рукоположением в священный сан вне зависимости от того, совершалась ли подобная исповедь прежде. В любом случае после этого в жизни человека происходят какие-то перемены. Ему словно невидимые двери открываются, двери его собственного сердца.

– Как лучше выбрать храм, куда пойти впервые исповедаться, и священника, который примет покаяние?

– Храм нужно выбирать тот, который вам по душе. Во всех церквах совершаются одни и те же Богослужения, но в каждой своя особая атмосфера. А своего священника можно найти только путем проб и ошибок. В идеале исповедоваться нужно одному и тому же священнику. Но не обязательно сразу исповедоваться, сначала, возможно, лучше просто прийти поговорить. Посмотреть священнику в глаза, услышать, что он скажет, чтобы во второй раз было уже проще раскрыться.

– Существует ли периодичность, с которой надо исповедоваться, или покаяние необходимо совершать, согласуясь лишь с потребностью души?

– С одной стороны, исповедь, конечно, всегда должна быть потребностью души, а с другой, наша душа находится в таком запущенном состоянии, что мы иногда никак не можем разобраться в ее потребностях. Но вообще исповедоваться нужно в среднем не реже, чем раз в месяц. Впрочем, можно делать это и гораздо чаще, так поступают многие наши постоянные прихожане.

Беседовала Екатерина Ференц.
Православие.ru

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.