Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...
Ангели вхождение Пречистыя зряще,
удивишася: како Дева входит во Святая
Святых».
Чистота и святость, свет и радость – вот
неуловимое веяние сегодняшнего праздника
и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется
трехлетняя Юница, Святая Святых большая,
торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна,
и хор отроковиц с возжженными свечами,
“поя, играя и ликуя”, сопровождают Ту,
Которая приносится в дар Богу. Объятый
священным восторгом, первосвященник
Захария – старец, родитель Предтечев,
“благословив, прият” Святую Отроковицу, и
по особому откровению Божию ввел Ее во
Святая Святых.
Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество
сие? Почему праздник стал двунадесятым?
Да потому, дорогие мои, что Введение во
храм Пресвятой Девы стало необходимым
звеном спасительного Божия промышления
о мире.
Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и
пребыванию его под рабством греху.
Святилище Иерусалимского храма, где
обитал Бог и где являл Он Свое присутствие,
недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил
с жертвенной кровию, принося молитву за
грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице – Дщери
человеческой. И Пресвятая Дева вводится во
Святая Святых, невидимо для мира неся в
Себе великую жертву, новую жертву живую
– Христа – Бога и Человека.
Ветхозаветный Божий храм принял в
себя семя новой жизни – Богоотроковицу,
в Которой духовно прозябнет и прорастет
Новый, спасительный Завет человечества с
Богом. Ветхозаветный Божий храм принял
в себя священный ковчег Нового Завета,
одушевленный храм Спасов, многоценный
чертог и Деву – священное сокровище славы Божией.
С вхождением в храм Богоизбранной
Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они
приблизятся к Богу, как к своему Небесному
Отцу, ибо Сын Божий – Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение
с Богом, и вход на небо откроется всем,
желающим неба.
И с этим вхождением можно было впервые произнести слова: “Твоя от Твоих, Тебе
приносяща...”
Дар Божий людям – Пресвятая Дева,
– плод молитвы престарелых родителей, и
через Нее – Христос, возвращается людьми
Богу, как дар Ему от людей, как жертва
благоприятная, благовонная.
И с этим вхождением в предчувствии
великих перемен в мире впервые можно
было запеть слова радости и надежды:
“Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите!”
С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с
землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности. “Днесь благоволения
Божия предображение, и человеков спасения
проповедание...”
Так велик этот день, так единственен и
неповторим он – день начала Нового Завета
с Богом на земле.
До явления в мир Христа Спасителя
оставались считанные годы, и храм Божий
призван был среди величайшей святости,
чистоты и Божественной силы вскормить
и воспитать в эти годы чуткую, детски
чистую душу Богоотроковицы, наполняя Ее
Божеством и предуготовляя в Ней самое
Боговоплощение.
День ото дня возрастала телесными и
духовными силами Пресвятая Дева в храме
Божием. Силы духа у Пресвятой Девы образовались, возрастали и укреплялись ангельскою беседою и молитвой, устремленной
к Богу, и трудами ради Бога.
Телесные же силы Ее поддерживались
небесной пищей, приносимой Ей Архангелом.
И первосвященник Захария, не могущий сам
ежедневно входить во Святая Святых, с
удивлением, недоумением и ужасом слышал
беседы Девы с Архангелом во Святилище.
И, не находя ничего подобного в явлении
Ангелов другим людям, первосвященник
укреплялся в мысли, что пришло время
исполнения всеобщего ожидания, и от Благословенной придет спасение, от Жены –
Обещанный, от Девы – Бог.
А Мария, питаемая Божией благодатию,
потеряв в последние годы Своей жизни
при храме единственную привязанность к
земле – праведных родителей, дала обет
Богу до конца жизни сохранять девство
и остаться рабою Господа, Ему Единому
служа и предаваясь во всем и всегда Его
Святой воле.
“...Се, раба Господня, буди мне по глаголу Твоему” (Лк. 1, 38).
И сердце Ее, отданное Богу, стало
нерукотворенным храмом, вместилищем
Богу. И скоро, совсем скоро вслед за этим
Христос – Ее Сын и Сын Божий – приидет
и учредит законность этого нового, нерукотворенного храма, основанием которого
станет Он Сам.
