В 2009 году вагайцы отметили 395-летие своего села. С самого начала появлению села Вагай и соседних селений активно способствовала
церковь Иоанна Богослова. Она объединяла собравшихся сюда людей, формировала духовные основы их жизни.
В том же году православные вагайцы отметили 230-летие действующему зданию церкви и 10-летие ее возрождения после полувекового
поругания.
Предлагаемое изложение истории церкви Иоанна Богослова построено на основании достоверных источников. В частности, у автора
имеются копии документов об организационно-юридическом решении восстановительных работ последнего периода.
Во времена заселения русскими Сибири
было правило: при каждой заимке – Поклонный крест, при каждом селе – церковь,
при каждом городе при церкви – монастырь.
Первый же в Сибири Успенский монастырь, перебазировавшись с устья р. Тобол
под защиту Тобольского городского кремля,
в 1612 году получил большие земельные
территории в долине реки Иртыш, вверх от
Куларовского озера по левому берегу и в
районе Бегишевских гор – по правому, а
также долину реки Вагай. И государственные
бояре г. Тобольска, «пожаловали монастырю
пустое займище от города верст пятьдесят и
больше, реку Вагай по обе стороны и вверх
по Вагаю и со сторонними речками, кои пали
в Вагай, да Бегишевы горы с Бегишевым
озером, и с островом и речкою Лиственкою», – так говорят архивные документы
о передаче вагайских земель монастырю
(Н.А. Балюк «Тобольская деревня XVI-XIX
веков», стр. 104-105).
Получив такие обширные земельные
угодья, монастырь сразу же приступает к
их освоению. Одновременно нужно было
распахивать землю и засевать ее, заготавливать корма для животных, строить жилье
и дворы для скота.
Дозорная книга от 1623 года в числе пяти
селений Вагайской монастырской вотчины
называет монастырский двор: «Во дворе
Успенского монастыря старцы Лаврентий да
Панфил да работных людей детенышев шесть
человек» («Вотчины Тобольского Софийского
дома в XVII веке», стр. 10).
Поскольку монастырский двор обосновывался на реке Вагай надолго, то по мирским
и духовным канонам того времени здесь непременно должен был подняться храм. Так
это и совершилось.
По «Межевой книге Софийских вотчин»
на 1659 год церковь на монастырском дворе
названа определенно: «Знаменского монастыря
село Богословское на реке Вагай. Ограда забрана в столбы. Башня с проезжими вороты.
В ограде церковь Иоанна Богослова да монастырские кельи, а в них живут поселенной, да
служебные старцы. Да конюшенной да скоцкой
дворы а на тех дворах живут монастырские
работники а кто имянно то писано ниже сего...»
(Н.А. Балюк «Вотчины Тобольского Софийского
дома в XVII веке», стр. 65).
По имени данной церкви получило свое
звучное название село Богословское. Но если
первоначально в документах «монастырский
двор на реке Вагай» принадлежал первому в
Сибири Успенскому монастырю, то вскоре село
Богословское отписано за Знаменским монастырем. А объяснение в этом случае такое.
В начале XVII века с образованием первых городов в Сибири складывается своеобразная нравственно-бытовая ситуация. Казаки, стрельцы, другие служилые люди, государственные крестьяне и крестьянеобровольцы,
гулящие люди, первые десятки ссыльных –
все эти люди, с одной стороны, пытаются
жить по законам и обычаям европейской
Руси, пытаются сохранить остатки русского
быта, его порядки и нравы, с другой стороны, как отмечает историк П.Н. Буцинский в
книге «Заселение Сибири и быт первых ее
насельников» (т. 1. изд. Ю. Мандрики, Тюмень,
1999 год), перевалив через Урал,
люди как бы освобождались от
исполнения московских порядков
и законов. А сибирские законы
еще не сформировались, им еще
только предстояло складываться.
Не являли собой пример высокой
нравственности нередко и сами
воеводы и другие чиновники. Еще
практически отсутствовали церкви.
Все это вело к падению нравственности. Стали распространяться
пьянство, насилие, многоженство,
торговля людьми и т.д.
Озабоченные такой ситуацией
Московский Патриарх Филарет
и царь Михаил Федорович принимают меры к наведению и
установлению порядка в Сибири.
