ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№ 12 2010 г.         

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»

История иконы «Знамение» Новгородской

10 декабря (27 ноября по старому стилю) Православная Церковь празднует день иконы Божией Матери «Знамение».
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднявшую свои руки; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых иконописных образов Божией Матери. Изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях, есть и в усыпальнице святой Агнии в Риме. Оно датируется IV веком. Известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи» VI века.

Новгородская икона Божией Матери, именуемая «Знамение» – древнейшая русская чудотворная икона Богоматери, главная святыня Великого Новгорода и русского Севера, была написана в первой половине XII века. По иконографии она представляет собой поясное изображение Богоматери типа «Оранта» (молящаяся), на груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа.

На Руси иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», стали появляться в XI-XII веках и называться так после чудесного знамения от Новгородской иконы, которое, как свидетельствуют исторические факты, произошло в 1170 году в Новгороде.

В этот год соединенные силы русских удельных князей – Владимирского, Смоленского, Рязанского, Муромского, Полоцкого, Переяславского и Ростовского, – возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Дни и ночи новгородцы молились, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия, молившийся перед образом Иисуса Христа, услышал голос, который велел ему идти в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, взять икону Святой Богородицы и вознести ее на городскую стену. Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену.

Когда икону переносили, враги пустили в Крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Тогда из Ее глаз потекли слезы, а сама икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, новгородцы же бесстрашно устремились в бой и победили.

В память об этом чуде архиепископ Новгородский Илия еще в XII веке установил празднование в честь иконы «Знамение» Богородицы, совершаемое в Русской церкви до настоящего времени 10 декабря (27 ноября).

На протяжении XII-XIX веков с иконы делались многочисленные копии-списки, широко почитавшиеся по всей России. Самые известные из них: Абалакская (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменской церкви Царского села, считалась семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо–Понетаевского монастыря), Дионисиево-Глушицкая, Курская-Коренная (1295).

После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны она была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей.

15 августа 1991 года икона из Новгородского музея-заповедника была возвращена Русской Православной Церкви, и в настоящее время она находится во вновь открытом для Богослужения новгородском Софийском соборе.

Икона «Знамение» Тюменская

Икона Знамения Божией Матери – духовная святыня Тюменского Знаменского собора. Она написана точно так же, как и икона «Знамение» Новгородская, в память о чуде, совершившемся в Новгороде в 1170 году. Тогда икона стала Заступницей Усердной от нападения иноплеменных.

Тюменская икона Знамения Божией Матери появилась в Тюмени при первом архипастыре Тобольском и Сибирском Киприане, который прибыл на служение во вновь созданную Тобольскую епархию в 1621 году. Икона «Знамение» Тюменская является первой достоверно датированной сибирской иконой. Литературные источники называют временем создания ее 1624 год (История Тюменской Знаменской церкви и сказание об иконе «Знамения Пресвятыя Богородицы». – Тобольск: Тип. Епархиал. братства, 1898. – С.15; Мануйлова И., Ярков А. Феномен сибирской иконы // Тюменская старина. – Тюмень, 2006. – С.289.). Написал ее выходец из Устюга Великого, родоначальник известного купеческого рода Иконниковых Спиридон. Иконописец Строгановской школы, он создал икону, ставшую одной из наиболее чтимых в Западной Сибири. Присутствие в композиции ангельских и Небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в Боговоплощении поднимает человечество на ступень выше Ангелов и Архангелов, ибо и Бог, по словам святых отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть.

Можно предположить, что икона была написана в 1624 году для Знаменской башни городовой стены, так как сведений о церкви в честь этой иконы нет в «Дозорной книге Тюменского города», составленной в 1624 году письменным головой Никитой Наумовым. Позже в честь иконы был выстроен храм.

Тюмень, как и другие города Сибири, очень часто горела. С 1687 по 1864 годы в Тюмени произошло около девяти пожаров. Знаменская церковь при пожаре 1697 года сгорела, но уцелела икона. Позднее икону перенесли в новую деревянную церковь, построенную на прежнем месте. Поставили при входе на паперть, над церковными дверями. А для церкви была написана новая икона Знамения – «местная, лучшей живописи» (Абрамов Н. А. Город Тюмень. – Тюмень, 1988. – С. 395). Знаменский храм простоял до 4 июля 1766 года, до нового пожара. Икона Знамения Божией Матери снова осталась невредимой.

Сказания об иконе повествуют о том, как жители города в тяжелую для них пору снова прибегли к заступлению Знаменской иконы Божией Матери. О ней вспомнили, когда в дома вошли болезни и смерть. Люди боялись общаться, закрывали плотно двери и окна, старались не выходить на улицу. Но ничего не помогало. От болезни, погубившей за короткое время огромное количество жителей, не было никакого спасения. Именно в это время прихожанину Знаменской церкви мещанину С. Е. Зубачеву «приснилась стоящая на колокольне икона Знамения Божией Матери, и что если эту икону снять с колокольни и пронести ее вокруг города, то болезнь прекратится» (Курмачев В.А. Собор Знамение Пресвятые Богородицы в Тюмени. Время. События. Люди. 1768-2001 гг. – Тюмень, 2001. – С. 35). 8 августа 1848 года икону вынули из ниши колокольни и пронесли вокруг всего города. До 17 августа жители молились перед иконой, заносили ее в свои дома. Болезнь после этого прекратилась. Горожане прониклись особым благоговейным чувством к своей Спасительнице, и с этого времени она всегда оставалась в помещении церкви. Впоследствии в память об этом событии ежегодно 8 августа совершались молебны.

В 1849 году купцом И. В. Иконниковым, внуком иконописца Спиридона, написавшего икону, при участии некоторых жителей Тюмени была сделана на икону серебряная риза с двумя вызолоченными венцами, украшенная разноцветными камнями. Риза весила более 37 фунтов и стоила 1500 рублей. В 1852 году этим же купцом устроен резной киот с вызолоченными колоннами за правым клиросом.

В 1892 году холера вновь посетила дома тюменцев. В конце июля в городе умирало до 170 человек в день. Снова упование на спасение было возложено на Царя Небесного. 26 августа вокруг города прошел Крестный ход с иконой Знамения Божией Матери и другими иконами. После Крестного хода жара спала, появился ветер, сделалось прохладно, пошел дождь. Смертные случаи от эпидемии прекратились, болезнь отступила. Жители города в знак благодарности за милость, полученную через икону, внесли пожертвования для большой вызолоченной лампады. Чтобы в ней не ослабевал огонь, внесли 640 рублей в Государственный банк для приобретения масла на проценты от вклада.

Эти факты дают основание считать икону Знамение чудотворной. Особое почитание иконе жители Тюмени и паломники оказывают и по сей день.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.