ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Церковное богослужение как пространство общения

Для религиозного сознания очевидным является убеждение, что язык – это дар Божий человеку при творении. Основание такого убеждения засвидетельствовано в Библии, во 2-й главе книги Бытия. Здесь рассказывается, как Бог привел к Адаму животных и дал человеку право дать им имена: «и нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2, 20).

Дар языка, дар слова, как Божий дар, обязывает человека к словесному творчеству. Язык, будучи средством общения, позволяет людям говорить друг с другом. Но этого еще недостаточно для человека: дар слова открывает для людей возможность общения с Богом. Это общение осознается верующим сердцем как высшее и самое достойное проявление дара языка.

Мне хочется сказать несколько слов о том, что представляет собой православное церковное богослужение со стороны его словесного содержания. Точнее, какое пространство для общения являет оно собой.

В самом общем виде богослужение Церкви – это молитва, общение человека с Богом. Богослужебные тексты – и то, что читается, и то, что поется, – наполнены обращениями верующей души к Богу, благодарением Его, славословием Его, прошениями к Нему, покаянием перед Ним: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, услыши мя, Господи…» – «Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея…»

Но вместе с этим за церковной службой мы слышим и слово, и слова, направленные от Бога к нам. Притом не только при чтении отрывков из Священного Писания – слова Божия – и не только в форме проповеди священника, цель которой также – возвестить слово Божие пришедшим в храм. В словах и текстах гимнографических, в молитвословиях мы слышим также Божественную истину, сообщаемую нам: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» – «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть».Иначе говоря, в церковной службе присутствует и то, что направлено от людей к Богу, и то, что направлено от Бога к людям: она объединяет в себе и то, и другое. Здесь полнота богообщения.

Содержание этого общения с Господом – общения языком веры, надежды, любви, языком радости и свободы, языком жизни и света, правды и добра – облекается в словесные формы. И форма здесь важна. Ведь содержание, не облеченное в форму, – нечто зыбкое, аморфное. Правильность выражения призвана правильно передать содержание. Словесные ризы для церковного богослужения соткали церковные песнотворцы, гимнографы разных эпох исторической жизни Церкви: Иоанн Златоуст и Василий Великий, Роман Сладкопевец и Андрей Критский, Феодор Студит, Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский. Это были люди, которые сочетали высокую духовную жизнь, часто подвижническую, с личным поэтическим от Бога дарованием. Богослужебные тексты, составленные церковными поэтами-гимнографами, явившись изначально плодом личной молитвы этих людей, стали молитвенными словами для множества богомольцев. И через тексты этих чтений и песнопений песнотворцы вступают теперь в общение с нами, молящимися в храме: мы молимся словами их молитв и в этих словах учимся у них, песнотворцев, их настрою духовному, их чувствам и созерцанию, их мировоззрению и их вере: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование…».

Церковная служба является и пространством нашего общения друг с другом. Есть понятие – молитвенное общение. Когда, например, церковные правила, ради строгого охранения чистоты веры, запрещают молиться Богу с людьми другой веры, не только представителями религий нехристианских, но и с христианами, не исповедающими Православие, то говорится, что мы не имеем молитвенного общения с таковыми людьми. С людьми, учиняющими церковный раскол, мы также разрываем молитвенное общение. Общее предстояние Богу за богослужением понимается как состояние нашего общения, молитвенного общения, друг с другом. Православный храм и церковное богослужение издавна почитались училищем благочестия. Здесь люди, даже не знавшие грамоты, слушая, научались истинам веры, молясь, научались правилам благочестивой жизни. Церковная служба несет в себе богооткровенную истину, несет в себе определенную информацию. Но, конечно, идя в храм, мы идем прежде всего не за получением новой информации. Мы радуемся, услышав здесь знакомое песнопение или чтение, радуемся, когда всем народом поем «Отче наш» или Символ Веры, радуемся, услышав знакомые слова в стихирах или каноне наступающего праздника. Слыша знакомое, близкое, родное, человек словно изымается из времени, уже причащается вечности, приобщается к ней. Вечность, присутствующая в богослужении, вторгается в нашу жизнь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

В церковной службе, где в храме молится множество лиц, найдется место и общению человека со своей собственной душой. И время от времени молитвословия содержат обращения к самому себе, к своей душе: «Увы мне, страстная душе…» – «Душе моя, душе моя, востани, что спиши…». Но не одиноко в храме. И, вглядевшись в самих себя, спустившись в глубину души, мы вновь молимся сообща, от общего имени, в формах множественного числа, чтобы преодолеть замкнутость на себе самих, преодолеть эгоизм. «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…», «Помяни нас, Христе, Спасе мира…» «Вечернюю песнь и словесную службу Тебе, Христе, приносим, яко благоволил еси помиловати нас Воскресением».

В духовных учебных заведениях (семинариях) богослужение Церкви изучается подробно как по внутреннему своему содержанию, так и со стороны его исторического развития. Студенты знакомятся с практикой совершения церковной службы. Изучают они и церковнославянский язык – богослужебный язык Русской Православной Церкви.

О богослужении церковном есть и будет о чем говорить. Прошедшее через времена и пространства, через различные культурные эпохи, церковное богослужение как общение с Богом и взаимное таинственное приобщение друг другу остается средоточием жизни современного христианина, являясь непосредственным, практическим выражением его веры, надежды и любви.


Священник Петр ОВСЯННИКОВ,
преподаватель Тобольской духовной
семинарии

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.