ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

На перепутье трех веков

К 145-летию здания Духовно-просветительского центра Тобольской митрополии (Тюмень, улица Республики, 60)

(Продолжение. Начало в «Сибирской православной газете»: декабрь 2017 г.; март, май, июнь, октябрь 2018 г.)

Часть 3.

Градо-Тюменская Симеоновская церковь при Владимирском сиропитательном заведении: служители алтаря Господня (окончание) ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ ИНОЗЕМЦЕВ (1861 – не ранее 1922)

Михаил Ильич Иноземцев родился в 1861 г. в семье причетника Ильи Иноземцева. В 1882 г. окончил Тобольскую духовную семинарию по первому разряду.

6 декабря 1882 г. Преосвященнейшим Василием, епископом Тобольским и Сибирским, студент Тобольской духовной семинарии Михаил Иноземцев был рукоположен во диакона, а 12 декабря – во священника, с зачислением на должность настоятеля в приход Дымковский Туринского округа. В период служения в дымковской Покровской церкви о. Михаил исправлял должность законоучителя Дымковского сельского училища и Березовской церковно-приходской школы. С 1888 г. состоял экзаменатором церковных школ. С 1891 г. определен членом благочиннического совета. В январе 1889 г., указом Преосвященнейшего Авраамия, священник Михаил Иноземцев был награжден набедренником. В октябре 1892 г., «за ревностное преподавание Закона Божия во вверенных ему училищах», удостоен архипастырской благодарности.

В августе 1892 г. начинается служение о. Михаила в Тюмени, куда он был перемещен на должность настоятеля Вознесенской церкви и благочинного градо-Тюменских церквей. Бывший настоятель Вознесенской церкви и тюменский благочинный протоиерей Иоанн Тихомиров скончался 22 июля 1892 г. от эпидемической холеры.

На Вознесенском приходе священник Михаил Иноземцев служил на протяжении двадцати лет. 6 декабря 1908 г. прихожане чествовали своего настоятеля в связи с 25-летием его служения во священническом сане. По поводу этого события «Тобольские епархиальные ведомости» писали: «На долю отца Михаила выпало уже второе чествование гражданами города. Не так давно городскими почитателями ему был преподнесен украшенный драгоценными камнями наперсный крест к десятилетию служения в Тюмени. Теперь подарили ценную икону Спасителя. Очевидно, симпатии у населения к нему, даже в наше трудное время, не только не ослабли, но еще больше окрепли, чему нельзя не порадоваться. Это торжество убедительно свидетельствует, что мы не лишены еще возможности время от времени отдыхать среди царящей злобы и сумятицы на явлениях светлых и приятных, на явлениях взаимной любви и сердечного доброжелательства».

17 января 1914 г., согласно прошению, священник Михаил Иноземцев был перемещен настоятелем к Симеоновской домовой церкви Владимирского сиропитательного заведения, где служил до самого ее закрытия в 1919 г.

Кроме того, он вел огромную административно-общественную работу. С 1892 по 1903 гг. состоял благочинным Тюменских городских церквей. С 1892 по 1894 гг. являлся наблюдателем церковно-приходских школ. С 1892 по 1903 гг. исправлял должность директора тюремного отделения г. Тюмени. В середине 1890-х годов – благочинный тюменского Свято-Троицкого монастыря. В 1896 г. Михаил Ильич Иноземцев был утвержден членом Тюменской уездной комиссии по всеобщей народной переписи. С 8 июля 1900 г. – председатель Тюменского отделения Димитриевского епархиального братства. С 27 апреля 1905 г. по 10 апреля 1906 г. – председатель Тюменского уездного отделения епархиального училищного совета. С 16 мая 1905 г. по 30 ноября 1906 г., после кончины протоиерея Иоанна Лепехина, – председатель комитета по постройке нового соборного храма в г. Тюмени.