Одной из мер было образование
Тобольско-Сибирской епархии.
Первым в сан Тобольского архиепископа был посвящен архимандрит Новгородского монастыря Киприан. Ему
было поручено подобрать нужное количество
священно- и церковнослужителей, других людей, необходимых для образования и работы
архипастырского двора. И вот Киприан, «взяв
с собою монахов, протопопа, протодиакона,
ключаря, несколько священников, дьяконов,
причетников, певчих, детей боярских, несколько простых служителей и даже восемь
семей крестьянских, отправился в Сибирь и
30 мая 1621 года прибыл в Тобольск» (П.Н.
Буцинский).
Таким образом, в 1621 году Тобольск
стал духовным центром Сибири, центром
огромной епархии.
Киприан распорядился в 1623 году построить еще один монастырь в подгорной
части города, с церковью во имя Знаменской
Божией Матери. Монастырь стал называться
Знаменским. В него переведены мужчины.
Переселившись на новое место, они забрали
с собой имущественные права на земледельческие поселения и стали энергично
заниматься делами, приращением богатства.
Новому монастырю и перешли земли по левому берегу Иртыша и в долине реки Вагай.
Дату строительства первой церкви Иоанна
Богослова вряд ли возможно установить. Но
учитывая роль Вагайского монастырского
двора в жизни Тобольского монастыря,
можно смело предположить, что оно велось
буквально в первые годы, одновременно со
строительством келий и дворов для животных,
в которых первоначально жили и ухаживающие за ними работники «калмыцкой породы».
Надо думать, что до строительства каменной церкви Иоанна Богослова (в 1779
году) прежде была деревянная. А поскольку
в деревнях и городах нередки были пожары,
то и церкви, случалось, горели. Но, так или
иначе, а сведений о более ранних, деревянных строениях в архивах я не нашел.
В 1788 году, например, в Тобольске
случился пожар с названием «большой».
Сгорело 10 церквей, Знаменский монастырь,
1100 общественных и жилых зданий. Сгорели
и городские архивные документы, что очень
ограничило возможность в дальнейшем поиска исторических фактов раннего периода.
Как отмечает исследователь истории
Тобольской епархии Н.А. Абрамов в книге
«Город Тюмень» (стр. 100), церкви тогда
строили деревянные. Расположение они
имели крестообразное: крыльцо, паперть,
трапеза и выдававшийся на восток алтарь. Кровли на церквах
были шатровые или со скатами, у
спусков кровли – вырезки фигурные, фигурными были и карнизы.
Главы церквей обшивались тесом
гладко или большей частью чешуей.
Кресты на главах осьмиконечные,
деревянные или железные. Входные крыльца были высокие, о нескольких ступенях, крытые скатом
на две стороны. По обоим бокам
крыльца были балясины точеные
или решетки. Окна в церквах были
косящатые, небольшие, прямые или
кверху полукруглые. Оконницы,
как и кивоты у икон и выносные
фонари, были из слюды. В церквах
было полусветло. Иконы стояли на
полках с фигурными карнизиками.
Царские двери, кверху полукруглые,
в два створа, гладкие или резные.
Сосуды для причащения в селах и
слободах были оловянные. Иконы начинали
писаться в Тобольске при архиерейском
доме. Колокольни устраивались большей
частью отдельно от церкви. Они были в
несколько ярусов, выше самих церквей.
Верхи колоколен круглые, шатровые или
пирамидальные, крытые гладью или чешуйчато. Церкви строились из сосны или кедра
в расчете на многие десятилетия.
Священников стали посылать в Сибирь
вместе с семействами сразу после сообщения в Москву о покорении Сибири. При
построении церквей умножалось и число
присылаемого духовенства. На содержание
из казны отпускались для священников
жалования: деньгами – по восьми рублей и
хлебного – по пяти четвертей ржаной муки,
по четверти круп и толокна.
Обитателям с. Богословского –
православие
В книге Н.А. Балюк «Вотчины Тобольского Софийского дома в 17 веке» перечисляется все мужское население монастырского
двора в селе Богословском по переписи 1659
года: «За оградою церковные причетники. Во
дворе поп Иван Дементьев сын Обряда у
него сын Стенька пашни не пашет.
