Начинается Рождественский пост. Намерение
освящает дело. Что пользы в перемене
стола с мясного на постный, или в
прочих вещах, если Христос – не в центре
намерений?
Вот Павел апостол говорит:
«Едите ли, пьете ли, или иное что делаете,
все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31).
Перефразируем, не согрешая, слова Павла:
«Не едите ли, не пьете ли, или иного чего
себя добровольно лишаете, воздерживайтесь
во славу Божию». Пища нас не приближает
к Богу и не отдаляет, но намерение приближает,
и дело внешнее получает силу
внутреннюю от того, Кому дело посвящено.
Итак, намереваясь поститься, посвятим посильное
воздержание Тому, Кто родился от
Девы в пещере близ Вифлеема. При таком
посвящении самое скромное воздержание
не останется без плода, а при ложных
целях и великое постничество будет либо
вредным, либор бесполезным. У западных
пост перед Рождеством так и называется –
Адвент, что означает «посвящен приходу».
Мало посему говорить людям: «Не ешьте
мяса. Не пейте молока». Нужно говорить:
«Готовьтесь Христа встречать. Разбудите
помыслы и идите навстречу Господу.
Помните, ради Кого упрощаете жизнь и
упражняетесь в скромности».
Говорят, когда в Риме строили собор
святого Петра, задали один и тот же вопрос
двум разным людям, носившим камни на
строительство. «Чем вы занимаетесь?» –
спросили их. «Я, – говорит один, – нанялся
камни носить, чтобы семью кормить». «А
я, – сказал другой, – строю храм в честь
апостола Петра». Очевидно, что при одинаковости
мускульных усилий
и равности оплаты делали они
совсем разную работу. И если
какой храм стоит столетиями, то
благодаря работникам второго
рода, а никак не первого. Вот
и мы давайте разберемся с намерениями.
– Ты что делаешь, доктор? –
Я в лице больных учусь Христу
служить и облегчаю человеческие
страдания.
– Ты что делаешь, учитель?
– Я детям открываю двери в
мир знаний, чтобы им было жить
интересно и они со временем пользу стали
приносить.
– А ты, постник, что делаешь? – Я помню
о Господе и хочу встретить Его со всей
Церковью в Рождественские дни.
– А может, ты просто похудеть стараешься,
здоровье поправить?
– Нет. Это не
разгрузочные дни. Это – посильная жертва.
Это мои две лепты, от души и от тела.
Человек беззащитен, как вдова, но и
он обязан приносить жертвы. Приносимых
лепт должно быть именно две, как и тех
динариев, которые дал Добрый Самарянин
содержателю гостиницы, было два (см. Лк.
10, 35). В притче два динария – это Ветхий
и Новый Завет, черпая из которых можно
продолжать лечить избитого человека (Адама)
в гостинице (Церкви), пока не вернется
Господь. А две лепты в жертве вдовицы
– это знак нашей двойственности. И от
души, и от тела нужно принести по лепте
в жертву – и от внутреннего сокровенного
человека, и от внешнего. От тела – воздержание
в пище. От души – голодание
глаз, неподвижность языка, затворенный
слух. Вторая лепта даже важнее первой.
Времена-то информационные. И кто не ест
колбасу, но подставляет голову под любой
телевизионный или компьютерный ветер, тот
сомнительно постится. Тому «надует голову»
означенными ветрами вплоть до духовного
менингита и последующей госпитализации.
Но нам нужна свобода, в первую очередь
– внутренняя, нужна легкость помыслов и
чистота намерений. Окна душевного дома
нужно закрывать так, чтобы не был слышен
крик и шум Вавилонских улиц.
Рождество Христово было подготовлено
всей внутренней историей Израиля и всей
внешней историей мира. Совокупная праведность
Авраамовых детей сделала возможным
вначале рождение Девы-Матери, а
потом от Нее – Нового Адама. Но и внешний
мир, не помышляя о том, был вовлечен
в великую работу. Так перепись Августа
заставила Марию с Иосифом отправиться в
Вифлеем, чтобы исполнилось древнее пророчество
Михея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа,
мал ли ты между тысячами Иудиными? Из
тебя произойдет Мне Тот, Который должен
быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение
из начала, от дней вечных»
(Мих. 5, 2). Следовательно, и всемогущий
кесарь, обожествленный подобострастием
рабов, служил целям Христовым, сам того
не понимая. Стоит думать, что и ныне, и
до скончания века все происходящее таинственно
связано с Господом Иисусом и
Его Промыслом. Только мы, помрачившись
в разуме, рвем картину мира, приписываем
мертвым стихиям власть и свободу действия
и не замечаем Божественного присутствия.
У суетного человека вера суетна. У лгущего
человека надежды ложны. Для того чтобы
навести с помощью Бога внутри себя относительный
порядок и очистить око ума,
нам и нужен пост. Пост двоякий, душевный
и телесный, каков и сам человек.
Трудно сказать, сколько людей будут
распутывать внутренние узелки и вести и
тайную борьбу за веру. Очень много таких
людей, по определению, не бывает. Но
даже малое присутствие таких людей делает
историю живой и стремящейся к Богу. Итак,
проверим намерения и – с Богом!
Протоиерей Андрей ТКАЧЕВ,
Православие.ру
|