17 мая 1905 г. о. Михаил был утвержден членом благочиннического совета духовенства церквей г. Тюмени на трехлетие. С 25 ноября 1905 г. – член комитета по ревизии сумм и имущества тюменского Троицкого монастыря. 23 февраля 1912 г. утвержден членом благочиннического совета градоТюменского благочиния на трехлетие. С 19 марта 1912 г. – следователь по Тюменскому благочинию. В сентябре 1916 г. вновь назначен благочинным градо-Тюменских церквей. В 11-м выпуске «Тобольских епархиальных ведомостей» за 1898 г., в заметке о закладке нового придельного храма во имя св. Симеона Верхотурского в Михаило-Архангельской церкви г. Тюмени, сообщается, что чин закладки храма, после Божественной литургии, начавшейся 10 мая 1898 г. в 9 часов утра, совершил «местный уважаемый благочинный Михаил Иноземцев», в сослужении приходского священника Василия Арефьева, – свидетельство подлинного уважения к о. Михаилу со стороны горожан. Ревностное служение священника Михаила Иноземцева было отмечено иерархическими и общецерковными наградами. 5 декабря 1892 г. он был удостоен права ношения скуфьи. В 1896 г., определением Святейшего Синода, «за заслуги по духовному ведомству», награжден камилавкой. Определением Святейшего Синода от 11-19 апреля 1900 г. награжден наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым. В 1908 г., ко дню рождения Его Императорского Величества, награжден орденом св. Анны III степени. К 6 мая 1914 г., к Высокоторжественному дню рождения Его Императорского Величества, священник Михаил Иноземцев был возведен в сан протоиерея.

О. Михаил являлся также усерднейшим служителем на ниве церковного просвещения. Он состоял законоучителем Вознесенского приходского училища, Вознесенской женской двухклассной церковно-приходской школы, Мысовского сельского училища (до 1904 г.), Колмогоровского училища (с 1900 г.), железнодорожного училища (с 1905 г.). С 1904 г. преподавал Закон Божий в приготовительных и младших классах Тюменской женской гимназии, а с 1915 г. – в частном коммерческом училище Колокольниковых. В 1900-1914 гг. за усердное и ревностное отношение к церковношкольному делу Михаил Иноземцев был многократно удостоен архипастырского благословения.

В последние месяцы перед Октябрьской революцией, 20 и 27 мая 1917 г., на проходившем в Тюмени Чрезвычайном епархиальном съезде духовенства и мирян Тобольской епархии был поставлен вопрос об организации «Союза духовенства и мирян», предусматривавший объединение «всех сынов Православной Церкви во Всероссийский братский союз духовенства и мирян». В Тюмени было образовано уездное отделение Союза, председателем которого стал Михаил Ефимович Дементьев, членами – видные священники и миряне г. Тюмени, среди которых были протоиерей Михаил Иноземцев, протоиерей Кронид Олерский, иерей Иоанн Грифцев. Секретарем тюменского отделения Союза был избран священник Николай Протопопов. Однако в связи с низложением Временного правительства и Октябрьской революцией деятельность «Союза духовенства и мирян» развернуться не успела.

В 1919 г. протоиерей Михаил Иноземцев еще числился настоятелем Симеоновской домовой церкви. По крайней мере, в таком качестве он значится в расписании очередных проповедей для священнослужителей городских церквей Тобольской епархии на 1919 год, опубликованном в февральском выпуске «Тобольских епархиальных ведомостей» – уже одном из последних, напечатанном смазанным типографским шрифтом на плохой бумаге. До конца существования «Ведомостей» оставались считанные месяцы (последний номер вышел в июле 1919 г.), а вместе с этим иссяк источник регулярных сведений о церковной жизни Тобольской епархии.

