ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Времена «Белых платочков»: Тюмень и Знаменский кафедральный собор в послевоенные годы

Вниманию читателей предлагается первый раздел главы «Сложные годы возрождения» из книги Надежды Леонидовны Антуфьевой, ведущего специалиста НИИ истории науки и техники Зауралья Тюменского индустриального университета, «Под защитой святого образа. Документальное повествование о Знаменском кафедральном соборе города Тюмени с 1624 года до наших дней» (монография). Книга вышла в г. Тюмени в 2017 году [электронное издание].

Прошла Великая Отечественная война, принесшая неимоверные страдания всем людям. Одни остались в живых, другие отошли ко Господу, будучи убитыми на полях сражений, умерли в концлагерях, в тюрьмах, от истощений на оккупированных территориях и в тылу, от болезней и горя. Во время войны единственный действующий в Тюмени Всех святский храм собирал пожертвования для фронта, для ремонта храма, на общую свечу и восстановление Знаменского кафедрального собора.

Знаменский собор г. Тюмени в конце 1940-х годов В послевоенный период Знаменский кафедральный собор регулярно, несколько раз в год, посещали правящие архиереи ОмскоТюменской епархии. С 11 по 15 февраля 1948 г. церкви г. Тюмени посетил архиепископ Омско-Тюменской епархии Алексий (Пантелеев) (27.10.1874 – 11.09.1948). Архиепископ Алексий был назначен на кафедру 28 ноября 1946 г., до этого он служил в США. Владыка добился, чтобы в состав епархии включили и приходы Тюменской области. С 29 мая 1947 г. епархия стала именоваться Омская и Тюменская.

13 февраля владыка Алексий совершил богослужение в тюменском Всехсвятском храме, а через два дня, в праздник Сретения Господня, служил в соборе. Он совершил освящение отремонтированного главного Знаменского придела. На богослужении храм был переполнен молящимися. Сведения о том, как изменился храм в 1948 г., находим в акте осмотра собора комиссией, назначенной распоряжением Тюменского горисполкома от 5 июля: «…общиной верующих произведен большой ремонт помещения: восстановлен внешний фасад собора с его прежней архитектурой, и отремонтирована, в значительной мере, внутренняя отделка, сделана вновь живопись, и выстроены три иконостаса. В восстановлении собора Знаменье тов. Фок принимал участие, как главный архитектор города и в качестве автора по составлению проектов изгороди и иконостаса правого придела…». Евгения Борисовича Фока сменил на этой должности Петр Андреевич Гриненко. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 22 мая 1948 г. (№ 503)

Знаменский собор вместе со Свято-Троицким монастырем и Спасской церковью официально был зачислен в разряд государственных памятников архитектуры. Для кафедрального собора это создало благоприятную почву в восстановлении разрушенной красоты. Игумен Анатолий на амвоне перед Царскими вратами главного придела Знаменского собора.

1949 год В послевоенные годы Тюмень активно застраивалась. Главным архитектором П.А. Гриненко был разработан план строительства зданий на Центральной площади в классическом стиле. В 1953 г. построено здание машиностроительного техникума, в 1954 г. – главпочтамт, во дворе которого в 1955 г. поставили 62-метровую телевизионную вышку. В ноябре 1957 г. в Тюмени начались трансляции местной студии телевидения. Духовная жизнь в городе не прекращалась. Богослужения в храмах шли своим чередом. Священники помогали тюменцам и совершали обряды тайно. Если была возможность, не записывали в книгу учета. 27 июня 1959 года в город приехал епископ Омский и Тюменский Мстислав (Волонсевич), возвращавшийся из Тобольска, где проходил праздник памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца. Его приезд состоялся в Неделю Всех святых. Во Всехсвятском храме в сослужении городского духовенства епископ совершил всенощное бдение и литургию. Вечером того же дня архипастырь прибыл в Знаменский собор и прочитал в сослужении священников перед иконой «Знамение» акафист Пресвятой Богородице.

Мы не знаем имен прихожан в те годы, кроме тех, которые каким-либо образом сохранились в документах. Можем представить жизнь в городе благодаря памяти людей старшего поколения и фотографиям полувековой давности. Вот молодежь возле концертно-эстрадного бюро на ул. Республики. Слева Ольга Овчинникова из крепкой старообрядческой семьи. Ее старшая сестра до 1978 г. возглавляла старообрядческую общину Тюмени.

На месте Единоверческой церкви позднее построили магазин «Океан». В пятидесятые годы в Тюмени начали строить кирпичный завод, литейный цех на заводе строймашин, производственные корпуса на комбинате «Красный Октябрь», сетевязальной и мебельных фабриках, на заводе АТЭ, судоремонтном, весовом, кожевенно-шубном и других предприятиях. В целом же дома, улицы, магазины, бани, административные помещения были очень старыми и дряхлыми.

