Для религиозного сознания очевидным
является убеждение, что язык – это дар Божий
человеку при творении. Основание такого
убеждения засвидетельствовано в Библии, во
2-й главе книги Бытия. Здесь рассказывается,
как Бог привел к Адаму животных и дал человеку
право дать им имена: «и нарек человек
имена всем скотам и птицам небесным и
всем зверям полевым» (Быт. 2, 20).
Дар языка, дар слова, как Божий дар,
обязывает человека к словесному творчеству.
Язык, будучи средством общения, позволяет
людям говорить друг с другом. Но
этого еще недостаточно для человека: дар
слова открывает для людей возможность
общения с Богом. Это общение осознается
верующим сердцем как высшее и самое достойное
проявление дара языка.
Мне хочется сказать несколько слов о
том, что представляет собой православное
церковное богослужение со стороны его
словесного содержания. Точнее, какое пространство
для общения являет оно собой.
В самом общем виде богослужение Церкви
– это молитва, общение человека с Богом.
Богослужебные тексты – и то, что читается,
и то, что поется, – наполнены обращениями
верующей души к Богу, благодарением Его,
славословием Его, прошениями к Нему, покаянием
перед Ним: «Господи, воззвах к
Тебе, услыши мя, услыши мя, Господи…»
– «Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти
ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия
ради славы Твоея…»
Но вместе с этим за церковной службой
мы слышим и слово, и слова, направленные
от Бога к нам. Притом не только при чтении
отрывков из Священного Писания – слова
Божия – и не только в форме проповеди
священника, цель которой также – возвестить
слово Божие пришедшим в храм. В словах и
текстах гимнографических,
в молитвословиях мы слышим
также Божественную
истину, сообщаемую нам:
«Христос воскресе из
мертвых, смертию смерть
поправ и сущим во гробех
живот даровав» – «Видехом
свет истинный,
прияхом Духа Небеснаго,
обретохом веру истинную,
Нераздельней Троице покланяемся:
Та бо нас
спасла есть».Иначе говоря, в церковной
службе присутствует
и то, что направлено от людей к Богу,
и то, что направлено от Бога к людям: она
объединяет в себе и то, и другое. Здесь
полнота богообщения.
Содержание этого общения с Господом
– общения языком веры, надежды, любви,
языком радости и свободы, языком жизни и
света, правды и добра – облекается в словесные
формы. И форма здесь важна. Ведь
содержание, не облеченное в форму, – нечто
зыбкое, аморфное. Правильность выражения
призвана правильно передать содержание.
Словесные ризы для церковного богослужения
соткали церковные песнотворцы, гимнографы
разных эпох исторической жизни Церкви:
Иоанн Златоуст и Василий Великий, Роман
Сладкопевец и Андрей Критский, Феодор
Студит, Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский.
Это были люди, которые сочетали высокую
духовную жизнь, часто подвижническую, с
личным поэтическим от Бога дарованием.
Богослужебные тексты, составленные
церковными поэтами-гимнографами, явившись
изначально плодом личной молитвы
этих людей, стали молитвенными словами
для множества богомольцев. И через тексты
этих чтений и песнопений песнотворцы вступают
теперь в общение с нами, молящимися
в храме: мы молимся словами их молитв и
в этих словах учимся у них, песнотворцев,
их настрою духовному, их чувствам и созерцанию,
их мировоззрению и их вере: «Ты
моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты
мой Бог, Ты мое радование…».
Церковная служба является и пространством
нашего общения друг с другом. Есть
понятие – молитвенное общение. Когда, например,
церковные правила, ради строгого
охранения чистоты веры, запрещают молиться
Богу с людьми другой веры, не только
представителями религий нехристианских,
но и с христианами, не исповедающими
Православие, то говорится, что мы не имеем
молитвенного общения с таковыми людьми.
С людьми, учиняющими церковный раскол,
мы также разрываем молитвенное общение.
Общее предстояние Богу за богослужением
понимается как состояние нашего общения,
молитвенного общения, друг с другом.
Православный храм и церковное богослужение
издавна почитались училищем
благочестия. Здесь люди, даже не знавшие
грамоты, слушая, научались истинам веры,
молясь, научались правилам благочестивой
жизни. Церковная служба несет в себе богооткровенную
истину, несет в себе определенную
информацию. Но, конечно, идя в храм,
мы идем прежде всего не за получением
новой информации. Мы радуемся, услышав
здесь знакомое песнопение или чтение,
радуемся, когда всем народом поем «Отче
наш» или Символ Веры, радуемся, услышав
знакомые слова в стихирах или каноне наступающего
праздника. Слыша знакомое,
близкое, родное, человек словно изымается
из времени, уже причащается вечности, приобщается
к ней. Вечность, присутствующая
в богослужении, вторгается в нашу жизнь:
«Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели
поют на небесех, и нас на земли сподоби
чистым сердцем Тебе славити».
В церковной службе, где в храме молится
множество лиц, найдется место и общению
человека со своей собственной душой. И
время от времени молитвословия содержат
обращения к самому себе, к своей душе:
«Увы мне, страстная душе…» – «Душе моя,
душе моя, востани, что спиши…». Но не
одиноко в храме. И, вглядевшись в самих
себя, спустившись в глубину души, мы вновь
молимся сообща, от общего имени, в формах
множественного числа, чтобы преодолеть
замкнутость на себе самих, преодолеть
эгоизм. «Приидите, людие, Триипостасному
Божеству поклонимся…», «Помяни нас,
Христе, Спасе мира…» «Вечернюю песнь и
словесную службу Тебе, Христе,
приносим, яко благоволил еси
помиловати нас Воскресением».
В духовных учебных заведениях
(семинариях) богослужение
Церкви изучается
подробно как по внутреннему
своему содержанию, так и со
стороны его исторического
развития. Студенты знакомятся
с практикой совершения
церковной службы. Изучают
они и церковнославянский
язык – богослужебный язык
Русской Православной Церкви.
О богослужении церковном есть
и будет о чем говорить. Прошедшее через
времена и пространства, через различные
культурные эпохи, церковное богослужение
как общение с Богом и взаимное таинственное
приобщение друг другу остается средоточием
жизни современного христианина,
являясь непосредственным, практическим
выражением его веры, надежды и любви.
Священник Петр ОВСЯННИКОВ,
преподаватель Тобольской духовной
семинарии
|