…Дальше пунктиром. Как повезет. В случае с о. Михаилом Иноземцевым повезло явно. Во-первых, атрибутировалась приведенная здесь групповая фотография преподавателей и сотрудников коммерческого училища Колокольниковых. Во-вторых, открылись весьма интересные документы. Документ первый. Сведения о состоянии православной общины МихаилоАрхангельской церкви г. Тюмени, представленные в губернский отдел юстиции 10 декабря 1919 г. [здесь и далее выделено нами – авт.]. Документ подписали: за настоятеля церкви временно заведующий приходом протоиерей Михаил И. Иноземцев (ГАТО Ф. 2. Оп. 1. Д. 253. Л. 52. Скоропись. Подлинник). Документ второй. Опись церковного имущества Михаило-Архангельской церкви г. Тюмени, составленная 15 июня 1920 г. Подписали: служители религиозных культов Михаило-Архангельской церкви протоиерей М. Иноземцев, священник К. Ребрин (ГАТО Ф. 2. Оп. 1. Д. 298. Лл. 4-7. Скоропись. Подлинник).

Документ третий. Из протокола № 2 совещания Комиссии по изъятию ценностей из церквей города, совместно со священнослужителями религиозных культов. Г. Тюмень, 17 марта 1922 г. Слушали: Об изъятии ценностей из церквей, синагог, молелен и прочих на нужды голодающих. Мнение служителей религиозных культов: Протоиерей М. Иноземцев: «Церковное имущество не является нашей собственностью, а находится в ведении верующих. Необходимо было бы побеседовать с местным епископом. Лично ничего не имею против изъятия излишков церковных ценностей на нужды голодающих» (ГАТО Ф. 2. Оп. 1. Д. 299. Л. 6 и об. Машинопись. Подлинник).

Документ четвертый. Протокол Тюменской губернской Правительственной комиссии по изъятию церковных ценностей из Михаило-Архангельской церкви г. Тюмени от 28 апреля 1922 г. Члены Комиссии тт. Ерахтин, Королев и Истомин [составили протокол] в том, что 28 апреля 1922 г. ими, в присутствии настоятеля Михаило-Архангельской церкви гр. Ребрина в сане священника, в присутствии представителя от ГПУ тов. Королева, на основании постановления ВЦИК от 28 сего апреля, преступили [орфография оригинала – авт.] к фактическому изъятию из упомянутой Михайло-Архангельской церкви. (В.А. Курмачев. Храм Михаила Архангела в Тюмени. Тюмень, 2001. Приложение 27).

Документ пятый. Акт передачи 19 икон из Михайло-Архангельской церкви г. Тюмени Плетневскому религиозному обществу Юргинского района. Тюмень, 16 марта 1926 г.: «Мы, нижеподписавшиеся… приняли в пользование Плетневского религиозного общества хранящиеся при Тюменской Архангельской церкви иконы, принадлежащие иконостасу бывшего ранее в церкви Тюменского Сиропитательного заведения – всего 19 штук. Из них: большого размера – 4 шт., среднего – 10 шт., малого – 5 шт., два киота среднего размера и две металлические хоругви. На основании протокольного постановления, указанные выше предметы по описи имущества Михайло-Архангельской церкви не значатся» (ГАТО Ф. 4. Оп. 1. Д. 1248. Л. 29. Машинопись. Подлинник). О чем свидетельствуют эти документы? – Из первого узнаем, что на 10 декабря 1919 г. протоиерей Михаил Иноземцев значится уже не настоятелем Симеоновской церкви, а временно заведующим приходом МихаилоАрхангельской церкви. Остается неизвестным, что случилось с предшествующим настоятелем Михаило-Архангельской церкви священником Гавриилом Фаворским, который числится в расписании очередных проповедей для священнослужителей городских церквей Тобольской епархии на 1919 г. Из документа можно заключить, что протоиерей Михаил Иноземцев был перемещен к Михаило-Архангельской церкви, а Симеоновская домовая церковь при Сиропитательном заведении закрыта. К новому месту служения о. Михаил перебрался, забрав с собой из Симеоновского храма все, что мог.

Так и представляешь, как бедный батюшка скорбно взирает на погрузку церковного имущества. На телегу одну за другой складывают иконы, некогда украшавшие иконостас храма во имя святого праведного Симеона Богоприимца. Всего девятнадцать штук, «из них: большого размера – четыре штуки, среднего – десять штук, малого – пять», – начало российской Голгофы, – о. Михаил понуро бредет от брошенной Симеоновской церкви в направлении храма Михаила Архангела. Рядом на телеге тащатся иконы из осиротевшего иконостаса.