В это время в стране происходили экономические и политические изменения, которые отражались на жизни всех граждан страны, в том числе и верующих. В Тюмени в конце 1959 г. проживало 150 тыс. человек, к 1967 г. – 240 тыс., в 1975 г. – 334 тыс. В городе появилось больше студентов, которые обучались в трех вузах: педагогическом, сельскохозяйственном и индустриальном. Их выпускники работали во многих отраслях народного хозяйства, не только Тюменской области, но и всей страны. С середины 1960-х годов на северные месторождения нефти и газа почти ежегодно приезжали молодые люди, в основном комсомольцы, для освоения новых территорий Тюменской области. Областной центр начинал развиваться, отстраиваться. Выпускники Тюменского индустриального института начали играть огромную роль в развитии нефтегазового региона страны. В городе открылось несколько научно-исследовательских институтов.

В то же время в первое послесталинское десятилетие возобновился процесс отчуждения между государством и Церковью. Проводится политика стеснения свободы совести, хотя открытых репрессий уже не было. Наступление на Церковь Генерального секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева и главного идеолога компартии М.А. Суслова началось осенью 1958 г., когда вышло несколько правительственных постановлений. Партийным и общественным организациям было предложено развернуть борьбу с религиозными пережитками в сознании и быту советских людей. Был повышен налог с земельных церковных участков, включая даже кладбища при монастырях. Из библиотек исчезли религиозные книги. В 1959 году был основан журнал «Наука и религия», и началась кампания по пропаганде агрессивного атеизма, сродни тому, что уже было в 20 -е годы. В конце 50-х партийное руководство страны запретило колокольный звон, разрешенный И.В. Сталиным осенью 1941 года. Попытки церковнослужителей противостоять этому запрету успеха не имели.

После 1961 года был введен учет и контроль всех Таинств в Церкви, то есть стало необходимо записывать паспортные данные: кто, когда венчался, крестился и прочее. 18 июля 1961 года был проведен Архиерейский Собор, на котором постановили, чтобы священник не возглавлял «двадцатку» (исполнительный орган любого прихода во главе с председателем и ревизионной комиссией: без этой «двадцатки» нельзя зарегистрировать общину), а был наемным. «Двадцатка» теперь должна была возглавляться светским старостой. Постановление Священного Синода от 19 апреля 1961 года, навязанное государственной властью, лишило священника руководства приходом и, следовательно, руководства административной и финансово-экономической сторонами жизни прихода. Тем самым лишили каких-либо прав в общине. Это поставило священника в полную зависимость от «исполнительного органа» прихода, состоявшего исключительно из мирян и подчинявшегося лишь государственной власти.

Теперь «двадцатка» имела право расторгнуть с настоятелем церкви договор без объяснения причин. «Мы продолжаем быть атеистами и будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа» (речь Хрущева в 1955 году). В Тюмени, как и во всей стране, действовал Совет по делам религий. Местные советы по делам религий могли отвергнуть верующих прихожан, избранных приходом. Также избиралась управленческая структура, состоящая из трех человек – людей, готовых на сотрудничество с властями. Таким способом был обеспечен контроль над жизнью прихода. Сама же Церковь с 1961 года официально не могла влиять на состав приходского совета.

На 60-е годы приходится резкое сокращение действующих храмов в стране: в 1961 году их было – 11742, 1966 – 7523, 1976 – 7038, 1986 – 6794. В Тюменской области в 1965 г. было 15 действующих храмов, в начале 1980-х – только семь. Во всех вузах страны вводится обязательный курс «Научный атеизм». В облисполкомах вводится должность уполномоченных по делам РПЦ, в круг обязанностей которых входит сбор информации о священнослужителях, заводятся досье, подбираются осведомители.

В этих условиях тюменские церкви продолжали воспитание народа в строгом следовании общечеловеческим нормам нравственности, взаимопомощи, милосердия, благотворительности… В начале декабря 1974 года архиепископ Гедеон (Докунин), временно управляющий Омской епархией, совершил поездку по вверенным его окормлению приходам. 6 декабря он прибыл в Тюмень и уже на следующий день совершил всенощное бдение в Знаменском соборе, а литургию – в храме Всех святых. Вечером того же дня в Знаменском соборе после праздничной вечерни владыка читал акафист перед образом Божией Матери «Знамение». 9 и 10 декабря, в престольный праздник Знаменского собора, при большом стечении верующих, архипастырем было отслужено всенощное бдение, за которым он возложил двойной орарь на соборного дьякона Василия Дубного, а за литургией совершил хиротонию иподиакона В. Отчича во диакона.

26 декабря 1974 года управляющим Омско-Тюменской епархией был назначен епископ Максим (Кроха). В январе он совершил ознакомительную поездку по епархии. 22 января на вокзале его встречал весь городской клир и миряне, представители от двух тюменских церквей. Наутро 23 января, в день памяти святителя Григория, епископа Нисского, архипастырь, после литургии в Знаменском соборе, осматривал его после реставрации. Второй раз преосвященный Максим побывал в Тюмени 6 февраля того же года.

Настоятелем храма в эти годы был протоиерей Иаков Трофимюк, вторым священником – протоиерей Валерий Гордеев.


Надежда Антуфьева,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2018 г.