Дорогие мои, храм Божий всегда во все
времена был жертвенником Богу, освящающим и жертвы, и приносящих их. Еще в
ветхозаветные времена Господь Сам благословил храм как место Своего пребывания.
“...Небо – престол Мой, а земля – подножие
ног Моих; где же построите вы дом для Меня,
и где место покоя Моего?” (Ис. 66, 1).
И первый храм Божий – рукотворенное
святилище на земле, сооруженный сыном
царя и пророка Давида Соломоном в 1033
году до Рождества Христова, был создан непосредственно велением Божиим. “Я освятил
сей храм... чтобы пребывать имени Моему
там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое
там во все дни”, – сказал Господь (3 Цар.
9, 3). Дивен, свят и великолепен был первый
храм Господень в Иерусалиме и Ковчег Завета, данный Богом людям через Моисея,
был в нем.
Храм Божий во все времена – это всегда
вечность, в нем живет и пребывает все, что
было от начала, от сотворения мира, и что
еще будет до самого второго и славного
пришествия Господня. В Храме Божием все
и всегда живо – и прошедшее, и настоящее,
и будущее. И нет в жизни таин, которых бы
не знал Храм Божий – Святая Церковь.
Но почему же живущие не знают этих
таин, почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к ним, почему
зрячих и слышащих так мало?
Почему погиб первый Иерусалимский
храм вместе с великой своей святыней –
Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая
святыня второго Иерусалимского храма,
освященная пребыванием в нем Ковчега
Нового Завета – Пресвятой Богоотроковицы – и явлением в нем Спасителя и Бога
– Христа, оставила нам в воспоминание о
себе лишь Стену плача? Почему “Новый Израиль” – великая Россия,– в течение девяти
столетий созидавшая в себе Дом Божий,
должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение
у своих и мерзость запустения на святом
месте – многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри?
Ответ на все наши горькие “почему?”
опять же надо искать нам в Храме и в
Святом Писании, которое хранит Храм. Он
хранит святыни, он хранит истины, но горе
нам, живущим, ибо эти открытые хранилища,
эти исполнившиеся до нас пророчества оказываются для нас из-за нашего нерадения,
ожесточения и неверия тайной за семью
печатями.
Вот что сказал Господь Саваоф в то
время, когда первый ветхозаветный храм
еще только освящался и ликовал святыней.
Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они
были сказаны Господом всему человечеству
как предостережение: “Если
же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете
соблюдать заповедей Моих
и уставов Моих, которые Я
дал вам, и пойдете и станете служить иным богам
и поклоняться им, то Я
истреблю Израиля с лица
земли, которую Я дал ему,
и храм, который Я освятил
имени Моему, отвергну от
лица Моего... И о храме
сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется
и скажет: “за что Господь
поступил так с сею землею
и с сим храмом?” И скажут:
“за то, что они оставили
Господа Бога своего... и
приняли других богов, и
поклонились им, и служили
им, – за это навел на них
Господь все сие бедствие”
(3 Цар. 9, 6-9).
Не услышали эти слова
те, к кому они были обращены. Неужели не услышим
и мы, видя их исполненными?
Отступление от Бога –
вот причина всех бед и во
все времена.
Иудейские цари и народ отступили от Бога, поклонились богам
чуждим. Господь наказал Израиля войной и
в ожидании покаяния послал к отступникам
пророка Иеремию с проповедью покаяния к
исправлению. Но не послушали пророка, как
не послушали и Самого Господа. И разорен Иерусалим, и пал храм Соломонов, и
погиб Ковчег Завета. И семидесятилетнее
Вавилонское пленение стало уделом согрешившего Израиля.