Итак, домовая церковь во имя святого праведного Симеона Богоприимца была закрыта в конце 1919 г. Через полгода, 15 июня 1920 г., во время описи церковного имущества в храме Михаила Архангела, о. Михаил подписывает документ как настоятель храма. Ниже ставит свою подпись второй священник – о. Константин Ребрин. Прошло еще два года. Над Русской Православной Церковью сгущаются тучи. Развертывается повсеместная кампания по изъятию церковных ценностей. 17 марта 1922 г. в Тюмени проходит совещание Комиссии по изъятию ценностей из церквей города, с участием служителей религиозных культов. Первым заслушивают протоиерея Михаила Иноземцева, он по-прежнему значится как настоятель Михаило-Архангельской церкви. Отец Михаил ничего не имеет против помощи голодающим. Но он хотел бы избежать самочиния: «надо бы побеседовать с местным епископом…». – Ах, батюшка, если бы эта кампания действительно руководствовалась христианской заповедью помощи ближнему!..

И – буквально через месяц, 28 апреля того же 1922 г., составляется протокол Тюменской губернской правительственной комиссии по изъятию церковных ценностей из Михаило-Архангельской церкви г. Тюмени. Но уже без протоиерея Михаила Иноземцев: «В присутствии настоятеля Михаило-Архангельской церкви гражданина Ребрина в сане священника».

Что же случилось с о. Михаилом? Подтверждающих документов нет, но вариантов два: либо подал прошение об увольнении за штат, либо – умер. Более вероятным представляется последнее. Действительно, сколько еще может выдержать человеческое сердце – и в уже почтенном возрасте (о. Михаилу за шестьдесят)? Особенно, когда у тебя на глазах все, ради чего ты жил и творил, попирается и рушится.

27 ноября 1931 г. арестованный настоятель Всехсвятской церкви г. Тюмени протоиерей Николай Протопопов покажет на допросе, что все члены «Союза духовенства и мирян» умерли. Среди них был назван протоиерей Михаил Иноземцев. – Итак, в 1931 году о. Михаила уже не было в живых. В 1922 г. он достоверно был жив. В каком же году на протяжении этих девяти лет оборвалась его жизнь? Бог весть. Пока напишем, что умер протоиерей Михаил Иноземцев не ранее 1922 года.

Да, про оставшийся пятый документ. Осиротевшие иконы из бывшей Симеоновской церкви, томящиеся в подвале церкви Михаила Архангела, пошли по миру – в Плетневское религиозное общество Юргинского района. Где-то они нашли свой последний приют?..

И несколько слов о семье протоиерея Михаила Иноземцева. О. Михаил был главой большого семейства. Женат на Серафиме Павловне Иноземцевой. В семействе у супругов Иноземцевых было семь детей, из них шесть девочек и единственный сын Всеволод, умерший во младенчестве. Все дочери: Ольга, 1886 г. р., Нина, 1888 г. р., Надежда, 1890 г. р., Валентина, 1895 г. р., Екатерина, 1896 г. р., и Вера, 1902 г. р., – окончили Тюменскую прогимназию. Ольга Михайловна была замужем за тюменским священником Илией Егоровичем Папуловым. Нина Михайловна – купеческая вдова. Валентина Михайловна была замужем за выпускником Тобольской духовной семинарии и Казанской духовной академии, кандидатом богословия Аркадием Афиногеновичем Зыряновым, бывшим в 1912 г.

Тобольским епархиальным противораскольническим и противосектантским миссионером-проповедником. Надежда Михайловна в 1913 г. состояла учительницей Тюменского Вознесенского училища. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Судьбы Екатерины Михайловны и Веры Михайловны также неизвестны.


Галина Викторовна КОРОТАЕВА,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.