Вниманию читателей предлагается первый раздел главы «Сложные годы возрождения» из книги
Надежды Леонидовны Антуфьевой, ведущего специалиста НИИ истории науки и техники Зауралья
Тюменского индустриального университета, «Под защитой святого образа. Документальное повествование
о Знаменском кафедральном соборе города Тюмени с 1624 года до наших дней» (монография).
Книга вышла в г. Тюмени в 2017 году [электронное издание].
Прошла Великая Отечественная война,
принесшая неимоверные страдания всем
людям. Одни остались в живых, другие
отошли ко Господу, будучи убитыми на
полях сражений, умерли в концлагерях, в
тюрьмах, от истощений на оккупированных
территориях и в тылу, от болезней и горя.
Во время войны единственный действующий
в Тюмени Всех святский храм собирал
пожертвования для фронта, для ремонта
храма, на общую свечу и восстановление
Знаменского кафедрального собора.
Знаменский собор г. Тюмени
в конце 1940-х годов
В послевоенный период Знаменский кафедральный
собор регулярно, несколько раз
в год, посещали правящие архиереи ОмскоТюменской
епархии. С 11 по 15 февраля
1948 г. церкви г. Тюмени посетил архиепископ
Омско-Тюменской епархии Алексий (Пантелеев)
(27.10.1874 – 11.09.1948). Архиепископ Алексий
был назначен на кафедру 28 ноября 1946 г.,
до этого он служил в США. Владыка добился,
чтобы в состав епархии включили и приходы
Тюменской области. С 29 мая 1947 г. епархия
стала именоваться Омская и Тюменская.
13 февраля владыка Алексий совершил
богослужение в тюменском Всехсвятском
храме, а через два дня, в праздник Сретения
Господня, служил в соборе. Он совершил
освящение отремонтированного главного Знаменского
придела. На богослужении храм был
переполнен молящимися. Сведения о том,
как изменился храм в 1948 г., находим в
акте осмотра собора комиссией, назначенной
распоряжением Тюменского горисполкома от
5 июля: «…общиной верующих произведен
большой ремонт помещения: восстановлен
внешний фасад собора с его прежней архитектурой,
и отремонтирована, в значительной
мере, внутренняя отделка, сделана вновь живопись,
и выстроены три иконостаса. В восстановлении
собора Знаменье тов. Фок принимал
участие, как главный архитектор города и в
качестве автора по составлению проектов
изгороди и иконостаса правого придела…».
Евгения Борисовича Фока сменил на этой
должности Петр Андреевич Гриненко.
Согласно постановлению Совета Министров
СССР от 22 мая 1948 г. (№ 503)
Знаменский собор вместе со Свято-Троицким
монастырем и Спасской церковью официально
был зачислен в разряд государственных
памятников архитектуры. Для кафедрального
собора это создало благоприятную почву в
восстановлении разрушенной красоты.
Игумен Анатолий на амвоне перед Царскими
вратами главного придела Знаменского собора.
1949 год
В послевоенные годы Тюмень активно
застраивалась. Главным архитектором
П.А. Гриненко был разработан план строительства
зданий на Центральной площади
в классическом стиле.
В 1953 г. построено здание машиностроительного
техникума, в 1954 г. – главпочтамт,
во дворе которого в 1955 г. поставили
62-метровую телевизионную вышку. В ноябре
1957 г. в Тюмени начались трансляции
местной студии телевидения.
Духовная жизнь в городе не
прекращалась. Богослужения в
храмах шли своим чередом. Священники
помогали тюменцам и
совершали обряды тайно. Если
была возможность, не записывали
в книгу учета. 27 июня 1959 года
в город приехал епископ Омский и
Тюменский Мстислав (Волонсевич),
возвращавшийся из Тобольска, где
проходил праздник памяти святителя
Иоанна, митрополита Тобольского и
всея Сибири чудотворца. Его приезд
состоялся в Неделю Всех святых. Во
Всехсвятском храме в сослужении
городского духовенства епископ
совершил всенощное бдение и литургию.
Вечером того же дня архипастырь прибыл в
Знаменский собор и прочитал в сослужении
священников перед иконой «Знамение»
акафист Пресвятой Богородице.
Мы не знаем имен прихожан в те годы,
кроме тех, которые каким-либо образом
сохранились в документах. Можем представить
жизнь в городе благодаря памяти
людей старшего поколения и фотографиям
полувековой давности. Вот молодежь возле
концертно-эстрадного бюро на ул. Республики.
Слева Ольга Овчинникова из крепкой
старообрядческой семьи. Ее старшая сестра
до 1978 г. возглавляла старообрядческую
общину Тюмени.
На месте Единоверческой церкви позднее
построили магазин «Океан».
В пятидесятые годы в Тюмени начали
строить кирпичный завод, литейный цех
на заводе строймашин, производственные
корпуса на комбинате «Красный Октябрь»,
сетевязальной и мебельных фабриках, на
заводе АТЭ, судоремонтном, весовом, кожевенно-шубном
и других предприятиях. В
целом же дома, улицы, магазины, бани,
административные помещения были очень
старыми и дряхлыми.
В это время в стране происходили
экономические и политические изменения,
которые отражались на жизни всех граждан
страны, в том числе и верующих. В Тюмени
в конце 1959 г. проживало 150 тыс. человек,
к 1967 г. – 240 тыс., в 1975 г. – 334 тыс.
