ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2008 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Доклад Митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии на Образовательных чтениях Уральского федерального округа

Ваше Превосходительство, дорогой Владимир Владимирович, Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Димитрий, Ваши Высокопреосвященства, уважаемый Президиум, дорогие отцы, братья и сестры!

Поставленная перед настоящими Образовательными чтениями задача поиска путей укрепления духовно-нравственного состояния молодого поколения очень важна для современного Российского общества. Будущее каждого народа зависит от того, насколько он сможет сохранить свою духовную и культурную общность, насколько он в нынешний век глобализации сохранит связь со своей верой и со своей культурой, насколько эта вера и культура будет жива в обществе и каждом человеке. Великий русский мыслитель и философ Иван Александрович Ильин писал: «Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность, со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой». Вот эта живая индивидуальность, о которой говорит Ильин, делает каждое сообщество людей народом, страной, нацией. И будет существовать народ, и будет существовать страна, пока в обществе действенны свойственные только ему духовно-нравственные ценности.

Ни для кого не секрет, что носительницей духовно-нравственных ценностей в каждом народе является Церковь. И они проявляются в вере и культуре народа. Культуре, понимаемой как системе ценностей, имеющей свою философскую основу и отражающей определенную интерпретацию смысла путей человеческой истории и собственного места в ней. Русская философия видит феномен русской культуры в том, что она выращена верой. И вне веры она теряет свой смысл, а порой действует разрушительно на человека. Тот же философ Ильин говорит: «Культура без Бога есть Вавилонская башня».

Религиозно-философской основой русской культуры является Православное христианство. Ее отличает особый дух любви, сформировавший у людей в нашем обществе особые качества и представивший всему миру уникальные достижения во всех сферах человеческой деятельности: от государственного строительства до техники и искусства. Причем, эти достижения отличает не только величие масштаба, но и уникальная универсальность нравственного закона, достойная восхищения этическая цельность. И только тогда, когда народ постиг духовный упадок, страна утратила свою притягательность, ее охватил процесс немедленного разрушения.

Происшедшая в советское время дехристианизация всех основополагающих этических измерений культуры и жизни общества привели к упадку жизни современного россиянина. Все мы и каждый в отдельности претерпеваем те же по виду искушения, что и Господь наш Иисус Христос испытал в пустыне. Искушение хлебом – одно из сильнейших. В завершение советского времени этика достаточности заменена принципом прибыли. Ростовщический дух все более и более захватывает умы людей. Интересно отметить, что не только в России (а в то время в Советском Союзе), но и на Западе – в общественной и культурной жизни, в государственном строительстве, в развитии экономических отношений – в прошлом веке был утрачен путь к религиозной истине.

Итак, общество утратило понимание метафизического смысла своей жизни. Религия стала частным делом, а христианские нормы перестали быть регулирующими. Человек стал абсолютен, культура стала служить земному, потеряла религиозный смысл, восторжествовал релятивизм: «Все относительно и нет высших духовных ценностей!» Таков был вердикт постмодернистов. 40 лет назад секуляризм полностью устранил религиозное начало в жизни общества. Человек покорил космос, и Бога, стали говорить, там не нашли. Голоса философов и социологов в пользу того, что религия доживает свои последние дни, звучали в Советском Союзе, об этом говорили и на Западе. Особенно явственно это звучало на туманном Альбионе. Идеи общественного и научно-технического развития и прогресса, взгляд на историю человечества единственно как на процесс смены социальных форм и их усовершенствования, казалось, должны были бы окончательно дискредитировать христианство. Но история показала нам обратное. Вопреки мнению антропологов начала XX века, сегодня стало ясно, что неотъемлемой чертой любого человека является религиозность. Человек чувствует присутствие в себе Божественно- го начала, и это отличает его от прочих творений. Человек является носителем образа Божьего.

Однако ныне нередко место Христа занимает идол. Идол собственного «я», идол материального и социального прогресса, идол богатства и многое другое, к чему прилепилось сердце человека. Сводить человека к природной или социальной основе – это язычество. Видеть основную функцию культуры в защите жизни общества от идеологической агрессии самого человека, объяснять все противоречия отечественной истории постоянными догоняющими модернизациями – неверный путь.

С момента Крещения Руси 1020 лет назад Россия стала строить свою социальную, экономическую, политическую, культурную жизнь, постоянно памятуя о Боге. Человек в своей жизни был устремлен к Богу, всегда – в дни радости и печали – шел в храм. И сердце его чувствовало попечение о нем Бога. Вот почему и в житейском употреблении, когда кто-то кого-то хотел рассудить, призывал: «Побойся Бога!» А если укорял, то говорил: «Бога в тебе нет!» И если говорить о той системе воспитания, которая была заложена на Руси с принятием христианства, то она направлена была на формирование личности как образа Божьего.

