История иконы «Знамение» Новгородской
10 декабря (27 ноября по старому стилю)
Православная Церковь празднует день иконы
Божией Матери «Знамение».
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу,
сидящую и молитвенно поднявшую свои руки;
на груди ее, на фоне круглого щита (или
сферы) – благословляющий Божественный
Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу
самых первых иконописных образов Божией
Матери. Изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем,
сидящим на Ее коленях, есть и в усыпальнице святой Агнии в Риме. Оно датируется
IV веком. Известен древний византийский
образ Богоматери «Никопеи» VI века.
Новгородская икона Божией Матери,
именуемая «Знамение» – древнейшая русская чудотворная икона Богоматери, главная
святыня Великого Новгорода и русского
Севера, была написана в первой половине
XII века. По иконографии она представляет
собой поясное изображение Богоматери типа
«Оранта» (молящаяся), на груди Богоматери медальон с образом благословляющего
Младенца Христа.
На Руси иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», стали
появляться в XI-XII веках и называться так
после чудесного знамения от Новгородской
иконы, которое, как свидетельствуют исторические факты, произошло в 1170 году в
Новгороде.
В этот год соединенные силы русских
удельных князей – Владимирского, Смоленского, Рязанского, Муромского, Полоцкого,
Переяславского и Ростовского, – возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея
Боголюбского, подошли под стены Великого
Новгорода. Дни и ночи новгородцы молились, умоляя Господа не оставлять их. На
третью ночь архиепископ Новгородский Илия,
молившийся перед образом Иисуса Христа,
услышал голос, который велел ему идти в
церковь Святого Спаса на Ильину улицу,
взять икону Святой Богородицы и вознести
ее на городскую стену. Совершив молебен
в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия
в присутствии молящегося народа вознес
икону на городскую стену.
Когда икону переносили, враги пустили
в Крестный ход тучу стрел, и одна из них
вонзилась в иконописный лик Богородицы.
Тогда из Ее глаз потекли слезы, а сама
икона повернулась ликом к городу. После
такого Божественного знамения на врагов
внезапно напал неизъяснимый ужас, они
стали побивать друг друга, новгородцы
же бесстрашно устремились в бой и победили.
В память об этом чуде архиепископ
Новгородский Илия еще в XII веке установил
празднование в честь иконы «Знамение»
Богородицы, совершаемое в Русской церкви до настоящего времени 10 декабря (27
ноября).
На протяжении XII-XIX веков с иконы
делались многочисленные копии-списки,
широко почитавшиеся по всей России. Самые известные из них: Абалакская (1637,
главная святыня Сибири), Царскосельская
(в Знаменской церкви Царского села, считалась семейной святыней Романовых),
Серафимо-Понетаевская (1879, главная
святыня женского Серафимо–Понетаевского
монастыря), Дионисиево-Глушицкая, Курская-Коренная (1295).
После Октябрьской революции 1917
года икона попала в музейное собрание. Во
время Великой Отечественной войны она
была эвакуирована и по окончании войны
возвращена в музей.
15 августа 1991 года икона из Новгородского музея-заповедника была возвращена Русской Православной Церкви, и в
настоящее время она находится во вновь
открытом для Богослужения новгородском
Софийском соборе.
Икона «Знамение» Тюменская
Икона Знамения Божией Матери – духовная святыня Тюменского Знаменского
собора. Она написана точно так же, как и
икона «Знамение» Новгородская, в память
о чуде, совершившемся в Новгороде в 1170
году. Тогда икона стала Заступницей Усердной
от нападения иноплеменных.
Тюменская икона Знамения Божией
Матери появилась в Тюмени при первом
архипастыре Тобольском и Сибирском Киприане, который прибыл на служение во
вновь созданную Тобольскую епархию в 1621
году. Икона «Знамение» Тюменская является
первой достоверно датированной сибирской
иконой. Литературные источники называют
временем создания ее 1624 год (История
Тюменской Знаменской церкви и сказание об
иконе «Знамения Пресвятыя Богородицы».
– Тобольск: Тип. Епархиал. братства, 1898.