В городе появилось больше студентов,
которые обучались в трех вузах:
педагогическом, сельскохозяйственном и
индустриальном. Их выпускники работали
во многих отраслях народного хозяйства,
не только Тюменской области, но и всей
страны. С середины 1960-х годов на северные
месторождения нефти и газа почти
ежегодно приезжали молодые люди, в основном
комсомольцы, для освоения новых
территорий Тюменской области. Областной
центр начинал развиваться, отстраиваться.
Выпускники Тюменского индустриального
института начали играть огромную роль в
развитии нефтегазового региона
страны. В городе открылось несколько
научно-исследовательских
институтов.
В то же время в первое
послесталинское десятилетие
возобновился процесс отчуждения
между государством и
Церковью. Проводится политика
стеснения свободы совести, хотя
открытых репрессий уже не
было. Наступление на Церковь
Генерального секретаря ЦК
КПСС Н.С. Хрущева и главного
идеолога компартии М.А. Суслова
началось осенью 1958 г., когда
вышло несколько правительственных
постановлений. Партийным
и общественным организациям
было предложено развернуть
борьбу с религиозными пережитками
в сознании и быту
советских людей. Был повышен
налог с земельных церковных
участков, включая даже кладбища
при монастырях. Из библиотек
исчезли религиозные книги. В
1959 году был основан
журнал «Наука и религия»,
и началась кампания по
пропаганде агрессивного
атеизма, сродни тому,
что уже было в 20 -е
годы. В конце 50-х партийное
руководство страны
запретило колокольный
звон, разрешенный
И.В. Сталиным осенью
1941 года. Попытки церковнослужителей
противостоять этому запрету
успеха не имели.
После 1961 года был введен учет
и контроль всех Таинств в Церкви, то есть
стало необходимо записывать паспортные
данные: кто, когда венчался,
крестился и прочее. 18 июля
1961 года был проведен Архиерейский
Собор, на котором
постановили, чтобы священник
не возглавлял «двадцатку» (исполнительный
орган любого прихода
во главе с председателем
и ревизионной комиссией: без
этой «двадцатки» нельзя зарегистрировать
общину), а был
наемным. «Двадцатка» теперь
должна была возглавляться
светским старостой.
Постановление Священного
Синода от 19 апреля 1961 года,
навязанное государственной властью, лишило
священника руководства приходом и, следовательно,
руководства административной и
финансово-экономической сторонами жизни
прихода. Тем самым лишили каких-либо
прав в общине. Это поставило священника
в полную зависимость от «исполнительного
органа» прихода, состоявшего исключительно
из мирян и подчинявшегося лишь государственной
власти.
Теперь «двадцатка» имела право расторгнуть
с настоятелем церкви договор без
объяснения причин. «Мы продолжаем быть
атеистами и будем стараться освободить от
религиозного дурмана большее количество
народа» (речь Хрущева в 1955 году).
В Тюмени, как и во всей стране, действовал
Совет по делам религий. Местные
советы по делам религий могли отвергнуть
верующих прихожан, избранных приходом.
Также избиралась управленческая структура,
состоящая из трех человек – людей,
готовых на сотрудничество с властями.
Таким способом был обеспечен контроль
над жизнью прихода. Сама же Церковь с
1961 года официально не могла влиять на
состав приходского совета.
На 60-е годы приходится резкое сокращение
действующих храмов в стране: в 1961
году их было – 11742, 1966 – 7523, 1976
– 7038, 1986 – 6794. В Тюменской области
в 1965 г. было 15 действующих храмов, в
начале 1980-х – только семь. Во всех вузах
страны вводится обязательный курс «Научный
атеизм». В облисполкомах вводится
должность уполномоченных по делам РПЦ,
в круг обязанностей которых входит сбор
информации о священнослужителях, заводятся
досье, подбираются осведомители.
В этих условиях тюменские церкви
продолжали воспитание народа в
строгом следовании общечеловеческим
нормам нравственности, взаимопомощи,
милосердия, благотворительности…
В начале декабря 1974 года архиепископ
Гедеон (Докунин), временно
управляющий Омской епархией, совершил
поездку по вверенным его окормлению
приходам. 6 декабря он прибыл в Тюмень
и уже на следующий день совершил
всенощное бдение в Знаменском соборе,
а литургию – в храме Всех святых. Вечером
того же дня в Знаменском соборе
после праздничной вечерни владыка читал
акафист перед образом Божией Матери
«Знамение». 9 и 10 декабря, в престольный
праздник Знаменского собора, при
большом стечении верующих, архипастырем
было отслужено всенощное бдение,
за которым он возложил двойной орарь на
соборного дьякона Василия Дубного, а за
литургией совершил хиротонию иподиакона
В. Отчича во диакона.
26 декабря 1974 года управляющим
Омско-Тюменской епархией был назначен
епископ Максим (Кроха). В январе он совершил
ознакомительную поездку по епархии.
22 января на вокзале его встречал
весь городской клир и миряне, представители
от двух тюменских церквей. Наутро 23
января, в день памяти святителя Григория,
епископа Нисского, архипастырь, после литургии
в Знаменском соборе, осматривал
его после реставрации. Второй раз преосвященный
Максим побывал в Тюмени
6 февраля того же года.
Настоятелем храма в эти годы был
протоиерей Иаков Трофимюк, вторым священником
– протоиерей Валерий Гордеев.
Надежда Антуфьева,
г. Тюмень
|