Итак, кого же должна воспитывать школа: личность или индивидуума, исповедующего общечеловеческие ценности или универсальные права человека, главным из которых является право на незнание истины? России сегодня нужны самостоятельные, мыслящие люди, знающие духовную традицию своего народа.

Образование в обязательном порядке должно включать в себя духовно-нравственную составляющую как непременный элемент воспитания личности. Во всех традиционных культурах образование неразрывно связано с воспитанием. Св. прав. Иоанн Кронштадтский образование называет тайной Божьего обучения. То есть оно должно предусматривать не только изучение физических законов, но и привитие ребенку понимания смысла жизни и нравственных основ. Однако в современном мире, где рынок единолично диктует свои законы, образование постепенно приобретает в мире утилитарную функцию товара, имеющего свою четко определенную денежную ценность. Следствием этого стало практическое игнорирование современной школой воспитания. Школа – место получения знаний, необходимых для социализации дальнейшего профессионального обучения.

Развитие лишь интеллектуальных способностей ребенка, несомненно, является принижением достоинства человеческой личности и лишает его возможности полноценного и правильного развития. Главной и окончательной целью школьного обучения должно считаться формирование человеческой личности, способной делать осмысленный, ответственный нравственный выбор, различать добро и зло, способной к самопожертвованию. Поэтому следует четко осознавать: воспитание имеет принципиальное значение как для формирования каждого отдельного человека, так и для всего народа.

В мире, равнодушном к своим духовно-историческим корням, в эпоху глобализации сможет выжить и сохранить свою национальную самобытность лишь народ, укорененный в своей культуре. XXI век – век миграционных процессов. Процесс миграции невозможно остановить. Нам следует быть готовым к нему, хотим мы этого или не хотим. К нам будут приезжать люди, выросшие в иной культурной и духовной традиции. И мы должны быть готовыми принять их; и готовность эта должна заключаться не только в том, чтобы предоставить жилье и рабочее место, но чтобы они могли интегрироваться в нашу культурную среду, чтобы могли воспринять наши традиции и сделать их своими, чтобы исторические личности, которые стояли у истоков формирования нашего государства, положили жизнь за наше Отечество, социальные истины, формировали духовный облик нашего народа, написали величайшие произведения – были не чужды им. Иначе говоря, чтобы святой благоверный князь Александр Невский был не только нашим героем, но и их, чтобы Пушкин и для них был «наш писатель», а произведения Достоевского и Толстого, картины Иванова и Васнецова, музыкальные творения Чайковского и Рахманинова формировали и их духовно-этические взгляды.

Вопрос сохранения культурного наследия нашего народа должен решаться последовательно, и в его решении должны принимать участие и органы власти, и Церковь, и общественные институты, и учебные учреждения, и средства массовой информации.

Если давать объективную оценку, то в этом направлении мы много упустили. Чтобы в будущем сохранить Россию как самостоятельное и самобытное государство, недостаточно, чтобы россияне имели российский паспорт, отмечали государственные праздники, говорили по-русски. Необходимо, чтобы считающийся жителем России был носителем русской культуры. Вот поэтому Русская Православная Церковь уже давно говорит о необходимости ввести в базовую школьную программу культурологического предмета Основы Православной культуры. Задачей этого предмета является помощь подрастающему поколению России, усвоить культурные наследия нашего народа, основанные на традиционных духовных ценностях. Этот учебный предмет поможет правильно понимать культурно-исторические феномены нашего Отечества, будет способствовать укреплению Российской семьи и правильному отношению к людям другой национальности и культуры.

Этот учебный предмет поможет детям иммигрантов узнать и понять культуру и мировоззрение людей, среди которых они живут. Именно на этих уроках подростки из других этнических групп смогут понять и полюбить страну, ставшую их родиной, принять ее культурные особенности.

Человек, любящий свою родину, знает и любит ее историю, знает и любит ее дух, сформированный верой. Но именно вера в Бога в XX веке стала главной мишенью безбожной власти в России. Хотелось бы привести слова размышлявшего на эту тему выдающегося российского писателя современности Александра Исаиевича Солженицына: «Давние черты русского характера сделали нас беззащитными в испытаниях XX века. И наша всеоткрытость – не она ли обернулась и легкой сдачей под чужое влияние, духовной бесхребетностью. Русский характер сегодня весь закачался на перевесии – и куда склонится? Мы утеряли чувство единого народа».

Заканчивая выступление, хочу подчеркнуть: сегодня мы все отвечаем за будущую судьбу России. А решается она за школьной партой. Мы должны привить молодому поколению чувство единого народа. И этому может помочь знание основ своей Православной культуры.

Спасибо за внимание.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.