– С.15; Мануйлова И., Ярков А. Феномен
сибирской иконы // Тюменская старина. – Тюмень, 2006. – С.289.). Написал ее выходец из
Устюга Великого, родоначальник известного
купеческого рода Иконниковых Спиридон.
Иконописец Строгановской школы, он создал
икону, ставшую одной из наиболее чтимых
в Западной Сибири. Присутствие в композиции ангельских и Небесных сил означает
то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в Боговоплощении поднимает
человечество на ступень выше Ангелов и
Архангелов, ибо и Бог, по словам святых
отцов, не воспринял ангельский образ, но
облекся в человеческую плоть.
Можно предположить, что икона была
написана в 1624 году для Знаменской башни
городовой стены, так как сведений о церкви
в честь этой иконы нет в «Дозорной книге
Тюменского города», составленной в 1624
году письменным головой Никитой Наумовым.
Позже в честь иконы был выстроен храм.
Тюмень, как и другие города Сибири, очень
часто горела. С 1687 по 1864 годы в Тюмени
произошло около девяти пожаров. Знаменская
церковь при пожаре 1697 года сгорела, но уцелела икона. Позднее икону перенесли в новую
деревянную церковь, построенную на прежнем
месте. Поставили при входе на паперть, над
церковными дверями. А для церкви была написана новая икона Знамения – «местная,
лучшей живописи» (Абрамов Н. А. Город Тюмень. – Тюмень, 1988. – С. 395). Знаменский
храм простоял до 4 июля 1766 года, до нового пожара. Икона Знамения Божией Матери
снова осталась невредимой.
Сказания об иконе повествуют о том, как
жители города в тяжелую для них пору снова
прибегли к заступлению Знаменской иконы
Божией Матери. О ней вспомнили, когда в
дома вошли болезни и смерть. Люди боялись
общаться, закрывали плотно двери и окна,
старались не выходить на улицу. Но ничего
не помогало. От болезни, погубившей за короткое время огромное количество жителей,
не было никакого спасения. Именно в это
время прихожанину Знаменской церкви мещанину С. Е. Зубачеву «приснилась стоящая на
колокольне икона Знамения Божией Матери,
и что если эту икону снять с колокольни и
пронести ее вокруг города, то болезнь прекратится» (Курмачев В.А. Собор Знамение
Пресвятые Богородицы в Тюмени. Время.
События. Люди. 1768-2001 гг. – Тюмень, 2001.
– С. 35). 8 августа 1848 года икону вынули
из ниши колокольни и пронесли вокруг всего
города. До 17 августа жители молились перед
иконой, заносили ее в свои дома. Болезнь
после этого прекратилась. Горожане прониклись особым благоговейным чувством к
своей Спасительнице, и с этого времени она
всегда оставалась в помещении церкви. Впоследствии в память об этом событии ежегодно
8 августа совершались молебны.
В 1849 году купцом И. В. Иконниковым,
внуком иконописца Спиридона, написавшего
икону, при участии некоторых жителей Тюмени была сделана на икону серебряная риза с
двумя вызолоченными венцами, украшенная
разноцветными камнями. Риза весила более
37 фунтов и стоила 1500 рублей. В 1852 году
этим же купцом устроен резной киот с вызолоченными колоннами за правым клиросом.
В 1892 году холера вновь посетила дома
тюменцев. В конце июля в городе умирало
до 170 человек в день. Снова упование на
спасение было возложено на Царя Небесного.
26 августа вокруг города прошел Крестный
ход с иконой Знамения Божией Матери и
другими иконами. После Крестного хода жара
спала, появился ветер, сделалось прохладно,
пошел дождь. Смертные случаи от эпидемии
прекратились, болезнь отступила. Жители
города в знак благодарности за милость, полученную через икону, внесли пожертвования
для большой вызолоченной лампады. Чтобы в
ней не ослабевал огонь, внесли 640 рублей
в Государственный банк для приобретения
масла на проценты от вклада.
Эти факты дают основание считать икону
Знамение чудотворной. Особое почитание
иконе жители Тюмени и паломники оказывают
и по сей день.
|