Басня Ивана Андреевича Крылова «Волк
и Журавль» была впервые опубликована
в 1816 году.
Сюжет ее был использован
многими писателями. В ней показана грубая
неблагодарность к благодетелям. В басне
повествуется, как жадный волк подавился
костью и чуть не умер. Поблизости был
журавль, который пришел на выручку волку
и своим длинным клювом достал застрявшую
кость. Оправившись, волк, вместо благодарности,
с угрозами прогнал журавля: «Да
берегись: и впредь ты мне не попадайся».
Прочитаем басню.
«Волк и журавль»
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть
и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, –
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся».
Благодарность – благородное свойство
души человека. Церковь призывает нас в
первую очередь быть благодарными Богу
за дар нашей жизни на земле. Однако
люди часто – по своей греховной природе,
по своему эгоизму, по дьявольскому умопомраченью
– живут неблагодарно к Богу.
У таких людей формируется эгоистичный
настрой и злонравный характер.
Священное Писание учит быть благодарными
Богу и благодарными людям.
Особая благодарность каждого человека
должна быть к отцу и матери, дедушке
и бабушке, учителям и наставникам. Это
изложено в пятой заповеди. На важность
иметь чувство благодарности многократно
указывал Господь наш Иисус Христос. В
притче о десяти прокаженных говорится, что
после выздоровления только один вернулся
поблагодарить Христа. Христос сказал: «А
где же девять?»
Каждый человек в своей жизни пользуется
трудами других поколений и других
людей. Наши города украшены храмами,
красивыми зданиями, имеют музеи, располагают
библиотеками. Это материальное
и духовное богатство народа, которым
пользуются из поколения в поколение. С
глубоким сожалением можно отметить, как
в двадцатом веке расхищались и уничтожались
злонамеренными людьми духовные,
культурные и материальные богатства тысячелетней
Российской империи. Духовность и
благородство высмеивались и подвергались
поруганию. Это можно назвать преступлением
ветхозаветного Хама, который опозорил
родного отца. Хамы-богоборцы надругались
над нашим Российским Отечеством, над
царственным родом Романовых. Хамы-безбожники
с жестокостью уничтожали нашу
мать – Русскую Православную Церковь.
Безнравственное хамство – проявление неблагодарности
и даже жестокости к великим
трудам наших благочестивых предков.
Слава Богу, в наши дни наступает прозрение.
Первое, что мы должны возродить
в своей душе и в своей жизни, – благодарность
к Богу, благодарность к МатериЦеркви
и благодарность к благочестивым
предкам. Воспринимать Отечество – как
отца родного, а Русскую Православную
Церковь – как нашу мать, духовно напитавшую
и возрастившую наш народ. «Чти отца
твоего и матерь твою, да благо тебе будет,
да долголетен будешь на земле».
+ М. Д.
|