Второй Иерусалимский храм, построенный после возвращения из Вавилонского
пленения, был меньше и не так великолепен, но славу ему пророки Аггей и Захария
предсказали более первого, ибо Ковчег
Нового Завета взрастет в нем. И судьбу
этого храма, и прекращение ветхозаветной
жертвы пророк Даниил предсказал задолго
до свершения сего. И последнее пророчество
о втором Иерусалимском храме прозвучало
из уст Самого Спасителя. Восплакал Господь Иисус Христос в день Своего входа
в Иерусалим и, зря близкую Голгофу, предрек погибель храму: “...И разорят тебя, и
побьют детей твоих в тебе, и не оставят в
тебе камня на камне за то, что ты не узнал
времени посещения твоего” (Лк. 19, 44).
Отверг, опять отверг Израиль Божие и
принял человеческое, отверг Христа Спасителя, осудив Его на смерть и испросив
себе Варавву-убийцу. И последний плач, стон
об ослеплении избранного народа, слышит
мир: “Иерусалим, Иерусалим, избивающий
пророков и камнями побивающий посланных
к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей
твоих, как птица собирает птенцов своих под
крылья, и вы не захотели! Се, оставляется
вам дом ваш пуст” (Мф. 23, 37-38).
“Се, оставляется вам дом ваш пуст” –
страшные слова совершившиеся, потому что
люди опять не захотели быть Божиими.
В одно и то же время Иерусалимский
храм воспитал Ту, Которая Святая Святых
большая, и последователей Христа, но в нем
же жили своей далекой от Бога жизнью и те,
кто убил первосвященника Захарию между
храмом и жертвенником, кто убил Предтечу Христова Иоанна, кто распял Христа
Спасителя.
Не видим ли мы, что человек становится
или соработником у Бога, или разорителем
того, что Господь созидает. Смотрите, дорогие мои, как опасно ходим. Можно быть
в храме, но без Бога. И Бог наказывает
людей за непочитание Себя, за отвержение
храма. Десятилетиями длятся спасительные
Божии наказания людям, призванные вернуть
сердце человеческое Богу. И как последнее
предупреждение нам звучат слова притчи о
виноградарях: “...сказываю вам, что отнимется
от вас Царство Божие и дано будет народу,
приносящему плоды его...” (Мф. 21, 43).
Будем же особенно внимательны, дорогие мои, созидая и восстанавливая теперь в
большом количестве рукотворенные храмы, не
забудем главного новозаветного храма Божия
– своего сердца, призванного служить Богу в
Духе и истине. Не забудем, что мы возвращаемся из плена у иноплеменников и единоплеменников, воюющих на нас и веру нашу
Православную, больные, увечные, истощенные
духовно. Что мы долго, очень долго, были без
Бога и сейчас только-только стоим на пороге
Храма, который освятит нас, но при одном
условии: если мы этого захотим сами.
И приведу вам, дорогие мои, слова Господни, которые сейчас особенно должны помочь
нам осознать критический момент нынешней
жизни нашей: “... Так говорит Господь Саваоф:
обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете
много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь,
а не согреваетесь; зарабатывающий плату
зарабатывает для дырявого кошелька. Так
говорит Господь Саваоф... Взойдите на гору
и носите дерева, и стройте храм; и Я буду
благоволить к нему, и прославлюсь, говорит
Господь. Ожидаете многого, а выходит мало;
и что принесете домой, то Я развею».
За что?
Говорит Господь Саваоф: за Мой дом,
который в запустении, тогда как вы бежите
каждый к своему дому. Посему-то небо
заключилось и не дает вам росы, и земля
не дает вам росы, и земля не дает своих
произведений” (Агг. 1;6 - 10).
Дорогие мои! Милость Божия дает нам
ныне время для покаяния. Любовь Божия
терпит болезни нашего неверия. Господь
ждет, чтобы собрать нас под крылья Свои.
Захотим же спасения, вернемся в Храм
Божий любовью и желанием к нему и вернем Богу храм нашего сердца. И отверзутся
щедроты милостей Божиих, заключенных
нашими грехами, отверзется небо.
А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые
отверзшая нам небо и ставшая Матерью
страждущему и болящему человечеству,
всегда готова Своею благодатию поддержать, укрепить и провести по жизни, по
пути спасения всех, к Ней прибегающих с
верою и любовью.
“Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм
Господень вхождение Твое”. Аминь.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Произнесено 21 ноября (4 декабря) 1994 года
|