Во дворе бывшего Богословского попа попадья Анница Дмитриева у нее дети Ивашко
6 лет Ивашко ж 3 лет.
Во дворе дьячок Фимка Ларионов сын
Попов у него дети Данилко 5 лет Савка 2
лет кормитца из монастыря ругою.
Во дворе Пономарь Оска Ларионов пашни
не пашет кормится из монастыря ругою.
На монастырском конюшинном и скоцком
дворах живут работники Ивашко Афанасьев
сын калмык дал ево в монастырь вкладом
вагайский же Богословский поп Кузьма
Иванов и крепость на его в монастыре есть.
Андрюшка Гаврилов сын Стеклей у него
сын Матюшко году а дал ево вкладом тобольский сын боярский Федор Шульгин женат на
монастырской калмынке и крепость на него
в монастыре есть.
Кузьменко Иевлев сказал родился де
он на Пыскорь отец ево был Спасково монастыря бобыль а он Кузьменко пришел в
Тобольск и женился Знаменского монастыря
на Вагайском дворе на дворовой купленной
калмынке у нево сын Ганка 2 лет.
Во дворе Алешка Михайлов сын калмык
куплен в монастырь у Ямыша-озера.
Во дворе Оська Иванов сын Мухлыга монастырский бобыль старинной. Во дворе Мишка Иванов сын Глушенок у него дети Васька
15 лет Иванко полугоду у него брат Ерешка
30 лет переведен он Мишка из крестьян из
монастырской Шапошниковой деревни.
Конюхи Лаврушко Герасимов сын Тугуков
крестьянский сын.
Иванко Герасимов сын Бухаркин мать
ево Дунку Бухарку дал вкладной тобольский
сын боярский Савва Жимотин а он Ивашко
родился за монастырем.
Коровник Ивашко Иванов сын Остяк
у него дети Васька 16 лет Ивашко 10 лет
Сидорко 6 лет у него ж пасынок Якунька
Прокопьев 20 лет а дал его Ивашка за вклад
Тихон Григорьев крепость на него Ивашка в
монастыре есть.
Повар Ларька Игнатьев сын Ярков из
монастырских бобылей.
Хлебники Петька Кирилов Мишка Харитонов из монастырских бобылей».
По данному списку видно, как формировался монастырский двор. В 16 хозяйствах
обитало 28 душ мужского пола. Здесь и
русские бобыли (безземельные крестьяне),
и калмыки, и остяки, и бухарки. Были и
наемные работники, и половники (работавшие за половину). У каждого в монастырь
был свой путь. Одним из распространенных
способов получения работных людей и имущества был вклад (взнос) «за помин души».
Тобольские боярские дети, например, в расчете на старость давали в монастырь людей
пленных, купленных, ворованных. В Сибири в
то время еще сохранялась торговля людьми,
хотя царские указы запрещали это. Наиболее известен был рынок торговли людьми у
Ямыш-озера. Русские торговали калмыками.
Татары продавали остяков. Женок привозили
бухарцы. Покупали-продавали недорого –
примерно 2 рубля 60 коп., немного дороже
лошади.
Вот в церкви Иоанна Богослова крестили этих разнородных людей, обращали их
в православие. Эти люди создавали семьи.
Рождались дети. Так на Вагайском монастырском дворе создались первые поколения
сибиряков-вагайцев: Ярковых, Остяковых,
Калмыковых, Иевлевых и т.д.
Зато в окрестностях Богословской церкви
были очень крупные по тому времени селения. В деревне Березовской в 16 дворах
был 61 человек мужского пола (д.м.п.), в
Богословском Погосте (ныне Старый Погост)
в 38 дворах обитало 106 д.м.п., в Изюке в
9 дворах проживало 35 (4 мужчин на двор).
В этих селениях проживали Карповы, Лепехины, Долгошеины, Ослины, Чусовитины,
Кузнецовы, Сергеевы, Байдашины, Зятьковы,
Тунгусовы, Сухинины, положившие начало
старинным сибирским родам первой поселенческой волны. Их потомки до недавних
пор составляли основную часть населения
этой территории. Даже некоторые семьи из
этих родов монастырский двор переселял на
вновь приобретенные земли.
(Продолжение следует…)
Петр КУТАФИН
|